Главная » Книжная полка

Серьезная по форме, курьезная по содержанию

В 2012 году в Санкт-Петербургском издательстве «Сад искусств» вышла книга А.Л.Свенцицкого «Психологи шутят». Идея этой книги появилась у автора еще в студенческие годы.

Знаете ли вы, что «99,7% всех лиц, ставших жертвами автомобильных и авиационных катастроф, употребляли огурцы в пищу в течение двух недель, предшествовавших фатальному несчастному случаю»? А как вам понравится такой вывод? «Сократ смертен. Сократ — человек. Поэтому все люди Сократы…» Или такой пассаж о роли глупости в эволюции человекообразных: «Я представляю себе предка современных людей, назовем его Адамом, падающего с дерева… Поскольку Адам был слишком глуп, чтобы сообразить, как вернуться в свою древесную среду, он был вынужден остаться на земле…» Это примеры из недавно вышедшей книги «Психологи шутят» (СПб: Сад искусств, 2012). Ее автор — заведующий кафедрой социальной психологии профессор Анатолий Леонидович СВЕНЦИЦКИЙ, почетный профессор СПбГУ.

На мой вопрос, как и почему он, серьезный ученый (автор более 160 научных работ, в том числе учебника «Социальная психология», не раз изданного, и нового учебника «Организационная психология», только что подготовленного к печати), взялся за столь несерьезный труд, он, улыбнувшись, ответил: «Если бы этот вопрос был в милицейском протоколе, то ответ был бы “Из хулиганских побуждений”…». Но об истории создания книги Анатолий Леонидович рассказал подробнее:

— Еще в 1960-е годы в СССР вышла книга «Физики шутят», которая стала очень популярной и положила начало цепи подражаний. После этого оказалось, что шутить могут не только физики, но и химики, и медики, и геологи, и математики, и педагоги… Ну, и конечно, психологи! Идея этой книги у меня появилась давно — может быть, еще в студенческие годы. Хотелось собрать выжимки из работ по психологии, которые невозможно читать без улыбки, истории из жизни ученых, даже анекдоты.

Второй источник вдохновения — «Всеобщая история, обработанная Сатириконом», написанная А.Аверченко, Тэффи и др. и изданная еще в начале ХХ века. Но об истории писать легко — там было много чудачеств (вспомним хотя бы таких древних «чудиков», как Сократ и Платон). Может, поэтому в свою книгу я включил «Историю психологии в легендах, мифах и воспоминаниях очевидцев», где проследил развитие нашей науки от античности почти до современности, включил воспоминания о своих учителях — Б.Г.Ананьеве, А.В.Ярмоленко и Е.С.Кузьмине.

Внешним толчком к книге стали статьи в американском «Журнале невоспроизводимых результатов» (The Journal of Irreproducible Results), с которым я давно знаком. Там печатаются псевдонаучные материалы, посвященные «исследованиям» по физике, химии, биологии и другим наукам. Я выбрал оттуда наиболее любопытные материалы по психологии и пересказал их для наших читателей. Статьи серьезные по форме и курьезные по содержанию. Например, обсуждается проблема искусственной глупости, которую создают программисты (по аналогии с искусственным интеллектом). Или изучение действительных причин, по которым психологи проводят свои исследования. Но мне захотелось не только пересказывать чужие материалы, но и вложить что-то свое. В итоге появилась статья «В незнании — сила?!»…

— …где вы приводите примеры случаев, когда незнание является благом и даже выигрышным моментом. Но в сборнике есть и другие ваши статьи.

 Анатолий Леонидович Свенцицкий. Дружеский  шарж  М.А.Туриной

Анатолий Леонидович Свенцицкий. Дружеский шарж М.А.Туриной

— Да, например, «О локте и чувстве локтя», «Как сдать экзамен по психологии» и др. Издатель книги (это, кстати, мой коллега Виталий Петрович Третьяков, профессор кафедры общей психологии СПбГУ, которому я благодарен за поддержку моей идеи) включил статьи американских ученых и мои вперемешку, друг за другом — для того, чтобы избежать однообразия.

— Наверняка остались истории, которые не вошли в книгу?

— Есть, например, история, связанная с моей ошибкой. В 1963 году факультета психологии ЛГУ еще не существовало, была только кафедра психологии на философском факультете. И заведующему Б.Г.Ананьеву удавалось заставить аспирантов посещать заседания кафедры (мне, к примеру, это не удается…). Аспирантов было четверо-пятеро, и мы по очереди (тоже идея мэтра) вели протоколы заседаний кафедры. И вот одно из заседаний, я пишу протокол, обсуждается письмо из Москвы о том, чтобы книгу А.Н.Леонтьева «Проблемы развития психики» выдвинуть на соискание Ленинской премии. Борис Герасимович Ананьев подводит итог обсуждений: «Хотя книга и не является марксистской, но мы должны поддержать выдвижение ее автора на соискание премии. Потому что если Леонтьев премию получит, то это будет благом для всей нашей психологической науки…» И я добросовестно записываю, слово в слово. Затем делаю выписку из протокола, куда переношу и эту фразу.

Б.Г.Ананьев попросил меня показать выписку Б.Ф.Ломову, тогда молодому профессору. Тот долго смеялся: «Ты понимаешь, что написал?» — «Понимаю, но ведь сам БГ сказал…» Текст, конечно, отредактировали, отправили в Москву — и А.Н.Леонтьев благополучно получил премию. И не подозревал, какая опасность ему грозила со стороны неизвестного ленинградского аспиранта.

А.Л.Свенцицкий рассказал — с изрядной долей самоиронии и шутливыми воспоминаниями — о том, как после окончания отделения психологии ЛГУ работал сначала журналистом в районной газете «Вперед» в Ломоносове, потом в многотиражке на заводе «Красный треугольник». И только в 1962 году, когда была открыта первая в СССР лаборатория социальной психологии, ее заведующий Е.С.Кузьмин взял его лаборантом — первым и в то время единственным штатным сотрудником лаборатории («Даже комнаты у лаборатории не было. Приезжаю на работу. Хожу, курю, беседую, думаю о судьбах марксистской социальной психологии — а делать-то нечего, завлаб (доцент и секретарь партбюро) очень занят, ему не до меня. Через две недели выдали аванс, потом зарплату — всё, думаю, точно выгонят!.. Потом по совету Е.С.Кузьмина поступил в аспирантуру и стал ничего не делать уже на законных основаниях…»).

А в 1965 году, когда был создан НИИКСИ, Анатолия Свенцицкого направили в лабораторию социальной психологии младшим научным сотрудником. Его кандидатская диссертация называлась «Интервью как метод социальной психологии» (Е.С.Кузьмин, придумывая тему для аспиранта, заметил: «Ты ж работал журналистом. Вот интервью и исследуй…»). На кафедре социальной психологии А.Л.Свенцицкий работает с момента ее основания в 1968 году. По его стопам пошли не только дочери, но и один из внуков (тоже учится, чтобы стать психологом). А чувство юмора никогда не изменяет Анатолию Леонидовичу, вспоминает ли он о годах своей юности или читает студентам лекцию.

Евгений ГОЛУБЕВ

 

Новости СПбГУ