Главная » Конференц-зал

О трансдисциплинарном подходе в актуальных исследованиях

Начиная с прошлого учебного года в СПбГУ социологи проводят открытый междисциплинарный семинар молодых ученых «Научная среда». Каждые две недели здесь собираются исследователи различных областей науки, чтобы обсудить результаты своей работы по самым острым современным проблемам.

Ирина Крецер

Ирина Крецер

Инициатива создания открытого междисциплинарного семинара принадлежит Совету молодых ученых СПбГУ, который активно работает в новом составе более полутора лет, объединяя единомышленников и настоящих энтузиастов науки. Постепенно семинар стал популярным, привлекая не только молодых, но и более опытных ученых не только с разных факультетов СПбГУ, но и из Европейского университета в Санкт-Петербурге, Высшей школы экономики, Центра независимых социологических исследований, Музея антропологии и этнографии РАН. Начиная с этой весны, семинар приобрел еще одного партнера и соорганизатора — Центр изучения Германии и Европы (СПбГУ — Университет Билефельда), что позволило привлечь к участию в заседаниях успешных молодых исследователей, работающих в области социальных наук, из Университета Билефельда, Лондонского Королевского колледжа и Люнебургского университета.

«Главной целью этих научных встреч является стремление объединить усилия и деятельность представителей самых разных дисциплин и отраслей знания — социологов, психологов, антропологов, географов и других, которых интересуют новые развивающиеся направления в теории, а также оригинальные эмпирические исследования. Такие совместные обсуждения помогают молодым ученым представить свои достижения в междисциплинарном аспекте, найти единомышленников, партнеров и коллег для работы над теми или иными актуальными современными проектами. Мы хотим создать плотное, насыщенное связями сообщество исследователей, наладить диалог, наполнить его задачами, смыслами», — рассказал председатель Совета молодых ученых факультета социологии СПбГУ и один из организаторов семинара, доцент кафедры социологии культуры и коммуникаций Александр Михайлович Пивоваров.

«Еще одна наша задача — попытаться интегрировать молодых исследователей в научное пространство Университета и города, — отметила член Совета молодых ученых факультета социологии СПбГУ, ассистент кафедры культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ Ирина Юрьевна Крецер. — Как нам кажется, сегодня складывается ситуация, когда ученые занимаются наукой, а студенты с этим не связаны. И если их не привлекают к исследованиям сами преподаватели, то они из этой работы практически исключены. Нам стало интересно, какими методами или инструментами можно эту заинтересованную молодежь приобщить к изучению тех или иных проблем. А такие семинары могут показать студентам, что, с одной стороны, существуют разные сферы занятости, а с другой стороны, что во всех них можно участвовать прямо сейчас, не дожидаясь получения ученой степени».

Александр Пивоваров

Александр Пивоваров

Очень важно, подчеркнули организаторы, что семинар проходит в форме «круглого стола», где каждый может принять активное участие в дискуссии и высказать свои мысли. А междисциплинарный характер семинара позволяет выбирать в качестве тем заседаний наиболее актуальные, резонансные, злободневные проблемы — например, связанные с положением различных меньшинств, структурой современного общества и социальными конфликтами, организацией городского пространства и качеством жизни, экологией и взаимоотношениями человека с природой, а также многие другие. Как убеждены молодые ученые, не только решение, но и предварительное изучение подобных вопросов требует объединения знаний на стыке различных дисциплин. Семинар дает возможность не только увидеть, как изучается одна и та же проблема коллегами из другой дисциплинарной области, но и найти точки соприкосновения на границе или внутри других дисциплин, объединить усилия для исследования или осуществления какого-то совместного проекта.

Так, на протяжении работы семинара здесь обсуждались такие темы, как «Конструирование “другого” и практики социального исключения», «Информационные технологии в эмпирическом социальном исследовании», «Антропологические исследования Сибири», «Городские пространства потребления» и другие. Тема изучения городского пространства, которая привлекает внимание и социологов, и антропологов, и психологов, и географов, и архитекторов, и художников, остается для молодых ученых одной из самых привлекательных.  «Эта тема традиционно интересна не только для социологов, — отметила Ирина Крецер. — Например, на заседании, посвященном теме «Городские пространства потребления», мы обсуждали вместе с географами, как потребительские практики формируют город. При этом нам интересно, когда докладчики представляют не столько теоретическую концепцию, сколько практические исследования, чтобы было понятно, как мы можем сами участвовать во всем, что касается нашего города, его жителей, известных всем проблем».

Пятое заседание весенней сессии семинара «Научная среда», прошедшее в апреле, также было посвящено проблемам городского пространства. Но на этот раз докладчики — исследователи петербургского Центра независимых социологических исследований Лилия Воронкова (выпускница факультета социологии СПбГУ) и Олег Паченков — представили доклад «Потенциал трансдисциплинарного (art-science) подхода для работы с городскими общественными пространствами». Ученые выбрали для исследования такой способ изменения городской среды к лучшему, где соединяются искусства и социальные науки — антропология, социология, психология (что и означает термин art-science). Это как раз тот пример, когда подходы в различных аспектах человеческой деятельности и даже разных логических системах используются для исследования одного пространства.

Метаморфозы дисциплинарности

Авторы доклада об арт-сайнс проектах Олег  Паченков и   Лилия Воронкова

Авторы доклада об арт-сайнс проектах Олег Паченков и Лилия Воронкова

Как подчеркнули молодые ученые, появление подобной темы связано с принципиально изменившимся подходом к решению общественных проблем. Если раньше, в течение нескольких веков, начиная с эпохи Просвещения, такие сферы, как мораль, наука и искусство, были разделены и развивались параллельно, не затрагивая друг друга, то сейчас настало время именно трансдисциплинарного подхода — выхода за рамки своих дисциплин и использования иных знаний, методов и приемов наряду с привычными. Как признались ученые, теоретическая основа их разработок появилась позднее практической, которая представляет собой непосредственно как их личный опыт в осуществлении различных арт-сайнс проектов, так и опыт других европейских исследователей.

«Существует уже хорошо известный термин «сайнс-арт», который объединяет искусство и естественные науки. Но так как мы занимаемся социальными науками, то решили назвать эти проекты арт-сайнс. Несколько лет назад подобное явление было еще довольно редким и казалось относительно новым. Но, как выяснилось, теоретическая база таких проектов была заложена гораздо раньше, еще в конце XX века, немецким философом и социологом Юнгером Хабермасом, в его работе «Философия незавершенного модерна». Анализируя эпоху модерна, он так определил одну из ее характерных черт: цельный социокультурный человеческий опыт Средневековья оказался расколот на три разные сферы — когнитивную, этическую и эстетическую, то есть сферы науки, морали и искусства. Каждая область развивалась в соответствии со своей внутренней логикой, а пересечение границ между ними долгое время оставалось табуированным, — рассказал Олег Паченков. — На практике оказалось, например, что научный прогресс был искусственно разорван с моралью, что и привело к хорошо известным проблемам, связанным с атомной энергией, генетикой и тому подобным. То же произошло и с искусством, которое освобождалось от морального давления, ориентировалось на присущие этой сфере внутренние ценности. Но на самом деле эти дисциплинарные границы не являются чем-то естественным и тем более непреодолимым. По мнению Хабермаса, именно восстановление связи между этими сферами человеческого опыта — это единственный способ обновления образа мысли и образа жизни современного человека. И в позднем модерне мы как раз наблюдаем попытку начать эти границы преодолевать».

Участники междисциплинарного семинара «Научная среда»

Участники междисциплинарного семинара «Научная среда»

Как считают молодые исследователи, дисциплинарное разделение знания, традиционное для таких научно-образовательных структур, как Университет, преодолевается тогда, когда точкой отсчета при изучении становится непосредственно сам изучаемый объект или явление. Это особенно четко проявляется именно в социальных науках, когда исследователь понимает, что нуждается в комплексном видении, в возможности взглянуть на тот же объект с совершенно иной точки зрения, иной дисциплины. И если раньше дисциплинарные границы подчеркивались (например, строго разделялись такие схожие и направленные на изучение, по сути, одних и тех же явлений и процессов области науки, как социология, психология, антропология), то сейчас все более заметна противоположная тенденция поиска точек пересечения и возможности сотрудничества. Кроме того, убежден Олег Паченков, пересекаются не только дисциплины, но и вообще разные сферы человеческой деятельности — например, искусство и так называемый «социальный активизм», что мы можем наблюдать сегодня на примере таких нашумевших проектов, как Pussy Riot, арт-группа «Война» и другие.

Эти процессы в обществе уже анализируются и структурируются исследователями. Например, одна из классификаций определяет несколько видов взаимопроникновения и взаимного сотрудничества различных дисциплин и видов общественной деятельности. Во-первых, кроссдисциплинарность, когда объект рассматривается из перспективы другой дисциплины, например, физик начинает изучать свойства музыкальной акустики. Во-вторых, мультидисциплинарность, которая характеризуется попыткой объединить знания более чем из одной области, при этом сохраняя их дисциплинарное разделение. Исследование городов, когда к работе привлекаются и архитекторы, и градостроители, и транспортники-логистики, и экологи, и антропологи, и психологи, и географы — как раз одна из наиболее часто встречающихся мультидисциплинарных тем. А вот междисциплинарность (которая заявлена в статусе семинара «Научная среда») более сложна и труднее достигается, так как предполагает отказ от дисциплинарной парадигмы, готовность принести свои знания в «общий котел», получив на выходе нечто абсолютно новое. Несмотря на все трудности достижения междисциплинарности, она уже характерна для многих современных областей знаний, например, все той же урбанистики или гендерных исследований. Сегодня ученые говорят уже о трансдисциплинарности, которая предполагает выход далеко за пределы собственного знания и опыта специалиста, и даже соединения знаний и опыта различных дисциплин в непосредственно самой личности исследователя.

Арт-сайнс изменяет жизнь

По словам Олега Паченкова, их собственная практика реализации арт-сайнс проектов началась с понимания того, что искусство является как раз той областью, которая поможет ученым-социологам представить обществу результаты своих исследований — часто необычайно интересных и полезных, но нуждающихся в особом «переводе» с научного на общедоступный язык. И именно художественные средства являются наиболее выразительными и эффективными по воздействию на сознание людей. Постепенно арт стал формой для представления презентаций, материалов различных социальных дисциплин и других научных знаний. Но затем стало ясно, что  просто использовать средства выражения искусства для донесения идей невозможно — необходимо полноценное партнерское сотрудничество художников и социологов. Тем более не такими редкими уже становятся случаи, когда, например, один выпускник университета обладает одновременно сразу несколькими специальностями, окончив бакалавриат по одному направлению, магистратуру по другому, а продолжая учиться в аспирантуре и готовить кандидатскую диссертацию по третьему направлению.

В семинаре участвуют и начинающие и опытные ученые

В семинаре участвуют и начинающие и опытные ученые

При этом в подобном междисциплинарном партнерстве заинтересованы все стороны — ведь и современное искусство, которое по определению является контекстуальным, нуждается в предварительном исследовании выбранной темы, будь то город, улицы, социум и так далее. А с другой стороны, художник, как творческая личность, нуждается в самореализации и самовыражении, которое невозможно без глубокого осмысления того или иного контекста. Таким образом, арт-сайнс появился как способ производства знания не в техническом заимствовании средств друг друга, а именно в сотрудничестве ученых и художников. Особенно актуальным этот подход молодым социологам кажется в сфере изучения и изменения городских пространств. Проанализировав свой собственный опыт и опыт своих коллег на примере трех таких трансдисциплинарных арт-сайнс проектов, которые осуществлялись в Каире, Копенгагене и Петербурге, они убедились, что арт-сайнс действительно становится тем направлением, которое меняет взгляд исследователей на городское пространство и позволяет по-новому взаимодействовать с горожанами, активистами, чиновниками и представителями профессионального сообщества. Сотрудничество социальных ученых и художников, дизайнеров, архитекторов — одно из весьма перспективных направлений в деле достижения компромисса в различных городских проектах, в поиске нового языка выражения, и в конечном итоге, в новых способах трансформации городской среды.

Так, центром проекта «Model Citizens», реализованного группой нидерландских художников в Каире в 2009 году, стало непосредственное участие жителей в планировке переустройства одного из городских кварталов, где власти предполагали создать деловой и туристический центр. А художники решили узнать, как должен выглядеть этот квартал в представлении тех, кто там обитает. В течение нескольких месяцев авторы проекта, привлекая самых разных специалистов и изучая различные исторические и литературные материалы по этому месту, создали тщательный подробный макет, где воссоздали все до мельчайших деталей — таких как мусор или журналы в киоске. Жители были предварительно осведомлены и заинтересованы в проекте с помощью различных коммуникативных средств — например, их фотографировали, брали интервью об истории и особенностях квартала, а также создали фотоколлаж, где жители «разместились» на ступенях полуразрушенного дворца — главной достопримечательности района. Затем горожан пригласили в местную арт-галерею, где был размещен макет квартала, предложив (с помощью социологов и психологов) внести свои предложения по изменению и улучшению территории. «Художники попытались все эти мнения собрать и отразить на модели. Например, на входе во дворец поставили «вышку» с охраной, а на углу вместо традиционного кафе разместили ресторан популярной сети «фаст-фуд», на крыше которого поставили теннисный стол. Появились скамейки, сувенирные лавки… Но примечательно, что старые машины никому не пришло в голову убрать, — рассказала Лилия Воронкова. — В итоге получилась утопическая модель города, которая, конечно, не была реализована, но дала представление о мнении жителей, о том, как они представляют себе жизнь здесь».

Другой городской проект, но уже в жанре public/street art, был осуществлен в Копенгагене, когда в датской столице проходили масштабные стройки по прокладке кольцевой линии метро. Как правило, подобное строительство сопряжено с множеством неудобств для жителей, туристов, плохо сказывается на малом бизнесе, дорожном трафике, заборы, пыль, грязь и шум мешают всем. Городские власти и компания метро «Metroselskabet» пригласили к сотрудничеству тех, кто сможет придумать, как уменьшить негативные последствия строительства. В итоге появился проект, инициатором которого стала антрополог, исследователь, автор проектов в области образования и искусства Мими Ларссон. Она предложила превратить строительные заборы вокруг площадок в галерею искусства. Первый опыт оказался настолько удачным, что затем распространился на все 19 точек строительства. «Сначала появился «рождественский календарь» — каждый день одетый в специальный костюм художник приходил, чтобы сделать на заборе новую картинку. Потом появилась историко-краеведческая выставка, посвященная одному из кварталов. Совместно с местными жителями художники делали макеты домов района. Проекты менялись, и каждый желающий мог предложить свой проект — главное, чтобы он каким-то образом был связан с этим местом, отражал жизнь района и вовлекал местных жителей, учеников художественных школ, туристов. Шума и пыли от стройки это, конечно, не уменьшило, дорожное движение осталось перекрытым, но эти пространства вдоль заборов стали наполняться жизнью — появились велосипедные и пешеходные дорожки, открылись пекарни и кафе, посетители которых могли разглядывать арт-объекты, участвовать в мероприятиях или смотреть на стройку сквозь окно в заборе, — отметила Лилия Воронкова. — Научная составляющая этого проекта заключалось в исследовательском, социологическом, антропологическом, психологическом подходе — автор предварительно изучала то, как искусство может снижать негативные реакции, явления в такой ситуации. И это получилось — трансдисциплинарный проект оказался очень успешным».

В качестве примера петербургских проектов, в которых социологи ЦНСИ принимают непосредственное участие, они привели историю воссоздания квартала в Невском районе, который носит историческое название «Палевский жилмассив». Некоторое время назад жители, с помощью депутатов муниципального образования, восстановили часть прилегающей к домам территории, воссоздали старинную решетку, очистили и благоустроили участок. Исследователи решили узнать, что происходит с этой территорией сейчас, как выстраиваются отношения инициативной группы и других жителей квартала, насколько они довольны тем, что получилось. «Для нас задачей было понять, существует ли там действительно это сообщество, как функционирует это общественное пространство, которое они создали. Действовали несколько необычным для социологов образом — группа исследователей и общественных активистов пришли сюда с воздушными шариками, тортиками, шумно, весело. И это сработало — люди активно вступали в коммуникацию, пускали в гости, рассказывали много интересного».

В результате, как отметила Лилия Воронкова, удалось выяснить несколько важных аспектов. Например, то, что воссозданная ограда, помимо гордости инициативных жильцов, вызывает недовольство у обитателей окрестных домов. Несмотря на то что калитка в заборе открыта, они предпочитают идти к станции метро в обход, чтобы не пересекать этот двор. Второе — на огороженной территории нет скамеек, их убрали нарочно, чтобы избавить двор от шумных компаний. Теперь это пространство освоено только подростками, которые катаются на роликах, и молодыми мамами с колясками. Причем играть подростки ходят в соседний неблагоустроенный двор, а мамы жалуются на то, что во время прогулки им негде присесть. По словам исследователей, особенно удивлены были этой ситуацией их коллеги по проекту — дизайнеры, которые уже запланировали создать здесь красивые и удобные зоны отдыха.

По итогам проекта ученые сделали вывод — общественные инициативы жильцов существуют, но создают они закрытые сообщества, которые исключают всех остальных, что приводит к конфликтам, выстраиванию негативных отношений. Это подтолкнуло исследователей к новым задачам — поиску таких арт-сайнс решений, которые могли бы сделать подобные сообщества открытыми, не разрушая их идентичности. В целом, подытожили ученые, искусство действительно обладает способностью «запускать» и оживлять пространство, вызывать положительные эмоциональные реакции, провоцировать коммуникацию. Но эти проекты должны быть действительно комплексными и трансдисциплинарными, быть не однократными, а продолжительными, «сквозными», устойчивыми, постоянно работающими на улучшение качества жизни и развитие общественных пространств. Для этого необходимы тщательные, глубокие исследования социальных процессов, возможностей пространства, взаимодействия объектов и всех других составляющих городской жизни на том или ином участке. При этом очень важно, как в Каире и Копенгагене, обязательно вовлекать в процесс самих жителей, причем во время всего действия проекта — от обсуждения идей до поддержания уже реализованных разработок. В идеале, необходимо сотрудничество всех заинтересованных лиц, включая также представителей власти и бизнеса — только так возможно избежать критики и преград при реализации проекта.

Доклад и выводы, сделанные учеными, стали поводом для активной дискуссии участников семинара. В частности, они обсудили ситуацию с другими территориями Петербурга, привлекающими исследователей. Так, похожий проект в свое время планировался на Канонерском острове — одном из самых сложных, проблемных, но при этом загадочных и интересных районов города. К сожалению, этот проект не стал успешным — как раз потому, пояснили Лилия и Олег, что не была должным образом налажена связь с муниципальной властью и местными жителями. Сейчас исследователи готовятся к новому проекту «САГА» (аббревиатура из английских слов, означающих в переводе «умный, доступный, зеленый, привлекательный») в сотрудничестве с датским архитектурным бюро, который планируется реализовать в рамках конкурса Правительства Петербурга на проектирование общественных пространств. Проект, как подчеркнули ученые, открыт для всех заинтересованных специалистов — конечно, из самых разных сфер и областей знаний.

Также в рамках весенней сессии семинара «Научная среда» прошла дискуссия на тему «Artists, Art Communities and Creative Initiatives in the Urban Spaces of Russia and Europe» («Художники, арт-сообщества и креативные инициативы в городском пространстве России и Европы»). На этот раз свои доклады представили Саша Каган из Люнебургского университета, Никита Басов и Анисия Хохлова из СПбГУ, Анна Желнина и Александра Ненко из Санкт-Петербургской высшей школы экономики. Докладчики и участники семинара обсудили роль креативных инициатив в жизни современных европейских городов, проанализировали популярную концепцию «креативных городов», а также то, насколько современные художники и арт-группы способны стимулировать развитие городской экономики, влиять на процессы принятия политических решений и трансформировать материальные и социальные ландшафты городов.

После летнего перерыва, осенью нового учебного года семинар «Научная среда» продолжит свою работу. Принять участие в нем могут все желающие — все подробности и условия можно узнать на специальной странице сайта факультета социологии или в группе «Совет молодых ученых факультета социологии СПбГУ» социальной сети «ВКонтакте».

Татьяна Семме

Фото: Сергей Ушаков

 

Новости СПбГУ