Главная » Культура

«Первоисточник жизни» Ильи Чавчавадзе

Среди выдающихся питомцев Императорского Санкт-Петербургского университета XIX века значимое место занимает Илья Григорьевич Чавчавадзе — крупнейший представитель грузинской дворянско-либеральной литературы середины XIX века, поэт, беллетрист, переводчик,  публицист, общественный деятель и просветитель Грузии, борец за национальную независимость и суверенитет Грузии.

И.Г.Чавчавадзе

И.Г.Чавчавадзе

Илья Чавчавадзе происходил из древнего грузинского княжеского рода, родился 27 октября (8 ноября) 1837 года в кахетинском селении Кварели. Первоначальное образование мальчик получил под руководством матери и местного священника, затем с 1848 года в течение четырех лет учился в Тифлисе, в частном пансионе Нейхарда Хакке, после чего в 1856 году окончил Тифлисскую гимназию. 31 августа 1857 года он был зачислен в число своекоштных студентов юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета «по разряду камеральных наук», где готовили будущих чиновников; впоследствии же он был освобожден от платы за обучение в университете.

В Петербургском университете камеральное отделение юридического факультета было открыто с 1843 года для «приготовления людей, способных к службе хозяйственной или административной», и его учебная программа включала предметы, читавшиеся на юридическом и философском факультетах. В состав предметов преподавания вошли: а) из наук юридических — государственное право европейских держав (отдел общенародного правоведения), государственные учреждения Российской империи, законы о благоустройстве и благочинии; б) из предметов историко-филологического факультета — политическая экономия и статистика, в) из предметов физико-математического факультета — естественная история, технология, агрономия и архитектура. В качестве дополнительных предметов студенты обязаны были изучать русские гражданские и уголовные законы, всеобщую и отечественную историю и один из новейших языков.

Студенческие годы стали важной вехой в жизни Ильи Чавчавадзе. В университете, помимо дисциплин по специальности, он изучал труды различных авторов по философии, политэкономии, эстетике, социологии. На формирование мировоззрения Чавчавадзе и его общественные взгляды огромное влияние оказали идеи русского революционно-демократического движения 60-х годов XIX века.

Большая золотая медаль  Ильи Чавчавадзе

Большая золотая медаль Ильи Чавчавадзе

Главную роль в организации общения петербургских грузин между собою и с русской интеллигенцией выполняло грузинское землячество при Петербургском университете. В Петербурге Илья Чавчавадзе стал первым председателем землячества, главой и руководителем грузинского студенческого движения «Тергдалеулеби» (в переводе — «Испившие воды Терека»), включавшего плеяду так называемых грузинских шестидесятников, получивших высшее образование в столице (А.Церетели, Н.Николадзе, С.Месхи, Н.Кипиани и др.). Решающее влияние на формирование их общественных и эстетических идеалов оказали вожди русской революционной демократии — В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Участники «Тергдалеулеби» выступали за расширение политических прав грузинского народа в рамках Российской империи, обновление духовной жизни страны. Илья Чавчавадзе изложил программу этого движения в своих художественных, публицистических и литературно-критических произведениях, например, в «Записках проезжего из Владикавказа до Тбилиси» (1861 год).

В связи со студенческими волнениями 1861 года Чавчавадзе в знак протеста против введения реакционного режима оставил университет и вследствие этого был исключен из него. По его просьбе ему было выдано свидетельство следующего содержания: «Предъявитель сего князь Илья Чавчавадзе, поступив в число студентов Императорского Санкт-Петербургского университета 20 июля 1857 г., слушал науки по Юридическому факультету разряду камеральных наук по поведении очень хорошего. 12 октября 1861 г. по прошению уволен из университета из четвертого курса, почему правами, предоставленными студентам, окончившим курс наук, воспользоваться не может». Свидетельство подписал ректор университета Э.Х.Ленц.

О времени учебы в Петербургском университете Илья Чавчавадзе, по возвращении на родину в том же 1861 году, вспоминал: « <…> Эти четыре года были фундаментом, <…> первоисточником жизни, волоском, который судьба, точно мост перекинула между светом и тьмою. Но не для всякого! Только для тех, кто поехал в Россию, чтобы образовать свой ум, привести в движение мозг и сердце, дать им толчок. Это те четыре года, когда в уме и сердце юноши завязывается завязь жизни. <…> О вы, золотые мои четыре года!» («Записки проезжего», 1861 г.)

Похороны И.Г.Чавчавадзе в Тифлисе

Похороны И.Г.Чавчавадзе в Тифлисе

В Грузии Чавчавадзе начал службу в государственных и общественных учреждениях, сочетая ее с литературной деятельностью. Он стал активным участником земского либерального движения, выступал против крепостничества и патриархальных порядков в грузинской деревне. В начале 1864 года, когда была задумана освободительная крестьянская реформа в пределах Кавказского наместничества, Чавчавадзе был командирован в Кутаисскую губернию в качестве чиновника особых поручений при кутаисском генерал-губернаторе для определения взаимоотношений помещиков и крестьян и состоял членом специальной комиссии. (Впечатления от той работы легли в основу его повести «Отарова вдова».) Будучи идеологом либерально-прогрессивного дворянства, Чавчавадзе выступал за реформу крепостных отношений, за демократизацию дворянства, но без упразднения сословного деления. Его размышления об этих проблемах отражены в философском трактате «Жизнь и закон».  В 1864—1868 годах он являлся мировым посредником Душетского уезда Тифлисской губернии, а затем, до 1874 года, — мировым судьей в том же уезде. С 1873 года он возглавлял дворянский земельный банк.

Князь И.Г.Чавчавадзе в 1898 году выразил свою гражданскую позицию в письме Острожскому епископу Серафиму: «У грузин есть почва, на которой возникают и растут эти добрые чувства, ибо они твердо верят, что Россия явилась их спасительницею и защитницею. То спокойствие, та возможность мирного совершенствования, которые мы обрели под покровительством России, слишком большое приобретение, чтобы нам не дорожить им всеми силами нашей души и нашего сердца. Эта вера в великодушие и бескорыстное заступничество России крепко коренится в грузине, и возникающее из этого чувство глубокой благодарности и представляет собою неиссякаемый родник, способный превратить ростки добрых чувств к России в роскошное древо жизни, осеняющее всё и вся своими раскинутыми ветвями <…>».

Илья Григорьевич Чавчавадзе известен как просветитель Грузии. В 1879–1885 годах он был заместителем председателя,

Памятник на могиле И.Г.Чавчавадзе в пантеоне Мтацминда

Памятник на могиле И.Г.Чавчавадзе в пантеоне Мтацминда

с 1886 года — предателем Общества распространения грамотности среди грузинского населения. Под его руководством общество вело широкую работу по организации народных школ, изданию учебников, чтению популярных научно-просветительских лекций и т. п. К важнейшим проблемам воспитания и обучения подрастающего поколения Чавчавадзе обращался и в художественных, и публицистических произведениях, критикуя сложившуюся в Грузии систему народного просвещения, пользовавшуюся официальной поддержкой. Так, в серии статей «Основы педагогики» он осветил вопросы воспитания с демократических позиций. Он пропагандировал идею народности воспитания, положенную в основу педагогических трудов Я.Гогебашвили и других грузинских педагогов-демократов, и возглавил движение общественности за внедрение школьного обучения на родном языке. Главной целью воспитания он считал гармоничное развитие личности, формирование «человечного человека», способного активно трудиться на благо своего народа. Просветительский подход был характерен для его понимания задач художественной литературы и театра, которые должны, по его убеждению, будить национальное сознание. Одним из первых Чавчавадзе обратился к теме ответственности национальной интеллигенции перед народом (в поэме «Отшельник», 1883 г.).

И.Г.Чавчавадзе как литератор и общественный деятель чутко откликался на явления современной действительности. С 1863 года он являлся  редактором литературного и общественно-политического журнала «Сакартвелос моамбе» («Грузинский вестник»). В 1877–1902 годы — был редактором литературно-политической газеты (в 1879–1886 гг. — журнала) «Иверия» («Грузия»), в которой отстаивал право грузинского народа на свою национальную культуру. В 1879 году он был председателем правления грузинского драматического общества.

И.Г.Чавчавадзе поднимал в своих произведениях большие общественно-исторические проблемы, призывал к «общенациональному единению». В литературной деятельности он отошел от канонов романтической школы,

Икона святого Илии Праведного.  Автор Г.Кухалашвили

Икона святого Илии Праведного. Автор Г.Кухалашвили

боролся за реалистический язык. Поэзия Чавчавадзе, в целом, носит патриотический гражданский характер, ее язык — живой, образный. Таковы поэмы «Видение» (1859), «Несколько картин, или Случай из жизни разбойника» (1860), повесть «Рассказ нищего» (1859–1862). Идеей общественного служения вдохновлена поэма «Отшельник» (1883), в которой автор философски переосмыслил народный сюжет. Чавчавадзе доказывал, что для развития грузинской литературы важны прежде всего переводы произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова. Он сам перевел на грузинский язык творения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гейне, Шиллера и Гёте. Совместно с князем Иваном Мачабели осуществил перевод «Короля Лира» Шекспира. Произведения самого И.Г.Чавчавадзе переведены на многие языки мира.

С 1884 года за князем И.Г.Чавчавадзе был установлен негласный политический надзор, и впоследствии он постоянно находился под наблюдением полиции; многие его произведения были запрещены цензурой. Тем не менее 7 апреля 1906 года он был избран членом Государственного совета от дворянских обществ и вновь некоторое время жил в Петербурге. В Государственном Совете он примыкал к так называемой академической группе, в которую входили, главным образом, прогрессивные буржуазные деятели. Чавчавадзе считал своим долгом защиту интересов Грузии и её народа. Он требовал отмены смертной казни в России, проведения широких аграрных и социальных реформ.

Жизнь И.Г.Чавчавадзе оборвалась трагически. 30 августа (12 сентября) 1907 года он был убит грабителями, однако есть версия, что убийство было политическим. Он  был похоронен в пантеоне Мтацминда (Тифлис, ныне Тбилиси).

Мемориальные музеи И.Г.Чавчавадзе открыты в его родном селе Кварели (1937 г.), в его имении Сагурамо (1951 г.), а также в Тбилиси (1957 г.).  В 1958 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Чавчавадзе. Имя

Чавчавадзе носил Университет западноевропейских языков и культуры. В 2006 году в результате объединения его с

И.Г.Чавчавадзе. Фотография А.Ройнашвили

И.Г.Чавчавадзе. Фотография А.Ройнашвили

Педагогическим университетом имени Сулхан Саба был создан Государственный университет имени Ильи Чавчавадзе (с 2010 г. — Государственный университет Ильи).  Имя И.Г.Чавчавадзе присвоено Батумскому государственному драматическому театру. В 1987 году, в честь 150-летия со дня его рождения, была создана памятная юбилейная медаль. Изображение Чавчавадзе помещено на современной грузинской купюре номиналом 20 лари.

Илья Григорьевич Чавчавадзе как один из выдающихся национальных героев Грузии в 1987 году был канонизирован Грузинской православной церковью как святой Илья Праведный. Ныне Илью Чавчавадзе почитают как Pater Patriae (Отца отечества) Грузии. В Грузии в дни чествования Ильи Чавчавадзе на протяжении последних нескольких лет вручаются награды «Премия Ильи» и золотая медаль Ильи.

В Санкт-Петербургском государственном университете 26 ноября 2012 году в связи с празднованием 175-летия со дня рождения И.Г.Чавчавадзе состоялось открытие научно-культурного форума «Дни Ильи Чавчавадзе в Санкт-Петербурге». В ознаменование этого юбилея Санкт-Петербургский университет как учебное заведение, в котором получил образование национальный герой Грузии, удостоен Большой золотой медали Ильи Чавчавадзе. Эту награду, присуждаемую с 2012 года, директор Государственного дома-музея Ильи Чавчавадзе Андро Бедукадзе в Сагурамо вручил и. о. ректора СПбГУ И. А.Горлинскому (ранее, 8 ноября 2012 года, в день юбилея выдающегося соотечественника, первую такую медаль получил премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили). «Это огромная честь для нас. Наш университет всегда был, есть и будет сторонником и активным участником научных, культурных и просто человеческих связей с грузинскими коллегами и друзьями, в том числе и благодаря памяти этого великого человека», — отметил И.А.Горлинский. Также от грузинской делегации в дар храму святых апостолов Петра и Павла в здании Двенадцати коллегий была передана в дар икона святого Илии Праведного, написанная молодым грузинским художником Георгием Кухалашвили по благословению Католикоса-Патриарха Всея Грузии Илии II. Эти ценные памятные реликвии стали великолепным пополнением собрания Музея истории СПбГУ — Отдела Музейного комплекса СПбГУ. Они заняли достойное место среди документов и материалов об универсантах — выдающихся ученых, деятелях культуры, государственных и политических деятелях России и мира.

О.Л.Бильвина,
зав. сектором выставок отдела Музейного комплекса СПбГУ — Музея истории СПбГУ

 

Новости СПбГУ