Главная » Клуб выпускников

Педагоги высшей квалификации

Накануне Дня знаний на примере семи  универсантов: выпускника географического факультета 1932 года, ставшего действительным членом РАО,  и выпускников филологического факультета 1952, 1953, 1954 и 1963 годов, которые стали заслуженными учителями Российской Федерации и докторами педагогических наук, профессорами, — расскажем о выдающейся роли ЛГУ (СПбГУ) в развитии отечественного образования и педагогической науки. В этом году исполняется 80 и 60 лет, как они окончили наш Университет.

Анатолий Викторович Даринский

Анатолий Викторович Даринский

Выдающийся ученый Анато­лий Викторович Даринский (1910–2002)  окончил географический факультет ЛГУ в 1932 году.  Стал кандидатом географических  наук в 1939 году, доктором педагогических наук — в 1960 году; профессор, действительный член РАО. Общий стаж работы в вузах и научно-исследовательских учреждениях — 69 лет, в том числе в педагогических вузах — 52 года и в системе Академии педагогических наук — 31 год. В 1962 году Ленинградский НИИ педагогики был преобразован в НИИ вечерних и заочных школ,  А.В.Даринский был назначен его директором,  работал до 1976 года.

Затем  Анатолий Викторович работал профессором по курсу географии в Высшей профсоюзной школе культуры ВЦСПС, а с 1990 года до конца жизни (2002 год) — профессором кафедры теории и методики гуманитарного образования  Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства. С тех пор мы были рядом и вместе. Старше нас, он стал нашим наставником, в том числе учил четкому структурированию материала; структура наполнялась содержанием, и рождалось событие — лекция, статья, книга. Мы преклонялись перед его неиссякаемым научным поиском, энциклопедичностью знаний, ярким талантом Педагога и Человека. Памяти А.В.Даринского, 100-летию со дня его рождения, посвящен научный журнал «Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования» (2010, вып. 2 (11)).

Выдающийся ученый подготовил 32 кандидата педагогических наук. Он автор более 250 научных и научно-методических работ. Опубликовал 33 книги, в том числе 2 учебника (выдержали 5 изданий). Около 20 работ изданы за рубежом. Основные направления его научной работы — методика преподавания географии, краеведение и проблемы педагогики взрослых. Он был инициатором разработки в СССР непрерывного образования, его статья «Непрерывное образование» — первая по этому вопросу в советской педагогической литературе (Советская педагогика. — 1975. — № 1).

Анатолий Викторович Даринский награжден орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (во время войны работал преподавателем специальных дисциплин в Военном институте иностранных языков Красной армии), «За трудовое отличие», значком «Отличник народного просвещения», медалью К.Д.Ушинского. В 2000 году он стал лауреатом премии Президента Российской Федерации в области образования за создание комплекта учебников и учебных книг по географии и краеведению для общеобразовательных школ.

Выпускники филологического факультета ЛГУ Тереза Георгиевна Браже, Валентина Георгиевна Воронцова, Фатина Викторовна Зарянова, Дмитрий Николаевич Мурин, Инна Алексеевна Мухина, Валентина Федоровна Терещук — дети военного времени, пятеро — жители блокадного Ленинграда. Все стали лучшими учителями и потом многие годы работали и продолжают работать в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО), где повышают квалификацию все категории работников образования.

Фатина Викторовна Заря­нова

Такой окончила Ф.В.Зарянова Университет в 1952 году

Такой окончила Ф.В.Зарянова Университет в 1952 году

— заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер ордена «Знак Почета», ветеран труда, житель блокадного Ленинграда. Окончила филологический факультет ЛГУ в 1952 году:

— В дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Академия, где я проработала 42 года, организовала видеосъемки участников войны, и мы с заслуженным учителем РФ А.Р.Арской, с которой учились в школе в блокаду, прошли по памятным местам. Вспомнили, как с ребятами на чердаках и крышах гасили зажигалки, в госпитале писали раненым письма родным, читали стихи, те  угощали чем могли.

Я стала работать в Академии (тогда Ленинградский городской институт усовершенствования учителей) с августа 1969 года. Пришла из школы, где после окончания ЛГУ проработала учителем русского языка, завучем, директором 17 лет, за успешное обучение и воспитание учащихся была награждена  значком «Отличник народного просвещения». В Академии до 2001 года была методистом кабинета передового педагогического опыта, который был реорганизован в центр инновационных образовательных технологий, а затем до августа 2011 года — методистом редакционно-издательского отдела.

Дмитрий Николаевич Мурин, окончивший филфак в 1954 года, вспоминает о Фатине: «Я не помню ее на лекциях и семинарах: она была на два курса старше меня и тут наши пути, естественно, расходились. Но лицо студента той поры определялось не только успехами в учебе, они сами собой подразумевались. Едешь на Медведковку? На Михалёвку? Был на Пожарище? Участвовал в кроссе? Выступал с докладом в СНО? Поедешь с агитбригадой? — вот где «закалялась сталь» послевоенных пятидесятых.

Студенты ЛГУ на строительстве ГЭС в Ленинградской области, чтобы дать электричество в дома, на фермы, наладить жизнь. 1950-е годы

Студенты ЛГУ на строительстве ГЭС в Ленинградской области, чтобы дать электричество в дома, на фермы, наладить жизнь. 1950-е годы

Непросто это — заметить и запомнить человека в многосотенной толпе студентов филфака. Она запомнилась высокими результатами на лыжне, на легкоатлетических соревнованиях, с тачкой и лопатой в руках на студенческих стройках, тогда еще не именовавшихся стройотрядами. На комсомольских конференциях, с их незабываемой праздничной приподнятостью, песнями и «молниями». Запомнилась как член профсоюзного и комсомольского бюро факультета».

В газете «Ленинградский университет» в июле 1949 года в заметке «Активисты физкультурной работы. Опыт спортивной работы на строительстве Медведковской ГЭС» А.Серобабин, студент отделения журналистики, тоже участник стройки, писал: «Первые минуты после подъема. Слышится команда: «Первое упражнение на четыре счета! Делай: раз… два…». Физзарядку для всей смены проводит землекоп 21-й бригады Ляля Зарянова (так ее зовут дома и в Университете). Заслуженной любовью и уважением всех строителей пользуется эта маленькая энергичная девушка.

Ляля всегда в действии. По утрам  встает до подъема, чтобы провести зарядку. Вместе с товарищами она приходит в котлован, где одинаково ловко  работает киркой, ломом, лопатой, сменяет подруг на носилках и, когда понадобится, охотно берется за тачку. А после тяжелой восьмичасовой работы вместе с физруком  организует сдачу норм ГТО, готовит спортсменов смены к состязаниям».

Валентина Федоровна Терещук

— выдающийся учитель и руководитель, заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер ордена «Знак Почета», ветеран труда, житель блокадного Ленинграда. Окончила филологический факультет ЛГУ в 1952 году.

На 70-летии Академии. В центре Д.Н.Мурин, справа В.Ф.Терещук и Ф.В.Зарянова

На 70-летии Академии. В центре Д.Н.Мурин, справа В.Ф.Терещук и Ф.В.Зарянова

О ней вспоминает Д.Н.Мурин: «Неформальный лидер. Уже на факультете она была заметна. Михалевская, Медведковская, Пожарищенская ГЭС стали нашей общей прекрасной студенческой юностью. Валя (тогда Валя Ильина) — бригадир землекопов, самой многочисленной «орды» студентов-строителей».

После окончания Универ­ситета — работа в школе в качестве учителя русского языка и литературы и директора. И уже в 1965 году — директор Ленинградского городского института усовершенствования учителей. Под ее руководством происходил переход на новые программы, она проявила себя как умелый организатор переподготовки педагогических кадров. Высокий профессионализм, принципиальность, доброжелательное отношение к людям, кипучая работоспособность, в т.ч. участие в комиссиях и заседаниях от гороно до обкома партии. В 1973 году В.Ф.Терещук была переведена на должность третьего секретаря Фрунзенского райкома партии. А потом до 1983 года — председатель Комитета по образованию Ленинграда. К этой должности Валентина Федоровна Терещук, наша Валя, была подготовлена всем своим предшествующим опытом работы и жизни.

Дмитрий Николаевич Мурин

— заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер ордена «Знак Почета», ветеран труда, житель блокадного Ленинграда. Окончил филологический факультет ЛГУ в 1954 году.

О своей молодости вспоминает: «“Породнились” мы (В.Ф.Терещук, Ф.В.Зарянова, Д.Н.Мурин) в студенческих строительных отрядах».

После окончания Универ­ситета — работа в школе в качестве учителя, завуча и директора школы. Талантливый учитель был приглашен работать методистом кабинета литературы ЛГИУУ в августе 1971 года, тогда он был учителем школы № 27 — первой (и на годы единственной в городе) с углубленным изучением гуманитарных предметов. В 1976 году стал заведующим кабинетом литературы. Под его руководством проводится большая работа по совершенствованию урока, формированию аналитических и речевых умений учащихся. Расширяются связи внутри страны (Новгород, Псков, Смоленск, Калининград, Петрозаводск, Нижневартовск и др.) и международные связи (Д.Н.Мурин и методисты делятся опытом с учителями, преподающими русскую литературу в школах Болгарии, Чехии, Словакии, Германии, Венгрии, Польши, Югославии).

В 1996-2010 годах Д.Н.Мурин — доцент кафедры  теории и методики гуманитарного образования СПбАППО, проводит большую преподавательскую и научно-исследовательскую работу. Он автор  учебно-методических пособий, образовательных программ, многих статей в сборниках  научных трудов, в журнале «Литература в школе» и др. С 1976 г. в  течение пятнадцати лет был членом редколлегии журнала «Литература в школе». Среди его публикаций: Пространство России в русской литературе XIX века: книга очерков. — СПб: СПбАППО, 2009. — 210 с. Книга адресована учащимся старших классов, учителям русской словесности, истории, краеведения для использования на уроках и домашнего чтения, студентам-филологам и всем, интересующимся русской культурой.

Мы гордимся тобой, Дмитрий Николаевич.

Инна Алексеевна Мухина

— заслуженный учитель Российской Федерации, ветеран труда, житель блокадного Ленинграда.

После окончания филологического факультета ЛГУ в 1954 году работала в школе учителем русского языка и литературы, за успешное обучение и воспитание учащихся была награждена  значком «Отличник народного просвещения». В 1969 году, тогда она работала в школе № 157 АПН СССР, талантливого учителя пригласили работать методистом кабинета литературы ЛГИУУ. За разработку методических подходов  к преподаванию литературы, в процессе которого происходит постижение национальных ценностей,  плодотворную работу с учителями по развитию активной мыслительной деятельности учащихся в 1980 году была награждена медалью Н.К.Крупской.

В 1981 году И.А.Мухина стала заведующей кабинетом передового педагогического опыта, который был реорганизован в Центр инновационной образовательной деятельности. Под ее руководством проводится большая работа по интеграции лучших педагогических традиций и инновационных идей, открываются годичные курсы по теории и практике обобщения опыта и инновационным технологиям (регламентированные дискуссии, обучение в диалоге, педагогические мастерские и др.). В 1990 г. во Франции она познакомилась с руководителями Нового образования (GROUPE FRANCAIS EDUCATION NOUVELLE — GFEN),  их системой обучения, очень интересной и результативной  формой обучения взрослых и детей — мастерскими, после чего сыграла ведущую роль в разработке теперь уже широко используемых петербургских педагогических мастерских: творческого письма; построения знаний; ценностных ориентаций и др. Об этом она, талантливый педагог, методист, написала в целом ряде статей и книг.

В 2001-2009 годы И.А.Мухина — доцент кафедры истории педагогики СПбАППО, где продолжает методологически и практически реализовать идею интеграции педагогических традиций и новаций.

Тереза Георгиевна Браже

Тереза Георгиевна Браже

Тереза Георгиевна Браже

– доктор педагогических. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, ветеран труда, житель блокадного Ленинграда. Известна в России и за рубежом как выдающийся ученый, создавший научную школу  в области теории и методики гуманитарного образования, разработавший концептуальные основы обучения литературе.

После окончания в 1953 году филологического факультета ЛГУ работала учителем в школе. Защитила кандидатскую диссертацию в 1962 году, докторскую — в 1979 году. 42 года работала в Институте образования взрослых РАО, а с 1990 г. (сначала по совместительству) по настоящее время — профессор кафедры социального образования СПбАППО. Базовые гуманистические идеи, разрабатываемые на кафедре, находят развитие в кандидатских и докторских диссертационных исследованиях под ее руководством (подготовила 26 кандидатов педагогических наук, научный консультант двух докторов педагогических наук).

Тереза Георгиевна Браже проводит большую преподавательскую и научно-исследовательскую работу, основные направления: роль гуманитарной культуры взрослых в развитии их личности и общества, андрагогические основы деятельности в области развития гуманитарной культуры взрослых, чтение взрослых как педагогическая проблема, учитель как читатель. Эти проблемы в центре внимания аспирантского семинара, который проводит Тереза Георгиевна в течение многих лет, где всегда творческая атмосфера, научная полемика, восхождение в науке. Следует учитывать рост культа потребления, ставшего серьезной опасностью для национальной культуры и общества, ориентацию на релаксационные функции культуры. Необходима умная адаптация взрослых к современному миру при сохранении вечных российских ценностей, борьба с утратой собственных корней при включении в европейское и мировое образовательное пространство. Главное — личная потребность взрослых в самореализации и самосовершенствовании, и ее должны поддерживать общество и государство.

Т.Г.Браже — автор более 300 научных и научно-методических публикаций. Ее работы полезны научным работникам в области педагогики, андрагогики и библиотековедения, библиотечным и педагогическим специалистам, студентам, родителям, всем, кто хочет сохранить роль чтения как универсального умения человека, без которого нельзя постичь окружающий мир.

Т.Г.Браже — участник многих международных, российских  и региональных конференций по проблемам литературного образования и образования взрослых. Она приняла самое активное участие в проведении ежегодных международных научно-практических конференций «Чтение детей и взрослых», подготовке сборников статей и учебно-методических материалов их участников. Эти конференции  в рамках Национальной программы повышения грамотности и культуры чтения в РФ, Программы и Концепции поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге стали  проводиться с 2009 года Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, СПбАППО при поддержке РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского отделения русской школьной библиотечной ассоциации, Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации чтения, секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского психологического общества. Участники конференций — зарубежные и российские представители научной и культурной общественности, работники библиотек, федеральных, региональных и муниципальных органов управления культуры, образования, печати и массовых коммуникаций. Общие задачи: противостоять процессу угасания интереса к чтению.

Природа, Искусство, Люди — эти ценности, по словам Терезы Георгиевны, для нее главные, вечные ценности. Я горжусь тем, что мы друзья.

Валентина Георгиевна Воронцова

Валентина Георгиевна Воронцова

Валентина Георгиевна Воронцова

(1939—2007 — выдающийся деятель российского постдипломного образования, его вдохновитель и организатор, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, в 1999 году удостоена международного почетного знака «Женщина года».

Окончила в 1963 году филологический факультет ЛГУ и работала в школе учителем русского языка и литературы, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В 1974 году талантливого учителя пригласили в ЛГИУУ, где В.Г.Воронцова прошла все ступени методической и руководящей работы: методист кабинета литературы, заведующая кабинетом руководящих кадров, заместитель директора по учебно-методической работе, директор ЛГИУУ, который она возглавила в 1985 году и была его бессменным руководителем. Под ее руководством ИУУ  в 1992 году преобразуется в Университет педагогического мастерства, а в 2003 году — в Академию постдипломного педагогического образования. Блестящий педагог, методист, ученый, организатор, она всемерно способствовала развитию ЛГИУУ — СПбГУПМ — СПбАППО и методической службы Санкт-Петербурга  и Северо-Западного региона.

Собственные научные исследования, защита кандидатской диссертации (1990 год) и докторской диссертации (1997 год) положили начало аксиологическому подходу в решении проблем педагогики. В своей монографии «Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога» (1997) В.Г.Воронцова  изложила разработанные ею основы методологии, теории и практики постдипломного образования педагога, определившие направленность дальнейших исследований в этой сфере, исследовала значение гуманитарной образовательной среды учреждений системы повышения квалификации в духовно-нравственном и творческом становлении личности учителя, в инновационных процессах реформирования образования на региональном и федеральном уровнях. Она создала в 1992 году первую в России кафедру истории педагогики, которой заведовала до конца своего трудового пути. Докторские и кандидатские исследования, выполненные на кафедре, были не только анализом прошлого, но и прогнозом на будущее. Валентина Георгиевна стала инициатором организации в 2004 году Педагогического музея Академии.

Как авторитетный ученый и педагог В.Г.Воронцова являлась действительным членом Международной академии гуманитаризации образования, Академии педагогических и социальных наук, Академии гуманитарных наук, членом экспертного совета по педагогике и психологии ВАК МО РФ, членом президиума Совета ректоров образовательных учреждений системы повышения квалификации РФ, членом Большого жюри  Всероссийского конкурса  «Учитель года», членом коллегии Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Валентина Георгиевна Воронцова ушла из жизни после тяжелой болезни 31 августа 2007 года, похоронена на Смоленском кладбище.

В научном журнале «Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования» (2008 г., вып. 4), посвященном 70-летию ЛГИУУ — СПбГУПМ — СПбАППО и их руководителю в течение многих лет В.Г.Воронцовой, были опубликованы статьи о ней. Каждое воспоминание — звенящая струна, а все вместе — цветы, венок незабвенной Валентине Георгиевне.

В статье «Памяти Валентины Георгиевны» заведующий кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО доктор педагогических наук, профессор С.Г.Вершловский, научный руководитель В.Г.Воронцовой в  процессе ее работы над кандидатской диссертацией и научный консультант во время работы над докторской, пишет, что она находила время и силы совмещать научно-исследовательскую деятельность с работой руководителя, оказывала действенную практическую помощь руководителям образовательных учреждений, методическим службам города.

Творческие искания Валентины Георгиевны воплотились в «строительстве» образовательного учреждения, соответствующего новым реалиям жизни: необходимости личностного развития учителя в процессе постдипломного образования и преобразовании  ИУУ в Университет педагогического мастерства и Академию (АППО). Это был подлинный социально-педагогический эксперимент. На основе теоретического осмысления процессов, происходивших в системе отечественного образования, глубокого анализа исследований в смежных науках, внимательного изучения практического опыта она разработала модель учреждения постдипломного педагогического образования, над совершенствованием которой трудилась до последних дней. В.Г.Воронцова гордилась Академией.

Ее доклады и лекции, посвященные роли Академии в системе непрерывного образования педагогов, слушали в Москве и Киеве, Тбилиси и Минске, Ярославле и Новгороде, Казани и Смоленске, Риге и Белостоке. Работники системы постдипломного образования видели в ней своего лидера. Широкие и плодотворные контакты с коллегами возникали после ее командировок в Италию, Англию, Швейцарию, США.

В статье «О Валентине Георгиевне Воронцовой. Воспо­минания» доктор педагогических наук,  профессор  Т.Г.Браже, знавшая ее по Институту образования взрослых РАО, где та защищала кандидатскую и докторскую диссертации, а потом по работе в ЛГИУУ — СПбГУПМ — СПбАППО, пишет, что Валентина Георгиевна была яркой и сильной личностью, по-настоящему образованным, нестандартно мыслящим человеком, выдающимся творцом новых форм повышения квалификации учителей. В.Г.Воронцова радовалась, что было создано обоснование концепции взаимосвязи федеральных, региональных особенностей и специфики деятельности каждого из ИПК Северо-Запада.

Т.Г.Браже подчеркивает масштабность научных исследований Валентины Георгиевны. При ней росли, становились кандидатами и докторами наук сотрудники ее и других кафедр, а также заведующие учебно-методическими кабинетами, она требовала от их сотрудников научного осмысления опыта учительской и собственной методической деятельности. В.Г.Воронцова активно включала в орбиту СПбГУПМ — СПбАППО новые важные направления: историю педагогики, культурологию, валеологию и др. СПбГУПМ стал крупным научным учреждением, открытие в нем диссертационного совета с правом защиты докторских работ подтвердило и укрепило его авторитет.

Она была блистательным мастером устного жанра, впечатление полной отточенности, завершенности ее докладов, выступлений на Ученом совете, семинарах, конференциях было  неизгладимым. Это был и филологический, и педагогический подход к информации. Она была филологом-профессионалом высокого класса, крупным специалистом в педагогике и выдающимся организатором постдипломного образования.

Я горжусь тем, что работала под руководством Валентины Георгиевны все ее годы работы в ЛГИУУ — СПбГУПМ — Академии и она подарила мне свою главную книгу — монографию «Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога» с надписью: «Ф.В.Заряновой с глубокой признательностью за преданность нашему Университету. Воронцова. 12.09.97».

В.Г.Воронцовой, Т.Г.Браже,  Д.Н.Мурину, И.А.Мухиной и мне посчастливилось работать с А.В.Даринским. В 2008 году в СПбАППО учреждена медаль «Звезда Даринского» как высшая награда Академии  за творческую деятельность и вклад в развитие отечественной педагогики. Ее удостоены Т.Г.Браже, Ф.В.Зарянова, Д.Н.Мурин. И в этом связь времен и поколений универсантов.

Ф.В.ЗАРЯНОВА

Фото из архива автора

 

Новости СПбГУ