Главная » 9 мая - День Победы, Тема номера

«Победа будет за нами!»

Каждый год, в эти памятные майские дни, мы вспоминаем о войне… Чаще всего о том, что врезалось в память с детства. Воевали наши отцы и деды, трудились и выживали наши матери и бабушки. Для молодежи — это уже далекое прошлое, для среднего и старшего поколения — все иначе.

Фрагмент экзаменационного сочинения абитуриентки Е.Я.Браудо

Фрагмент экзаменационного сочинения абитуриентки Е.Я.Браудо

 

Память о военных событиях живет в книгах воспоминаний, сборниках документов, военных репортажах. Только никто не имел возможности перелистать пожелтевшие странички листов в линейку с текстами экзаменационных сочинений абитуриентов Ленинградского государственного университета, поступавших в тот 1941 год в нашу альма матер на филологический факультет.

В фондах Музея истории СПбГУ хранится небольшой конверт с десятком таких листков. Неизвестно, когда и кем они были переданы сюда. У нас нет сведений и о судьбах этих авторов: кто-то поступил в университет, а кто-то — нет.

Несмотря на начавшуюся войну, летом 1941 года Ленинградский университет жил обычными заботами. С 20 июня начался прием заявлений от абитуриентов, шли экзамены, защиты дипломных работ. На некоторых факультетах продолжалась учебная практика, но после окончания учебного дня студенты отправлялись на строительство оборонительных укреплений. Государственные экзамены в этот год сдавали не только пятикурсники, но и студенты IV курса, досрочно выпускавшиеся по решению Совета Народных комиссаров СССР. Проводились консультации для абитуриентов, большинство из которых одновременно трудились в пригородных совхозах в составе студенческих рабочих бригад. В конце июля приказом Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при СНК СССР были изменены установленные ранее сроки приемной кампании в высших учебных заведениях, они были перенесены на 20–30 августа, а 26 июля ЛГУ обратился в комитет с просьбой провести только один экзамен по русскому языку и конкурс аттестатов. Позднее, уже 5 августа, вузам было разрешено проводить прием без вступительных экзаменов на основании лишь конкурса аттестатов. Однако, учитывая традиционно высокий конкурс

Фрагмент экзаменационного сочинения абитуриентки Е.Я.Браудо

Фрагмент экзаменационного сочинения абитуриентки Е.Я.Браудо

в Ленинградский университет, 1 августа 1941 года абитуриенты писали сочинение; эти экзаменационные работы были проверены только к 19 августа.

В 1941 году на вступительном экзамене были предложены четыре темы: о В.В.Маяковском и его поэме «Хорошо», о М.Ю.Лермонтове, о Л.Н. Толстом и военной теме его эпопеи «Война и мир» и свободная тема об отношении бывших школьников к начавшейся войне. Последние две темы особенно интересно читать сегодня. Мы предлагаем универсантам шагнуть назад в 1941 год и услышать голоса молодых людей, поступавших в университет в ту военную пору.

Когда в августе 1941 года шла приемная кампания, советские люди не имели абсолютно никаких достоверных сведений о военно-политических реалиях, черпая информацию о ситуации на фронте из средств массовой информации. Поэтому тексты сочинений отражают неоправданно бодрый, оптимистический тон советской идеологической пропаганды первых недель войны. Отсюда происходят некоторые неточности в описании событий и обстановки, например слова о том, что армия захватчиков состоит в основном из представителей порабощенных народов Европы, которых гонят в бой штыками под дулами пулеметов. Надо же было как-то оправдывать рушившийся на глазах миф о пролетарском интернационализме и солидарности, когда немецкие рабочие и крестьяне шли с оружием в руках уничтожать первое в мире социалистическое государство и его народ. Отсутствие информации о стремительном продвижении немецких войск на первом этапе войны вглубь территории Советского Союза порождало излишне оптимистичную убежденность в том, что советские люди вели борьбу с фашистскими захватчиками спокойно и уверенно. Но в то же время тексты этих сочинений, как подлинные исторические документы эпохи, передают высокую степень патриотизма, уверенность в том, что, несмотря ни на что, враг будет разбит и окончательная победа будет за нами. Полностью соответствуют действительности сведения о том, что многие тысячи советских людей осаждали военкоматы, требуя отправить их добровольцами на фронт.

Характеристика Отечественной войны 1812 года по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» в сочинениях абитуриентов во многом созвучна описанию начала Великой Отечественной войны (это проявилось, в частности, в оценке масштаба партизанского движения, народно-патриотического подъема). Героическая победа над Наполеоном вселяла веру в победу над новым грозным врагом, Гитлером. И кажется немного странным, что некоторые сочинения, написанные в те трагические дни с глубоким волнением и трепетом, заслужили весьма скромные оценки и нейтральные отзывы строгих университетских экзаменаторов, проверявших прежде всего знание русского языка и литературы.

Авторские тексты сочинений приводятся без изменений; темы сочинений и замечания проверяющих выделены в тексте жирным курсивом.

Тексты вступительной статьи и экзаменационных работ подготовлены к публикации И.Л.Тихоновым, начальником отдела Музейного комплекса СПбГУ — Музея истории СПбГУ, и сотрудниками музея Я.А.Страховой, Н.Н.Жервэ и О.Л.Бильвиной.

1/VIII

Браудо Е.Я. (Филологическ. фак.)

Окончила в 1941 году 197 полную среднюю школу.

Тема: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.» (В.М.Молотов) 


«Когда страна быть прикажет


героем,


У нас героем становится любой.»


(Из песни)



В одной из своих песен советский народ поет:


«Если завтра война,


Если враг нападет,


Если темная сила нагрянет,


Как один человек, 


весь советский народ


За свободную родину встанет».

Последняя страница сочинения аби- туриентки Т.Ф.Бауэр с  замечаниями и оценкой проверяющего

Последняя страница сочинения аби- туриентки Т.Ф.Бауэр с замечаниями и оценкой проверяющего


И вот весь мир облетело сообщение о вероломном, перешедшем в своей наглости все законы человеческого общежития преступлении — о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Великой ненавистью переполнились сердца всех честных людей. Каждый советский гражданин понял: коварный враг хочет отнять у него право свободно жить, честно работать, упорно учиться, весело отдыхать, хочет из свободолюбивого, гордого человека сделать покорного, бездумного раба. Поняли это советские люди и решили: не время теперь спокойно работать, не время отдыхать.

Ушли красные воины героически сражаться с жестоким врагом, а на помощь им выступили тысячи народных ополченцев. Пошли на фронт дружинницы красного креста, фронтовые подруги, славные «сестрички» Красной армии.

А на места ушедших с оружием в руках защищать честь и свободу родины встали их отцы и матери, жены и дети. Стали терять свой смысл такие понятия, как «слабые женские руки», «нетрудоспособные люди». Женщины спустились в шахты, стали сталеварами, грузчицами, старые рабочие-пенсионеры возвращаются на свои заводы. А в тылу врага героическую борьбу ведут партизанские отряды.

С радостью и гордостью за свою армию узнаем мы о том, как льется на фронтах бандитская кровь, как превращается в груду развалин хваленое оружие немецкой армии. Так великой Отечественной войной ответил на наглые посягательства фашистов. Эту священную войну советские люди ведут спокойно, уверенно. В чем же сила советских людей? Чем объясняется их уверенность в победе?

Сила советского народа в его сплоченности, единстве, дружбе.

Сила советского народа в том, что ему есть что и чем защищать. Сила советского народа в том, что его «дело правое».

Наконец, сила советского народа в том, что на его долю выпала священная задача: освободить весь мир от опастности вторжения фашистских полчищ, возвратить к жизни порабощенные Гитлером страны.

Все эти факты и дают советским патриотам право быть уверенными в победе. Советские люди знают, что фашисткая банда будет разбита и навсегда стерта с лица земли. Залогом этому наша горячая любовь к матери-родине, к большевистской партии, к нашим дорогим вождям.

Залогом этому героическая борьба Красной армии и партизанских отрядов, самоотверженный труд советских патриотов.

Залогом этому то, что нашей борьбой и работой руководит великий Сталин.

2/0

Поср.

К. Цветк[…]

 

* * *

Брауэр Т.Ф. Окончила школу десятилетку № 39 Василеостровского района г. Ленинграда в 1941 г.

Тема: «Отечественная война 1812 года по роману Л.Н.Толстого “Война и мир”».

Первоначальным замыслом Л.Н.Толстого было написать роман о русских декабристах. Но т. к.  декабристы были воспитанниками отечественной войны 1812 года, то Толстой начал свой величайший монументальный роман «Война и мир», который начинается с еще более ранних времен (войны 1805–1807 гг.) и продолжается до окончания войны 1812 года.

Толстой, как художник-реалист, рисует войну не в прикрашенном виде, не как батальное выступление русских войск, а войну настоящую, с кровью и стонами, слезами и бедствиями, которые она приносит.

Толстой показывает смотр русских войск Кутузовым под Аустерлицами. Это, — против войска австрийского, буквально нищенское войско: большинство без обмундирования и многие босиком. Но это народ геройский, свободолюбивый, показавший в битвах под Аустерлицами и в Бородинском сражении всю свою силу и храбрость. Наряду с напыщенными болтунами офицерами, карьеристами, показаны такие герои, отважные и мужественные, как капитан Хрупов, князь Андрей, Николай Ростов, Денисов и многие другие, верные защитники «священной земли русской». Замечателен народ, который весь, как один, вставший на защиту своей родины против врага-поработителя. Народные герои, как Платон Каратаев, старостиха Василиса и другие, воплощение той глубокой любви к отчизне, которая может быть только у русского народа.

Главнокомандующий русскими войсками Барклай де-Толи, которого подозревали в измене, был заменен старым русским полководцем, любимцем Суворова, Кутузовым. Но и Кутузов продолжал отступать. Он великолепно знал, что французская армия гораздо многочисленнее и сильнее русской, а дать бой он не решался, т. к. больше всего дорожил своими солдатами; в русском солдате он видел не стреляющий механизм, не пушечное мясо, а человека, который чувствует и думает, как и любой дворянин. И Кутузов понимал, что победа зависит не от него, не от одного человека, а от того «духа», той неведомой силы в самом войске, к чему он постоянно прислушивался. Поэтому он часто рассеянно слушает донесения с поля сражения, он уже по лицу докладывающего знает все наперед. Толстой показывает Кутузова, как истинно русского полководца; когда враг изгнан с земли русской, ему уже нечего делать, он умирает. Совершенно по иному дает Толстой образ полководца французской армии Наполеона Бонапарте. Это самонадеянный, в себя влюбленный человек, у которого все начинается с «я».

Та великая любовь и огромная преданность, храбрость и свободолюбие, которые помогли русскому народу победить над врагом, считавшимся непобедимым, помогали и помогут ему победить и в следующих войнах.

Неправильные выражения, поверхностное изложение темы

Посредственно (3)

19/ VIII 41 

* * *

Буданова Т.В.

Окончила 10-тилетку Октябрьского района за № 237

1/VIII – 41 г.

Тема: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» (Молотов).

 22-го июня по всему Союзу пронеслась весть: Германия, подло нарушив договор, напала на советский Союз.

Комментарии проверяющего  и оценка сочинения абитуриентки  Т.В.Будановой

Комментарии проверяющего и оценка сочинения абитуриентки Т.В.Будановой

Началась война, и опять с Германией, но как она на похожа на предыдущую войну 1914 года, когда Россия переживала экономический кризис и хозяйственную разруху. Настала иная пора, техника шагнула вперед.

Настоящая война — это война резервов и техники.

Столкнулись два страшных врага — фашизм и коммунизм. Им запросто не разойтись! Фашизм будет разбит! Германский фашизм давно точил зубы на нашу родину. Да и как ему не хотеть наших богатств, когда их у него нету.

Но не так-то это просто.

Набрав себе армию из населения оккупированных стран, мобилизовав все свои силы, зная, что пополнения не будет, фашисты пробуют бросать свои силы не в одном, а в нескольких направлениях. Гитлеру одинаково заманчивыми кажутся и пролив Ла-Маш, и плодоносная Украина. Но нельзя сравнивать абсолютно различные армии. Наша Красная Армия, имеющая в своих рядах не одну сотню героев Советского Союза, культурная, единая, идущая на защиту своего отечества, завоеванного своими же руками. И фашистская армия, состоящая, как я уже говорила, почти целиком из населения захваченных государств. Ведь не секрет, что немцы, посылая в атаку «свою» армию, наводили ей в спину свои же пулеметы. А какая «культурная»

[Кавычки поставлены проверяющим. — Ред.] армия у Гитлера! Мне известен один очень интересный в этом отношении факт. В ленинградском госпитале лежал раненый германский летчик, он уже поправился, и наши товарищи пришли с ним побеседовать. Зашла речь о Германии, его спросили, как почитается сейчас у них Гете. На что он ответил: «Ничего, ничего, это, кажется, музыкант такой есть?» Не правда ли, на высокой ступени развития стоит германская цивилизация? Родоначальник немецкой поэзии, гений человечества и, вдруг — «какой-то музыкант». У нас в стране ни один ребенок не принял бы Пушкина за музыканта.

Мне рассказывали красноармейцы, бывшие в боях с фашистами, об их храбрости. Они очень смелы и отважны на расстоянии 1000–700 метров от наших частей. Но как зато «смелы» немцы на расстоянии винтовочного выстрела и ближе. В тех случаях, приходилось сражаться штыками или просто в рукопашную, немцы оказывались отъявленными трусами, в таких случаях они просто пускались наутек. Ни одного красного бойца, подобного в этом случае немцам, не было и не будет. Знают ли германские солдаты, за что они дерутся, что их ждет впереди? Об этом ясно и понятно пишут сами же солдаты: «За что деремся — не знаем, воевать не хотим!». А разве у нас тоже так? Я расскажу то, что я сама видела, работая в военном комиссариате.

Сразу после объявления войны были открыты пункты по добровольному вступлению в ряды действующей Красной Армии.

Что там происходило в эти дни, трудно передать. Беспрерывно, сплошным потоком шли люди, желающие вступить добровольно в красную Армию. Причем, не только молодые, но и совсем дети и совсем старые пришли сюда. Все они идут с ранее известной целью, готовые до последней капли крови защищать свою любимую родину.

Вот пришли студенты института журналистики, за ними следом идут студенты физкультурного техникума.

На пункте организована добровольческая дивизия ленинградских рабочих. Сюда зачислены старые партизаны, рабочие, участвовавшие не в одной войне.

А вот недавно пришел уже пожилой мужчина, высокого роста, загорелый. Говорил он с сильным грудным акцентом. Он тоже хочет пойти добровольно в Армию. Он рассказал нам, в каких войнах он участвовал, как получил два георгиевских креста, как дрался на Кавказе с дашнаками. А когда мы, удивленные таким большим боевым опытом, спросили, сколько ему лет, он, немного смущаясь, ответил: «Семьдесят шесть».

Этот случай не единичный. Граждане нашей страны хотят и твердо уверены, что победят. Мы боремся честно и пощады врагу не дадим.

Да, действительно, «наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Есть отдельные неправильности в строении фразы. Изложение же живое, логичное, искреннее.

Заслуживает оценки хорошо (4)

Ошибок нет

                                 Л.С. Израилевич

19/VIII 41 г.


 


* * *

 

1/VIII 41 г.

Филологический факультет (классическое отделение)

Ваккер И.Ф.

Окончила в 1941 г. 83-ю полную среднюю школу Петроградского района.

Тема: «Отечественная война 1812 г. по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»»

На мысль написать роман об отечественной войне 1812 г. натолкнуло Л. Толсто стихотворение Лермонтова «Бородино». Но с годами изменялся и расширялся первоначальный творческий замысел писателя. Толстой признавался, что ему было «совестно» писать только о 1812 г., и он решил захватить в романе эпоху «неудач» и «срама» России — войну 1805–1807 гг. Давая изображение крупнейших исторических событий, рисуя грандиозные по своей мощи шенграбенского, аустерлицкого и бородинского сражений, Толстой в то же время неоднократно останавливается на психологии людей, вовлеченных в поток венных событий. Главнокомандующие, генералы, офицеры, солдаты, партизаны — все эти носители самой различной психологии показаны им во всевозможных условиях их боевой и мирной жизни. Толстой, ставивший своей задачей изобразить войну «настоящей», такой, как она есть в действительности, без прикрас, говорит о героизме, мужестве русской армии с одной стороны, о тщеславии, карьеризме (особенно среди офицеров) — с другой.

Картины сражений дополняются Толстым сценами ранения, стонами и выкриками раненых. Он вводит массу мелочей, но все они, собранные в одно целое, создают потрясающую по своей силе, правдивости и убедительности картину.

В романе даны две войны: война за границей 1805–1807 гг. и война в России 1812 г. Войну 1805–1807 гг. Александр I вел в целях укрепления феодально-дворянской монархии. Народу эта война была навязана, задачи ее ему были чужды. Тем не менее он проявил много отваги и мужества, и только бездарность командиров привела русскую армию к поражению. (Так, Александр I, стоявший во главе русской армии, проиграл аустерлицкое сражение, не послушав совета Кутузова.)

В совершенно иных красках рисуется вона 1812 г., война захватническая со стороны французов, справедливая — со стороны русских. Полумиллионная армия французов во главе с одним из крупнейших мировых полководцев вторглась на русскую территорию. Но Наполеон получил отчаянное противодействие. Народ увидел в Наполеоне не освободителя, а завоевателя, посягнувшего на его свободу и независимость. Уже с самого начала война приобрела народный характер. Багратион, один из ее героев, писал: «Война теперь не обыкновенная, а национальная». Опасность, нависшая над родиной, была исключительно велика. Кутузов, главнокомандующий русской армией, давал себе ясный отчет в силе противника. Он считал, что победить его можно только пространством и временем. Кутузов не останавливался даже перед сдачей Москвы. И вот русская армия освобождает Москву. За армией Москву покидают ее жители, захватив с собой самое необходимое. Начинается страшный пожар, длившийся 6 дней. Нельзя было отличить дня от ночи, но никто не боролся с ним. Пусть погибает все, но не достанется врагу — вот была мысль каждого. Но народ не ограничивается таким пассивным протестом, врагу оказывается самое активное сопротивление. Мощной волной разлилось по всей стране партизанское движение. Руководителями партизанских отрядов становятся офицеры, крестьяне, даже женщины.

Толстой упоминает также о каком-то дъячке — организаторе партизанского отряда. В романе выведены партизанские отряды Дениса Давыдова, Долохова. Партизаны, как неоднократно отмечает Толстой, обнаруживают много находчивости, смелости в борьбе с французами.

По мнению Толстого, война спаяла в одно монолитное целое все слои общества. И народ, единый в своей горячей любви к родине, в своей горячей ненависти к врагу, победил, покрыв себя неувядаемой славой.


Хорошо Островск[…]

 

 

Новости СПбГУ