Главная » Тема номера

Здравствуйте, это мы!

Мы — это Университетская драма, потом Студенческий театр ЛГУ, сейчас Театр-студия СПбГУ… Шестьдесят восьмой сезон, шестьдесят восьмой год нашей жизни. Это очень много, так много, что и доказывать ничего не надо, а мы растем и молодеем.

Не верите? А приходите осенью на конкурсный набор — вот где светлые, умные и добрые лица молодых универсантов. Приходите на спектакли в любое воскресенье в наш дом «На Галерной» — вот где собирается студенческая публика. Загляните на ежедневные репетиции — в тесноте, да не в обиде, а энергии столько, что весь Адмиралтейский район отапливать можно.

Выступление на Дне города

А начиналось все так. Летом 1944 года известная русская актриса и педагог — Евгения Владимировна Карпова встречается с ректором Университета А.А.Вознесенским. Только что принято постановление СНК СССР «О мероприятиях по укреплению Ленинградского ордена Ленина государственного университета», по которому выделялись средства на восстановление и ремонт поврежденных университетских зданий и помещений. И Вознесенский понимает важность предложения Карповой об организации студенческого театра. В это же время снова начинает выходить и университетская газета. Тысяча девятьсот сорок четвертый год! Идет война, блокадный город разрушен… Официальная история Университета гласит: «В июне 1944 года ЛГУ вернулся из эвакуации в родной город. В короткий срок были восстановлены сильно пострадавшие от бомбежек и обстрелов университетские здания и помещения, и 2 октября 1944 года в Университете возобновились учебные занятия. Первые послевоенные годы в жизни Университета характеризовались взлетом научно-исследовательской мысли, появлением новых ярких имен, выдающимися научными открытиями».

Шли годы, Евгения Владимировна открывала студентам прекрасный мир театра, литературы и искусства. Одни универсанты сменяли других, ученики становились учителями, загорались яркие звезды, освещая новые горизонты. Менялся мир, менялась страна, изменился Университет. И наш театр менялся. Из кружка любителей драматического искусства стал полноценным театром. Сколько спектаклей сыграно, а какие имена: Вадим Голиков, Игорь Горбачев, Сергей Юрский, Иван Краско, Сергей Лосев, Андрей Толубеев, Сергей Барковский. Да не хвастаемся мы, а гордимся! Гордимся и сберегаем традиции молодежного студенческого стремления к творчеству, к самовыражению, к свободе! Неспокойное время? Но универсант Александр Блок верил, что «все бытовое, житейское, быстро сменяющееся — найдет свое выражение потом, когда перегорит в жизни. Те из нас, кто уцелеет, кого не “изомнет с налету вихорь шумный”, окажутся властителями неисчислимых духовных сокровищ». Часто ли мы задумываемся о высоком предназначении простых, на первый взгляд, занятий и увлечений. Жизнь должна быть осмысленна и полноценна. Но — без назиданий и наставлений, без проповедей и увещеваний, чему так сопротивляется молодое горячее сердце. Каждый день может стать ступенькой к прекрасному, и мы живем.

Мы растем, мы развиваемся, мы молодеем. Каждое воскресенье играем спектакли. Каждый день репетируем и учимся основам актерского мастерства. Дарим спектакли и концерты детским домам, интернатам, ветеранам. Каждый день поднимаемся по волшебной лестнице, падаем, набиваем шишки и синяки, иногда скрипим зубами, но поднимаемся и живем.

В.Набоков. «Сказка»

Много лет руководил Студенческим театром Вадим Сергеевич Голиков — универсант-философ, режиссер, ученик Е.В.Карповой и Г.А.Товстоногова.

Вот что он писал в Университетской газете: «… любительский театр — дело очень трудоемкое. Какой-то злой рок висит над театром университета! Я связан с ним 39 лет. Все эти годы идут разговоры о выделении для него помещения — но воз и ныне там. Известный театр второго университета страны не имеет своей сцены. И каждый спектакль — это результат жертвоприношений на алтарь самодеятельного искусства, которое любит жертвы больше, чем искусство профессиональное».

В 2004 году Вадима Сергеевича не стало.

Остались его ученики: Маргарита Дульченко, Антон Милочкин, Николай Шнейдер.

Остались его соратники-педагоги: Людмила Александровна Голикова, Людмила Ивановна Хлопотова.

Они продолжают жертвоприношения…

Маргарита Дульченко, художественный руководитель Театра-студии СПбГУ: «Мы очень благодарны администрации Адмиралтейского района СПб за то, что приютили нас. В 2005 году у нас, конечно, при существенной помощи Университета, впервые появился Дом — скромное помещение с небольшим зрительным залом на 80 мест. Так началась новая страница в нашей истории. Мы стали настоящим репертуарным театром-студией, с напряженным репетиционным графиком, с регулярным репертуаром, с участием в праздниках и фестивалях Адмиралтейского района, Санкт-Петербурга, России и даже Европы .Четвертый год мы принимаем участие в международном молодежном театральном проекте «In Light of Night», который поочередно проходит в Эстонии, Германии и России. Сейчас к проекту присоединились театральные школы Голландии и Португалии. А каждое лето, по традиции, мы выступаем на фестивале “Остров Надежды” на Коневце».

Антон Милочкин, режиссер:«В июне 2012 года спектаклю “Малыш” по пьесе М.Ивашкявичуса исполнится шесть лет. Это была первая премьера нашего театра в новом помещении. Программный для меня спектакль. Спектакль-талисман. В следующем сезоне запланирована новая его редакция».

А.Яблонская. «Видеокамера»

Глазами студийцев

Анна Шагинян, студентка 3 курса факультета журналистики: «Театр-студия СПбГУ — это место, где люди, у которых есть тяга к театральному искусству, но нет достаточно времени, чтобы заниматься этим делом капитально и повсеместно, могут отвести душу. Отводить душу приходят студенты всех факультетов СПбГУ. Для кого-то это лишь дополнение будничного распорядка, а для кого-то театр становится делом жизни. Каждую осень происходит набор студийцев: стандартная процедура — надо прочитать басню, стихотворение и прозу. Занятия и обучение, вне зависимости от возраста, опыта, способностей — бесплатное. Первый год мы изучаем азы театрального мастерства и сценическую речь. На втором году обучения студийцы начинают работу над отрывками, третий год завершается показом итоговой работы и ритуалом «Посвящение». А потом — спектакли, спектакли, спектакли. Диапазон материала и репертуар так широк, что каждый может выбрать себе подходящего автора и близкий сюжет: от испанских любовных суматох Лопе де Вега до современных историй о любви, от революции 1905 года до противостояния Запада и Востока. В этом году в репертуаре театра появился еще один спектакль — по пьесе современного польского драматурга Анджея Стасюка “Ночь”. История нашего театра насчитывает несколько десятков лет, еще в 1944 году в Ленинградском университете образовалась наша театральная студия. Оказывается в 70-х годах прошлого столетия в СССР функционировало более 2000 народных театров, сейчас это явление в диковинку. Сейчас практически не осталось театральных студий на некоммерческой основе, не впадающих в отчаянное стремление впечатлить публику безумными перформансами, голыми телами и прочее, и прочее. А ведь современный человек идет в театр для того, чтобы оставаться человеком. И в Театре-студии СПбГУ главным предметом, главным смыслом остаются человеческие переживания, чувства и настроения. И у студентов есть ощущение, что сейчас, на фоне всех происходящих событий и явлений, это самое значимое. Многие винят современный театр за то, что он предпочтительно строится на негативе, и с этим сложно поспорить. Но прав был и Стендаль, когда писал: “Роман — это зеркало, с которым идёшь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идёт человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности! Его зеркало отражает грязь, а вы обвиняете зеркало! Обвиняйте уж скорее большую дорогу с её лужами, а ещё того лучше — дорожного смотрителя, который допускает, чтобы на дороге стояли лужи и скапливалась грязь».

Наталия Трушина, студентка 5 курса математико-механического факультета: «Театр — моя страсть. А студия — место, обладающее особой творчески-мистически-пле-нительной атмосферой, притягивающей людей, которым есть что сказать. Здесь я учусь верить и любить, здесь меня поймут и помогут найти свой путь».

М.Ивашкявичус. «Малыш»

Валентина Панфилова, студентка 4 курса факультета социологии: «Пришла в студию за компанию, решила попробовать свои силы. После первого занятия поняла, что это мое. Занятия в студии помогли мне раскрепоститься, стать более уверенной в себе. В студии я получаю бесценный опыт выступлений на публике. Мне очень нравится общаться с людьми, которые посещают нашу студию. Очень интересно общаться с разными режиссерами в ходе работы над спектаклями и отрывками. Студия стала для меня третьим домом».

Наталия Селиванова, студентка 2 курса магистратуры филологического факультета: «Театр-студия — место, где есть возможность личностного роста, развития творческого потенциала, где учишься, наблюдая за происходящим вокруг. Для меня он стал своеобразной платформой, где я могу искать и находить новое, пробовать и не бояться быть смешной, но самое главное — знать, что поддержат. Всегда. Что бы в жизни ни случилось».

Алена Гнедина, студентка 3 курса биолого-почвенного факультета: «Я знала про существование Студии при университете еще до поступления. Театр любила давно, поэтому, поступая в Университет, рассчитывала попасть в театральную студию. Для меня это было своего рода вызовом себе — прийти на прослушивание. Очень благодарна, что меня взяли, это помогло мне поверить в собственные силы. Что меня здесь удерживает? Всё! Мне очень нравится заниматься любимым делом, я мечтала стать актрисой и для меня это — воплощение Мечты. Мне хорошо в Студии, я встретила здесь много замечательных людей, многие из них стали мне добрыми друзьями. Я уже играю в двух спектаклях и горжусь этим! Студия занимает большую часть моей жизни, без нее я была бы совсем другой».

Лопе де Вега. «Изобретательная влюбленная»

Христина Семенова, студенкта факультета свободных наук и искусств: «Театральная студия для меня — место, где можно всегда реализовать свой творческий потенциал, притом опираясь на поддержку опытных людей, профессионалов в своем деле. Мне кажется, найти вторую такую театральную студию, где тебе будет дана возможность воплотить в жизнь те образы, которые ты пожелаешь, практически без ограничений, и сделать это на высоком уровне, благодаря людям, разбирающимся в своем деле, и помогающим тебе искренне и абсолютно бескорыстно, — просто невозможно. Я очень рада, что 4 года назад с подачи моей хорошей знакомой пришла сюда. Сейчас я не могу представить свою жизнь без Театра-студии СПбГУ, ведь здесь мне была дана возможность не только выходить на сцену, исполнять различные роли и слышать аплодисменты благодарных зрителей, но также встретить замечательных людей, которых я могу без сомнений назвать своими хорошими друзьями и которые, на данный момент, пожалуй, составляют основной круг моего общения».

Сергей Цапарин, студент 5 курса факультета прикладной математики-процессов управления: «Впечатления очень положительные. Хорошие педагоги, свое место для репетиций, спектаклей. Работают со всеми, уважительно. В такой атмосфере хочется заниматься и раскрываться творчески!»

Юрий Шипков, студент 2 курса философского факультета: «Студия, если честно, заполнила огромную пустоту, которая была у меня на протяжение всего 1 курса. В школе я еще занимался театром, а потом долгий перерыв. Но студия вовсе не школьный театр, это целая семья. Ребята стали родными, мы часто встречаемся за стенами студии. Да и вообще приходить в студию одно удовольствие. Я там по-настоящему живу, отдыхаю — хоть и прихожу домой в полном изнеможении. Безумно нравится работать с преподавателями, которые вкладывают в нас всю душу и которых мы очень любим».

Ольга Фролова, выпускница исторического факультета 1996 года: «В студию меня привела неистребимая привычка читать всё подряд. В марте 1992 года из расклеенных на факультетах объявлений я узнала, что в университетском Театре-студии проводит набор Владислав Стржельчик. Про университетский театр мы с подругой уже много слышали. А уж великий Стржельчик — народный артист СССР, актер БДТ!.. Однако смущала дата прослушивания — 1 апреля. Любопытство пересилило сомнения. В назначенный день мы робко заглянули в полуподвальные окна студклуба во дворе филфака. Увидели небольшую группу девушек и ребят, с энтузиазмом выполнявших загадочные упражнения. Рискнули зайти и поздороваться. В ответ услышали: «Вы по объявлению? — С Первым апреля!». Таким нетривиальным способом студийцы пополняли свои ряды — в те годы в студии был «недобор». Нам предложили присоединиться. Очаровала атмосфера дружелюбия, творчества, озорного и радостного познания. Здесь студенты и выпускники, люди «взрослые» и «совсем взрослые» вместе, на равных, репетируют, выходят на площадку, учатся друг у друга. Здесь помогут освоить не только основы театрального мастерства, — здесь научат мыслить. Это место, куда люди, любящие театр, приходили и приходят, как писал Юлий Ким, чтобы «научиться бы вполне // безоглядному веселью,// бескорыстному доверью,// вольнодумной глубине».

Наш адрес в интернете: http://vk.com/teatrspbgu

 Подготовил Николай Шнейдер

Новости СПбГУ