Главная » Тема номера

Художники кинокартин

Кафедра мастерства художника кино и телевидения СПбГУ — единственная высшая школа такого рода в Петербурге. В ожидании новых кадров Ленфильм уже приглашает студентов работать над кинофильмами.

Сергей Шаромет, эскиз по сценарию фильма К.Лопушанского «Роль»

Про театральных художников, авторов знаменитых декораций пишут довольно часто. Другое дело художники кино, чьи имена мелькают лишь в титрах. Приглашаю заглянуть «за кадр» вместе и узнать больше о том, как учат «рисовать» настоящее кино. Открываю дверь обычного университетского здания и прямо с улицы попадаю в другое, культурное измерение. Сидит на картине важная дородная барыня, купчиха в пышном платье и чепце; стройные девушки под зонтами проходят мимо; погружённый в раздумья шагает по главному университетскому коридору человек с портфелем: может, профессор, а может, и ректор. Игра цвета, формы и стиля, вестибюль полностью завешен картинами — настоящая страна чудес! На полу нарисованы следы маленьких босых ног, а с белых потолочных плит вниз смотрят затейливые персонажи. Весь этаж, где находится кафедра, конечно, тоже занят картинами…Хотя руководитель кафедрой мастерства художника кино и телевидения Пётр Петрович Конников и сетует на то, что картины просто негде хранить, таким студенческим работам грех пылиться в кладовых, они истинное украшение интерьера.

Профессионалами станут

Мы беседуем с руководителем кафедры, проходя по коридору-выставке, и останавливаемся почти возле каждой картины. У меня есть прекрасный шанс узнать подробности творческой и трудоёмкой работы художников-кино. Всё начинается с практики по композиции — сейчас студенты как раз получили задание и собирают необходимый материал. Темой может быть всё что угодно, например, исторический период Гражданской войны в 1918– 1922 годах и становление Советской власти. Останавливаемся возле нескольких готовых эскизов: это фактически нарисованные кадры будущего фильма, со всеми бытовыми деталями, цветовым и композиционным решением.

Но для того чтобы это нарисовать, студенты сначала превращаются в профессиональных историков: они изучают материалы в библиотеках, архивах, музеях, в огромных фондах Ленфильма, — везде, где только можно найти то, что касается материальной культуры заданного исторического времени. Узнают, как выглядела утварь, какие в то время ездили машины, трамваи, какие на улицах стояли фонари. Чем больше в результате получится зарисовок, тем лучше и достовернее получится эскиз для будущего фильма. Собирают материал строго по сценарию, и должны найти любую описанную вещь: от ложки и стула до фасадов зданий. Но с этого работа только начинается. Недостаточно собрать исторический материал, нужно вдохнуть в него жизнь, идею, понять философию произведения, характеры персонажей. И всё это выразить через цвет, форму, композицию, продумать всё посценно и покадрово. Следующий этап работы над композицией — рисование экспликации: это небольшие цветовые эскизы, в которых отражено эмоциональное состояние каждой сцены будущего фильма, а в целом прослеживается цветовая драматургия всего изобразительного решения. Ведь любой фильм с чего-то начинается, развивается, проходит через кульминацию, ускоряется или наоборот — всё это надо отразить в художественном пространстве, чтобы создать единую ткань фильма, выстроить общий визуальный ряд. «Да, это непросто, — соглашается руководитель кафедры, — но мы растим профессионалов. Система высшего образования учит и талантливых студентов, и не очень. Профессионалами и ремесленниками станут все».

Нестандартные задания

Мастера кафедры — очень разные художники, порой непримиримые в своих взглядах на искусство. Что и хорошо. Все они большие специалисты в области кинематографии или изобразительного искусства, состоявшиеся в творчестве личности, знающие, как хорошо, профессионально и талантливо делать свое дело. Живопись и рисунок здесь преподают с особыми постановками и задачами для каждой специализации, очень индивидуально. Взять для примера «мультипликаторов». Руководитель кафедры показывает учебные работы, где изображены игрушки, нарисованные в окружении разных пейзажей: в детской комнате, среди облаков, на дороге посередине оживлённого перекрёстка. Учебной задачей была прорисовка обычного натюрморта. Но не только. С предметами надо было ещё придумать ситуацию. Это для мультипликатора уже как маленький кадр целой истории.

Софья Григорьева делает кукол по своим эскизам

«Учебных готовых мультфильмов у студентов пока нет, — объясняет Пётр Петрович, — мультипликация вещь непростая. Знаете из-за чего? Наша задача сначала их научить рисовать. А делать мультфильм при помощи компьютера, как ни странно, сейчас умеют многие. Но если ты хороший художник и со знаниями, то ты выиграешь в будущем».

Рассматриваю один из примеров экспликации, сделанный студенткой курса художников-мультипликаторов. С каждой новой сценой открывается непростая история, рассказанная в жанре мультфильма. Дело происходит в Гражданскую войну, главный герой заболевает малярией, теряет сознание, и от жуткой боли у него начинаются галлюцинации. Цвет эскизов переходит из черно-белого в яркий и мнимо весёлый: больному кажется, будто он Робинзон Крузо на необитаемом острове. Но боль прорывается сквозь видение и снова всё возвращается к страху и непереносимым мучениям. Нарисовать это состояние по-настоящему сложно, на это способен действительно талантливый художник.

На кафедре мастерства художника кино и телевидения пять творческих мастерских, в которых студентов обучают рисовать эскизы костюмов, создавать художественное пространство фильмов, рисовать мультфильмы. В каждой мастерской два основных преподавателя ведут занятия по профессиональным дисциплинам: композиция (мастерство), рисунок, живопись. Это признанные художники со своим неповторимым творческим опытом, у каждого из них своя манера и методика преподавания.

Натюрморты, которые делают будущие мультипликаторы, тоже не простые. Например, натюрморт «Пионерский уголок»: пионеры, портрет Калинина и… тыквы — это, как минимум, нестандартно. Хотя ребята и не знают на своём опыте, что такое советский пионерский уголок, для них товарищ Калинин и пионеры — это далёкая история, но атмосферу советского состояния пионерской комнаты и ироничное отношение к ней вполне получилось передать. Уверена, что студентам по душе такие интересные задачи.

«Нигде больше так не учат, — рассказывает руководитель кафедры, — мы идём не от простого к сложному, а бросаем из стороны в сторону: сначала одна задача, потом кардинально другая. Это может показаться сложным, но невольно студенту приходится выполнять задания. А на новых витках, на следующем курсе, мы к этим задачам возвращаемся в более усложнённом варианте».

Пётр Петрович показывает другой натюрморт (куст из рюмок в зелено-, желто-коричневых тонах, разделенный на четыре цветовых поля), и замечает: «Работа достойна Русского музея!». Разглядываем постановочные эскизы первого курса. Одна из первых интерьерных задач для первокурсников была несложной: нарисовать мастерскую двух современных художников, авангардиста и классика.

Более трудоёмки работы художников кино по костюму второго младшего курса. На рисунках одежда и предметы быта жителей послевоенной провинциальной Германии 1946-1949 годов. Учтены все детали, вплоть до причёсок и нижнего белья. Художник по костюму, так же, как и постановщик, должен приложить огромные усилия в поиске материала и нарисовать всё достаточно точно.

Почувствуй себя модельером

Особый интерес у меня вызвала экспозиция, посвященная произведению «Модный Вавилон». Обычно художники кино не пересекаются с дизайном моды, но преподаватель кафедры, Лариса Павловна Конникова, специально дала такое пересечение: ведь в современном кино часто снимают модные показы. Студентки, конечно, получили от такого задания море удовольствия: каждая должна была стать дизайнером, придумать свою коллекцию, и как итоговую композицию нарисовать её показ. Экспликация одной из учениц показывает, как начинается день манекенщиц: вот они приходят на работу, протирают глаза, ещё сонные; потом приходят другие работники, гримёры, костюмеры, одевают моделей, готовятся к показу. Действие нарастает, число персонажей увеличивается, и в финале — модный показ. Это уже почти готовый фильм.

Интерьер кабинета Шерлока Холмса

Ещё замечательная экспликация: не один день, а жизнь персонажей, сцены из книги. Одни насыщенные, цветные, напряжённые, другие черно-белые, лёгкие, светлые, — так было и в сценарии. Интересно сравнивать эти работы и рассматривать, какие сцены студенты считают для себя наиболее важными.

Потрясающе выполненная композиция: рабочий стол дизайнера. На первый взгляд и не отличишь от реального стола, на котором разложены открытые журналы мод, оставлены отрывные листочки с записками, карандаши, ручки, следы от кружки с кофе, пепел от сигареты….

Другое решение этой же темы — большое полотно, изображающее подиум и моделей, освещённых вспышками от фотокамер. У каждой художницы своё видение сюжета.

Костюм размером с город

Такие выставки студенческих работ устраиваются каждый семестр и все они кардинально разные. В прошлом семестре студенты рисовали военные костюмы, по произведению Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже», это эпоха конца XVIII — начала XIX веков. Рисовали на тему средневековья, по произведению «Роза и крест» А.Блока. Безумно интересное задание преподаватели придумали по пьесе Метерлинка «Синяя птица». Художникам по костюму предложили нарисовать персонажей без ограничений по историческому времени, стилистике и размеру. Костюм мог быть даже размером с футбольное поле или город. Ведь в кино компьютерная графика может сделать всё, что угодно». Сначала для студентов это было трудно. Они не могли понять: как это костюм без всяких правил? А когда поняли, что можно всё — фантазия разыгралась. Одна из студенток по своим эскизам даже сделала кукол.

«Можно вполне снимать с ними мультфильм, — рассказывает руководитель кафедры. — Мы выставляли их как в Театральной академии: сделали сцену, полностью представили фон и разыграли всю ситуацию».

Сразу после «Синей птицы», детской, светлой и доброй темы, студентам дали кардинально иное задание — по роману Мережковского «Петр и Алексей», заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист». «Это глобальное произведение, его безумно трудно было сделать, — замечает Пётр Петрович. — Изобразить дикие нравы тех времен, безумные оргии, смерть, отчаяние, боль и мучения. Вот, например, сон Алексея: ему всё время снилось, как Пётр в образе кота его душит, или картины Петровских ассамблей, сплошного «свинства», когда все напивались до нечеловеческого состояния, или жуткая сцена похорон карлика». Здесь уже важны исторические детали, и студенты изображали достоверные костюмы петровской эпохи.

Студенты помогают Ленфильму

По счастливому совпадению, сразу после задания по роману «Пётр и Алексей», преподаватели кафедры, заслуженные работники кинематографа — Владимир Иосифович Светозаров, Марина Николаевна Николаева пригласили ребят участвовать в съёмках реального фильма «Пётр Первый. Завещание» по роману Мережковского, режиссёра Владимир Бортко. Не так давно студентов подключили и к работе над российским телесериалом по мотивам рассказов о Шерлоке Холмсе, который снимают на Ленфильме. Студенты смогли показать свое мастерство: их эскизы вдохновляли выразительными образами съемочную группу, являясь образцом даже для опытных профессионалов. Результат увидим уже в этом году.

Наталья Демьяненко, эскизы костюмов «Похороны карлика» по роману Д.Мережковского «Пётр и Алексей»

Съёмки на киностудии «Ленфильм» — традиционная учебная практика. Студенты вместе с начинающими или профессиональными режиссерами, операторами и художниками кино рисуют эскизы и воплощают их на киноплощадке. Они осваивают и практическую часть работы кинохудожника: делают декорации, шьют костюмы, воплощают творческую идею в реальные конкретные формы. Фактически ребята уже пробуют делать кино.

Многие проекты кафедры связаны именно с Ленфильмом. В павильоне киностудии студенты сделали презентацию будущего Музея Ленфильма, выставку «Как делается кино», которая вызвала феноменальный ажиотаж.

Все студенты сейчас переживают за Ленфильм, потому что это их будущее место работы. А так как ребята уже включены в киношную жизнь, это была моральная помощь киностудии, чтобы привлечь к ней внимание города. Всего на выставке представили пять знаменитых кинокартин, среди которых и всемирно известный фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», с Василием Ливановым в главной роли. Студенты СПбГУ полностью сделали всю экспозицию, воссоздали интерьеры кинофильмов, которые стали фоном для подлинных, раритетных экспонатов, таких, как, платье Элизабет Тейлор из фильма «Синяя птица», пиджак, скрипка и боксёрские перчатки Холмса и многих других.

Кроме того, ребята воссоздали интерьеры подлинных кабинетов сценариста и редактора, гримёрную. Посетители впервые увидели то, что обычно остаётся «за кадром»: монтажный стол, осветительную технику, камеру, снимавшую великие картины, фрагменты декораций, костюмы, реквизит, афиши и фотографии. Студентам Сергею Зайкову, Наташе Демьяненко, Максиму Малееву, Оле Васильевой вместе с однокурсниками удалось сделать выставку по-настоящему живой и снова подчеркнуть значение Ленфильма для города.

Такие творческие проекты — во многом заслуга художников, преподавателей кафедры, известных, талантливых мастеров. Они ставят и решают необыкновенные увлекательные творческие задачи, передают бесценный профессиональный опыт — и все вместе развивают новую школу.

Выставки студенческих работ проходят не только на кафедре, но и на известных выставочных площадках Петербурга: в Доме Кино, Музее игрушки, Музее В.Набокова, Театре «На Литейном», Петропавловской крепости, на киностудии «Ленфильм», в галерее Лофт-проект «Этажи», Городской больнице для ветеранов войны, в дружественных учебных заведениях и в стенах СПбГУ. Студенты кафедры за свои творческие работы были удостоены дипломов на международном фестивале студенческих фильмов. В 2008 году Музей игрушки приобрел работу первокурсницы кафедры , что является чрезвычайно редким и значимым событием.

Мария Блажнова

Новости СПбГУ