Главная » Конференц-зал

Конференция «Университетская гимназия», или Как попасть на другую сторону стены?

С 26 по 30 марта в Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета прошла XXII Российская научно-практическая конференция «Университетская гимназия».

Наталья Васильевна Серова

Наталья Васильевна Серова

Анна Алексеевна Карцова

Анна Алексеевна Карцова

Конференция «Универ­ситет­ская гимназия» в России пока не имеет аналогов — более 20 лет она обеспечивает возможность совместной научно-методической деятельности преподавателей, работающих с одаренными детьми, и в то же время ее частью является и научно-практическая конференция для школьников, на которой фактически представлены результаты такой деятельности педагогов. Участниками конференции, которая впервые была проведена еще в 1992 году, являются преподаватели высшей и средней школы, работники сферы образования, психологи, то есть все, чья деятельность связана с профильным, специализированным образованием старшеклассников, а также с вопросами организации исследовательской деятельности учеников старших классов. В конференции ежегодно принимают участие несколько сотен человек из самых разных уголков страны и ближнего зарубежья — в этом году гости приехали в гимназию из Сыктывкара. Салехарда, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов, Челябинска, Молдовы и Казахстана.

Очень важно, как отметила и.о. директора Академической гимназии СПбГУ Наталья Васильевна Серова, что к работе на конференции привлекаются учителя и ученики школ из самых отдаленных, провинциальных школ, у которых не так много возможностей обменяться знаниями и опытом и продемонстрировать свои достижения. Это важная задача, которая полностью отвечает и целям, стоящим перед таким учебным заведением, как Университетская гимназия, — поиску юных дарований и оказания им поддержки для дальнейшего обучения и поступления в вуз, где они смогут в полной мере раскрыть и проявить свои таланты.

«Мы стараемся привлекать ребят, которые только начинают свою исследовательскую деятельность. У опытных в таких исследованиях старшеклассников уже есть немало площадок, а начинающим нужно где-то показывать себя. Наша конференция дает им такую возможность. Равно как и их преподавателям. Поэтому частью конференции является также круг­лый стол, где мы делимся педагогическими идеями. Наши гости рассказывают, как они работают с одаренными детьми, как мотивировать и привлекать их в наше непростое время к научной работе. Они делятся с нами своими находками, высказывают свои, порой совершенно неординарные, идеи. Мы, в свою очередь, приглашаем к участию опытных педагогов, психологов, авторов различных методик работы с одаренными детьми в школах. Мы это обсуждаем, и учителя увозят с собой багаж этих знаний, начинают применять их в своих школах».

Как учить одаренных?

Елена Евгеньевна Туник

Елена Евгеньевна Туник

Сергей Сергеевич Пивоваров

Сергей Сергеевич Пивоваров

Именно поэтому пленарное заседание в день открытия конференции составили доклады ведущих петербургских специалистов, исследующих принципы и методики обучения детей, направленные на раскрытие их творческого и научного потенциала. Среди них, например, профессор СПбГУ, доктор химических наук, куратор химического отделения Академической гимназии Анна Алексеевна Карцова. В докладе на тему «Когда изменяемся мы, изменяется мир. Профильное образование в современной школе» она представила свой взгляд на проблемы специализированной подготовки учеников старших классов в такой области наук, как химия. «До сих пор специалисты не могут прийти к общему мнению, отвечая на вопросы “Как учить?”, “Чему учить?”, “Кто должен учить — профессионал-педагог или профессионал-предметник?”, а главное — “Что мы ожидаем на выходе?”, — отметила ученый. — Нам важно всегда помнить, что образование нельзя “сообщить”, “передать”, это постоянный процесс взаимодействия между учеником и учителем». Так, например, при подготовке будущих химиков недостаточно только уроков — обучающий процесс должен включать в себя семинары, практикумы, и как результат — собственную исследовательскую работу учеников. Основополагающими принципами в таком обучении становятся понимание закономерностей и взаимосвязей в изучаемом предмете, поступательное движение «от простого к сложному», тщательная подготовка уроков учителем и другие. В частности, рассказала Анна Алексеевна, очень интересно и полезно проводить уроки химии в Музее-архиве Д.И.Менделеева в СПбГУ, где наглядно представлены существовавшие еще до великого российского ученого мировые попытки систематизации элементов, а также можно проследить эволюцию открытий, совершенных в области химии. «Именно творческое содружество школы и вуза помогает дать ученикам полное представление о будущей профессии», — подчеркнула профессор Карцова.

Илья Дворкин

Илья Дворкин

Академическая гимназия СПбГУ не просто остается ярким примером такого содружества — она постоянно увеличивает спектр сотрудничества с СПбГУ.  Как рассказал заместитель директора Академической гимназии СПбГУ по научно-учебной работе Сергей Сергеевич Пивоваров, связи с факультетами и кафедрами Университета укрепляются, и многие из них уже ведут исследования вместе со школьниками. Одна из новых тем сотрудничества гимназии и Университета — история культуры, искусства стран Востока. Эту тему гимназистам будут помогать разрабатывать специалисты кафедры еврейской культуры СПбГУ.  Один из них, старший преподаватель кафедры, специалист по еврейской философии, доктор исторических наук Илья Дворкин, который является также сотрудником Центра Чейза Еврейского университета в Иерусалиме, также представил на конференции доклад. Это исследование посвящено историческим традициям и современному опыту школ в еврейской культуре, которые отличаются и от модели жесткого государственного обязательного образования, и от модели свободных школ, отказавшихся от всякого принуждения и лишь стимулирующих к обучению (система Джона Дьюи, Вальдорфская система). Еврейская школа — это нечто среднее между этими двумя «полюсами» образования, это творческий процесс, где «ученик сам создает науку под влиянием и при поддержке учителя», что, в общем-то, схоже с научной деятельностью в высших учебных заведениях.

Один из постоянных партнеров Академической гимназии СПбГУ, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного образования Елена Евгеньевна Туник в докладе «Интеллект, креативность и личностные характеристики одаренных детей» рассказала о наиболее эффективных и популярных современных методиках тестирования детей на наличие особых способностей и талантов. Например, их применяют при приеме малышей в первые классы профильных школ или школ с углубленной программой. «Что такое одаренные дети? Это дети, чей уровень развития выше, чем у других, в одной или нескольких областях. Важно отметить, что интеллектуальность и одаренность не одно и то же, а одаренным, вопреки расхожему мнению, человек, как правило, является не во всех, а лишь в нескольких направлениях деятельности», — отметила Елена Евгеньевна. Именно поэтому современные методики тестирования включают в себя как тесты на интеллект, так и тесты на креативность, творческое мышление, ответов на которые может быть бесчисленное множество. В качестве примера задания одного из таких тестов, можно привести известный вопрос «Как оказаться на другой стороне длинной стены?». Помимо традиционных вариантов ответов — лестница, подкоп, разрушение стены, перелет через нее с помощью того или иного средства — у способных детей встречаются такие ответы, как «растопить лед с горы и переплыть», «посадить у стены бамбук (который растет по 12 см в день) и перелезть с его помощью, когда он вырастет». Самым оригинальным из ответов, рассказала Елена Туник, стал тот, когда отвечающий предложил пойти в другую сторону от стены — земля круглая, и когда-нибудь он все-таки окажется на другой стороне препятствия.

Интересы юных исследователей — от информатики до языкознания

Школьники — участники конференции, которые тут же, на пленарном заседании экспромтом ответили на вопросы этого и других тестов, предложенных Еленой Туник, не разочаровали своих наставников, показав высокий уровень творческого мышления. Впрочем, это совсем не удивительно — ведь затем в течение целого дня, когда длилась школьная научно-практическая конференция, они представляли результаты своих проектов и исследований в виде вполне профессиональных научных докладов. Как отметил Сергей Сергеевич Пивоваров, год от года состав участников мероприятия «молодеет» — на смену 11-классникам приходят ученики 10-х, 9-х, и даже 8-х классов! «Это очень важно, потому что среди этих ребят немало тех, кто уже скоро будет учиться в стенах нашей гимназии», — подчеркнул Сергей Сергеевич.

Диапазон тем, которые выбирают школьники для серьезного изучения, невероятно широк — от информатики и физики до языкознания, от создания роботов до творчества писательницы Дины Рубиной. Внимание юных исследователей также традиционно привлекают темы, связанные с географией и экологией, биологией и химией, историей и обществознанием, гуманитарные исследования, в частности, культурология, психология и другие. Доклады старшеклассников оценивает профессиональное жюри, в составе которого — видные ученые Санкт-Петербургского университета, опытные преподаватели гимназии. По итогам работы выбираются лучшие доклады, авторы которых получают дипломы и другие награды, а также приобретают право на публикацию своих работ в специальном сборнике, который ежегодно издается по итогам конференции. Кроме того, для всех гостей, приехавших в Петербург из других регионов, в рамках конференции разработана и стала уже традицией культурно-образовательная программа, включающая экскурсии по городу, посещение музеев, театров, концертных залов.

В последнее время нетривиальные ответы на вопросы, похожие на «как оказаться на другой стороне стены», все чаще приходится искать не только школьникам, но и преподавателям. Современные социально-экономические условия, трудности воспитания нынешней молодежи, преодоление множества негативных и деструктивных общественных стереотипов становятся порой непреодолимым препятствием на пути раскрытия спрятанных в детях способностей. Сейчас это направление деятельности, с акцентом на методиках обучения талантливых детей, в Академической гимназии оказалось настолько актуальным, что с ним связаны и дальнейшие планы по научно-практической работе педагогов. Так, следующую конференцию «Университетская гимназия», рассказала Наталья Серова, решено посвятить программам третьего образовательного стандарта и его применению в сфере работы с одаренными детьми. Кроме того, планируется немало мероприятий и научных встреч, посвященных 50-летнему юбилею воссоздания Академической гимназии после ее создания вместе с Университетом в петровские время, который отмечается в 2013 году. Среди этих мероприятий намечено проведение Психолого-педагогической конференции, которая в последний раз прошла уже 8 лет назад. За это время сотрудники гимназии и Лаборатории школьной психофизиологии СПбГУ накопили изрядный опыт и знания, которыми хотят поделиться со своими коллегами, особенно из Москвы и Сибири, где также давно работают подобные лаборатории. Возможно, именно результаты такого сотрудничества помогут «преодолеть стену» и совсем скоро подарить миру новых изобретателей, создателей инноваций, гениальных ученых.

Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков

 

Новости СПбГУ