Главная » 9 мая - День Победы, Тема номера

«Ленинградцы выстояли, потому что они были сильны духом и никогда не сдавались»

Игорь Вячеславович Ясиницкий на встрече со школьниками литературного  объединения «МЫС». Фото Н.В.ПРОКУДИНОЙ

Игорь Вячеславович Ясиницкий на встрече со школьниками литературного объединения «МЫС». Фото Н.В.ПРОКУДИНОЙ

Детское литературное объединение «МЫС» Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга связывает с Советом ветеранов войны и труда СПбГУ (председатель И.П.Зиновьев) многолетнее сотрудничество. Полное взаимопонимание, поддержка, систематическая помощь, коллективный опыт Совета ветеранов создали удивительную обстановку общения с универсантами разных факультетов и разных возрастов.  Дети получили уникальную возможность разговаривать с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися университетскими учеными, общественными деятелями, которые щедро делятся своим жизненным опытом.

Когда в очередной раз мы обратились к Иннокентию Павловичу Зиновьеву с просьбой «командировать» для встреч с детьми интересного человека, он рекомендовал Игоря Вячеславовича Ясиницкого, профессора кафедры физической культуры и спорта СПбГУ.

Игорь Вячеславович Ясиницкий в блокадном Ленинграде, будучи подростком, прошел хорошую школу рабочего человека: вначале приобрел опыт сапожника, затем — печных дел мастера.

До этой встречи университетский профессор не имел опыта общения со школьниками младших классов, но зоркое око одной третьеклассницы еще до того, как он вошел в лекционный зал, определило безошибочно: «умный и добрый». Не упрощая разговора о голоде, холоде и других тяготах, обрушившихся на ленинградцев, Игорь Вячеславович откровенно отвечал на вопросы детей о своих переживаниях, образе жизни, отношениях между людьми. В память юных врезались словесные картины  трудового обучения мальчика сапожниками-инвалидами, не взятыми на фронт, их стремление научить добросовестно и качественно чинить обувь фронтовиков. Маленький женский коллектив печников (в то время в Ленинграде повсеместно было печное отопление) выполнял очень тяжелую, но  очень нужную  ленинградцам работу: складывали кирпичные печки и чистили дымоходы. Они  научили Игоря и его товарища нести тепло, а вместе с ним и  добро людям.

Рисунок Даши Выгонной, ученицы 2 «А» класса школы № 489

Рисунок Даши Выгонной, ученицы 2 «А» класса школы № 489

В ходе разговора Игорь Вячеславович называл книги, из которых дети могли бы узнать о блокаде подробнее. Кто-то слушал, записывал, а один второклассник сразу же позвонил маме с просьбой купить книги о блокаде.

Дети подарили Игорю Вяче-славовичу танец, подготовленный под руководством педагога-организатора школы № 489 Н.В.Курчевских. Вручили и свои поделки, изготовленные на уроках труда. Просили обязательно прийти еще.

В заключение встречи Игорь Вячеславович пожелал своим слушателям никогда не знать войны.

После встречи с ветераном И.В.Ясиницким детям было предложено два вида работ (на выбор): непосредственный отклик — впечатление о встрече и рисунок (такую работу выбрали в основном второклассники); отклик-рассуждение, совмещающий размышления о пережитом И.В.Ясиницким во время блокады и тем, с чем столкнулись  в экстремальных ситуациях  близкие детей или литературные

Рисунок Егора Снеткова, ученика 2 «В» класса школы № 489

Рисунок Егора Снеткова, ученика 2 «В» класса школы № 489

герои. (Этот вид работы выбрали четвероклассники.)

Предоставим слово юным авторам.

Владимир Ющенко, ученик 2  «А» класса школы № 489:

«В литературном объединении «МЫС» была встреча с Игорем Вячеславович Ясиницким.

Игорь Вячеславович рассказывал о героической обороне Ленинграда и жизни в блокадном городе. Рассказывал, как работал трубочистом — поднимался на крыши домов  и чистил трубы. Еще работал сапожником.

Меня удивила жизнь в блокадном городе. Как можно выжить без света, тепла и еды?! Ленинградцы выстояли, потому что они не боялись фашистов и мужественно сражались с ними.

Я учусь у Игоря Вячеславовича мужеству, упорству и любви к Родине».

Егор Снетков, ученик 2 «В» класса школы № 489:

Рисунок Кристины Чеусовой, ученицы 2 «А» класса школы № 489

Рисунок Кристины Чеусовой, ученицы 2 «А» класса школы № 489

«…Особенно меня удивило то, что оружие, которое не могли победить враги, назвали женским именем «Катюша». Я думаю, что ленинградцы выстояли потому, что любили свой город и верили в победу над фашистами».

Николай Колобякин, ученик 2 «В» класса школы № 489:

«…Меня особенно удивило, как наши войска сумели выгнать врага с территории нашей страны.

Ленинградцы выстояли, потому что наша армия была сильная и выносливая и потому что люди очень любили свою Родину, свой город, своих близких и родных и хотели их защитить».

Даша Выгонная, ученица 2 «А» класса школы № 489:

«…Ленинградцы выстояли блокаду,  потому что они были сильны духом и никогда не сдавались».

Элина Лычёва, ученица 4 «А» класса школы № 489:

«И.В.Ясиницкий рассказывал о том, как он был на войне. Как работал сапожником и трубочистом… На войне он не трусил, не боялся и выполнял поручения взрослых. Наверное, это очень страшно и в то же время надо защищать свою Родину.

А на встрече было очень интересно и увлекательно слушать».

Алина Иванова, ученица 4 «Б» класса школы № 358:

«Что я поняла из рассказа Игоря Вячеславовича и других ветеранов. Война — это страшно… Но она же и объединяет людей, делает их сильнее… И еще меня поразило то, что все были вместе, были слова «Родина», «долг», «родной город».

Я очень люблю мою прабабушку. Она в блокаду сбрасывала фугаски, работала на заводе, рыла окопы. Она так же отстояла мой город, чтобы я жила в нем счастливо…»

С.П.Кудрявцева

педагог дополнительного образования ДД(Ю)Т Московского района;

И.М.Борзенкова,

классный руководитель 2  «А» класса ГБОУ СОШ № 489;

Н.В.Прокудина,

классный руководитель 2 «В» класса ГБОУ СОШ № 489;

И.А.Пестрикова,

классный руководитель 4 «Б» класса ГБОУ СОШ № 358;

О.В.Литвинова,

классный руководитель  «А» класса ГБОУ СОШ № 489

Новости СПбГУ