Главная » Тема номера

Дипломатия сотрудничества

Инновационным формам международного сотрудничества обучаются студенты программы магистратуры по международным отношениям Российско-Финляндского трансграничного университета — программы «двойного» диплома «Исследования Балтийских и Северных стран».

Встреча студентов с послом Финляндии Матти Анттоненом

Встреча студентов с послом Финляндии Матти Анттоненом

В Советском Союзе говорили, что если дипломат говорит «да» — это значит «может быть», если дипломат говорит «может быть» — это значит «нет». Если же дипломат говорит «нет», то это Андрей Андреевич Громыко, министр иностранных дел СССР, которого за неуступчивую манеру и жесткий стиль переговоров западные партнеры прозвали «мистером Нет». У советской дипломатии было только две задачи: противостоять — оппонентам, и оказывать давление — на партнеров. Сегодня эти две задачи по-прежнему актуальны для российской дипломатии. Однако современная Россия никогда не смогла бы вернуть себе статус великой державы, если бы за последнее десятилетие российские дипломаты не научились, помимо слова «нет», говорить и «да», если бы они не освоили, в придачу к искусству противостояния, искусство сотрудничества.

Свой вклад в эту работу сделала и магистерская программа «Исследования Балтийских и Северных стран», реализующаяся в Санкт-Петербургском государственном университете, начиная с 2003 года. Изначально предполагалось, что выпускники этой программы найдут свое призвание в налаживании отношений с ближайшими к Петербургу странами: Финляндией, Швецией и Норвегией, Эстонией, Латвией и Литвой, Данией и Исландией. Тогда это было важно для внешней политики России в целом, ведь в системе Министерства иностранных дел нашей страны практически не было специалистов со знанием прибалтийских языков: эстонского, латышского и литовского. Но не менее важно это было для внешних связей регионов российского Северо-Запада: от Калининградской области до Ненецкого автономного округа.

Сегодня, десять лет спустя, можно смело заявлять, что эта задача была успешно выполнена. Выпускники программы работают в Министерстве иностранных дел России, в правительствах субъектов федерации российского Северо-Запада, в других органах государственной власти, в крупных компаниях с участием иностранного капитала, в неправительственных организациях. Многие выпускники выбрали для себя карьеру, связанную с наукой и образованием: сегодня они учатся в аспирантуре или работают в Санкт-Петербургском государственном университете, в других российских и зарубежных университетах. При этом оказалось, что выпускники программы совсем не обязательно связывают свой карьерный путь с Балтийскими и Северными странами, но используют знания, приобретенные на программе, работая в других регионах мира.

Например, выпускник программы Роман Брюльгарт, реализовавший свою мечту о дипломатической карьере, работает сегодня в составе российской делегации в штаб-квартире ФАТФ — Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force), созданной когда-то «Большой семеркой», еще до присоединения к ней России, а сегодня объединяющей представителей более тридцати стран. Оказалось, что за время обучения на программе он научился не только находить общий язык с представителями Балтийских и Северных стран, но и приобрел гораздо более важный навык — научился языку сотрудничества. Ведь именно на этом языке говорят в регионе Балтийского моря, где ни в годы «холодной войны», ни в последние двадцать лет не было ни одного вооруженного конфликта.

Без преувеличения, регион Балтийского моря уникален. Двадцать лет назад, когда пал «железный занавес», здесь встретились энергия Востока и опыт Запада. Сегодня разница между Востоком и Западом здесь не столь заметна, благодаря взаимодействию последних десятилетий Запад стал более энергичен, а Восток — более опытен. Однако сочетание энергии и опыта продолжает подпитывать те уникальные проекты сотрудничества, которые здесь реализуются. Регион Балтийского моря появился одновременно с глобализацией. Неудивительно, что именно здесь, как ни в каком другом месте, умеют воспользоваться теми преимуществами, которые дает глобализация. Наконец, регион Балтийского моря — самый «умный» регион мира, здесь широко внедряются новые технологии уже тогда, когда в других регионах мира они еще доступны лишь узким элитам.

Опыт региона Балтийского моря востребован далеко за его пределами. И так же востребованы выпускники программы «Исследования Балтийских и Северных стран». Дополнительную конкурентоспособность им придает тот факт, что данная программа реализуется в формате «двойного» диплома: ее выпускники, в случае успешной учебы, получают в итоге два диплома: Санкт-Петербургского государственного университета и Университета Тампере в Финляндии. При этом ехать учиться в Тампере надолго не надо: достаточно принять участие в трех «школах», по традиции организуемых в течение первых трех семестров обучения: в первом семестре — в Тампере, в третьем — в Петербурге, а во втором — в городе Петрозаводске в российской Карелии. Еще один важный момент — все обучение, включая поездки на школы — абсолютно бесплатно.

Совместная образовательная программа — это не только возможность получения двух дипломов. Это еще и уникальный опыт: ведь сотрудничество между университетами, создающее возможность получения выпускниками двух дипломов, реализуется прямо на глазах студентов, причем их участие в организации и проведении конкретных мероприятий только приветствуется. Благодаря этому, выпускники программы твердо знают, что сотрудничество — это не когда тебе вежливо объясняют, почему выполнить твои требования невозможно, но когда тебе помогают придумать способ добиться желаемого, не ущемляя при этом интересов других. Казалось бы — как просто, но как много людей, и дипломатов, и представителей других профессий, и в России, и за рубежом, не понимают этого, стремясь запретить там, где можно помочь!

О качестве преподавания на программе говорит и сам ее статус программы «двойного» диплома, что автоматически означает ее международную аккредитацию, и то, что среди ее студентов более 20% — граждане иностранных государств (с финской стороны наблюдается обратная картина — лишь 20% студентов являются гражданами Финляндии). Качество преподавания на программе было не раз высоко оценено сторонними организациями; например, в 2010 году коллектив преподавателей, создавших программу, был удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в сфере высшего и среднего профессионального образования, в номинации «Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении». В том же 2010 году опыт реализации программы был проанализирован в крупнейшем русскоязычном научном журнале региона Балтийского моря, который так и называется — «Балтийский регион».

Преподают на программе не только российские ученые, но и их зарубежные коллеги, которые специально приезжают для этого в Петербург. Совместно со своими зарубежными коллегами преподаватели, работающие на программе, ведут научные исследования, публикуют статьи в зарубежных научных изданиях. Высокое качество преподавания означает и более высокие, чем на других программах, требования к студентам. Впрочем, ничего сверхъестественного от них не требуют. В первую очередь, эти требования касаются знания английского языка. Им надо владеть на достаточно высоком уровне уже в момент поступления на программу: ведь не только часть дисциплин преподается на английском языке, но и магистерскую диссертацию те студенты, которые рассчитывают на получение второго диплома, должны написать по-английски.

В заключение, добавлю ложку дегтя: программа «двойного» диплома реализуется лишь для тех студентов, которые поступают на программу «Исследования Балтийских и Северных стран» в нечетные годы. Но нынешний 2013 год как раз и есть нечетный! Поэтому те читатели нашего журнала, кто сегодня задумывается о получении степени магистра по направлению «Международные отношения», смогут воспользоваться всеми преимуществами, которые дает студентам программа «двойного» диплома. Чтобы поступить, им потребуется выдержать более жесткий конкурсный отбор, зато тех, кто пройдет его, ждут, возможно, самые интересные годы в их жизни, незабываемые поездки, неповторимый опыт и встречи с теми, кто поможет по-новому взглянуть на международные отношения.

Дмитрий Ланко, координатор программы «двойного» диплома

 

Новости СПбГУ