IV День поэзии — от дебютантов до мэтров
21 марта, в Международный День поэзии, в СПбГУ уже в четвертый раз прошел праздничный литературный вечер.
Любовь к стихотворному слову на факультете социологии настолько велика, что ученым уже впору задуматься о создании принципиально нового направления в науке — «поэтической социологии». А если серьезно, то вряд ли в новейшей истории Университета когда-либо еще проходили такие теплые, задушевные и необыкновенно демократичные встречи. И студенты, и преподаватели, и именитые профессора, один за другим выходящие читать свои стихи перед внушительной аудиторией, здесь равны. Мало того, и в поэтическом даре между ними конкуренции нет — любой уровень мастерства и опыта принимается слушателями с искренним восторгом и симпатией.
Идея отмечать День поэзии на факультете родилась несколько лет назад у знаменитого ученого, одного из основоположников петербургской университетской социологии в 90-е годы, заведующего кафедрой теории и истории социологии СПбГУ, профессора Асалхана Ользоновича Бороноева. По его собственному признанию, сам он стихов не пишет, но очень любит их читать, постоянно пополняет личную библиотеку поэтическими сборниками, с давних пор поддерживает отношения со многими петербургскими авторами, а также с сотрудниками известных литературных периодических изданий, открывших в свое время немало талантов, — «Литературной газеты», журнала «Аврора». Узнав когда-то, что многие преподаватели и студенты факультета не чужды этому виду творчества, Асалхан Ользонович решил ежегодно проводить встречу, на которой возможность выступить получили бы и новички, и признанные мастера жанра. Инициативу с удовольствием подхватил Студенческий совет факультета социологии, который взял на себя все хлопоты по организации праздника — от поиска и регистрации участников до изготовления оригинальных афиш и плакатов, а также оформления зала для мероприятия. «Ребята очень активно работают, каждый год очень увлеченно, очень творчески относятся к этой задаче. А прививать любовь к поэзии в молодых сердцах мне кажется необычайно важным — поэзия помогает и в осмыслении своего жизненного пути, и в преодолении препятствий, даже в учебе и работе!», — считает Асалхан Ользонович.
В свою очередь, профессор старается ежегодно приглашать интересных для студентов и преподавателей гостей. Например, в прошлом году таким гостем стал знаменитый российский поэт и бард, вице-президент Грушинского фестиваля авторской песни, лауреат многочисленных литературных премий (в том числе и премии «Высокий стиль» в номинации «Поэзия» в 2012 году), обладатель российского титула «Король поэзии», корреспондент «Литературной газеты» Владимир Иванович Шемшученко. По словам профессора Бороноева, выступление поэта так понравилось универсантам, что в этом году его решено было пригласить снова. По традиции, вечер разделили на две части — в первой выступили «хозяева» — представители СПбГУ, во второй — гости.
О любви, политике и о зонтах
На этот раз, кроме студентов и преподавателей факультета социологии, в литературном вечере приняли участие и представители факультета международных отношений Университета. В основном первокурсники-дебютанты, которым предстояло в первый раз выйти со своими произведениями перед такими уже искушенными слушателями, какими стали социологи СПбГУ. Но юноши и девушки справились с поставленной задачей и сорвали вполне заслуженные аплодисменты. И Юлия Борисовская, которая прочитала стихотворение о борьбе с судьбой, написанное ею на испанском языке, и Екатерина Толстова, которая облекла в поэтическую форму глубокие переживания юной души, и особенно Иван Новиков, провозгласивший настоящую оду такому, казалось бы, обыденному предмету, как зонт:
Хвала зонтам! Они сближают
В пути застенчивых сердец,
Они от холода спасают,
В котором льет вода с небес.
Они, под куполом гремящим,
Заставят обо всем забыть.
Берите зонт с собою чаще,
Чтоб от прохлады не остыть.
Впрочем, и студенты факультета социологии, среди которых также оказались начинающие поэты, не отставали, поразив слушателей широтой выбранных для своих стихотворений тем. Как выяснилось, ребят волнуют не только романтика и любовные отношения, которые издревле прочно заняли свою нишу в поэзии, но и взаимоотношения с родителями, политическая и социальная ситуация в нашей стране, философия, и конечно, дорогой сердцу каждого Петербург. Эти и другие темы прозвучали в стихотворениях Екатерины Скворцовой, Анастасии Головневой, Алины Бондарь, Тимофея Демина. Уже опытные участники литературного вечера студентки-третьекурсницы Любовь Чернышова и Анастасия Сеничева выступили с музыкальным номером, исполнив известную песню из репертуара Аллы Пугачевой «Ты знаешь, все еще будет». Этот по-настоящему весенний, жизнерадостный порыв подхватила студентка 3 курса Кристина Лазаревич — специально к литературному вечеру она написала стихотворение в виде записок, похожих на краткие сообщения в современных социальных сетях.
Записки
Почему так много платьев
И немного в кошельке?
У меня большая скатерть
И ничего в кофейнике.
В холодильнике мышата
Вынимали из петли
Свою маму, как когда-то
Их из теста сделали.
А окно мое, как праздник,
Шторки разноцветные.
Я зашторю дождь-проказник –
Будет снова лето!
Будет снова мама рядом
И сестра уроки делать.
До звонка опять ребята
Будут на обеды бегать.
Почему так много света,
Если солнце в пелене?
Потому что есть конфеты,
Есть друзья и много дел!
У меня большие планы,
Что захватывает дух!
И не пыль в моих карманах —
Это тополиный пух.
А вот Маргарита Кособуцкая, прочитавшая свое «немножко сказочное, немножко философское» стихотворение, заставила присутствующих задуматься о смысле любви.
Философия любви
Розовый куст спал, никем
не разбуженный.
Жизнь в нем застыла
от зимней стужи.
Пташка порхала, крылом
задевая
Ту, что когда-то любовь
вызывала.
Ветки сломались, бутоны
поникли…
Век у любви, как у розы, —
велик ли?
Часто в душе нашей зреют
сомненья —
Недолговечны любви
наслажденья!
<…>
Никто не заметил в лесной
круговерти,
Как пташка наткнулась
на острый шип смерти.
Роза снова алела зарей
на востоке
И щедро дарила любви вечной
вздохи,
Вновь ожидая, когда же, в упреке,
Влюбленный сломает ее
и бросит под ноги.
Весьма удачным оказался дебют на поэтическом поприще первокурсника-социолога Дмитрия Терехова, который увлекается сочинением текстов для авторских песен. Его стихотворение «Гроза» произвело огромное впечатление даже на взрослых поэтов.
Гроза
На мокром небе — дым и тушь.
Осенний вечер поздний.
Серебряные ноты — в пустоту
Плывут, как сказочные гости.
И письма на моем стекле —
Прямая связь между мирами.
Мы остаемся снизу, на земле,
А облака ползут над нами.
Мы остаемся снизу, на земле
Как брошенные маленькие
камни.
Забытые газеты на скамье
И наспех заколоченные ставни,
Забитые ненужными словами,
Таящими в себе мирскую суету…
На ощупь, голыми руками
Искали в лицах ближних
красоту.
Несутся времена во мгле,
И берег омывается волнами.
Мы остаемся снизу, на земле.
А облака ползут над нами.
На береге играется лазурь,
На береге играются приливы.
Там, где проходят сотни бурь
И слышаться забытые мотивы.
И бури те ломают горизонт,
Луна резвится на качелях.
Мы видим явь, мы видим сон.
Мы видим то, что мы хотели.
Неважно, сколько будет лет,
Кто будет богом, кто —
рабами,
Мы будем там же, снизу,
на земле,
А облака ползти над нами.
Осталась ночь. Забытые
газеты.
Остался одинокий тротуар.
Хоть я не вспомню все
моменты,
Но в небе был большой пожар.
Была гроза. Гроза как искупленье.
Гроза как чистый белый свет.
Гроза — покой. Гроза —
волненье.
Гроза — любовь. Гроза — поэт.
Была гроза в каком-то
сентябре.
Была гроза и шла она веками.
Мы оставались снизу, на земле.
А облака ползли под нами.
Наука как вдохновение
Среди преподавателей и сотрудников факультета социологии практически невозможно найти того, кто был бы равнодушен к поэзии. И очень многие пишут сами — опыт большинства ученых в стихотворном творчестве порой сравним с их опытом и достижениями в науке. В СПбГУ и в Петербурге хорошо знают творчество директора НИИКСИ факультета социологии, профессора Валентина Евгеньевича Семенова, доцента кафедры социологии культуры и коммуникаций Натальи Ивановны Боенко, старшего преподавателя кафедры социального управления и планирования Аллы Александровны Русалиновой, научного сотрудника НИИКСИ Лидии Ивановны Сугаковой и других. Их выступление на вечере показало, что поводами для творчества могут стать самые разные темы, которые оказываются в поле зрения социологов. Вопросы, связанные с восприятием и осознанием человеком окружающего мира, самооценка и самосознание, наблюдение за изменениями в обществе, нравственные нормы и ценности, современные проблемы образования и культуры, история и судьба города и страны в целом. Более того, преподаватели факультета социологии уже привыкли формулировать в стихотворной форме и личные переживания, и даже отношение друг к другу, выражая признательность, уважение и благодарность. А иногда стихи превращаются в средство полемики друг с другом — и как показала практика, очень удачное. Так, преподаватель факультета социологии Лариса Васильевна Новикова сочинила стихотворение в ответ на утверждение одного из своих коллег о том, что «человек свободен».
Что за дерзость, за смелость?
Ишь чего захотелось!
Разве станешь свободней
от ума преисподней?
Где тяжелые мысли
словно гири повисли
От души закоулков,
Где то тихо, то гулко?
Где ютятся тревоги,
Как у речки пороги.
А в любви — мы свободны?
Наши дни — беззаботны?
Все поет и лучится?
Нет, любовь не бесчинство,
Эти узы от Бога,
Крепко свяжут любого.
Мы не боги, мы люди,
Мы завидуем Будде.
Разве можно, скажи мне,
Быть свободным от жизни?
«…Многие из тех, кто пишет стихи, не притязая на звание профессионального поэта, сознательно или бессознательно занимаются самопознанием. Выражая в сжатой форме владеющие ими чувства или тревожащие их проблемы, они определяют свое отношение к ним, равно как к событиям своей жизни, вызвавшим чувства и послужившим причиной проблем». Этими словами в сборнике своих стихов «Знакомство с собой (обратный отсчет)» высказал определение того, зачем нужна поэзия в повседневной жизни, еще один поэт факультета социологии — профессор кафедры теории и истории социологии Петр Иванович Смирнов. Известный как автор проникновенной любовной лирики, воссоздающей почти забытые сегодня идеалы рыцарства и преклонения перед Прекрасной Дамой, знаток истории, литературы и французского языка, на литературном вечере Петр Иванович представил один из своих переводов стихов знаменитого французского поэта Поля Верлена.
Рыцарь Несчастье
Доблестный рыцарь — Несчастье — лицо скрыв
под маской свое,
Молча вонзил в мое старое
сердце копье.
И брызнула кровь моя
алой струей,
А после, под солнцем, с цветов
испарилась с росой.
Мрак очи покрыл мне, боль
вырвалась криком,
И умерло сердце мое
в содрогании диком.
А рыцарь Несчастье спустился
с коня,
Нагнулся ко мне и коснулся меня.
Свой палец железный ввел в рану
мне он,
И голосом твердым изрек
свой закон.
И, соприкоснувшись с железом
холодным,
Вдруг ожило сердце, став
чистым, свободным.
Ах! Юное, бодрое сердце в груди
бьется вновь
И гонит по жилам горячую
кровь.
Я дрожал в опьяненье,
еще не веря немного,
Как человек, увидавший
явление Бога.
А славный мой рыцарь поднялся
в седло,
И речь его ветром ко мне
донесло:
(Я слышу еще этот голос
железный)
«Впредь — берегись! Только раз
со мной встреча полезна!»
«Муза — кровожадный зверь…»
Вдохновленный выступлениями поэтов из СПбГУ, специальный гость вечера Владимир Шемшученко признался, что когда-то он и помыслить не мог, что будет писать стихи. И подчеркнул, что поэзия никогда не была для него осмысленным практическим выбором. Одно из его произведений даже заканчивается словами «была бы на то моя воля, ни строчки бы не написал!». Получив образование в Киевском политехническом институте, он начинал работать учеником слесаря на заводе, на котором впоследствии стал директором. Но призвание оказалось сильнее — его любительские опыты стихосложения и авторские песни оказались настолько заметны, что прежняя карьера безропотно уступила место новой, поэтической. Поэтому сам Владимир Иванович хорошо понимает как начинающих, так и опытных поэтов-любителей. «Меня очень радует, когда человек не просто “грызет гранит науки”, а обращается к поэзии, литературе. Считаю, что это правильно — полноценный человек должен быть “пропитан” культурой слова. Кстати, вопреки распространенному мнению, что молодежь в наше время отвыкла не то что писать, а даже читать стихи, могу отметить, что это не так! Я много езжу по стране, веду мастер-классы по поэзии, и вижу, что тяга к этому есть, и очень большая. Люди и читают, и пишут, в советское время столько не писали!».
Но при этом, подчеркнул Владимир Шемшученко, даже поэтам-любителям необходимо учиться, не забывать об основных принципах стихосложения, постоянно читать классиков, особенно русской поэзии. «Мы же не садимся управлять самолетом, если не знаем, как это делать. Здесь — то же самое. Природный дар может присутствовать, но «литературную бурсу» все равно проходить надо. Тогда более точно сможешь выразить мысль. Молодежи советую это учитывать. Когда поучишься, почитаешь мастеров, становится неловко глядеть на свои первые опыты. Принято считать, что писать стихи просто, но на самом деле это тяжелый, страшный труд! Бог бросает нам не бриллианты, а булыжники, кирпичи, куски мрамора или гранита. И что ты из этого сделаешь — безделку или шедевр — зависит только от тебя. И Муза — не фея в розовом платьице, а страшный, кровожадный зверь, который съест тебя живьем и выпьет без остатка! Ведь каждый поэт, который писал до тебя, использовал те же слова, выражал похожие чувства и мысли. А нужно силой своего таланта вдохнуть в эти всем знакомые слова новую жизнь. Нужно творить, дерзать, создавать эту новую жизнь, новую объективную реальность. Если тебе это удастся — произведение начинает жить независимо от твоего сознания».
Писать стихи на русском языке, считает Владимир Иванович, сложнее в несколько раз, чем на каком-либо другом, это особая миссия и особая ответственность. Ведь если в странах Европы и США, например, рифмованная поэзия уже отходит на второй план, то русская силлабо-тоническая система стихосложения по-прежнему актуальна. Но и задает она множество ограничений — ритм, размер, рифма, ударение и тому подобное. «И вот в этих жестких рамках, в системе этих ограничений, в этом малом количестве слов нужно умудриться еще что-то сказать. Выразить что-то такое, чего никто раньше не видел. Показать, как нас озарило, “стукнуло по голове”, как сместился наш угол зрения».
Сам Владимир Шемшученко продолжает многие годы придерживаться этой сложной системы. Как это у него получается, смогли увидеть все участники литературного вечера на факультете социологии. Специально для своего длившегося около часа выступления поэт подобрал весьма своевременные произведения — посвященные любимому Петербургу и его всем слишком хорошо известным погодным аномалиям. В самом деле, трудно не узнать эти приметы и вызываемые ими чувства в таких образах, как, например, «у зимы петербургской несносный характер весьма», «в плиссированной юбке на берег выходит река», «сугробы оплыли, как талые свечи», «мне уже никогда не поймать этот снег»… Впрочем, именно в этом особом характере города, утверждает поэт (и с ним трудно не согласиться), таится его очарование и хранится разгадка его вечной тайны. Ведь рано или поздно на смену зиме всегда приходит весна. А весна в Петербурге — то, что просто обязан хоть однажды пережить каждый.
Метели злились и кружили,
Но выдохлись. И сдулась тьма.
Мы эту зиму пережили.
Прощай, зима!
Прощайте, лютые морозы,
Прощайте, шубы и пальто,
Мой город вынул, как занозы,
Ледышки из колес авто.
Мы еще кашляем и чахнем
На сквозняке балтийских вьюг,
А у метро — мимозой пахнет,
И значит — всё, зиме каюк!
Давай помашем ей руками,
Она свое взяла с лихвой!
«Петр» в переводе значит
«камень»,
Пусть так. Но город-то —
живой!
Он весь — травы подснежной
запах,
И море в ледяном венке,
И серый снег на задних лапах,
И лед, оживший на реке.
Не менее часто, чем Петербург и его погода, на создание стихотворений Владимира Шемшученко вдохновляют сложные коллизии любви и дружбы, семья и одиночество, социальные проблемы и то, что принято называть «духом времени». Как истинный поэт, он может рассказать в стихах обо всем, будь то сложнейшие этапы в истории нашей страны или… домашняя кошка, уютно устроившаяся в теплом уголке. Особая эстетика стихотворений Владимира Шемшученко, несмотря на индивидуальность его авторской позиции и нередко злободневную актуальность, навевает мысли и мечты о какой-то прекрасной, дружелюбной, невероятно человечной эпохе, которую когда-то воссоздавал в своих фильмах Эльдар Рязанов — эпохи то ли давно ушедшей, то ли еще не наставшей… Это впечатление усиливается благодаря тому, что многие из стихов поэта в действительно являются песнями. Которые автор также исполнил на вечере — причем на своей гитаре, купленной, по его словам, за «огромные деньги» — 70 рублей в далеком 1969 году!
Невероятным, но вполне, впрочем, уместным в жанре литературы совпадением можно посчитать тот факт, что именно в 1969 году в нашем городе появился легендарный литературный журнал «Аврора». Именно в нем когда-то начинали печататься Владимир Высоцкий, Василий Шукшин, Сергей Довлатов. Он продолжает выходить и сегодня, публикуя произведения авторов со всей России, о чем участникам встречи напомнили и другие специальные гости факультета социологии. Заместитель главного редактора журнала «Аврора» Игорь Поляков и член редколлегии, поэт и прозаик Кира Грозная отметили, что услышали на вечере немало стихотворений, особенно начинающих поэтов, вполне достойных опубликования в журнале. Кира Грозная, которая возглавляет в журнале направление «Дебют», также прочитавшая на вечере собственные стихи, пригласила студентов СПбГУ попробовать силы и прислать образцы своего творчества в редакцию. «Возможно, именно с открытия этих талантов начнется новая славная эпоха в истории журнала», — заметил Игорь Поляков.
Между тем, если публикация в журнале «Аврора» остается пока вопросом открытым, то выпуск нового поэтического сборника на факультете социологии уже не за горами. Эта книга под знаковым названием «Социология души» станет уже третьей из серии.
Татьяна Семме