Главная » Образование

Мы создаем персонажей

Л.П.Конникова (стоит в центре) с коллегами и студентами 5 курса, демонстрирующими костюмы из оформленных ею фильмов

Л.П.Конникова (стоит в центре) с коллегами и студентами 5 курса, демонстрирующими костюмы из оформленных ею фильмов

В Санкт-Петербургском университете на факультете искусств этим летом будет проводиться очередной, уже третий, набор абитуриентов в творческую мастерскую «Художник кино и телевидения по костюму», где можно получить не только необыкновенно увлекательную и творческую, но еще и весьма востребованную профессию.

Величественные дамы прошлых веков и оборванные бродяжки, римские императоры и межгалактические путешественники, рыцари и священники, сказочные принцессы и ультрамодная молодежь — спектр приложения творческих сил в кино поистине неисчерпаем. Во все времена, с момента появления такого искусства, как кинематограф, мы не устаем изумляться и восхищаться фантазией художников по костюмам. Но этому волшебству можно научиться, как и всякой другой специальности.

Образовательная программа «Киноискусство» в СПбГУ — уникальна в масштабах не только нашего города, но и всей страны. Здесь впервые стало возможно получить профессию художника кино и телевидения в сочетании с классическим гуманитарным высшим университетским образованием. Сегодня факультет искусств готовит художников-постановщиков кино (набор абитуриентов осуществляется раз в два года), художников-мультипликаторов (набор раз в пять лет) и художников кино по костюму (набор раз в три года). Именно с набора на эту специализацию 5 лет назад началась работа мастеров и преподавателей, которых сегодня объединяет кафедра мастерства художника кино и телевидения СПбГУ.

Учиться у мастеров

Живопись — обязательный предмет для будущего художника по костюмам

Живопись — обязательный предмет для будущего художника по костюмам

«Удивительно — само кино существует больше ста лет, а художников для него у нас в стране учили только во ВГИКе, — отмечает заведующий кафед-рой Петр Петрович Конников. — Так же, как нигде в Петербурге не учат, например, художников-мультипликаторов.  Есть студии, но базового, фундаментального образования нигде не ведется, да и большинство профессионалов в этой сфере остаются в Москве, так что нам не так легко было найти даже преподавателей. А в среде художников кино по костюму сейчас настоящая проблема кадров — великие мастера постепенно уходят, отходят от дел, а настоящей смены для них нет».

Несмотря на то что художников вообще сегодня выпускает немало учебных заведений, включая такие прославленные, как Академия художеств им. И.Е.Репина и Академия Штиглица, те из них, кто попадает в кино, долго там не задерживаются. Эта профессия требует очень серьезной подготовки и специальных знаний, определенного творческого склада и навыков. Это настоящее художественное ремесло в самом высоком смысле этого слова, ремесло, которое, как в цеховой системе средних веков, предается от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Поэтому на кафедре мастерства художников кино и телевидения, в отличие от других факультетов СПбГУ, преподавание ведется по системе творческих мастерских. Таким образом, на протяжении 6 лет обучения мастер находится в постоянном индивидуальном контакте с учеником, которому непрерывно передает секреты мастерства. Большинство преподавателей кафедры являются выпускниками ВГИКа. Но, как подчеркивает Петр Петрович, несмотря на то что ВГИК остается образцом в традициях и качестве профильного образования, на кафедре сформирована собственная система преподавания, принципиально новая, уникальная школа, где работают известные мастера, состоявшиеся профессионалы, замечательные художники, которым есть что передать студентам.

Таким профессионалом является руководитель творческой мастерской «Художник кино по костюму» в СПбГУ, преподаватель по мастерству художника кино и телевидения по костюму (композиция), доцент кафедры Лариса Павловна Конникова. Когда-то и она начинала свой путь с «подмастерьев» на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, где ее преподавателем была Лидия Юльевна Нови — мастер, работавший с такими режиссерами, как Андрей Тарковский (картина «Андрей Рублев»), Леонид Гайдай («Инкогнито из Петербурга»), Сергей Бондарчук («Борис Годунов»), Александр Алов и Владимир Наумов («Легенда о Тиле»,  «Бег»).

«Три года подряд я пыталась поступить в Московский художественный институт им. В.И.Сурикова на отделение театральных художников, а об этом отделении во ВГИКе даже не слышала, — вспоминает Лариса Павловна. — Узнала о нем совершенно случайно от одной из однокурсниц по художественному училищу. Тогда этой специальности только начинали учить — мой выпуск оказался вторым. Я была счастлива, что поступила и училась у Лидии Юльевны, сразу влюбилась и в педагога, и в профессию!».

С окончания института в 1985 году Лариса Павловна работает художником-постановщиком по костюмам киностудии «Ленфильм». Сегодня она — заслуженный художник России, лауреат кинематографической премии «Золотой орел», четырежды лауреат кинематографической премии «Ника». В ее фильмографии — картины российских и зарубежных режиссеров, в частности такие известные, как «Левша», «Господин оформитель», «Царская охота», «Молодая Екатерина», «Цветы календулы», «Царевич Алексей», «Бедный, бедный Павел», «Петр Первый. Завещание» и другие.

В кино важны все мелочи

Безусловно, такому мастеру кадровый кризис в этой сфере сегодня виден невооруженным глазом. Отсутствие профессионального художника по костюмам существенно снижает общий уровень картины, отмечает Лариса Конникова, и часто те, кто работают над костюмами, даже не осознают пробелы в своих знаниях. Мало того, что не каждый художник может работать над костюмами. Например, такая специализация есть и в Театральной академии. Но существует огромная разница между теми, кто создает костюмы для кино, и теми, кто работает для театра.

«В театре важна некоторая условность костюма, силуэт, общая эстетическая концепция, чтобы каждый зритель даже с дальних рядов мог увидеть созданные образы, — поясняет Лариса Павловна. — А в кино важно всё — и силуэт, который виден на общих планах, и каждая мелочь в крупных планах, всё то, что в театре никто не сможет увидеть! Все эти пуговки, кружавчики, обувь… Например, длинные юбки, казалось бы, закрывают ноги, но вдруг при выходе из кареты дама покажет ножку? Значит, на ногах должны быть соответствующие эпохе чулки и обувь. Все эти детали очень важны. Например, если в театре задумывается всё отделать веревками, создать какой-нибудь плетеный костюм или что-то еще, то в кино это не получится. В кино нельзя придумать просто какую-то условную концепцию, нужно одеть каждый персонаж. Есть, например, король, высший свет, придворные, и есть всякие «сватьи бабы Бабарихи», слуги, разный люд. В кино очень важна фактура и качество ткани, которая видна на крупных планах, а в театре можно ткань, например, просто расписывать, красить. У нас этот номер не пройдет, получится грубо и ненатурально».

При создании исторического костюма, особенно в фильме, который посвящен реальным событиям, огромное внимание уделяется именно всем тонкостям одежды, аксессуаров и атрибутов. Вплоть до тканей, пуговиц, застежки. И никаких «молний»! Актриса всегда может повернуться к камере спиной, и то, как застегнуто платье — на крючки или, допустим, шнуровку — должно соответствовать эпохе. С тканями сейчас гораздо проще, чем когда-то, говорит Лариса Павловна. Любопытно, что в магазинах портьерных тканей можно найти материал, в точности подходящий для костюмов XVIII века, и даже с таким же рисунком! Если же найти такую ткань все-таки не удается, художник добивается желаемого результата при помощи вышивки, аппликации, шнуров, «драгоценных» камней, росписи.

Именно поэтому один из важнейших предметов в процессе обучения художника кино — история костюма. Эта дисциплина изучается с 1 по 5 курс, и каждый педагог читает лекции по своей эпохе, определенному периоду. Два года будущие художники кино по костюмам изучают зарубежное искусство, на третьем курсе осваивают русское, на четвертом узнают всё о форменной одежде — как гражданской, так и военной. А на пятом приступают к XX–XXI веку, изучают творчество модельеров недавнего прошлого и современности, моду улиц и новейшие тенденции в современной одежде.

Экстравагантная шляпа — важная деталь в создании образа

Экстравагантная шляпа — важная деталь в создании образа

Самое главное — персонажи

В среднем на каждом курсе по специальности «Художник кино по костюму» учатся 10–12 студентов. Структура творческой мастерской построена так, что помимо руководителя — мастера по специальности, есть мастер-педагог по живописи и рисунку (как во всех художественных вузах), и педагоги специализаций в узких профессиональных областях. На дисциплине «Мастерство художника кино по костюму», в соответствии с историческим временем, на основе какого-либо литературного произведения, ребята изучают и воссоздают образы персонажей, делают эскизы. Обязательный и весьма трудоемкий этап — сбор исторического, документального изобразительного материала. Необходимо серьезное погружение в ту эпоху и страну, где происходит действие произведения.

Таким образом, идет подготовка к будущей работе на киностудии. Ведь каждый раз, начиная работать над новой картиной, художник по костюму изучает огромное количество самых разных источников. Чем больше будет такого материала — тем легче работать над костюмами. Например, недавно Лариса Конникова закончила работу над новым многосерийным фильмом о Шерлоке Холмсе режиссера Андрея Кавуна. Материалов к этой работе собрался целый многотомный архив — сотни рисунков, ксерокопий, фотографий, текстов описаний…

«В кино порой режиссер не всегда сразу представляет себе персонажей  — он понимает сущность образа, но внешне он может его не видеть. Мы предлагаем свое видение, и порой режиссер ведет кастинг, отбирает актеров на роль в соответствие с тем представлением, которое у него сложилось благодаря нашим эскизам, — отмечает художник. — Мы также можем «строить» кадр, иногда даже незаметно для режиссера. Художник по костюму нередко сам «ведет» режиссера к окончательному образу героя фильма. Например, художник задумал представить главную героиню как чистое, светлое пятно на фоне всех остальных персонажей, которых он «гасит». И хочет этого или нет режиссер, но героиня останется в кадре таким светлым пятном, и зритель так ее и воспринимает. Мы можем «выстраивать» кадр по цвету — например, в тяжелых, драматичных сценах насыщать его черным, красным. Художник по костюму делает очень важную работу в фильме, пусть и не всегда его имя пишут крупными буквами в титрах. Обычно считается, что впереди идет художник-постановщик, а художник по костюму менее важен. Но если художник-постановщик создает среду фильма, то мы создаем тех, кто живет и действует в этой среде, мы делаем персонажей. Ведь в кино главное — актер, его внешний вид.Можно поставить фильм даже на голых стенах, но если персонажи сделаны правильно, то все получится. И своих студентов я учу тому, чтобы они гордились своей профессией, понимали ее значимость».

Знание истории костюма необходимо

Знание истории костюма необходимо

Одно из заданий в учебном процессе — экспликация кинокартины, где дается общее решение для каждой сцены в небольших картинках. По этой экспликации можно видеть, какого цвета, тона будет вся картина, какие сцены будут наиболее драматическими, какие — более спокойными. Но с самого начала обучения, с первого курса студентов творческой мастерской художников по костюму учат понимать, прежде всего, сами образы. «Этого часто не понимают художники-непрофессионалы кино. Важно не просто сшить костюм, походящий времени. Костюмом образ можно и подчеркнуть, и «убить». В заданном времени нужно найти тот силуэт, тот цвет, ту фактуру, которая подчеркнет характер именно этого человека. Чем ты глубже поймешь этот характер, тем ты сможешь больше дать и зрителю. Например, в картине «Молодая Екатерина», у меня было два белых свадебных платья. Екатерина задумывалась как более жесткий образ, а Елизавета — более мягкий. Поэтому белое платье Екатерины было геометризированное, с жесткими складками, очень четким силуэтом. А у Елизаветы мы делали кружева, «воздух», и весь силуэт немножко обволакивали. Получились разные образы в одном и том же времени».

И художник, и швец, и сам себе модельер

Вспоминая годы учебы во ВГИКе, Лариса Павловна отмечает, что в то время обучение фактически заканчивалось на подготовке эскизов к литературным произведениям. Готовя авторскую учебную программу для СПбГУ, художник решила пойти дальше, связав теорию с практикой.   Была введена новая дисциплина «Реконструкция исторического костюма», где будущие художники  кино по костюмам знакомятся с историческим кроем, технологиями пошива, способами имитации  исторических тканей и отделок.  Владеть азами кройки и шитья весьма желательно — ведь  во время работы над картиной художнику придется объяснять закройщику и швеям все тонкости костюма.

«Очень важно все мелочи знать на практике, например, виды швов. Помню, как меня поставил в тупик вопрос закройщицы о том, каким швом будем закрывать край — «московским» или «закруткой». Признаваться в своем незнании было неприятно, — вспоминает преподаватель. — Поэтому мы проходим крой исторического костюма, чтобы студенты были готовы к этому, могли сами что-то подсказать тому, кто шьет костюм. Есть и самостоятельный курс по технологии моделирования, где студенты учатся шить, хотя бы самые простые вещи, юбки, блузки, получают представление о выкройках и о том, как их изменять в соответствии с творческой задачей».

Возможностей для творческих «отступлений» у художника не слишком много — нужно соблюдать историческую правду. Но и здесь можно поэкспериментировать — например, с цветом или фактурой ткани. И даже со временем. Ведь художник по костюму может «забежать вперед» и сделать образ героя более современным, или наоборот, старомодным. Работать «с нуля», как правило, интереснее, чем в строгих рамках истории. Поэтому ее любимые авторские работы, признается Лариса Конникова, это «Господин оформитель», «Цветы календулы», «Бременские музыканты», где  приходилось немало придумывать, создавать мистических, сказочных персонажей. Впрочем, отмечает мастер, настоящий художник остается таким всегда — ему интересно работать даже на «Дорожном патруле». Нередко художник по костюму может и проявить себя как настоящий модный кутюрье — например, в тех фильмах, что повествуют о мире моды.

«Создавать свои коллекции одежды приходилось не раз, — рассказывает Лариса Конникова. — Конечно, в этом случае можно обратиться к современным модельерам, но далеко не каждому из них хочется показывать свои работы под именем выдуманного персонажа. Так, в  картине «Никаких других желаний» режиссера Розы Орынбасаровой, мы делали костюмы «наколкой» на манекене. Так что все зависит от того, какое кино. Свободы для творчества все равно предостаточно. Ведь когда ты создаешь образ героя или героини, зрители будут смотреть на них именно твоими глазами. Поэтому, кстати, лучшей похвалой своей работе я считаю слова актера, когда он надевает наш костюм и признается, что ему и играть не надо, что он уже все про своего героя понял!»

Создать свои авторские коллекции — правда, пока в виде эскизов — студентам порой выпадает шанс еще во время учебы. Так, в этом учебном году пятикурсницы изучали роман Имоджен Эдвардс-Джонс «Модный Вавилон», ключевым эпизодом которого является показ мод.  «Я попросила девочек, чтобы они идентифицировали автора с собой, как будто каждая из них — лондонский модельер, который показал свою коллекцию и вышел на последний поклон. Коллекции получились очень разные и весьма любопытные. Студентка Наташа Демьяненко, например, показала день дефиле от начала и до конца —сначала приходят манекенщицы, уборщицы, потом визажисты, стилисты, манекенщицы начинают одеваться, причесываться, делается макияж, и в результате они все уже готовы и выходят на подиум».

Коридоры времени, вкуса, мастерства...

Коридоры времени, вкуса, мастерства...

Секреты мастерства

Идеальный вариант работы над картиной — полный творческий альянс художника-постановщика и художника по костюму. К сожалению, признается Лариса Конникова, такое случается очень редко. Как правило, времени на подготовку к работе выделяется так мало, что художник по костюму едва успевает согласовать с художником-постановщиком хотя бы интерьер действия. «Так получилось на картине Владимира Бортко «Петр I. Завещание» — я узнала у художника, что интерьер будет бордовым, и создавала костюмы с учетом этой цветовой гаммы. Героиня — более светлая, одежда слуг в темных, бордовых тонах. Но когда мы приехали в Стрельну, где снимался этот эпизод, интерьер оказался желтым! И все получилось наоборот — слуги «вышли» вперед, героиня «растворилась». Поэтому, конечно, художники обязательно должны работать рука об руку, в том числе и с оператором, который тоже задумывает свое решение. Он может, например, вообще «погасить» весь цвет, «вытащить» один красный или один синий… А если кино задумывается черно-белое, художник должен думать уже не о цветовом, а тональном решении картины».

Художник по костюму может создать любой персонаж

Художник по костюму может создать любой персонаж

Чем точнее поставлена художественная задача режиссером фильма, тем проще работать художнику по костюмам. Но порой приходится долго экспериментировать, чтобы показать режиссеру то, что он, возможно, представляет себе еще только смутно. Бывает, что режиссер буквально ошеломляет художника неожиданным решением образов. «Например, при работе на “Шерлоке Холмсе” мы начали одевать героев в соответствии с традицией, знакомой всем поклонникам предыдущих фильмов. Но режиссер поставил условие, чтобы и Холмс, и Ватсон, и даже миссис Хадсон выглядели совсем не как респектабельные англичане, а как современные “фрики”, чудаки. Сопротивляться режиссеру я не могла — кино дело коллективное».

К осознанию этой истины студентов мастерской готовят заранее — поэтому художник кино по костюмам, получив образование, может работать на любой картине и с любым режиссером. Ежегодно в рамках производственной практики студенты работают на съемках картин в качестве ассистентов или художников. Студенты самого первого набора, что оканчивают в этом году пятый курс, на студиях уже нарасхват. Например, Наталья Демьяненко, которая пришла в СПбГУ, уже отучившись в Театральной академии, параллельно с учебой успела поработать на нескольких фильмах, и даже в качестве художника-постановщика. Другие студенты сотрудничают с будущими режиссерами и операторами Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, которым необходима помощь при подготовке учебных фильмов. Во время практик девушки успели хорошо зарекомендовать себя и на самом «Ленфильме», где уже с нетерпением ждут молодых специалистов.

Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков

 

Новости СПбГУ