Главная » Университет и страна

Бесплатно — не значит плохо: как этого достичь?

В этом году в соответствии с ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» во всех регионах должно быть организовано предоставление юридических консультаций на безвозмездной основе. При этом качество таких услуг должно обеспечиваться на одинаково высоком уровне во всех субъектах страны. Как этого добиться? Юристы СПбГУ предложили свои подходы к формированию системы гарантий качества оказания бесплатной юридической помощи.

Елена Николаевна Доброхотова

Елена Николаевна Доброхотова

Гарантии в этой системе взаимосвязаны и взаимообусловлены  так, что каждая из них обеспечивает возможность функционирования последующей. Именно такую схему предложила директор Юридической клиники СПбГУ Елена Николаевна Доброхотова в своем выступлении «Об обеспечении гарантий качества юридической помощи, оказываемой бесплатно» на заседании коллегии Минюста России.

Фундамент из стандартов

Основой системы должно стать создание самих стандартов качества. Причем они должны быть едиными как для юридических услуг (подразумевающих оплату), так и для «юридической помощи» (оказываемой безвозмездно). «Стандарты не могут быть разными, хотя бы потому, что речь идет об одном и том же юристе. Он может одновременно являться и высокооплачиваемым адвокатом, и консультировать бесплатно. И в первом и во втором случаях, он обязан работать одинаково хорошо», — подчеркнула Елена Николаевна.

Очевидно, что стандартами качества оказания юридической помощи ограничиться не удастся. Их необходимо дополнить и согласовать со стандартами профессиональными и образовательными. Кстати, стандарты профессиональной деятельности наша страна обязана разработать и принять в связи со вступлением в ВТО. «Понятно, что следующим шагом станет их согласование с образовательными стандартами. Ведь учебные заведения обязаны готовить специалиста, ориентируясь на стандарты профессиональной деятельности, — пояснила Елена Николаевна. — В результате после получения диплома на рынке должен появиться  качественно подготовленный специалист, отвечающий стандартам требований профессиональной деятельности и оказывающий качественные профессиональные услуги».

Научить соответствовать

Однако разработать стандарты мало. Надо еще уметь им соответствовать. Как? Этот вопрос незамедлительно встанет перед всеми участниками юридической системы. Поэтому следующим элементом механизма обеспечения гарантий качества юридической помощи, уверена Елена Доброхотова, должно стать  методическое обеспечение деятельности в соответствии с созданными стандартами. И хотя, согласно принятому закону, методическое обеспечение возложено на Минюст РФ, понятно, что это не профильный вид деятельности для министерства. Поэтому оно, скорее всего, переадресует эту задачу образовательному учреждению, которое компетентно взять на себя исполнение функций методического центра. Сейчас, когда закон «О бесплатной юридической помощи в РФ» начинает реализовываться на практике, СПбГУ готов стать таким центром для правовых клиник.  Ведь в СПбГУ накоплен уникальный опыт, и не только педагогический. С 1998 года в Университете работает Юридическая (Правовая) клиника, консультационные услуги в которой оказывают вот уже 15-й год. За это время была выстроена система, позволяющая поддерживать качество услуг на самом высоком уровне, а также разработана обучающая программа — специалисты СПбГУ уже много лет учат преподавателей и организаторов учебного процесса из регионов организовывать юридическое консультирование на базе правовых клиник. Все это позволило Клинике СПбГУ стать флагманом в сфере координации и развития аналогичных клиник в стране.

Программа повышения квалификации, реализующаяся в СПбГУ 4-5 раз в год, по сути является готовым инструментом для методического центра.

Еще одним инструментом может стать дистанционный on-line семинар. Идея его проведения родилась на III Международном молодежном юридическом форуме (май 2012 года, Санкт-Петербург), получила одобрение юридического сообщества на Всероссийской конференции по обмену лучшими практиками по оказанию бесплатной юридической помощи (Краснодар, июнь 2012 года) и вызвала развернутую конструктивную дискуссию на Всероссийской конференции «Бесплатная юридическая помощь в субъекте Российской Федерации: состояние, перспективы развития» (Рязань, 2012 год).

Итоги дискуссии  были обсуждены руководителями СПбГУ, отвечающими за реализацию программ подготовки, частью которых является программа «Учебная практика: Правовая клиника».  Марина Юрьевна Лаврикова, проректор по учебной работе СПбГУ, и декан юридического факультета СПбГУ Наталья Александровна Шевелева уже подготовили письмо в адрес заместителя министра юстиции с конкретными предложениями по тематике семинара. Все технические условия для проведения такого семинара в СПбГУ уже имеются и опробованы на практике.

Понятно, что охватить все 86 субъектов РФ одному методическому центру будет трудно. Особенно на начальном этапе, когда центр будет особенно востребован акторами негосударственного сектора системы оказания бесплатной юридической помощи. По мнению Елены Доброхотовой, решением может стать создание нескольких методических центров по региональному принципу: например, по центру на каждый федеральный округ.

Рассказать о проделанной работе

Отчетность — еще одна деталь механизма гарантий качества. На первый взгляд, не самая привлекательная, но одна из самых важных. И не только потому, что Минюст обязательно будет требовать информацию о том, как работают участники юридической системы. «Отчет — это возможность самому произвести анализ того, насколько ты успешен, где у тебя точки роста и развития, а куда ресурсы привлечены напрасно, — объясняет Елена Николаевна. — Это возможность самим произвести оценку качества своей деятельности прежде, чем это сделают  контролирующие организации».

Кто проверит?

Такими организациями могут стать экспертные центры. На их плечи и ляжет экспертиза соблюдения стандартов качества оказания бесплатной юридической помощи. «Именно на заключениях экспертных центров впоследствии может основываться итоговый отчет и заключение Минюста, которые должны регулярно поступать высшему руководству страны, — рассказывает Елена Доброхотова. — Экспертных центров может быть меньше, чем методических, но они, безусловно, тоже должны иметь опыт проведения экспертизы». И такой опыт СПбГУ имеет. Ведь в соответствии с законом о двух университетах, СПбГУ является федеральным экспертным центром и давно осуществляет мониторинг правоприменения, экспертизу правовых актов и т.п. «Поэтому СПбГУ может выступать сразу в двух ипостасях: и как методический центр, и как экспертный центр. Безусловно, что в обоих из них должны быть заняты разные специалисты», — считает Елена Доброхотова.

Последним сегментом системы гарантий качества юридической помощи является регулярный государственный контроль соблюдения требований к качеству, что непосредственно возложено на  Министерство юстиции.

На двух столпах

Чтобы любой механизм работал безотказно, его необходимо время от времени подводить и регулировать. Поэтому Наталья Шевелева и Елена Доброхотова предложили заложить основополагающие принципы, на которых должна быть построена система гарантий качества, — это регулярность и синхронность контроля, а также последовательная смена площадок для проведения значимых координирующих мероприятий.

По словам Елены Николаевны, для соблюдения первого достаточно установить сроки, в которые  методические центры подводят итоги своей обучающие деятельности и в которые экспертные центры дают свои заключения. Например, условно это могут быть май и октябрь. А уже в ноябре Минюст обобщает данные и  в декабре отчитывается перед руководством страны. «Что касается второго принципа, то он обусловлен большим количеством регионов и их дифференцированностью в нашей стране. Далеко не в каждом из них существует возможность открыть как методический, так и экспертный центры. «Поэтому можно пойти другим путем: специалисты центров могут просто приезжать в разные города для проведения общезначимых координирующих мероприятий. И главное, делать это по установленному и известному всем графику, чтобы специалисты юридических клиник и бюро могли планировать участие в обучающих мероприятиях, — предлагает Елена Доброхотова. — Для удобства за центрами можно закрепить регионы по территориальному принципу. Например,  методический центр СПбГУ может проводить обучающие семинары в Великом Новгороде, в Пскове, в Мурманске и т.п.»

Бесплатно — не значит плохо

Предложения юристов СПбГУ на коллегии Минюста (ноябрь 2012 г.) были восприняты с энтузиазмом. Ведь цель закона — гарантировать именно качественное предоставление юридической помощи. Но уже сейчас, к сожалению, становится понятно, что некоторые участники системы скорее имитируют оказание бесплатной юридической помощи. На сайтах ряда юридических клиник появились яркие кричащие баннеры, а некоторые уже отчитываются, что за 3 месяца оказали помощь 12 000 клиентам. Эти цифры у профессионалов вызывают искреннее недоумение. Так, например, специалисты Правовой клиники СПбГУ в год обрабатывают не более 2000 обращений, причем как при непосредственном приеме, так и через дистанционный консультационный центр («Юрисконсульт для студентов»). Смысл и цель бесплатного консультирования — качественное воздействие на правовую культуру граждан, эта цель не достигается «массовыми прогонами» тысяч граждан через процедуру приема. Она может быть достигнута только организацией неспешного процесса тщательного анализа каждой проблемы, анализа, который сначала проводят студенты (а им по причине незавершенности их обучения нужно значительное время для этого), и качество которого затем ещё должно быть проверено профессионалами-кураторами. Поэтому для Клиники СПбГУ характерно проведение юридического исследования дел, порученных клиентами, в пределах 300–500 посетителей в семестр и чуть больше — через «Юрисконсульт для студентов», в который направляются не дела, а всего лишь вопросы граждан. Причем за этими цифрами стоят 15-летний опыт, отлаженная система приема клиентов и многоуровневого патронажа и транспарантная система документооборота. Как удалось новичкам в деле оказания бесплатной юридической помощи всего за три месяца оказать помощь клиентам, количество которых превышает показатели опытных участников в 6 раз, остается только удивляться.

По-видимому, такие цифры основаны на подмене понятий юридического консультирования и правового информирования, менее затратного и менее ответственного вида общения юристов с гражданами.

Правовое информирование — это сообщение кратких сведений из законодательства в ответ на краткие же вопросы — куда обратиться и в каком законе содержится правовая информация, относящая к тому или иному вопросу. Содержание этой информации будет одинаковым для целых групп лиц. Предоставление подобной информации не требует аналитической и конструктивной работы юриста. Оно требует только базовых знаний и наличия информационно-правовой базы под рукой юриста. Так работают с конца 90-х годов информационно-правовые центры, но никак не клиники, и никто другой, кто принимает к производству реальное дело от гражданина, который становится клиентом юриста.

Юридическое консультирование, которое строится на основе не только устного вопрошания, но и всесторонней оценки документов дела, на построении вариативных моделей разрешения проблемы клиента и отборе вместе с клиентом наиболее приемлемого для него юридического способа защиты его прав, не надо путать с правовым информированием — изложением положений закона, регулирующего отношения, по которым человек задает вопрос, или сообщением другой информации справочного характера.  Конечно, если ограничить свою работу дачей юридических справок, число таких справок может иметь многотысячные значения. Например, есть такая технология — справки по телефону. За день каждый юрист может дать десятки справок. Но это не тот вид юридических услуг, ради которых создавался федеральный закон «О бесплатной юридической помощи». Само название его говорит совсем о другом. В этом законе упоминается правовое информирование — но короткой строкой и как вспомогательный вид деятельности участников системы бесплатной юридической помощи.

«Погоня за цифрами приведет к тому, что идея закона будет опорочена, а социальные последствия приведут к неминуемым репутационным потерям как для юридического, так и для образовательного сообществ, — уверена Елена Доброхотова. — Надо считать количество осчастливленных клиентов по самим клиентам, по их отзывам, по реальным делам, и только так мы сможем убедить скептиков и доказать гражданам нашей страны, что бесплатная помощь должна и может быть качественной».

Вера Свиридова

Фото: Сергей Ушаков

 

Новости СПбГУ