Главная » Юбилейная дата

Историк, географ, востоковед, этнолог

Лев Николаевич Гумилев

Лев Николаевич Гумилев

В этом году ученому-энциклопедисту Льву Николаевичу Гумилеву (01.10.1912 — 15.06.1992) исполнилось бы 100 лет.

Широкая известность пришла к нему, историку, географу, востоковеду, этнологу и эксперту по древним кочевым народам юга России, Средней Азии и истории древней Руси, доктору исторических наук и доктору географических наук, автору оригинальной теории происхождения этносов, достаточно поздно, когда Гумилев отметил свое 70-летие. Только со второй половины 1980-х годов газеты начали публиковать интервью с ним; по ленинградскому радио и телевидению звучали его лекции по народоведению; стали выходить книги.

Лев Николаевич родился в Петербурге в семье двух поэтов  — Николая Гумилева и Анны Ахматовой (урожд. Горенко). Детские годы будущего ученого прошли в Царском Селе под Петербургом и в г.Бежецке Тверской области, его воспитанием занималась бабушка, А.И.Гумилева. В 1929 году после окончания школы сын поехал к матери в Ленинград. Отца он лишился в 1921 году. Николай Гумилев был расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре. В конце 1920-х годов началась кампания против засилья «бывших», специалистов увольняли с работы, дворянских детей не брали в вузы, и юноша пошел работать чернорабочим, потом корректором в Геологический комитет. Лев Гумилев работал в экспедициях в Прибайкалье, Средней Азии, Крыму. У коренного населения, носителей языков учился говорить на местных диалектах. В 1934 году Гумилев был зачислен на восстановленный исторический факультет ЛГУ и не знал, что счастливых студенческих лет не будет. Впереди его ждали арест, тюрьма и работа в тяжелых условиях лагерей, война и путь-дорога добровольцем, рядовым зенитного полка, до Берлина. После войны Лев Николаевич сдал экстерном экзамены, получил диплом и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН. Аспирантом работал в Юго-Подольской разведовательной экспедиции. После публикации в 1946 году Постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» и исключения Анны Ахматовой из Союза писателей, его выгнали из аспирантуры. В сложившейся ситуации работа для молодого ученого нашлась только в библиотеке психиатрической больницы, как тогда говорили, в сумасшедшем доме. Несмотря ни на что, в 1948 году Гумилев защитил кандидатскую диссертацию на тему «Политическая история первого тюркского каганата. VI-VIII вв. н.э.». Защита прошла блестяще, но в 1949 году он был опять арестован и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Время было такое. Он знал, что фактически отбывает сроки за отца и за мать.

Ахматова безрезультатно хлопотала, писала Сталину, а ее сын продолжал работать в суровых климатических условиях под Карагандой, в Кемеровской области и под Омском. Находился он за тысячи километров от научных библиотек, много болел, размышлял о древнем кочевом народе хунну, населявшем в начале нашей эры степи Монголии. У Льва Николаевича была феноменальная память. В 1953 году, когда разрешили присылать книги, заключенный Гумилев стал получать необходимые для работы научные труды, выписки из редких изданий, а сам писал на оберточной бумаге, практически без черновиков. В марте 1954 года ученый написал в лагерной больнице завещание: «Я написал «Историю хунну» для собственного удовольствия и утешения души. В ней нет ничего антисоветского. <…> Поэтому в случае моей смерти, прошу рукопись не уничтожать, а отдать в Рукописный отдел Института востоковедения АН СССР в Ленинграде. При редакционной правке она может быть напечатана; авторство мое может быть опущено; я люблю науку больше, чем собственное тщеславие…» («И зачем нужно было столько лгать?». Письма Льва Гумилева к Наталье Варбанец из лагеря. 1950-1956. СПб 2005 С.15). Лев Гумилев был романтиком в душе, поэтому смог пережить в общей сложности 13 лет лагерного заключения. В 1956 году он был освобожден и вернулся в Ленинград. С собой ученый привез рукописи двух книг, его приняли на работу в Государственный Эрмитаж, как и в юности, он опять стал ездить в археологические экспедиции в Астрахань, на Дон и на Ангару. Смыслом его жизни была работа. В 1961 году Гумилев защитил докторскую диссертацию по истории «Древние тюрки». Разве он мог тогда предполагать, что пройдут годы, его диссертация станет книгой и будет переведена на азербайджанский язык. После защиты Лев Николаевич перешел на работу в Научно-исследовательский географо-экономический институт при географическом факультете Ленинградского университета. В его жизни было все: на свободе он знал и нищету, и травлю, зарабатывал поэтическими переводами восточных поэтов, временами публикуя их под фамилией матери; его угнетал квартирный вопрос, он долгие годы жил в комнатах коммунальных квартир. Видимо поэтому в одном из интервью говорил о народах России как о жильцах огромной коммунальной квартиры, в которой все должны с пониманием и уважением относиться друг к другу и жить дружно. 15 июня 1967 года Лев Николаевич обрел семейное счастье, к нему из Москвы переехала художник-график Наталья Викторовна Симоновская. В 1974 году Гумилев защитил еще одну докторскую диссертацию, уже по географии: «Этногенез и биосфера Земли». Теперь Лев Николаевич в шутку называл себя «дважды доктором Советского Союза». К этому времени он получил известность за рубежом, статьи из серии «Ландшафт и этнос» печатались в Нью-Йорке, его книги вышли в Чехословакии, Польше, Венгрии, Италии,Англии, Испании, и лишь на родине он оставался непечатным изгоем, хотя его лекции приобретали большую популярность.

Мемориальная доска на фасаде дома по Коломенской ул., 1/15

Мемориальная доска на фасаде дома по Коломенской ул., 1/15

Сейчас, когда изданы книги «Черная легенда», «Поиски вымыш­ленного царства», «Откры­тие Хазарии», «Древние тюрки», «Конец и вновь начало», «Этно­генез и биосфера Земли» и др., создается такое ощущение, что так было всегда, но так не было.

Академик Д.С.Лихачев отмечал: «С точки зрения Л.Н.Гумилева, каждый народ (этнос) Земли, без исключения, обладает оригинальной этнической историей, к которой не применимы определения «хуже» или «лучше», «культурный» или «бескультурный», так как любой этнос в своем развитии подчиняется одним и тем же универсальным закономерностям. В этом я вижу высокий гуманизм его концепции» (Вспоминая Л.Н.Гумилева: Воспоминания. Публикации. Исследования / сост. и коммент. В.Н.Воронович, М.Г.Козырева; Мемор. Музей-квартира Л.Н.Гумилева, Фил. Музея А.Ахматовой в Фонтанном доме. — СПб.: Росток, 2003. С.348).

Здоровье, подорванное в лагерях, ухудшалось, но все-таки Гумилев дождался признания. Самым плодотворным для него был 1988 год, когда в течение года опубликовали 22 работы ученого. В Баку, в сложной обстановке 1990 года, были изданы две книги Гумилева «Черная легенда» и «Тысячелетие вокруг Каспия». Их появлению способствовал к.и.н. Акиф Мамед-оглы Фарзалиев, ныне доцент восточного факультета СПбГУ. Забегая вперед скажем, что книга «Тысячелетие вокруг Каспия» выдержала три тиража и была востребована за пределами Азербайджана. За это исследование автор был удостоен премии им. Х.З.Тагиева.

Лев Николаевич Гумилев умер 15 июня 1992 года,  в день своей серебряной свадьбы. Он успел подержать в руках сигнальный экземпляр своей книги «От Руси до России».

Отрадно отметить, что память о Льве Николаевиче жива, особенно ему благодарны тюркоязычные народы бывшей Российской империи. Его книги переиздаются, опубликована часть переписки, при финансовой поддержке Норильского комбината изданы «Воспоминаний о Л.Н.Гумилеве» и сборник его литературного наследия.

Книга Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», в которой изложен непривычный для многих взгляд на историю взаимоотношений славянских и азиатских народов, получила премию имени А.В.Луначарского и была признана в 1996 году лучшей книгой года, его работа «От Руси до России» в 1995 году получила премию «Вехи» и была рекомендована как факультативный учебник по истории для 8-10 классов средней школы. В дни празднования тысячелетия Казани в 2005 году там на Петербургской улице был открыт памятник Гумилеву. Имя Льва Николаевича носит Евразийский национальный университет в Астане (Казахстан).

В Петербурге на фасаде дома по Коломенской ул., 1/15, в котором жил Лев Николаевич, в 1997 году по инициативе Республики Татарстан была установлена мемориальная доска (скульптор А.Зиякаев) в знак признательности за исследования в области истории и культуры тюркских народов. Реставрационные работы на могильных памятниках Л.Н. и Н.В.Гумилевых на Никольском кладбище Александро-Невской лавры были проведены силами Постоянного представительства Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а Ш.К.Ахметшиным, полномочным представителем РТ, к 100-летней годовщине со дня рождения Л.Н.Гумилева, издана книга «Лев Николаевич Гумилев» (СПб, 2011).

Альмира Тагирджанова

 

Новости СПбГУ