Главная » Образование

Дизайн с акцентом на Новый Год

12 декабря 2012 года в петербургской Галерее дизайна / Bulthaup открылась выставка «Елки». Главными экспонатами стали арт-объекты, живопись и графика, выполненные студентами факультета искусств Петербургского университета.

Изысканные, строгие, забавные, эпатирующие, лаконичные — словом, бесконечно разнообразные. Объединяет эти арт-объекты лишь общая тема — «Новогодняя елка», — рамки которой мягко сдерживают импровизационный размах творений будущих дизайнеров, но не могут ограничить безудержной фантазии. Которой, пожалуй, можно только восхищаться — ведь в большинстве случаев эти «елки» стали первым творческим заданием студентов на создание трехмерного дизайнерского произведения.

Эта идея, которую с успехом воплощают в жизнь старшие преподаватели кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ, члены Союза художников Тамара Венедиктовна Левандовская и Константин Григорьевич Старцев, родилась еще в 2005 году. Сначала в рамках дисциплины «Композиция» в конце первого семестра 1-го курса студенты, переходя от «плоских», двухмерных произведений к объемным, трудились над заданием на тему «Разрушение куба». А в 2007 году стали появляться первые «Новогодние елки», ставшие настоящим «ноу-хау» факультета искусств Петербургского университета — только позже этот проект подхватили другие художественные вузы.

«Задача, стоящая перед ребятами, — это создание дизайнерской елки, уникального, особенного произведения, которое не встретишь в магазинах игрушек и подарков, — подчеркнула Тамара Венедиктовна, автор и идейный вдохновитель проекта. — Материал при этом можно использовать абсолютно любой, главное — подчеркнуть конструкцию, выявить особую формулу, которая присуща каждому предмету, суметь найти новое решение, новый подход, новую форму такого знакомого с детства новогоднего символа. Это не имитация елки, а некий парафраз на ее тему. Получившийся объект должен быть и неожиданным, и гротескным, и конечно, передающим атмосферу новогоднего праздника, радостным, создающим настроение».

Других ограничений в этой учебном задании нет — степень приближения к исходной теме, как и наоборот, отдаления от нее, не имеет большого значения. Как говорит Константин Старцев, «ёлка» здесь становится скорее поводом для творчества, для развития фантазии, работы над неожиданностью формы, пластической новизной, экспериментов с фактурой материала. Например, с 2008 года стены учебной аудитории-мастерской факультета искусств украшают «елки» из причудливо выложенных карандашей — цветных, белых и черных «простых». За годы существования проекта у преподавателей скопилась богатая коллекция самых разных «елок» — из металлической проволоки, жестяных консервных крышек, резиновых и кожаных перчаток, тонкого бумажного «кружева» из маленьких витых спиралей. Елка как концепция, елка как настроение, елка как воспоминание, елка как символ, елка как вызов…

В этом году первокурсники снова удивили опытных художников-дизайнеров как выбором материала, так и конечным результатом своего творчества. Разноцветные пластиковые стаканчики в проволочном каркасе, пирамида из серебристых жемчужинок, горка сухого мха, черно-белый серпантин, закрепленный цветными булавками, яркие гирлянды настоящей карамели, приклеенной на конусовидную основу, элегантные пуговицы, пришитые к толстой веревке… «Елка» из кусочков зеркал, из пластмассовых зеленых вилок, из упаковочного картона, из хвороста, сложенного словно бы для зимнего костра, с маленьким красным шариком-«огоньком» на верхушке… Талантливо выполненный арт-объект, убежден Константин Старцев, обязательно будет оригинальным. И, что не менее важно, индивидуальным. «Кто-то более склонен к чистому дизайну, функциональному хай-теку, кому-то интереснее декоративные возможности, кто-то со временем открывает в себе анимационный талант», — отметил преподаватель. Ведь иногда уже на старших курсах, выясняется, что будущий дизайнер проявил свой характерный «почерк», как раз выполняя проект «Елка», выражая свое личное отношение к новогоднему празднику. И если любое творческое произведение — это своего рода автопортрет творца, то и в работах студентов 1 курса тоже можно увидеть личность художника. «Например, Юлию Макарову, автора «елок»-пирамид, можно назвать очень организованным человеком, она предпочитает четкие, строгие формы — посмотрите, как тщательно склеены «пирамидки»! У Марины Ратушной, которая приехала к нам учиться по обмену из Прибалтики, свой особый стиль, особое видение. Она сделала «елку» из бумажных «снежков», оплетенных яркими зелеными нитями. А Наталия Неклюдова поразила нас своим терпением и упорством, собрав «елку» из маленьких зеленых бумажных оригами, сложенных в виде треугольников», — рассказала Тамара Левандовская.

Эти и другие самые оригинальные и индивидуальные арт-объекты заняли в конце 2012 года свое место на выставке в галерее «Bulthaup» вместе с творениями студентов 2 и 3 курса факультета искусств, выполнившими на занятиях по живописи и рисунку декоративные плакаты и панно по теме Нового Года. Натюрморты, главными героями которых стали все те же новогодние елки и игрушки (или их мотивы), получились по-настоящему добрыми и светлыми. Отставив далеко в сторону привычные яркие, «открыточные» новогодние образы-штампы, юные художники постарались передать то неуловимое настроение, которое дарит нам предчувствие праздника или воспоминания о нем — кого-то возвращая в затемненное сумерками сознания детство, в ком-то рождая теплые, сострадательные движения души, кому-то даря покой, вдохновение и безотчетную, но упрямую веру в то, что всё будет хорошо…

Как отметила заведующая кафедрой дизайна факультета искусств СПбГУ Ксения Григорьевна Позднякова, для ребят принять участие в выставке такого уровня в одной из ведущих городских галерей весьма почетно. И это постепенно становится хорошей традицией — несколько лет назад студенты-дизайнеры Петербургского университета уже участвовали со своими арт-объектами в выставке «Рождественский стол» в галерее «Bulthaup» и в галерее «Анна Нова». Одобрение и признание старших коллег очень важно для тех, кто пока еще учится быть художником-дизайнером, это укрепляет творческий порыв и убеждает в правильности выбранного профессионального пути. «Сама обстановка профессиональной галереи, этот высокий уровень дизайна дает стимул тянуться к нему, создавать талантливые, новые, выразительные работы», — подчеркнула на открытии выставки «Елки» Тамара Левандовская.

На этот раз на ребят была возложена еще бóльшая ответственность, которая преподавателям видится и как воспитательный элемент в обучении, ведь выставка «Елки» стала одновременно и благотворительной акцией. Новогодние объекты искусства посетители выставки могут взять в обмен на благотворительные взносы, которые организаторы мероприятия затем передадут в благотворительный фонд «Бэла» в пользу «детей-бабочек». Это дети, страдающие буллезным эпидермолизом, неизлечимым пока заболеванием, при котором кожа становится хрупкой и уязвимой для любых прикосновений, совсем как крылья бабочки. Больным малышам (в России их около 4 тысяч) требуется постоянный уход и дорогие лекарства, которые далеко не все семьи могут себе позволить. Собранные средства помогут детям жить без постоянных страданий и боли.

«Это важно для наших студентов — не просто участвовать в выставке, но и помогать своим творчеством детям. Мы хотели создать и передать зрителям эту атмосферу предновогоднего волшебства, ощущение праздника, доброты, красоты и сказки, чтобы каждый участник выставки сотворил свое маленькое чудо. Хочется, чтобы наши студенты не разучились мечтать и делать добро, сохраняли это позитивный заряд в своем творчестве и в будущем», — подчеркнула Ксения Позднякова.

Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков

Новости СПбГУ