Русское дворянство и его роль в развитии науки в России
Огромный вклад в жизнь нашего отечества внесло русское дворянство. Большая его часть прославила Родину, ревностно служа российской армии в мирное время и доблестно воюя на полях сражений. Другая часть трудилась на благо отечества, способствуя развитию его науки, искусства и промышленности.
Некоторые из этих замечательных людей были незаслуженно забыты. Теперь их имена и дела возвращаются к нам, и мы хотим вспомнить их личные заслуги перед Россией и выразить наши чувства признательности за их служение Родине и народу. Статья посвящена светлой памяти русских дворян, сыгравших важную роль в развитии науки и культуры России.
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (урожденная Воронцова) (1744-1810) получила блестящее образование и стала одной из образованнейших женщин своего времени. В 1783 году императрица Екатерина II назначила Е.Р.Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук, президентом которой был граф К.Разумовский. Таким образом, Дашкова стала первой в мире женщиной, управляющей Академией наук. Под ее руководством был осуществлен ряд ценных изданий Академии, в том числе собрание сочинений М.В.Ломоносова, труды других российских ученых. Она руководила изданием журнала «Собеседник любителей российского слова», в котором печатались Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин и др. В октябре 1783 года Е.Р.Дашкова была назначена президентом открытой по ее предложению Российской Академии и в течение 11 лет находилась во главе двух академий. Выдающимся событием в истории и культуре России стало издание Российской Академией в 1789-1794 годах «Словаря Академии Российской» в шести томах, первого толкового словаря русского языка, к составлению которого были привлечены видные ученые и литераторы. Этот словарь явился вершиной научных и организаторских способностей Е.Р.Дашковой. Заметим, что Российская Академия просуществовала с 1783 по 1841 год. В 1841 году по указу императора Николая I она была преобразована в Отделение русского языка и словесности Санкт-Петербургской Академии наук (АН), а в 1899 году по представлению президента АН высочайшим указом Николая II было узаконено создание Разряда изящной словесности в стенах АН. Вернемся к творчеству Е.Р.Дашковой. Последующие годы жизни Екатерина Романовна провела в работе над мемуарами. Рукопись ее “Записок” попала за границу и была издана на английском и французском языках. В XX-XXI веках происходит возрождение имени Е.Р.Дашковой. В 1992 году был создан Московский гуманитарный институт (МГИ) имени Е.Р.Дашковой, при котором образовано общество, изучающее жизненный путь и литературное наследие княгини. Ежегодно проводятся Дашковские чтения. В 1999 году МГИ учредил медаль княгини Е.Р.Дашковой “За служение Свободе и Просвещению”. В честь 250-летия со дня рождения Е.Р.Дашковой Российской Академией наук были организованы юбилейные мероприятия, а через 10 лет было предпринято переиздание “Словаря Академии Российской 1789–1794 гг.” как выражение глубокой признательности потомков за ее научный подвиг.
Поэт, художник, музыкант, военачальник, ученый, более четверти века возглавлявший Императорскую академию наук. Все это счастливо сочеталось в одном человеке. Этим человеком был его Императорское Величество Великий князь Константин Константинович Романов (1858–1915). Великий князь видел свое предназначение в служении отечеству и народу. Об этом он писал в одном из своих лучших стихотворений:
Но пусть не тем, что знатного
я рода,
Что царская во мне струится
кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь.
3 мая 1889 года император Александр III подписал указ, в соответствии с которым великий князь Константин Романов был назначен президентом Императорской академии наук, одиннадцатым по счету с момента ее основания в 1725 году. Великий князь к этому времени хорошо зарекомендовал себя на военной службе: в 19 лет он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество во время русско-турецкой войны, успешно командовал ротой гвардейского полка. Он был членом Общества естествознания, антропологии и этнографии, вице-президентом Русского музыкального общества, много занимался поэзией, музыкой. В эти годы Россия, ступившая на капиталистический путь развития, крайне нуждалась в укреплении отечественной науки, утратившей позиции, завоеванные ею в XVIII — начале XIX веков. Чувствуя огромную ответственность на посту президента АН, великий князь завел особый порядок, который сохранялся, с незначительными изменениями, на протяжении всех 26 лет руководства им этим научным учреждением. Состоял он в том, что вице-президент или секретарь Академии регулярно 2-3 раза в месяц письменно докладывали президенту обо всех наиболее важных событиях, имевших место в Академии. Великий князь проводил совещания, давал указания помощникам, принимал решения. Благоприятные изменения произошли уже через несколько месяцев. Прежде всего, великий князь добился значительного увеличения бюджетных ассигнований для Академии наук. Ежегодное жалованье ученым было повышено. Существенную прибавку к жалованью получили сотрудники среднего и нижнего звена — лаборанты, ассистенты, хранители фондов. В этом была гражданская позиция президента. Сам же он наотрез отказался от зарплаты, положенной президенту.
Великий князь также добивался получения средств, необходимых для осуществления отдельных научных проектов. С его именем теснейшим образом связаны организация и проведение многих научных экспедиций, важных как для России, так и для всего мира. За первые 10 лет пребывания великого князя на посту президента Императорской академии наук при его непосредственном участии было организовано 12 крупных экспедиций, благодаря которым отечественная наука значительно продвинулась в своем развитии. В мае 1899 года стартовала экспедиция к острову Шпицберген. Продолжалась она долгие 16 месяцев и оказалась настолько успешной, что современники считали ее “важнейшим предприятием академической жизни 1899 года”. Немалые средства удалось получить на проведение Русской полярной экспедиции 1900 года, которую возглавлял талантливый исследователь Арктики Э.В.Толль. Во время плавания и зимовки у берегов полуострова Таймыр и острова Котельный члены экспедиции выполнили чрезвычайно важные для науки гидрографические, физико-географические и геологические исследования. Были организованы экспедиции в Туркестан, в Македонию и другие районы. За годы президентства великого князя были осуществлены и другие проекты. Едва вступив в должность, он начал думать о достойной подготовке к Пушкинскому юбилею. Нужно было выпустить в свет хотя бы первый том собрания сочинений Пушкина, провести конкурс на создание памятника поэту, приобрести в казну Михайловское, создать фонд Пушкина. А спустя несколько лет после 100-летнего юбилея А.С.Пушкина великий князь предложил создать “Дом Пушкина”. В результате его многолетних усилий Пушкинский дом стал прекрасным памятником великому русскому поэту. Памятник великому поэту России М.Ю.Лермонтову президент АН поставил на свои средства против Николаевского кавалерийского училища. В 1911 году по инициативе великого князя была начата работа к 200-летнему юбилею М.В.Ломоносова. К сожалению, осуществлению проекта по созданию Ломоносовского института помешала Первая мировая война. Великий князь активно содействовал изданию произведений русских писателей под эгидой АН, хлопотал о выделении средств на это благородное дело. При нем вышли в свет академические книги, имеющие общекультурное значение: 5 томов полного собрания сочинений А.С.Пушкина, переписка поэта в 3-х томах, книги памяти В.А.Жуковского и Н.В.Гоголя, работа Б.Н.Меншуткина “Михайло Васильевич Ломоносов” и др. Был предложен список писателей, чьи произведения намечалось издать. В него вошли 64 фамилии: Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, А.С.Пушкин, Л.Н.Тол-стой, А.П.Чехов и другие. При этом предлагалось издавать произведения отечественных классиков по доступной цене. Одной из важнейших забот великого князя Константина Романова была Библиотека Академии наук (БАН). В начале XX века библиотечные хранилища, которые находились в здании Кунсткамеры, оказались переполненными. После долгих переговоров с министерством финансов для нового здания БАН был выделен участок территории на Васильевском острове. Строительство началось в 1912 году и к началу Первой мировой войны было в основном закончено. При великом князе также проводилась коренная перестройка деятельности академических музеев. Значительно были увеличены ассигнования на содержание Музея антропологии и этнографии (1898), было построено прекрасное здание для Зоологического музея. Главнейшей задачей Академии президент считал развитие и повышение уровня образования в стране, распространение просвещения в широких народных массах. Особую тревогу вызывало тяжелое положение в стране с женским образованием. Даже президенту Академии наук не под силу было решить вопрос об окончательном возвращении на родину выдающегося ученого С.В.Ковалевской, которая не могла найти работу по специальности в России и вынуждена была уехать в Швецию. Однако великий князь способствовал тому, что в декабре 1889 года С.В.Ковалевская была избрана членом-корреспондентом Императорской академии наук по физико-математическому отделению и ей было присвоено звание “иностранного члена-корреспондента”. Заботами президента в 1903 году в Санкт-Петербурге был открыт первый женский педагогический институт. Помогал великий князь также ученым, трудившимся в провинции, в частности, им была оказана материальная помощь русскому ученому К.Э.Циолковскому, жившему в Калуге. Заметим, что великий князь К.К.Романов безотказно до конца жизни нес воинскую службу. Он служил командиром роты лейб-гвардии Измайловского полка, командиром Преображенского полка, затем начальником всех военно-учебных заведений России и их генерал-инспектором. Как человек, великий князь был “изумительно обаятелен”, доступен, скромен и держал себя очень просто. В академической среде не раз говорили о его “безупречном такте”, с которым он относился к ученым; он регулярно советовался с ними, видя в них коллег по общему делу. Он всегда внимательно относился к нуждам ученых, деятелей культуры и искусства, их родных и близких, в частности, когда речь шла о назначении пенсий или временных пособий. Как писал академик А.Измайлов, “черты ненаигранной любви к искусству и уважения к званию делали великого князя человеком призвания, а не случайным гостем на посту президента Академии наук”. В архиве АН сохранилось письмо, написанное от имени академиков: “Мы все глубоко сознаем, сколь много Академия обязана Вашему Высочеству, Вашему неустанному вниманию к ее деятельности, Вашей высокой справедливости и неизменной доброжелательности”. Не щедрый на похвалы поэт А.А.Фет называл великого князя “вестником света”.
Выдающийся русский геофизик, основоположник сейсмологии, академик Петербургской академии наук Борис Борисович Голицын (1862–1916) является представителем одного из старинных дворянских родов России, который насчитывает почти 600 лет. Голицыны произошли от Великого Князя Литовского Гедимина. “Сам человек — сила” — родовой девиз Голицыных, которому старались следовать все представители этой фамилии, служа России верой и правдой. Среди них были министры, послы, губернаторы, ученые, музыканты, писатели. Борис Борисович — внук Н.Б.Голицына, участника Отечественной войны 1812 года (участник 50 сражений, включая Бородинское), автора мемуаров о военных походах 1812 – 1814 годов, мецената, музыканта и переводчика. Сам Б.Б.Голицын, который окончил Морской кадетский корпус (1882) и Николаевскую Морскую академию (1886) в Санкт-Петербурге, решительно отказался от блестящей военно-придворной карьеры и оставил службу во флоте. Свое призвание он видел в науке и мечтал поступить на физико-математический факультет Петербургского университета, чтобы заниматься физикой. Однако в университет принимались лишь лица, имеющие свидетельство об окончании классической гимназии. Тогда Голицын решил поступить в один из заграничных университетов и остановил свой выбор на Страсбургском университете, где была сильная кафедра физики и хорошо оборудованный физический институт. После окончания Страсбургского университета в 1890 году и защиты диссертации Б.Б.Голицын вернулся на Родину и некоторое время читал лекции в Московском и Юрьевском университетах. Затем он начал читать лекции и вести занятия в Николаевской Морской академии, в которой преподавал в течение 20 лет. В 1894 году в Академии наук оказалась вакантной кафедра физики. По рекомендации президента Академии наук великого князя К.К.Романова, который знал Голицына как талантливого молодого ученого, Б.Б.Голицын был избран в адъюнкты Академии по кафедре физики, причем в числе академиков, подписавших представление, был П.Л. Чебышев. Голицын приступил к научной работе в АН, где с 1894 по1912 год руководил Физическим кабинетом. В 1908 году Б.Б.Голицын был избран академиком Петербургской АН. По общему признанию, он занимал одно из первых мест в работе постоянной сейсмической комиссии, которая была учреждена после Верненского землетрясения в 1887 году. Параллельно Б.Б.Голицын заведовал кафедрой физики в Санкт-Петербургском женском медицинском институте (1897–1908), преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах (1909–1916). И все же для человека “такой кипучей энергии, такого трудолюбия, такой работоспособности”, говоря словами академика А.Н.Крылова, как Б.Б.Голицын, одной научной и преподавательской деятельности было недостаточно. В 1897 году он занял ответственный и важный пост директора “Экспедиции заготовления государственных бумаг”, оснастив ее по последнему слову полиграфической техники и наладив выпуск ценных бумаг и художественных альбомов. В 1913 году Б.Б.Голицын был назначен директором Главной физической обсерватории (ГФО) (ныне Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова — ГГО). Приняв на себя руководство обсерваторией, он направил свои организаторские способности на то, чтобы сделать обсерваторию не только метеорологической, но и геофизической. Когда началась Первая мировая война, по предложению Б.Б.Голицына было создано Военно-метеорологическое управление, которое он возглавил. Главной задачей управления было обеспечить армию прогнозами погоды, что было особенно важно, когда немцы начали газовую войну. Князь Голицын все свои силы отдавал делам Управления, осуществляя руководство, создавая новейшие приборы и основывая мастерские точных приборов. Эта нагрузка была явно чрезмерной, и жизнь князя оборвалась непростительно рано, в самый разгар его многогранной деятельности. Ему было всего 54 года. Труды Б.Б.Голицына относятся к теории теплового излучения, критического состояния вещества, рентгеновского излучения, к оптике, спектроскопии. Он ввел представление о температуре излучения абсолютно черного тела. Большое место среди его работ занимают работы по сейсмологии. Он решил ряд задач теоретической сейсмологии, в частности, задачу об определении местонахождения очага землетрясения по данным одной сейсмостанции; исследовал скорость распространения сейсмических волн на различных глубинах. Б.Б.Голицын положил начало применению сейсмических исследований к изучению внутреннего строения Земли. Он активно занимался разработкой теории и конструкции электродинамических сейсмографов и других сейсмических приборов и их практическим применением. Сейсмографами Голицына были оснащены все оте-чественные и большинство зарубежных сейсмических станций. В 1911 году Б.Б.Голицын был избран президентом Международной сейсмологической ассоциации. В его честь были названы часть верхней мантии Земли (слой Голицына) и некоторые географические объекты. Российской академией наук была учреждена премия имени Б.Б.Голицына, присуждаемая за геофизические работы один раз в 3 года.
В январе 1915 года министром народного просвещения Российской империи был назначен граф Павел Николаевич Игнатьев (1870–1945), представитель известного дворянского рода, давшего России немало крупных государственных деятелей. Его отец, Н.П. Игнатьев — граф, посол России в Турции, министр внутренних дел, член Государственного Совета; мать — урожденная княжна Голицына. П.Н.Игнатьев окончил Киевский университет (1892), учился также во Франции, в Сорбонне. С 1892 года служил в министерстве внутренних дел, был Киевским губернатором. На посту министра просвещения П.Н.Игнатьев начал подлинную революцию в российском образовании. Так, на момент его вступления в должность в России существовало около 30 высших технических учебных заведений. Такое количество было явно недостаточно, и министерством народного просвещения под руководством П.Н.Игнатьева был подготовлен план создания технологических институтов в Российской империи и в первую очередь там, где их еще не было. Планировалось организовать 9 высших учебных заведений в Вильнюсе, Ташкенте, Иркутске, Владивостоке, Благовещенске, Вятке, Саратове, Кишиневе и на Великом Сибирском пути. П.Н.Игнатьев уделял большое внимание реформе средней школы, признавая необходимость преемственности программ средней школы и последующего профессионального образования. Несмотря на ограничение прироста бюджета народного образования, число высших и средних учебных заведений при Игнатьеве увеличилось. Значительный вклад внес П.Н.Игнатьев в развитие женского высшего профессионального образования. В 1917 году в Москве был открыт женский Политехнический институт, устав которого был утвержден самим министром. Ему удалось также получить средства на поддержку нескольких женских и частных вузов. Как писали профессора одного из московских вузов, «в лице графа Игнатьева Россия впервые увидела министра просвещения, поставившего на первый план цель — развитие национальных духовных сил». Предложенная П.Н.Игнатьевым реформа российского образования 1915–1917 годов воплотила в себе все лучшее, чем располагала в то время педагогическая мысль. К сожалению, многим положениям реформы не суждено было реализоваться в жизни: в декабре 1916 года П.Н.Игнатьев был освобожден от должности министра, в 1917 году сменилось несколько министров народного просвещения, и нараставший социально-экономический кризис в государстве не способствовал осуществлению реформ. Тем не менее основные идеи реформы 1915–1917 годов не утратили своей актуальности. Некоторые из них были использованы при составлении программ обучения после Октябрьской революции. Многие идеи могли бы быть востребованы при разработке современных проектов трансформации системы российского образования. После революции П.Н.Игнатьев уехал за рубеж, где внес немалый вклад в становление школьной системы российской эмиграции. Заслуги П.Н.Игнатьева были оценены российскими учеными: крупнейшие российские вузы (в том числе Петроградский и Саратовский университеты) избрали его почетным членом своих педагогических советов и учредили стипендию его имени. В сентябре 1917 года он был избран почетным членом Российской Академии наук.
Русский астроном Федор Александрович Бредихин (1831–1904) родился в старинной дворянской семье. В 1855 году он окончил Московский университет, аспирантуру, защитил диссертации и в 1865 году стал ординарным профессором Московского университета, а позднее директором университетской обсерватории. В 1890 году Ф.А.Бредихин был избран академиком Петербургской Академии наук и назначен директором Пулковской обсерватории. Именно Бредихин открыл двери Пулковской обсерватории питомцам русских университетов, некоторые из которых стали постоянными сотрудниками обсерватории, другие проходили здесь практику. Эта введенная Бредихиным практика сыграла огромную роль в развитии русской астрономии. Под руководством Бредихина в Пулковской обсерватории стала широко развиваться астрофизика. Сам он занимался теоретическими исследованиями в области кометных явлений и метеорных потоков. Он был членом многих отечественных и зарубежных научных обществ. В 1946 году в СССР была учреждена премия имени Ф.А.Бредихина за выдающиеся работы в области астрономии.
Леопольд Францевич (Федорович) Николаи (1844–1908), русский ученый в области мостостроения, принадлежал к российскому баронскому роду. Этот род изначально происходил из Швеции, где имел дворянское достоинство, а в XVI веке вследствие религиозных преследований переселился в Германию. Девиз рода: Выдерживай и воздерживайся. Л.Ф.Николаи окончил Казанский университет (1866) и Петербургский институт инженеров путей сообщения (1871). С 1880 года он был профессором Института инженеров путей сообщения, а в 1901–1905 годы — его директором. Им разработаны многие вопросы теории расчета мостов, он является автором двух капитальных учебников о мостах, членом инженерного совета Министерства путей сообщения, экспертом по вопросам строительства железных дорог и мостов.
Его сын, Евгений Леопольдович Николаи (1880–1950) — русский ученый, профессор, специалист в области теоретической механики. В 1902 году Е.Л.Николаи окончил математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и был оставлен на кафедре прикладной математики для подготовки к профессорскому званию. С этого же года он начал вести упражнения по теоретической механике в Санкт-Петербургском политехническом институте по приглашению И.В.Мещерского. В 1917 году после защиты диссертации на физико-математическом факультете Петроградского университета (1916) он был избран профессором кафедры теоретической механики Петроградского политехнического института. Здесь он организовал новую специальность “Динамика и прочность машин”. До 1961 года такая специальность была в Советском Союзе только в двух вузах (в Ленинградском и Харьковском политехнических институтах). В 1960 году эта специальность получила новое название ”Механика и процессы управления”. Е.Л.Николаи принимал участие в международных конгрессах по теоретической и прикладной механике. По инициативе Е.Л.Николаи в 1927 году было учреждено Ленинградское механическое общество; он стал председателем общества, а также ответственным редактором журналов по прикладной математике и механике. В 1930 году Е.Л.Николаи был избран профессором кафедры теории упругости Ленинградского государственного университета (ЛГУ), где работал до конца жизни. За свою научную и педагогическую деятельность Е.Л.Николаи был удостоен звания заслуженного деятеля науки.
Существенный вклад в науку внесли русские дворяне, выпускники физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Среди них князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921), известный не только как выдающийся революционер, писатель, публицист, но и как крупный ученый-энциклопедист. Он является автором трудов по географии, геологии, биологии, социологии, политической экономии, педагогике, истории, этике и литературоведению. Род князей Кропоткиных происходит от князей смоленских, потомков Рюрика. Большинство Кропоткиных прославили свой род воинскими подвигами на полях сражений. О военной карьере для своих сыновей мечтал и генерал-майор А.Н.Кропоткин. Его сын Петр блестяще окончил одно из самых привилегированных военных учебных заведений — Пажеский корпус (1862). Перед ним открывалась блестящая карьера, возможность служить в столице, но он выбрал местом службы далекую Сибирь. Именно в Сибири произошло становление Кропоткина как ученого-исследователя и путешественника. Здесь ему представилась возможность совершить несколько путешествий по Восточной Сибири и Манчжурии. В 1864 году он прошел путь от Юго-Восточного Забайкалья на реку Амур, при этом пересек горный хребет Большой Хинган, открыл несколько потухших третичных вулканов. Вместе с И.С.Поляковым он исследовал Патомское и Витимское нагорья, обнаружив следы ледников на Патомском нагорье. Работа Кропоткина, получившего данные о том, что Сибирь от Урала до Тихого океана не равнина, как изображали на карте, а громадное плоскогорье, была отмечена Золотой медалью Русского географического общества. Желание серьезно заниматься наукой привело Кропоткина на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, куда он поступил в 1867 году, оставив военную службу. В университете он активно занимался наукой, в частности исследованием Арктики, связывая при этом природные условия с хозяйственной деятельностью человека. На основании изучения морских течений в Баренцевом море Кропоткин в 1871 году теоретически доказал существование суши севернее Новой Земли, что подтвердилось через 2 года, когда австрийцами была открыта суша, названная Землей Франца-Иосифа. Изучив ледниковые отложения и формы рельефа Финляндии и Швеции, Кропоткин сделал сенсационный доклад в Географическом обществе (1874) и издал 1-й том книги “Исследования о ледниковом периоде” (1876). В 1874 году за народническую пропаганду П.А.Кропоткин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через 2 года ему удалось бежать и пришлось эмигрировать. Эмиграция князя продолжалась 40 лет. Живя за границей, Кропоткин продолжал свою научную, публицистическую и общественную деятельность, выступал с лекциями, писал статьи и книги, издавал газеты, участвовал в международных социалистических конгрессах. П.А.Кропоткин смог вернуться в Россию только после Февральской революции. Он отказался от предложенного Временным правительством министерского поста, а также от ежегодной пенсии. Увидев, что русские анархисты понимают свободу как вседозволенность, он отошел от практического участия в анархическом движении в России. Он выступал с резкой критикой политики, проводимой новой властью, против красного террора, против ликвидации свободы печати и уничтожения негосударственных издательств. Несмотря на плохое состояние здоровья, он отказался от переезда в Швейцарию, считая, что в трудные для России времена он должен быть с ней. Он упорно работал над одной из своих лучших книг “Этика”, в которой утверждал идеалы добра, веру в величие человека. Современники единодушно отзывались о Кропоткине как о необычайно светлой, цельной и гармоничной личности, считали его жизнь “совершенной”. П.А.Кропоткин был выдающимся представителем не только отечественной, но и мировой науки и культуры. В его честь названы хребет на Патомском плоскогорье, хребет и вулкан в Восточном Саяне, горы, острова, вулканы, населенные пункты и улицы ряда городов.
Князь Андрей Григорьевич Гагарин (1856–1920) принадлежал к старинному роду князей Гагариных, его предком был удельный князь Всеволод-Большое гнездо. Его отец — известный художник Г.Г.Гагарин, вице-президент Академии художеств, мать — в девичестве Дашкова. После окончания физико-математического факультета Санкт-Петербургского императорского университета А.Г.Гагарину предстояла длительная военная служба, включая обучение в Михайловской артиллерийской академии. Во время работы в Арсенале А.Г.Гагарин разработал интереснейший прибор для испытания твердости материалов, который впоследствии получил название “пресса Гагарина”. Благодаря этому прибору, имя князя Гагарина стало известно в научных кругах. В 1896 году на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде за свой пресс Гагарин получил золотую медаль. Когда обсуждалась кандидатура на пост директора вновь создаваемого Петербургского политехнического института, выбор пал на князя Гагарина, так как он имел большой авторитет в научно-технических кругах и был “человек идеальной чистоты”. Князь Гагарин был назначен председателем Особой строительной комиссии и сам вникал во все детали строительства. Одновременно он занимался организацией учебного дела, выбором деканов и профессорско-преподавательского состава, составлением учебных планов, организацией и оборудованием лабораторий, привлекая к этой работе выдающихся ученых России. Благодаря непрестанному вниманию князя Гагарина ко всем работам, Институт был построен в невероятно короткий срок, за что в апреле 1903 года Гагарин был награжден орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени. Во многом благодаря А.Г.Гагарину, профессора, работавшие в Институте, представляли лучшие научные силы России. По воспоминаниям современников А.Г.Гагарин был прекрасным директором и пользовался всеобщим уважением. Под влиянием светлой личности князя Гагарина в Институте сложились доверительные отношения профессуры и студенчества. После отстранения с поста директора А.Г.Гагарин посвятил свое время научной работе по испытанию материалов. В 1911 году он стал одним из организаторов Русского общества испытателей материалов, сконструировал ряд приборов, станков. Его многочисленные изобретения экспонировались во многих городах России, Западной Европы и Америки и удостаивались премий и золотых медалей.
Иван Всеволодович Ме-щерский (1859–1935), один из крупнейших русских механиков конца XIX — начала XX столетия, выдающийся педагог, человек высокой культуры, является представителем старинного княжеского рода Мещерских, известного с XII века. И.В.Мещерский окончил в 1882 году математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского императорского университета и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Через несколько лет он приступил к чтению лекций и ведению практических занятий в университете и других вузах города. В 1897 году И.В.Мещерский успешно защитил в Санкт-Петербургском университете магистерскую диссертацию “Динамика точки переменной массы”. Эта работа оказалась выдающимся научным предвидением И.В.Мещерского: в ней были заложены основы механики тел переменной массы, что принесло ему спустя полвека мировую известность. В 1902 году И.В.Мещерский был приглашен в Санкт-Петербургский политехнический институт на должность заведующего кафедрой теоретической механики и с этого времени его деятельность оказалась тесно связанной с этим институтом. И.В.Мещерский был человеком, влюбленным в механику и педагогику. Созданная им система преподавания механики в Политехническом институте явилась образцом для многих вузов страны. Это — и разработанный им оригинальный курс теоретической механики, и известный во всем мире сборник задач по теоретической механике, выдержавший только в России 40 изданий. Это созданный Мещерским при кафедре теоретической механики кабинет механики, где тщательно собирались приборы и модели механизмов и где в течение 10 лет работал научно-технический кружок преподавателей из разных институтов. В 1935 году было принято решение именовать созданный им кабинет “Кабинетом имени профессора И.В.Мещерского”. Заслуженный деятель науки (1928) И.В.Мещерский также работал в областном научно-техническом комитете, участвуя в решении задач, связанных с развитием ленинградской промышленности.
Известный петербургский и ленинградский физик Владимир Владимирович Скобельцын (1863–1947) родился в семье потомственного дворянина. В роду Скобельцыных, известном в российской истории с XVI века, было много служилых людей, в том числе военных в генеральских чинах. После окончания физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета в 1887 году В.В.Скобельцын начал преподавательскую деятельность, сначала в гимназиях, затем в вузах Петербурга. Он был блестящим лектором и постоянно совершенствовал процесс преподавания. Читал он превосходно, сопровождая свои лекции яркими демонстрациями. Начиная с 1902 года В.В.Скобельцын читал в Политехническом институте лекции по физике студентам всех отделений. На его лекции неизменно собиралась многочисленная аудитория. Он организовал и многие годы возглавлял в Политехническом институте физическую лабораторию, оснастив ее первоклассными приборами, соответствующими уровню науки и техники того времени. Параллельно с преподавательской деятельностью В.В.Скобельцын выполнял в Политехническом институте много административных обязанностей. Он был деканом электромеханического отделения (1907–1911), директором Института (1911–1917). Порядки, которые он завел на факультете и в Институте, долгое время оставались образцами. Благодаря своим организаторским способностям, ему удалось в трудные годы Первой мировой войны сохранить институт со всеми его научными и учебными учреждениями в полном порядке. Скобельцын много времени уделял научным исследованиям и работе по составлению учебников; им был написан ряд оригинальных курсов по различным разделам физики. Наибольший успех имел его курс “Электричество и магнетизм”, выдержавший много изданий.
Дмитрий Владимирович Скобельцын (1892–1990) — известный русский советский физик-экспериментатор, академик, специалист в области космических излучений и физики высоких энергий, сын В.В.Скобельцына. Д.В.Скобельцын является основателем Научно-исследовательского института ядерной физики Московского государственного университета и его директором с 1946 по 1960 год. С 1951 по 1973 год Д.В.Скобельцын — директор Физического института АН им. Лебедева. Его деятельность охватывала различные направления ядерной физики, включая создание новых ускорителей и развитие квантовой электроники.
Владимир Николаевич Оболенский (1877–1942), известный исследователь в области экспериментальной метеорологии, является потомком знаменитого русского рода князей Оболенских, которые ведут свою родословную от Рюрика. Этот род уникален в истории Руси и России. На протяжении восьми столетий, начиная от князя Михаила Черниговского, причисленного Православной церковью к лику святых за мученическую смерть в Орде, Оболенские вносили ощутимый вклад в становление, укрепление и единство Московского и затем Российского государства. Среди Оболенских были члены Государственного Совета, товарищ министра финансов, начальник кабинета царя. В.Н.Оболенский в 1901 году окончил Московский государственный университет, в 1915–1938 годы работал профессором Лесного института (позднее Ленинградская лесотехническая академия). В 1921–1923 годы В.Н.Оболенский — директор Главной физической обсерватории. В 1932 году он организовал в Ленинграде Институт экспериментальной метеорологии и был его первым директором до 1940 года. С 1938 по 1942 год В.Н.Оболенский — профессор метеорологии и климатологии в Ленинградском государственном университете. В 1942 году он умер в блокадном Ленинграде. Основные труды Оболенского относятся к общей метеорологии, атмосферному электричеству, физике приземного слоя. Он был одним из инициаторов разработки методов активного воздействия на атмосферные процессы. Под его руководством впервые были проведены опыты по воздействию на облака с целью вызвать из них осадки, по воздействию на туманы с целью их рассеивания, по воздействию на электрическое состояние атмосферы.
В блокадном Ленинграде также умер выдающийся ученый, представитель древнего княжеского рода, академик, физиолог, выпускник физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942), не пожелавший покинуть родной город в беде и продолжавший руководить кафедрой физиологии человека на биологическом факультете ЛГУ и активно заниматься решением проблем, связанных с помощью стране в военные годы.
К сожалению, мы смогли рассказать лишь о немногих представителях русских дворян, сыгравших важную роль в развитии России. В большинстве своем это были замечательные, светлые люди, не жалевшие сил для блага Отечества, и мы сохраним благодарную память о них.
Выражаю огромную благодарность научному сотруднику математико-механического факультета Эльмире Абрамовне Гурмузовой за помощь в подготовке фотографий.
Л.А.Архангельская,
старший научный сотрудник