Главная » Имена в истории науки

Философский пароход

В  СПбГУ прошли «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2012»,  объединенные темой «Философия и образование в современном мире». По традиции, участники форума возложили цветы к памятному знаку, установленному в 2003 году  на набережной Лейтенанта Шмидта, откуда осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки.

Памятный знак  на наб. Лейтенанта Шмитда

Памятный знак на наб. Лейтенанта Шмитда

Сразу после событий 25 октября 1917 года советское правительство приступило к ликвидации «внутренних врагов», реальных и возможных. В рамках борьбы «с чуждыми идеологическими элементами» по всей стране проводились массовые аресты и расстрелы, идеологической «чистке» подверглись все учреждения и организации. От «красного террора» бежало за границу более миллиона человек, но в России оставалось еще достаточно много людей, не желавших уезжать, но не согласных с большевиками. Тогда, после завершения основных боевых действий Гражданской войны, советское правительство занялось установлением идеологического контроля. В 1922 году была начата кампания по выдворению из страны инакомыслящей интеллигенции.

10 августа 1922 года ВЦИК принял декрет «Об административной высылке». Весь август составлялись списки, параллельно велись аресты и обыски. Арестованные под угрозой смертной казни давали подписку о невозвращении на родину. Официальная газета советского правительства «Правда» опубликовала сообщение о высылке.

29 сентября 1922 года из Петрограда вышел пароход «Обербургомистр Хакен» («Oberbürgermeister Haken»), его пассажирами были Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, Б.П.Выше­славцев и другие представители интеллигенции и их семьи (всего 74 человека). 30 сентября пароход достиг берегов Штеттина (Германия).

16 ноября 1922 года из Петрограда отправился еще один пароход, «Пруссия» («Preussen»). На его борту страну покинули Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, И.И.Лап­шин и другие. Всего было выс­лано около 120 человек.

«Философский пароход» — такое название закрепилось за этим событием, ставшим символическим завершением целой философской эпохи — русского религиозно-философского ренессанса.

Лев Платонович КАРСАВИН (1882–1952)

Лев Платонович Карсавин

Лев Платонович Карсавин

Л.П.Карсавин (1882–1952) — русский религиозный мыслитель, историк-медиевист.

Родился в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и Анны Иосифовны Хомяковой, внучатой племянницы основоположника славянофильства Алексея Степановича Хомякова.

В 1906 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, а с 1912 года преподавал в университете.

В Петербурге опубликовал несколько работ по истории культуры и философии. Редактировал издание переводов Платона на русский язык.

После октябрьской революции 1917 года Л.П.Карсавин продолжал читать лекции в Университете. В 1921 году Карсавин стал первым избранным после революции ректором Петроградского университета.

16 августа 1922 г арестован вместе с другими представителями петербургской интеллигенции.

16 ноября 1922 года из Петрограда отправился пароход «Пруссия» («Preussen»), получивший название «философский пароход». На его борту страну покидали Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, И.И.Лапшин и другие. Подобным образом из страны были высланы или добровольно эмигрировали многие русские мыслители, в том числе Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, П.А.Сорокин.

С 1922 по 1940 год Л.П.Карсавин находился в вынужденной эмиграции.

В 1920-е годы Карсавин примкнул к движению евразийцев и стал одним из его видных идеологов.

Основные философские работы Карсавина, в которых он творчески развивал «философию всеединства», были опубликованы в эмиграции («Философия истории», Берлин, 1923; «О началах», Берлин, 1925; «О личности», Каунас, 1925).

Преподавал в Университете города Каунас, отказавшись от приглашения в Оксфорд, из-за близости Литовского университета к России.

В результате заключения Пакта Молотова-Риббентропа Литва была включена в состав СССР, столица перенесена из Каунаса в Вильнюс. С 1940 года до ареста Л.П.Карсавин преподает в Вильнюсе.

В 1950 году по обвинению в антисоветской деятельности Лев Платонович Карсавин был арестован.

В марте 1950 года Карсавин был осужден и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, местом отбывания срока определен Минеральный лагерь (станция Абезь Печорской железной дороги).

Умер в лагере под Воркутой.

Иван Иванович ЛАПШИН (1870 – 1952)

Иван Иванович Лапшин

Иван Иванович Лапшин

Иван Иванович Лапшин (1870 – 1952) — русский философ, эстетик, музыковед. Родился в семье ученого-востоковеда И.О.Лапшина (друга В.С.Соловьева) и английской пианистки С.Друэн.

В 1893 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, а с 1897 года преподавал в университете курсы по истории философии, критической теории познания, истории педагогических учений, философии И.Канта. Вел занятия в ряде других учебных заведений Петербурга.

В 1896 года в переводе Лапшина и с его предисловием вышла «Психология» У.Джемса. В 1906 году была опубликована магистерская диссертация Лапшина «Законы мышления и формы познания», за которую в 1907 году ему была сразу присвоена степень доктора философии.

И.И.Лапшин входил в кружок молодых людей, сложившийся вокруг композитора Н.А.Римского-Корсакова. Проявил себя как незаурядный музыковед и философ искусства. В 1913 году возглавил кафедру философии.

В ночь с 16 на 17 августа 1922 года Лапшин был арестован. 10 ноября 1922 года следствие ГПУ постановило «в целях пресечения разрушительной антисоветской деятельности Лапшина Ивана Ивановича выслать из пределов РСФСР заграницу».

16 ноября 1922 года на втором «философском пароходе» он отбыл в Штетин (Германия).

Основные философские работы Лапшина написаны в духе кантовского критицизма («Законы мышления и формы познания» СПб., 1906; «Проблема чужого “я” в новейшей философии» СПб., 1910; «Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм» Пг., 1917). В 1922 году опубликовал двухтомное исследование «Философия изобретения и изобретение в философии». Эстетические взгляды Лапшина нашли отражение в исследованиях: «Философские мотивы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова» (СПб., 1911); «О перевоплощаемости в художественном творчестве» (Харьков, 1913); «Художественное творчество» (Пг., 1922); «Заветные думы Скрябина» (Пг., 1922); «Эстетика Достоевского» (Прага, 1923); «О своеобразии русского искусства» (Прага, 1944) и др.

Оказавшись в эмиграции, Лапшин поселился в Праге, где преподавал на Русском юридическом факультете, в Русском Народном университете, Русском педагогическом институте им. Я.Коменского, был одним из организаторов в 1924 году Философского общества. В 1946 году обратился с ходатайством о возвращении ему советского гражданства, но ответа не получил.

Умер Иван Иванович Лапшин в 1952 году в Праге.

Николай Онуфриевич ЛОССКИЙ (1870 – 1965)

Николай Онуфриевич Лосский

Николай Онуфриевич Лосский

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) — русский философ.

Учился на естественном и историко-филологическом факультетах Санкт-Петербургского университета. С 1907 года преподавал на кафедре философии (профессор), в 1921 году за религиозные взгляды был изгнан из университета.

После возобновления заседаний петербургского Философского общества в 1921 году Н.О.Лосский принимал деятельное участие в его работе. Учитывая авторитет Лосского и заслуги в философии ему и Э.Л.Радлову было доверено редактирование журнала Философского общества «Мысль».

Вышло всего несколько номеров (в 1922 году), после чего журнал был закрыт, а значительная часть авторов высланы из страны или репрессированы.

В ночь с 16 на 17 августа 1922 года вместе с другими деятелями науки был арестован.

16 ноября 1922 года на втором «философском пароходе» он отбыл в Штеттин (Германия).

В эмиграции работал в Русском университете  в Праге, Братиславском университете, Русской духовной академии в Нью-Йорке.

Свою философскую систему Лосский называл «интуитивизмом», посвятив ее разработке ряд сочинений («Обоснование интуитивизма», СПб., 1906; «Введение в философию», СПб., 1911; «Интуитивная философия Бергсона», М., 1914; «Материя в системе органического мировоззрения», М., 1916; «Мир как органическое целое», М., 1917; «Основные вопросы гносеологии», Пг., 1919 и др.). Работы  Лосского, написанные в эмиграции, в большей степени относились к религиозной философии и истории русской философии, обобщением которой стала книга «History of Russian philosophy» (N.Y., 1951).

С 1960 года Лосский находился на попечении в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа. После перенесенной в 1961 году операции физические и духовные силы стали постепенно покидать его, и последние годы он провел в терпеливом ожидании смерти. Умер Лосский в Париже в возрасте 94 лет. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном Владимиром.

Семен Людвигович ФРАНК (1877–1950)

Семен Людвигович Франк

Семен Людвигович Франк

Семен Людвигович Франк (1877–1950) — российский философ и религиозный мыслитель. Участник сборников   «Проблемы идеализма» (1902 ),  «Вехи» (1909 ) и  «Из глубины» (1918).

Учился на юридическом факультете Московского университета, а затем в университетах Германии.

С 1906 по 1917 год  преподавал философию в различных учебных заведениях Петербурга, включая Бестужевские курсы, Политехнический институт, а с 1912 года — Петербургский университет. С лета 1917 года был деканом историко-филологического факультета Саратовского университета. С 1921 года работал в Московском университете.  В своих диссертациях «Предмет знания» (1912) и «Душа человека» (1917) опирался на традиции «философии всеединства» и интуитивизма.

29 сентября 1922 года на  пароходе «Обербургомистр Хакен» С.Л.Франк отбыл в Германию. В эмиграции С.Л.Франк преподавал в Религиозно-философской Академии, затем в Русском научном институте (до 1932 года), был членом Русского академического союза, вошел в Братство Св. Софии, а также принимал участие в Русском студенческом христианском движении. В 1930-е годы с приходом Гитлера к власти многие евреи потеряли работу, семья Франка бедствовала. В 1937 году Франк вызывался на беседы в гестапо, это послужило причиной его спешного отъезда в конце года из Германии во Францию. В годы Второй мировой войны (1938-1945) жил и работал во Франции (Париж, Гренобль), а с 1945 года — в Англии (Лондон).

Последние 5 лет своей жизни С.Л.Франк провел с дочерью Натальей в Лондоне, работал над своей последней книгой “Реальность и человек”, которая была завершена к концу 1947 году, но опубликована лишь в 1956 году. В декабре 1950 года после тяжелой болезни Семен Людвигович Франк скончался.

Основные религиозно-философские сочинения Франка были опубликованы в эмиграции: «Живое знание» (Берлин, 1923); «Непостижимое» (Париж, 1939); «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (Париж, 1956); «С нами Бог» (Париж, 1964) и др.

А.В.Малинов,
профессор кафедры истории русской философии;

С.А.Троицкий,
ст. преподаватель кафедры культурологии

 

Новости СПбГУ