Главная » Книжная полка

О литературе — доступно и нескучно

Учебно-методический комплекс по литературе для 5–9 классов, созданный под редакцией доктора филологических наук, профессора СПбГУ Игоря Николаевича Сухих, вошёл в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ на 2013–2014 учебный год.  Учебники создавались по стандартам XXI века и написаны в жанре хорошей книги о литературе.

Игорь Николаевич Сухих

Игорь Николаевич Сухих

В нашем журнале за 2009 год мы уже рассказывали о необычных, творческих учебниках по литературе профессора Игоря Николаевича Сухих. Тогда небольшой авторский коллектив учителей и методистов под руководством Игоря Николаевича работал над новой линейкой учебников по литературе для школьников 5-11 классов. За несколько лет качество учебников оценили и  в школах, и в Министерстве образования. Сначала министерский гриф «допущен к преподаванию» получили учебники для 10 и 11 классов, написанные профессором Сухих самостоятельно. А теперь и учебники по литературе для 5–9 классов под общей редакцией Игоря Николаевича рекомендованы для использования в российских школах.

«Произошло событие, к которому имеет отношение и Петербургский государственный университет, — рассказал профессор Сухих. — Издательство «Академия» наконец-то получило гриф не просто на несколько учебников, а на огромный УМК (учебно-методический комплекс) по литературе для средней школы. Этот комплекс создавался по новым стандартам, уже ХХI века.  В него входят не только учебники, но и пособия для учителей, практикумы для школьников, рабочие тетради, программы  — всего около тридцати изданий. Теперь учебники официально входят во все обязательные министерские списки, и могут использоваться на всём пространстве Российской Федерации от  Вла­ди­востока до Кали­нинграда».

Учебник, похожий на торт

Игорь Николаевич Сухих — автор нескольких книг и более четырехсот статей по истории русской литературы и критики  XIX–XX веков, он составил и прокомментировал многие и многие тома собраний сочинений русских классиков. Для того  чтобы передать знания о любимом предмете современным школьникам доступно и нескучно, не отступая при этом от школьной программы, пришлось немало поработать. Игорь Николаевич не только просмотрел почти все современные учебники, но и углубился в историю, дойдя до гимназических пособий начала прошлого века. В результате новые учебники получились уникальными.

По словам Игоря Николаевича, все учебники отвечают принципам трёх «С»: у них особая структура, содержание и стиль. Каждый из них построен на пяти уровнях: в нём есть исторические сведения, историко-литературные, культурные понятия, факты писательской биографии, анализ программных произведений и вопросы с заданиями.

Если в обычных учебниках эти уровни перемешаны, то в новых книгах структура отчётливо логична и удобна. «Если вы заглянете в оглавление учебника, вы увидите, учебник устроен так, что главам о персоналиях предшествует несколько общих глав, посвященных разным историко-культурным контекстам.

Мне было важно изложить свою версию истории, чтобы на этой основе уже говорить о каких-то датах, фактах из биографии писателей и творчестве,  — отметил профессор.  — Есть, например, главы История и поэзия: кто кого, История: от призвания до восстания. Есть общелитературные главы Литература: от горухщи до Мертвых душ, есть главы, посвящённые конкретным произведениям, например, Ломоносова Оды: ямбы ломоносовских громад (цитата Веселовского), точно так же построены главы про Фонвизина, Пушкина, Державина.

Структурно эти учебники отвечают (такое у меня рабочее определение) принципу хорошего торта, в котором четко различается каждый слой. На форзацах учебников 10-11 классов есть даже таблицы, в которых все персоналии поместились на одном развороте: «Поэты и цари» и «Поэты и вожди». На другом форзаце помещена придуманная мной «Синусоида русской истории ХIХ века».

В ХХ веке все сложнее. Общественного договора по поводу оценки переломных событий советской истории пока не существует. Поэтому синусоида здесь превратилась в «историческую кардиограмму»: вот ключевые события, а отношение к ним выбирайте сами. Главное, чтобы с такой структурой было удобно работать, и за время изучения литературы в 9,10,11 классах учителя и ученики к ней привыкли».

Контрабандные писатели

Подход к содержанию учебников также во многом необычен. Содержание учебников расширяется и углубляется за счёт тех литературных произведений, которые не входят  в школьную программу. «Формально автор учебника не может менять  список авторов и произведений, которые входят в стандарт и  материалы ЕГЭ, — рассказал Игорь Николаевич.  — Поэтому многим важным и любимым мною авторам, например, Михаилу Зощенко, Владимиру Набокову, не  отведено отдельных глав: монографически их не изучают. Но те авторы, которые не попали в учебник персонально, попали в него контрабандой. В вопросах и заданиях, биографиях я старался использовать  всё то, что было интересно и мне, чтобы зацепить, привлечь внимание современных школьников». В учебниках, например, часто встречаются цитаты из Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Вадима Шефнера, Вениамина Каверина и многих других. Автор знакомит учащихся и с разными точками зрения на произведения, приводит точно отобранные высказывания критиков или самих писателей.

Игорь Николаевич ставил перед собой задачу сблизить школьное и специальное филологическое понимание литературы. Один из рецензентов учебника 10 класса написал, что может быть впервые школьные учителя увидят в учебнике имена Льва Васильевича Пумпянского, Энгельгардта, Бахтина, Пинского, не говоря уже о Лихачёве и Корнее Чуковском (в качестве замечательного исследователя Некрасова).

«Если составить именной указатель к этим учебникам, то он в значительной степени будет связан с классическим филологическим наследием – это, конечно, как правило, цитаты и краткие комментарии, но я обязательно называю автора и даю название статьи или книги, чтобы при желании её можно было легко отыскать»,  — заметил Игорь Николаевич.

Книга о литературе

Самым важным моментом, по признанию Игоря Николаевича, стал выбор стиля учебников. «Я не знал, что всё это дойдёт до конца, когда семь лет назад приступал к работе. Но я с самого начала хотел написать учебник так, как их никогда не писали,  — рассказал он.  — Традиционно считается, что учебник  — это  сухой текст, рассчитанный на запоминание и воспроизведение фактов. Есть такая старая шутка-лозунг: «Давайте повысим уровень наших дискуссий до уровня кулуарных разговоров».  Я попытался повысить уровень школьного учебника до уровня хороших книг о литературе. Ведь есть замечательные статьи и книги дочери Г.А.Гуковского Натальи Долининой, Корнея Чуковского, Е.Г.Эткинда, И.Л.Андроникова, ориентированные именно на школьников. Они писали о литературе не так, как было принято в учебниках. Я решил попытаться написать так же».

Игорь Николаевич стремился к тому, чтобы превратить учебник в литературное произведение со своим сюжетом и стилем. «Мне хотелось показать, насколько русская литература замечательный феномен как целое. Для меня это книга, повествование о литературе, в котором начало и конец перекликаются,  — отметил он.  — Есть внутренние сюжеты, которые начинаются, например, в 9-м классе, а отыгрываются в 11-м, обязательно есть переклички между главами, чтобы не забыть пройденное. Например, очень важна для учебника 9 класса  глава о вечных образах (Гамлет, Дон Кихот, Фауст). Дальше, когда заходит речь о произведениях русской литературы XIX века, к этим вечным образам и темам я постоянно возвращаюсь, когда речь идёт о героях Лермонтова или Тургенева».

В итоге, учебники читаются на одном дыхании. Школьник может остановиться и подумать над каким-то сравнением, поработать с ним отдельно, задания провоцируют творческую реакцию, и уже не приходит на ум старая шутка: «Автор учебника знает предмет на пять, учитель — на четыре, а все остальные на три и два».

«Я стремился, чтобы в учебнике не было одной, догматической точки зрения: почти каждая аналитическая глава, разбор конкретных произведений строится как дискуссия, взвешивание и выбор разных вариантов,  — рассказал Игорь Николаевич.  — Визитная карточка любого учебника — оглавление. Если мы откроем оглавление любого из написанных мною учебников с  9 по 11 класс, то мы увидим, что там нет ни одной главы «творческий путь», «ранние, поздние годы..». Мне пришлось придумать около трёхсот оригинальных заголовков. Моё любимое заглавие — через двоеточие. Одна его часть обозначает проблему, а вторая эту проблему зашифровывает. С одной стороны, человек понимает, про что глава, а с другой стороны, он должен заинтересоваться. Возьмём, например, главу о Фонвизине Годы: друг свободы (понятно, откуда эта цитата), Тексты: сатиры смелый властелин. Эта игра в годы и жанры проходит через весь учебник девятого класса. Важно не просто сухо рассказать о Пушкине, Фонвизине, Бродском,  — нужно найти в биографии сюжет, потому что даты большинство всё равно не запомнит, а формулу судьбы и произведения можно запомнить навсегда.

Например, вы задумывались когда-нибудь, что наша литература 60-х годов XIX века — это литература великих « И»? Для того, чтобы эту формулу расшифровать, вы должны прочитать учебник 10 класса. Это «И» позволяет показать, с одной стороны, и своеобразие главных произведений литературы 60-х годов, и позволяет этих авторов разграничить: Отцы И дети, Преступление И наказание, Война И мир. Толстой, Тургенев и Достоевский не сговаривались. Это «И» противопоставляет их творчество, но в тоже время и передаёт своеобразие каждого писателя».

В новых учебниках нашлось место не только интригующим противопоставлениям, здесь есть забавные биографические подробности, исторические анекдоты и даже анекдоты обычные. Ведь, по мнению Игоря Николаевича, филология должна быть весёлой наукой.

Недаром пожилой школьный учитель (со стажем школьной работы больше пятидесяти лет) в обзорной статье одной из газет назвал учебники профессора Игоря Николаевича Сухих не просто редким, но уникальным примером. И дело не только в том, что это единственный случай, когда один человек самостоятельно написал сразу три учебника (9, 10 и 11 классов), но и в том, что после занятий по этим учебникам невозможно не захотеть прочитать (или перечитать) тех авторов и произведения, о которых идёт речь.

Так что не случайно воплотились в жизнь и планы профессора издать учебники в хорошем оформлении под одной обложкой просто как книгу для семейного чтения. Новый трёхтомник «Русская литература для всех. Классное чтение» издательство «Лениздат» представило не так давно на московской книжной ярмарке non-fiction.

Мария Блажнова

 

Новости СПбГУ