Профессия — создавать, хранить и передавать прекрасное
Этим летом старейший университет России вновь выпустил в «большой мир» молодых профессионалов в самых различных областях знаний. Среди этих молодых специалистов, бакалавров и магистров стоит особо отметить выпускников факультета искусств СПбГУ — и сами дипломные их работы, и защита весьма отличаются от привычного «академического» выступления перед аттестационной комиссией.
Дипломные работы — как первые профессиональные проекты
Все, что связано с изобразительным искусством, по определению должно быть зрелищем ярким, любопытным и увлекательным, и защиты дипломных работ на степень бакалавра и магистра по специальности «Графический дизайн» не оказались исключением. Практически все из представленных работ стали не просто демонстрацией результатов освоенных студентами навыков и полученных знаний, а самыми настоящими профессиональными дизайнерскими проектами в различных, самых современных и актуальных направлениях дизайна. Так, многие претенденты на степень бакалавра осуществили свои творческие замыслы, создав работы в жанре «Мультимедиа». Проекты «Коллекция. Легендарные растения» Юлии Новаченко, «Новая музыка. Кельтская арфа» Евгения Морозова, «Paper cutting art» (о старинном искусстве создания картин, вырезанных из бумаги) Ксении Денисенко, и другие дипломные работы, выполненные под руководством старшего преподавателя кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ, члена Союза дизайнеров и Союза художников России Татьяны Ивановны Минаевой, представляют собой интерактивные многофункциональные образовательно-познавательные ресурсы. Студенты с успехом применили весь широкий спектр современных средств мультимедиа и графического дизайна для того, чтобы с редкой и очень интересной информацией было удобно и комфортно работать любому пользователю.
Например, работа Юлии Новаченко позволяет совершить настоящее путешествие в мир старинных травников и легендарных растений — вьюнка, белены, мандрагоры, гелиотропа и т.п., — но при этом информационно насыщена и функциональна. «Этот мультимедийный продукт можно использовать и для расширения кругозора, и в качестве некой медицинской энциклопедии», — подчеркнул рецензент проекта, доцент кафедры информатики в области искусств и гуманитарных наук СПбГУ Артем Александрович Смолин. Проект Евгения Морозова, посвященный кельтской арфе, привлек внимание деликатностью, минимализмом, но при этом изяществом выбранного дизайнерского решения. Ресурс Ксении Денисенко не просто знакомит пользователей с искусством вырезания из бумаги, но и дает возможность интерактивного обучения этому мастерству. Все мультимедийные ресурсы, выполненные новоиспеченными бакалаврами, могут стать в будущем и образцом, и поводом для дальнейшего взаимодействия различных кафедр и факультетов Университета. «У нас существует биолого-почвенный факультет, и кафедра органа, клавесина и карильона и многое другое. Это значительный и интересный ресурс межкафедрального, межфакультетского общения, который может быть полезен в будущем, позволит студентам найти неожиданные решения в сфере своего профессионального интереса, даже не выходя за рамки университета», — заметил заведующий кафедрой изобразительного искусства СПбГУ, заместитель председателя Ученого совета факультета искусств, профессор Иван Григорьевич Уралов.
Как отметила член аттестационной комиссии, заведующая кафедрой дизайна СПбГУ Ксения Григорьевна Позднякова, такие примеры взаимодействия уже не редкость между молодыми специалистами в различных сферах искусства. И на этот раз бакалавры представили несколько подобных проектов — например, серию продуктов по графическому сопровождению коллекции одежды «Chronics» молодого модельера Дины Ковалевой, выполненную Марией Никифоровой. «Приятно, что молодые дизайнеры, которые начинают свой профессиональный путь, хотят и могут поддерживать друг друга, не поступаясь своими профессиональными интересами. Марии удалось передать тот стиль, который она сопровождала, подчеркнуть революционность и старт молодого дизайнера в моде», — сказала Ксения Григорьевна.
Целью работы по графическому сопровождению ежегодного фестиваля студенческих театров «Вешалка» Екатерины Яковлевой тоже стала презентация еще молодого для Петербурга мероприятия. Как отметил руководитель дипломного проекта, старший преподаватель кафедры дизайна СПбГУ, член Союза дизайнеров и Союза художников России Константин Григорьевич Старцев, Екатерина удачно использовала метафору самой вешалки как предмета, отразив в дизайнерском решении и его метафоричный смысл и подчеркнув сам характер фестиваля. «Это элегантная вешалка, которая вступает в диалог, это и моноспектакль, и толпа, и вопросы — минимум выразительных средств при ясной и убедительной коммуникации», — так охарактеризовала эту метафору член аттестационной комиссии, профессор кафедры коммуникативного дизайна Санкт-Петербургской академии им.А.Л.Штиглица Татьяна Михайловна Журавская.
Присутствие в составе комиссии выдающихся педагогов из прославленных художественных вузов и известных практикующих дизайнеров накладывало на соискателей степеней бакалавров и магистров дизайна особую ответственность. Студенты представляли собственные дизайнерские творческие проекты, отстаивая их право на дальнейшую жизнь и развитие. Именно это—– защищать свое творчество перед взыскательными заказчиками — молодым дизайнерам еще не раз придется делать в их профессиональной жизни. Пусть эти работы учебные, но каждая из них — будь то серия постеров для вегетарианского кафе Аси Липовецкой, или арт-проект «Графические интерпретации русского орнамента» Ксении Силаевой, или другие проекты — были выполнены с такой степенью профессионализма, что вполне могут быть при необходимости реализованы на практике. Об этом говорило обилие продуктов графического сопровождения, выполненных в рамках диплома — и буклетов, и билетов, и подставок под столовые приборы, и защитных пленок на ноутбуки и другую мобильную технику. В частности, Ксения Силаева выбрала в качестве основного элемента своего решения разноцветные пиксели по аналогии с вышивкой крестом, а защитные пленки решила сделать, основываясь на старинной традиции приписывать вышивке обережные свойства. «Это тот редкий случай, когда на компьютер действительно хочется что-то наклеить! — восхитился член аттестационной комиссии, редактор по информационной графике интернет-канала «Деловое телевидение», член Союза дизайнеров России, Никита Сергеевич Герасимов. — И вся работа не нуждается ни в каких объяснениях. Ассоциация возникает сразу — коммуникативная, эффективная, продуктивная». Комментируя эту работу, ее рецензент, старший научный сотрудник СПбХПА им. А.Л.Штиглица Ксения Валерьевна Бандорина выразила особую благодарность кафедре дизайна СПбГУ, которая, по ее словам, в очередной раз порадовала своим подходом к проектированию. «В этой работе, которую сложно просто назвать графическим дизайном, Ксения поработала и как средовой дизайнер, представила, как эти арт-объекты могут выглядеть в городской среде, в ландшафте. Тема русского орнамента, русского искусства сегодня очень популярна, и данная работа отражает эту философию, культурологическую историю России».
Впрочем, многим бакалаврам уже за время учебы удалось не только представить себе, как могут выглядеть их проекты в реальной жизни, но и увидеть их практическое воплощение — причем не только в России, но и за рубежом. Опытные дизайнеры особо отметили серию плакатов для VII выставки эксклюзивного туризма «Luxury LeiSure 2012», выполненных Элиной Дымдиня. Несмотря на то что юный дизайнер работала над проектом, как над конкретным заказом, она смогла полностью проявить свой творческий потенциал, и мало того — Элина сама подбирала моделей, выполняла грим, делала фотографии. В результате из 500 снимков было отобрано 5 — они послужили основой для плакатов, презентующих страны, кардинально отличающиеся как по климатическим условиям, так и по географическому положению: Индия, Скандинавия, Япония, Кения и Багамские острова. Каждую страну представил определенный стилизованный этнический образ. Как отметили члены комиссии, студентке удалось создать метафору «пленительного, манящего отдыха», образно представить люкс-услуги в области туризма, заинтриговать и удивить зрителя.
Практическое воплощение — на этот раз в Италии — нашел проект Марии Пархоменко «Графическое сопровождение музыкального фестиваля классической музыки «Crescento in Musica in Piemonte». Цель созданных плакатов, буклета, афиш и приглашений — привлечь внимание молодой аудитории к ежемесячным концертам классической музыки XX века — таких композиторов, как Нино Рота, Астор Пьяццолла и другие. Одна из находок начинающего дизайнера — возможность собрать из отдельных пригласительных билетов, по аналогии с пазлом, изображение целого оркестра.
Работа студентки из Китая Чжэн Цзэ, посвященная графическому сопровождению рекламной кампании экологической мини-машины для сбора мусора, была призвана привлечь внимание россиян к этой миниатюрному, но весьма функциональному средству транспортировки отходов. Юный дизайнер соединила графические образы зеленой листвы и автомобильного механизма, а универсальная графика позволяет использовать совершенно разные графические составляющие — и кириллицу, и латинский шрифт, и традиционные для Китая иероглифы.
Также на практике были реализованы представленные в качестве дипломных работ на степень бакалавра проекты Алины Пайлозян «Графическое сопровождение фестиваля восточных танцев в Санкт-Петербурге», Мяо Лунин «Графическое сопровождение гастролей китайского Театра теней» и другие. Единогласное одобрение комиссии вызвал замечательный проект студентки Вань Си «Оформление детской книги по традиционной китайской сказке «Как головастики искали маму», который был настоятельно рекомендован к публикации. Стоит отметить, что все студенты кафедры дизайна, приехавшие учиться в Петербург из Китайской Республики, при подготовке своих дипломных работ нашли темы, интересные не только их соотечественникам, но и россиянам. Так и эта детская книга, подчеркнул член комиссии, старший преподаватель кафедры дизайна, член Союза дизайнеров России Максим Викторович Филиппов, «понятна нашему менталитету и по смыслу, и по стилистике, но в то же время сохраняет свой национальный колорит».
Музейный дизайн — на пике актуальности
В этом году целый ряд дипломных работ студентов кафедры дизайна был посвящен такому направлению, как «Музейный дизайн», — эта образовательная программа уже два года реализуется на факультете искусств СПбГУ при поддержке Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ». Одну из наиболее сложных задач пришлось выполнить Юлии Пятницыной, которая работала над комплексным графическим сопровождением Музея истории Института экспериментальной медицины, включившим в себя афиши, карту-«навигацию» по музею, открытки, визитки и нагрудные бэйджи для директора и научных сотрудников музея. Юлии удалось обыграть, не выходя за тематические рамки, содержательную часть музея, найти привлекательные моменты для всех категорий посетителей, деликатно подчеркнуть научную составляющую. «Дело в том, что это закрытый музей, который находится на территории действующего института, — пояснила рецензент работы, координатор программы «Музейный дизайн» фонда «ПРО АРТЕ» Наталья Владимировна Хвоенкова. — Здесь не нужна яркость, и выполненный дизайн полностью вписывается в пространство музея. Он привлекателен и для людей, которые интересуются наукой, и для школьников, которым не будет скучно при посещении музея».
Сразу несколько проектов были посвящены петербургскому музею связи имени А.С.Попова — работы Мо Сяочжао «Графическое сопровождение юбилея “140 лет Центральному музею связи имени А.С.Попова”», Анны Еременко «Графическое сопровождение выставочного проекта “Детиссимо”». Центральный музей связи имени А.С.Попова», Анастасии Потока «Графическое сопровождение выставочного проекта “Мэйлартиссимо”». Центральный музей связи имени А.С.Попова». Как отметила рецензент работ, старший научный сотрудник отдела знаков почтовой оплаты ЦМС им. А.С.Попова, хранитель музейной коллекции «мэйл-арт» (почтовое искусство) Светлана Борисовна Серебрякова, все проекты были весьма актуальными и очень помогли музею в привлечении посетителей как на постоянные экспозиции, так и на временные выставки. Студентки много работали в самом музее, изучали его историю, культурные атрибуты почтовой связи. Особая заслуга юных дизайнеров — использование яркой, но в то же время сдержанной и лаконичной цветовой гаммы, удачное решение логотипов, размещения выходных данных, информации о спонсорах и всего, что обычно сопровождает выставочные проекты.
«В каждой из этих работ присутствует индивидуальность дизайнера, и тем не менее студенты смогли почувствовать специфику музея. Все три проекта можно оценить как общую графическую концепцию, выполненную для определенного музея», — особо отметила Ксения Позднякова. По словам члена аттестационной комиссии, директора фонда «ПРО АРТЕ» Елены Федоровны Коловской, то, что ребята обращаются к темам музеев и выставок, очень важно. «Мы много работаем с музеями и знаем, как сильно сейчас возросла необходимость в таких специалистах. Вы нас порадовали — мне кажется, мы идем в нужном направлении».
По результатам защиты дипломных работ многие соискатели получили не просто оценку «отлично», но и особую похвалу от комиссии, а также рекомендацию продолжить обучение в магистратуре. Как подчеркнули председатель аттестационной комиссии, директор Института бизнес-коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Элеонора Михайловна Глинтерник и член комиссии, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза дизайнеров России Александр Васильевич Тимофеев, судя по работам студентов, кафедра дизайна СПбГУ выходит на все более высокий уровень, и новоиспеченные дизайнеры смогут занять достойное место в профессии.
Наступает время хорошего дизайна
Комментируя итоги защиты дипломных работ соискателей на степень магистров дизайна, Александр Тимофеев обратил внимание на то, что потребность в профессионалах высокого уровня сегодня весьма велика, и призвал выпускников вступать в Союз дизайнеров, где специально для этого создано молодежное отделение. «Мы получаем немало заказов, в том числе и таких серьезных, как проекты, связанные с Олимпийскими играми, и нам нужна информация о вас, молодых профессионалах».
Такое заявление имело серьезное основание — работы, представленные магистрами, свидетельствовали о том, что юные мастера владеют самыми актуальными сегодня знаниями в этой сфере, и при этом понимают, какую роль дизайн играет в современном мире. В частности, об этом свидетельствует работа Татьяны Александровой «Дизайн-концепция комплекса информационных средств для незрячих и слабовидящих на примере разработки специализированных материалов для Концертного зала Мариинского театра». Проект — без преувеличения, революционный прорыв в дизайне культурно-общественной среды нашего города. Он представляет собой комплекс указателей, информационных табло со звуковыми панелями, сенсорные афиши, программы концертов и спектаклей театра, выполненные, помимо обычного текста, с применением шрифта Брайля, и другую сопутствующую продукцию.
«Эта работа поднимает важные вопросы системы проектирования вообще, и системы нашей работы — графический дизайн начинает работать в области, где люди визуально воспринимать графику не могут, — подчеркнул рецензент дипломного проекта, профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Владимирович Утехин. — Графический дизайн и дизайн среды здесь неразделимы — прежде чем пользователь воспользуется информационным панно, ему нужно протянуть руку, он еще должен до него добраться. В проекте использован максимум из средств дизайна — и графическая концепция, и концепция создания доступной среды, и международный опыт, и все это было вписано в реальные условия театра».
Как отметил Иван Уралов, этот проект может стать образцом для продвижения подобной идеи в Петербурге и России. «Наука должна двигаться в этом направлении, должна поворачивать искусство лицом к этой теме. Это актуально не только для театра, но и для других объектов — например, больших торговых центров, это должно стать частью обязательной системы сопровождения человека в городе».
Работой, соединяющей в себе принципы как графического дизайна, так и дизайна среды, и при этом имеющей важное общественно-культурное значение, стал и проект Ольги Куниченко «Мультимедийный комплекс как инструмент решения социокультурных задач на примере проекта “Век Петербурга”». В рамках интерактивного мультимедийного ресурса Ольга представила исторический Петербург, обеспечив возможность пользователю знакомиться с историей и архитектурой зданий, разглядывать и изучать детали застройки, узнавать о современном состоянии памятников, проблемах и способах их преодоления. Этот уникальный проект, как решили члены аттестационной комиссии, окажется очень востребованным и вполне функциональным при постоянном взаимодействии с властями города, экспертами в сфере охраны памятников и градостроительства и будет весьма полезным в деле сохранения культурного наследия Петербурга.
Работа Марии Портновой «Особенности применения картографических моделей и принципов инфографики при проектировании справочно-информационных изданий на примере путеводителя по достопримечательностям художественно-проектной культуры Санкт-Петербурга» тоже посвящена нашему городу, но призвана представить Петербург скорее как площадку для различных событий в сфере искусства. Справочно-информационное издание по различным современным проектам, выставочным залам и мероприятиям по увлекательности похоже на карту для поиска сокровищ, а по дизайнерскому решению созвучно с ритмами современной музыки. Рецензент работы, дизайнер, учредитель и главный редактор журнала «Проектор», член Союза художников и Союза дизайнеров России Дмитрий Андреевич Харшак отметил новаторство идеи — совмещение традиционной афиши с картой — и предложил опубликовать проект Марии в журнале, который он возглавляет.
Еще более серьезным потенциалом для дальнейшего применения на практике, безусловно, обладают дипломные работы магистров факультета искусств, так или иначе связанные с Мариинским театром. Так, Наталья Веселова в работе «Мультимедийные технологии как инновационный инструмент представления классического искусства в современной культуре на примере мультимедийного культурно-познавательного издания “Мариинский театр. Вчера. Сегодня. Завтра”, создала уникальный ресурс, благодаря которому о прославленном театре смогут больше узнать как поклонники классического искусства, так и те, кто еще только открывает для себя этот жанр, особенно молодежь. По мнению членов комиссии, эта работа изяществом, простотой, оптимальной разработке пользовательской функции воплощает «фирменный стиль» кафедры дизайна.
Мария Золотова в работе «Принципы разработки и имиджевый аспект комплексного графического сопровождения событий театральной жизни на примере проекта дизайн-графики, приуроченной к официальному открытию Второй сцены Мариинского театра» представила серию продукции для презентации едва ли не самого ожидаемого события в культурной жизни Петербурга. По мнению научных руководителей работы, Константина Старцева и Оксаны Ващук, Марии удалось в ее дизайнерском решении отразить технологичность, функциональность и современный стиль Второй сцены, но при этом сохранить ауру блистательной истории Мариинского театра. «Несмотря на то что существовал большой соблазн удариться в прямое цитирование проекта, который готовится к открытию, автор этого избежала и дала ассоциативный образ того, что будет происходить. И это очень важно — заложить те константы стиля, которые позволят этому стилю жить и развиваться во времени», — отметил рецензент диплома Марии Золотовой Дмитрий Харшак.
Варвара Тимофеева в работе «Принципы разработки фирменной дизайн-графики для оркестров классической музыки на примере проекта комплексного графического сопровождения симфонического оркестра Мариинского театра» и Дарья Киселева в работе «Концепция применения системы авторских идеограмм в сфере разработки элементов фирменного стиля на примере проекта фирменной дизайн-графики международного фестиваля Мариинского театра “Лики современного пианизма”», представили свои дизайнерские находки непосредственно для самой деятельности театра. Уникальное цветовое и композиционное решение, выбранное Варварой для плакатов, афиш, буклетов, пригласительных билетов, конвертов, получило высокую оценку маститых дизайнеров — именно в таком, одновременно традиционном и отвечающем вызовам нашего времени дизайне, нуждается сегодня один из самых известных мировых музыкальных коллективов. Кроме того, как заметила рецензент работы, доцент кафедры дизайна СПбГУ, член Союза журналистов России Екатерина Викторовна Васильева, этот стиль универсален, и в условиях открытия Второй сцены Мариинского театра помогает визуально объединить две площадки.
Проект Дарьи Киселевой поразил зрителей смелым новаторским подходом и в то же время верностью глубинному смыслу классической музыки. «Это решение очень зрелое, продуманное, однако довольно сложное для восприятия. Но, чтобы услышать гармонии классического произведения, надо воспитывать слух. А здесь нужно воспитывать глаз», — заметил рецензент работы Дмитрий Харшак. Работа Анны Шуваловой «Возможности инновационных графических средств и их использование в информационном обеспечении Мариинского театра (буклеты и афиши с QR-кодом), по задумке, поможет сделать образ Мариинского театра привлекательным для молодого поколения. Интересное решение не просто использует выразительные визуальные возможности популярного графического шифра, но и предусматривает его максимальное использование по назначению — если поднести к QR-коду на афише соответствующее мобильное устройство, его «читающее», то зритель может выйти на сайт, где можно купить билет на концерт или прослушать музыкальное произведение, которое там будет исполняться.
«QR-код в Европе используется уже давно, но для России это пока не очень привычная тема. Поэтому с ним хочется играть, творить. Тем не менее, в той работе он вполне функционален, в нем «зашита» правильная информация. И такой классический жанр графического дизайна, как плакат, вдруг начинает звучать, приобретает новые для жанра мультимедийные возможности», — отметил Дмитрий Харшак.
Все работы, посвященные Мариинскому театру, как добавила Ксения Позднякова, представляют собой единый комплекс. «Каждый проект несет свою идею, но при этом легко объединяется в общую картину. Таким образом, удалось создать современный визуальный язык графического стиля для Мариинского театра».
Ряд мультимедийных интерактивных ресурсов, разработанных соискателями на степень магистра дизайна, по мнению комиссии, обладают большим образовательным потенциалом и могут быть использованы в учебной программе новыми поколениями студентов. Например, такой проект, как «Возможности виртуальной среды для ориентации в мировом музейном пространстве на примере культурно-познавательной системы-сайта “Арт-Поиск”» Дарьи Нигматулиной, дает возможность изучать творчество знаменитых художников, составляя маршрут виртуального «путешествия» по музеям, картинным галереям, вехам биографии мастеров. Рецензент работы, доцент кафедры информационных систем в области искусств и гуманитарных наук СПбГУ Валентина Валентиновна Захаркина отметила широкие интерактивные возможности ресурса и порекомендовала разместить его в сети интернет.
Проект Надежды Воскресенской «Исследование принципов интерактивности при создании образовательной виртуальной среды на примере сайта “De-Sign” и мобильного приложения» также демонстрирует возможности мультимедиа в образовании. Пользователь может не только извлечь из ресурса полезную информацию об истории и секретах дизайна, но и создавать свои произведения. Причем, благодаря наличию специального приложения для мобильных устройств, даже в дороге или на отдыхе!
Как отметила Ксения Позднякова, эти информационно-образовательные ресурсы, созданные дипломницами, являются университетскими в буквальном смысле слова и стоят на пике актуальности для СПбГУ и образовательной системы в сфере дизайна в частности. «Девушки продемонстрировали такие новые технологии для создания этих ресурсов, которыми может сопровождаться учебный процесс для всех, кто учится в сфере искусств и культуры. Кроме того, в этом году у многих выпускников я увидела огромный потенциал, как у будущих наших коллег по образовательной деятельности, новых молодых преподавателей кафедры, которые могли бы использовать свои проекты для работы с бакалаврами не только нашей кафедры, но и факультета искусств в целом. Многие работы показали и огромный научно-исследовательский потенциал, и могут быть опубликованы не только в сугубо профессиональных изданиях, но и в научных — например, «Вестнике СПбГУ» в сфере «Искусствоведение», который, наконец, появится в этом году».
Как отметили члены аттестационной комиссии — руководители кафедр факультета искусств, такие работы должны обязательно жить и после защиты. Поэтому, в частности, этой осенью планируется организовать конференцию по материалам дипломных работ, а также специальную выставку дизайн-проектов в Мариинском театре.
В напутственном слове выпускникам Максим Филиппов заметил: «Вы по-честному делаете свои дипломы и получаете честную обратную связь. Я считаю, что это поможет нам создать такой дизайн, о котором мы мечтали. И если так будет, скоро мы сможем жить при хорошем дизайне!». Подводя итоги защиты дипломных работ по специальности «Графический дизайн», Иван Уралов подчеркнул, что теперь бывших студентов и преподавателей отличает только степень профессионального опыта. «Но талантом вы можете даже превзойти своих учителей. И это правильно — только так и может развиваться наша культура. Потому что где бы вы ни работали, вы всегда останетесь нашими универсантами и петербуржцами».
Из глубины времен — новым поколениям
Защиты выпускных дипломных работ бакалавров и магистров, обучавшихся по специальности «Реставрация» на факультете искусств СПбГУ, прошли в Музее В.В.Набокова. Представленные работы отразили практически весь спектр направлений этой профессии — в ходе подготовки дипломных работ студенты работали над реставрацией позолоты, скульптуры, дерева, книг, витражей. Лучшие дипломные работы — как бакалавров, так и магистров — стали результатом работы не одного года, потребовали провести широчайшие исследования в области истории и атрибуции реставрируемого памятника, применить на практике все изучаемые методы музейной научной реставрации.
Так, например, соискатель на степень бакалавра Евгения Наследова представила результаты работы над реставрацией фрагмента росписи свода Коптской галереи Музея прикладного искусства СПбГХПА им. А.Л.Штиглица. Основной задачей студентки была расчистка живописи, которая в 60-х годах прошлого века оказалась скрытой за побелкой, а также консервация расчищенных участков. Как отметил научный руководитель работы Евгении, старший преподаватель кафедры живописи и реставрации СПбГХПА им. А.Л.Штиглица Михаил Геннадьевич Рогозный, защита авторской живописи стала особенно сложной задачей, так как в свое время при ее создании использовались новые, экспериментальные составы красок, для закрепления которых Евгения разработала уникальный состав. В дальнейшем созданная дипломанткой методика реставрации будет применяться при работе с другими помещениями Академии Штиглица.
«Эта работа — интересный случай взаимодействия двух учебных заведений. Я очень доволен ее исполнением, и могу отметить, что она выполнена на уровне магистерской работы», — сказал рецензент дипломной работы Евгении Наследовой, реставратор 1 категории, сотрудник лаборатории реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа Николай Владимирович Малиновский. Работа была удостоена оценки «отлично» с похвалой.
Соискатели на степень бакалавра реставрации Елена Черняева и Ольга Кузьмина выполнили дипломные работы под руководством старшего преподавателя кафедры реставрации факультета искусств СПбГУ, мастера высшей категории по реставрации позолоты Натальи Валентиновны Погодиной. Елена Черняева работала над реставрацией золоченой деревянной скульптуры «Ангел» из фондов Государственного музея истории религии — определяла состояние памятника, проводила исследование на определение типа древесины и вида золочения, разрабатывала и применяла на практике методику реставрации и консервации, с целью привести скульптуру в экспозиционное состояние. Ольга Кузьмина выполнила работу «Арон кодеш. XIX век» по реставрации резного золоченого навершия ковчега торы. Обе эти работы представляют большую ценность в деле сохранения культурного и исторического наследия, и как отметила Наталья Погодина, были довольно сложными и по степени разрушения, и по объему, но студенты отлично справились с поставленной задачей.
Дипломные работы на степень бакалавра Ирины Стаценко и Екатерины Макеевой стали результатом многолетнего сотрудничества Санкт-Петербургского университета и Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. В качестве научного руководителя работ на темы «Реставрация надгробного памятника на могиле неизвестного из собрания “Некрополь XVIII века” Государственного музея городской скульптуры» и «Реставрация надгробия княжны Марии Николаевны Голицыной из собрания «Некрополь XVIII века» Государственного музея городской скульптуры» выступила заведующая службой по текущему уходу и содержанию памятников музея, выпускница СПбГУ Юлия Алексеевна Логинова. В ходе работ были проведены лабораторные исследования на определение состава загрязнений памятников (органические соединения, атмосферные загрязнения и т.д.) под руководством профессора СПбГУ, доктора геолого-минералогических наук Ольги Викторовны Франк-Каменецкой. Как отметила рецензент обеих дипломных работ, заведующая лабораторией научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа Светлана Леонидовна Петрова, это крайне важно — ведь в Музее городской скульптуры огромное количество памятников находятся в условиях агрессивной городской среды.
Не обошлось и без важных открытий — так, например, во время работ по реставрации памятника на могиле неизвестному выяснилось, что он был поставлен умершему во младенчестве Николаю Петровичу Волконскому, племяннику знаменитого декабриста. По словам Юлии Логиновой, Ирине Стаценко пришлось проявить себя во время работы над этим памятником не только в качестве реставратора, но и скульптора — при восстановлении утраченных частей скульптуры.
Работа над реставрацией надгробия княжны Марии Николаевны Голицыной была не менее сложной, так как памятник был фактически в руинированном состоянии. Тем не менее Екатерина Макеева справилась с задачей, проявив себя как уже вполне профессиональный реставратор лепного декора.
Профессионализм и прекрасное знание принципов научной реставрации продемонстрировали соискатели на магистерскую степень Эрик Рашитов и Антон Мурзинов, выполнившие дипломные работы по реставрации предметов декоративно-прикладного искусства под руководством заведующего кафедрой реставрации факультета искусств СПбГУ Владимира Сергеевича Торбика. Эрику Рашитову удалось восстановить шесть стульев из Музея-архива Д.И.Менделеева СПбГУ. Как подчеркнул рецензент работы, главный хранитель Павловского дворца Алексей Николаевич Гузанов, трудно было найти лучший предмет для дипломной работы. «Здесь студенту пришлось встретиться со всеми трудностями, которые могут ждать реставратора мебели, включая конструктивные и атрибуционные. Он справился с ними с должной скрупулезностью и вниманием к рядовым деталям. Мы были бы рады иметь такого реставратора в Павловске!»
Антон Мурзинов представил работу на тему «Реставрация кабинета XIX века в формах стиля “Ренессанс”, посвященную реставрации шкафа из собрания Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В процессе реставрации студент проводил исследование архитектурных форм эпохи Возрождения и барокко с целью определения аналогов по конструкции и внешней отделке шкафа, определял методы его восстановления и защиты, включая уникальный резной декор, и осуществлял их на практике. Отреставрированный шкаф займет почетное место в Академии художеств.
Студенты магистратуры по специальности «Реставрация» не обошли вниманием и довольно редкие темы. Так, Екатерина Гильбо представила дипломную работу «Проблема реставрации произведений со вставками, выполненными в технике “эгломизе”, осуществленную под руководством Натальи Погодиной. Студентка изучала историю техники эгломизе (изображение на стекле или зеркале, получаемое гравировкой с обратной стороны по серебряной амальгаме с последующим золочением или чернением) в западноевропейском и русском искусстве, исследовала методы реставрации таких произведений искусства.
Как отметила рецензент дипломной работы, реставратор высшей категории, сотрудник Музея истории религии Татьяна Анатольевна Шапошникова, в качестве практического применения этих методов были выбраны редкие и ценные предметы искусства — материалы хранения Павловского дворца, и работа была чрезвычайно сложной. «Сейчас очень много предметов, выполненных в этой технике, не могут быть экспонированы по своему состоянию и ждут реставрации. Очень хотелось бы, чтобы студенты и в дальнейшем продолжили обращаться к этой теме».
Мария Гаврилова в работе на тему «Современные методы реставрации витражей на примере витражей В.Д.Сверчкова» изучила творческое наследие русского живописца, мастера витражного дела, который большую часть своей жизни работал за границей. Сейчас работы В.Д.Сверчкова хранятся в Государственном Эрмитаже, в Государственном Русском музее, но, как отметила научный руководитель диплома Марии, художник-реставратор, витражист высшей категории, старший преподаватель кафедры реставрации факультета искусств СПбГУ Елена Махмудовна Крылова, творчество Владимира Дмитриевича Сверчкова до сих пор не слишком хорошо изучено. «Его работы оставили яркий след в истории искусства, и восстановление и возвращение витражей на исторические места очень важно. Данная магистерская диссертация — первое подробное исследование об этом художнике и может послужить очень ценным источником знаний для других реставраторов». В качестве прикладной составляющей дипломной работы Мария выполнила копию фрагмента одного из витражей Владимира Сверчкова.
По окончании защиты дипломных работ новоиспеченных магистров поздравил Иван Григорьевич Уралов. «Вы стали магистрами реставрации, обладателями дипломов, которые открывают вам путь во всем мире. Вы сохраняете то, что может погибнуть, исчезнуть, и вместе с этими произведениями искусства исчезнут имена тех, кто их создал. Я считаю, что сегодня необычайно важно сохранять старое, часто это гораздо важнее, чем создавать новые произведения искусства. И вы — люди этой благородной профессии».
В театре все живут дружно
Защита дипломных работ выпускников кафедры актерского искусства СПбГУ, занимавшихся в мастерской народного артиста России Вадима Лобанова, оказалась, пожалуй, самой нестандартной из всех, что проходили в Университете, но при этом вполне традиционной для мира театра. В течение мая и июня ребята сыграли 5 выпускных спектаклей, ставших итогом четырехлетней работы на факультете — «Доктор Живаго. Сцены из романа», «Гроза», «За двумя зайцами» (по пьесе Михаила Старицкого), «Дама с камелиями», «В буднях великих строек» (по пьесе Марка Розовского «Красный уголок» и пьесе Виктора Розова «Четыре капли»). Каждый из спектаклей был представлен на суд зрителей несколько раз — чтобы члены аттестационной комиссии, прославленные актеры и режиссеры петербургских театров смогли составить свое впечатление об уровне мастерства юных бакалавров. В этом году продемонстрировать его ребята смогли не только в стенах факультета на 10-й линии, но и на сцене настоящих профессиональных театров — Малой сцены Театра Сатиры на Васильевском острове и театра «За Черной речкой». В состав государственной аттестационной комиссии вошли ее председатель народный артист России, актер Театра им. В.Ф.Комиссаржевской Ефим Александрович Каменецкий, заслуженная артистка России Людмила Николаевна Шевель и другие.
Как рассказал руководитель творческой мастерской, заведующий кафедрой актерского искусства Вадим Владимирович Лобанов, материал для постановок был подобран таким образом, чтобы каждый из 25 студентов курса смог полностью проявить свой талант и то, чему он научился на занятиях. Специально для этого в некоторых спектаклях — таких масштабных, с обилием действующих лиц, как «Гроза» и «Доктор Живаго» — актеры разделились на два состава, чтобы получить возможность сыграть как ключевые роли, так и роли второго плана. Вопреки стереотипам о взаимоотношениях в театральных коллективах, ожесточенных споров по поводу распределения ролей у ребят не было — студенты СПбГУ подошли к вопросу интеллигентно и профессионально.
«Сначала мы разобрали роли по желанию, — вспоминает Егор Шилов, исполнитель роли Павла Антипова (Стрельникова) в спектакле по роману «Доктор Живаго». — Я начинал с главной роли — Юрия Живаго, но потом понял, что Стрельников мне интереснее и ближе, больше похож на меня характером — такой же импульсивный и взрывной!». Андрей Тихонов, играющий роль рокового в судьбе Лары и Юрия доктора Комаровского, напротив, начинал репетиции с роли Стрельникова, но выбор режиссера (театрального педагога кафедры актерского искусства Александра Вениаминовича Иовлева) определил его дальнейшую судьбу. «Александр Вениаминович, посмотрев нас в итоге в работах, понял, что на роль подходим и я, и мой однокурсник Никита Поляков, играющий Комаровского во втором составе. Мы играем абсолютно по-разному, и это хорошо. Это не соперничество, а помощь — это мобилизует все твои силы, и ты заставляешь сам себя делать что-то лучше, ищешь новое, иногда хочешь немного обыграть оппонента, но нет никакой грызни из-за ролей».
Спектакль «Доктор Живаго. Сцены из романа» — не только самый насыщенный ролями, но и, пожалуй, наиболее сложный в этой серии дипломных спектаклей. Он готовился почти два года — юные актеры (выпускник мастерской Семена Ефимовича Фридлянда 2010 года Виктор Кравченко, студенты-дипломанты этого года Елена Иванова (Алецкая) и Егор Шилов сами выбирали сцены из романа, их порядок и писали инсценировку. Как говорят, смеясь, ребята, эта инсценировка даже снилась им по ночам! А несколько ночей они и вовсе не спали – сводили выбранные и расписанные сцены в единое целое.
«Пастернак — это своеобразие слова, своеобразие буквально всего, — говорит одна из авторов инсценировки, исполнительница в разных составах ролей Лары и Марины Елена Иванова (Алецкая). — Роман большой, а нам надо было выбрать самые главные ключевые моменты, связать их, причем так, чтобы это можно было играть, запомнить тексты». И это тоже важный урок, комментирует режиссер спектакля Александр Иовлев, — что-то взять, а от чего-то отказаться. «Когда мы используем для постановки такой объемный материал, мы берем те сцены, в которых есть драматургия, какое-то внутреннее событие, какая-то перемена поведения. Удалось не все, многие сцены в спектакль не вошли, но сам факт, что мы попробовали это сделать, тоже важен».
Несмотря на то что, помимо членов аттестационной комиссии, зрителями спектакля в театре «За Черной речкой» были родные и друзья выпускников, поволноваться ребятам пришлось — настоящая сцена требовала серьезного подхода буквально ко всем мелочам — свет, реквизит, костюмы, грим. Все это тоже стало частью дипломных работ юных артистов.
«Это очень важный момент в жизни курса, когда ребята начинают играть диплом, из учебной аудитории выходят на площадку маленького, но театра. Это совсем другое содержание пространства, и для них это очень важно», — говорит Александр Иовлев. «Скажу честно — выходить на сцену было очень страшно!» — признается Егор Шилов. «Хоть я и знала, что в зале сидят родные, близкие люди, которые во всем тебя поддержат, я все равно очень волновалась, — говорит исполнительница в разных составах ролей Лары и Марины Анита Бумагина. — Беспокоилась за спектакль в целом, как он пройдет, чтобы все удалось, чтобы не было никаких проблем, никаких казусов!».
Усилия и волнения ребят не пропали даром — они сумели показать очень четко очерченное, со скульптурной точностью выверенное, эмоционально насыщенное, пронзительное и удивительно взрослое действо. Конечно, отмечает Александр Вениаминович, для учебного спектакля, особенно для дипломантов СПбГУ, подходит далеко не каждый роман или пьеса — произведения должны не только помогать юношам и девушкам раскрыть свои таланты и применить на практике все театральные хитрости и секреты, но и чему-то научить. «У нас сейчас такое прагматичное время, нам нужно больше задумываться над какими-то истоками, откуда мы, как мы живем, куда идем… «Доктор Живаго» связан с отечественной культурой, с нашей историей, и что интересно, он до сих пор так или иначе влияет на судьбы людей. Помню, когда я поступал в Театральный институт, то один из абитуриентов, Михаил Лурье, прочитал на экзамене стихи доктора Живаго из романа, публикация которого в то время привела к настоящей травле писателя. Михаилу поставили «двойку» и не приняли в институт, не простили такую эпатажную выходку. Теперь он — известный режиссер, но эта история оказала влияние на его судьбу. Один из вариантов названия романа, над которым думал Пастернак — «Мальчики и девочки», так как в основе произведения — то, что происходит с молодыми людьми, когда они попадают в горнило времени. Поэтому я и предложил ребятам сделать такой спектакль — неизвестно, с чем мы столкнемся, что произойдет через 10, 15 лет. Может быть, эта наша учебная работа окажет какое-то влияние на их жизнь».
Таким же актуальным, продуманным и осознанным оказался более близкий к нашему времени по теме и содержанию спектакль «В буднях великих строек», составленный из фрагментов пьесы известного российского драматурга и сценариста Виктора Розова «Четыре капли» и пьесы режиссера и драматурга Марка Розовского «Красный уголок». Но, что примечательно, не менее свежим и современным в интерпретации режиссера Вадима Лобанова и исполнении студентов оказался спектакль по такому хрестоматийному произведению, как «Гроза» Александра Островского. В небольшой учебной аудитории, с минимумом декораций и спецэффектов, дипломникам удалось воссоздать атмосферу подлинной драмы — с отчаянным стремлением главной героини вырваться из душного узкого круга обыденности, с жесткостью непонимания и ограниченностью стереотипного традиционного мышления, со слабостью, безволием, трусостью, нежеланием брать и нести тяжелый груз ответственности. Студентам не помешало и довольно условное обозначение костюмов персонажей спектакля. «К сожалению, у нас представлены персонажи в не совсем обычном одеянии эпохи Александра Николаевича Островского, но эти трудности касаются практически всех дипломных спектаклей, надеемся, что в следующем году нам удастся решить эту проблему, — отметил Вадим Владимирович. — Но несмотря на то что у нас сейчас представлен такой концертный вариант, этот спектакль остается спектаклем по пьесе Островского».
С немалыми трудностями по части костюмов и декораций столкнулись и участники спектакля по драме Александра Дюма «Дама с камелиями», поставленного педагогом кафедры актерского искусства Ольгой Леонардовной Наруцкой. Четверо исполнителей и режиссер трудились над постановкой полтора года, и как рассказывают юные актрисы, сами готовившие наряды для персонажей, роскошные туалеты дам Франции XIX века дошивались буквально перед первыми показами. Сложно складывался спектакль и в другом — это произведение для постановки выбрали сами ребята, и педагогу пришлось адаптировать материал для учебной дипломной постановки.
«Для меня это жанр непривычный, — признается Ольга Леонардовна. — Но студенты настаивали, и мы стали работать. Трудность заключалась в том, что это даже не мелодрама, а романтическая драма, поэтому она предполагает некоторые преувеличенные жесты, рисунок, который к быту не имеет почти никакого отношения. И в тоже время актеру нужно быть органичным, и поэтому ребятам было невероятно сложно. Но они смогли справиться, и весьма достойно». Спектакль, уже не раз показанный и в стенах факультета искусств на 10-й линии, и на Малой сцене Театра Сатиры на Васильевском острове, уже успел найти своего зрителя и немало поклонников, включая даже школьников, остро реагирующих на насыщенное эмоциями действо.
Удивительно, но, выбрав это непростое произведение, уже не раз поставленное на ведущих мировых сценах, в кино и опере, юные артисты совсем не боялись конкуренции. «Мы об этом даже не думали, — говорит исполнительница роли Прюданс Дювернуа Ирина Кистанова. — Нас привлекло, главным образом, то, что эта история основана на реальных событиях — это всегда интересно». Марина Крашенинникова, играющая роль Маргариты Готье, приводит еще более простую, но убедительную причину их необычного выбора. «Просто что-то внутри горело! Просто нам хотелось это выразить, сказать, и мы сказали!». Игорь Ольшанский — «Арман Дюваль» — вспоминает, что это решение далось им непросто, пришлось изучить массу материала. «В конечном итоге очень помогли письма Маргариты в конце романа. Они произвели колоссальное впечатление, до глубины души. Конечно, мы много читали о том, что связано с Францией XIX века, этим бытом, жизни, старались все прочитанное соединить». Интересно, что знаменитая музыка Джузеппе Верди из оперы «Травиата», органично влившаяся в спектакль, была выбрана ребятами далеко не сразу. «Сначала мы что только не использовали! Не хотели идти по проторенной дороге… — вспоминает Марина. — А потом, после многих проб, все-таки оказалось, что это самое верное, именно эта музыка нам и нужна».
Как и для всех дипломных работ, главной задачей учебных спектаклей выпускников кафедры актерского искусства СПбГУ 2012 года была оценка знаний и навыков студентов, полученных ими за годы обучения. Но еще одним, неожиданным для преподавателей результатом стало то, что за время подготовки работ этот дружный курс сплотился еще больше, сделав юношей и девушек хорошими партнерами, что очень пригодится им в будущем. «На спектаклях мы все помогаем друг другу, какими бы ни были личные отношения, — говорит Андрей Тихонов. — Если ты работаешь на звуке, на свете, ты переживаешь за ребят, которые играют, пытаешься помочь. Я слышал, что театр иногда называют «террариумом единомышленников», и мне было очень приятно узнать, что это не совсем правда». «На сцене все партнеры, никто никогда друг друга не подставит, не оставит в беде, — добавляет Анита Бумагина. — Были у нас случаи, когда нужно было кого-то спасать, за кем-то бежать, и прибегали, и спасали друг друга всегда, как бы ни складывались отношения в обычной жизни. Неизвестно, кто в дальнейшем тебя спасет, прикроет — никогда не стоит сбрасывать никого со счетов. Нас этому научили».
Как рассказал Вадим Лобанов, мастерство ребят не останется без внимания и в дальнейшем, уже после защиты дипломных работ. «Устроиться на работу актерам сейчас непросто, театры переполнены, и это проблема не только нашей кафедры, но и Театральной академии, и московских театральных вузов. Иногда приходится работать и в провинциальных, маленьких театрах». Тем не менее, самые талантливые выпускники получат свой шанс обрести признание — эти учебные спектакли уже показывались либо еще будут показываться руководителям ведущих петербургских театров — Театра Комедии им. Н.Акимова, Театра «Комедианты», МДТ — Театра Европы и других.
Татьяна Семме
Фотографии предоставлены факультетом искусств