Герб СПбГУ: менять нельзя оставить?
Широкую дискуссию среди универсантов вызвал проект «Создание концепции фирменного стиля СПбГУ», выполненный в 2011 году в рамках мероприятия 3 — «Прикладные научно-исследовательские работы в области образования, выполняемые в интересах СПбГУ». В этом номере мы начинаем серию публикаций по основным аспектам фирменного стиля Университета, работа над которым продолжается.
Выполнение проекта «Создание концепции фирменного стиля СПбГУ» стало первым этапом разработки единого фирменного стиля Университета, и его обсуждение на сайте Управления научных исследований СПбГУ, многочисленные критические комментарии универсантов указали, на что следует обратить внимание в дальнейшей работе. На страницах журнала «Санкт-Петербургский университет» планируется публикация серии материалов, рассматривающих различные аспекты разработки фирменного стиля Университета в сравнении с примерами из практики западных вузов. Но вначале, пожалуй, все-таки нужна небольшая преамбула.
Зачем вообще нужен фирменный стиль?
Фирменный стиль — набор единых графических решений и принципов, обеспечивающих узнаваемость стиля организации — в данном случае Университета. Образ должен быть запоминающимся и выделяющим организацию из числа конкурентов. Но не только это: элементы, включенные в фирменный стиль, и правила их использования должны быть удобными для пользователя — к примеру, для ученого, готовящего мультимедийную презентацию или доклад, или веб-дизайнера любого из подразделений, работающего над оформлением сайта.
Для половины университетов из первой сотни Шанхайского рейтинга за 2010 год без труда можно найти страницы, посвященные фирменному стилю, содержащие более или менее подробные руководства по правильному использованию элементов дизайна, сами элементы, доступные для свободного скачивания и шаблоны для печатных и цифровых материалов. В единичных случаях эти материалы доступны только для зарегистрированных сотрудников. Благодаря проекту «Создание концепции фирменного стиля СПбГУ» в широком доступе появился документ в pdf, содержащий ряд наработок. В идеале в будущем итогом работы над фирменным стилем Университета должен стать соответствующий раздел на сайте, где любой универсант сможет найти все необходимое для оформления своей документации, презентации, сувенирной продукции в едином университетском стиле.
В числе наиболее заметных элементов фирменного стиля — герб университета. И как раз герб СПбГУ вызвал едва ли не наиболее жаркую дискуссию при публикации концепции фирменного стиля…
«Лица у голов орла выражают абсолютную неадекватность»
И это еще не самый злой комментарий по поводу университетского герба, оставленный на сайте Управления научных исследований. В концепции предлагается основной вариант герба СПбГУ, утвержденный в 1991 году, оригинал которого хранится в Музее СПбГУ (сразу справа от входа), и новый, нарисованный авторами концепции в 2011.
Герб Университета был создан председателем Гильдии геральдических художников России Михаилом Медведевым в 1991 году на основе исторического герба Академии наук, дарованного ей императрицей Анной Иоанновной. Сегодня Санкт-Петербургский университет является единственным вузом России, который легитимно пользуется российским орлом в своем гербе на основе дореволюционной привилегии.
Любопытно, что сам автор герба Михаил Медведев писал следующее: «Как правило, символ университета будет употребляться в барочной стилизации, хотя в принципе герб остается собой вне зависимости от стилевых перемен, и возможность употребления различных изобразительных решений была предусмотрена еще в проекте». Так что обвинения в адрес авторов бренд-бука, касающиеся конкретного изображения орла, в основном беспочвенны, в данном случае скорее можно говорить о сохранении status quo. С технической же точки зрения основной недостаток нынешнего символа СПбГУ — сложность используемого знака.
Упростить знак без потерь
У многих вузов в мире есть сложный, исторически сложившийся знак, воспроизведение которого в небольших размерах (на экране, некрупных канцелярских принадлежностях и т. п.) приводит к потере как читаемости, так и эстетических качеств. Не является исключением и СПбГУ.
Чтобы оценить, как решали эту проблему ведущие мировые вузы, мы ввели количественную оценку сложности знака, величину условную, но более или менее отражающую интересующее нас свойство. Величина c равняется длине стороны квадрата, имеющего площадь, равную площади описывающего знак прямоугольника, поделенной на линейный размер минимально значимого элемента изображения. Для примера рассмотрим общеизвестный знак (рис. 2).
В первой сотне Шанхайского рейтинга немало вузов, у которых есть сложная эмблема (герб, печать), на приведенной гистограмме темным серым выделен столбец, в который попадает герб СПбГУ (рис. 3).
Как мы видим, СПбГУ здесь мало отличается от коллег. Однако сложная эмблема зачастую не является единственной и не используется, например, на сайте (рис. 4).
Как видно из гистограммы, многие вузы нашли способ упростить свою символику, сделав ее пригодной для использования в интернет-пространстве. Но у многих есть и более простые знаки, дающие еще больше возможностей для брендирования (рис. 5).
Таким образом, лишь немногие вузы оставили проблему сложного знака нерешенной (рис. 6).
Какие же изменения происходили со знаками?
В части случаев историческая эмблема перерисовывалась с сохранением смыслового содержания — например, у Бристольского или Корнельского университетов. Часть вузов отказалась от эмблемы, ограничившись шрифтовым логотипом — например, Бирмингемский университет с 80-х до 2005 года пользовался упрощенной версией герба, а впоследствии отказался от нее в пользу шрифтовой композиции.
Правда, вернув для использования в особых случаях старую, сложную версию герба (рис. 7).
Кстати, ребрендинг Бирмингемского университета вызвал бурю негодования. Студенты даже собрали более 5 тыс. подписей под петицией против ребрендинга. История вышла настолько громкой, что попала в новости на Би-Би-Си. Стратегические решения, касающиеся фирменного стиля, далеко не всегда проходят легко.
Возвращаясь к вариантам работы со знаками: некоторые университеты выделили из сложного знака узнаваемый графический образ — например, Нью-Йоркский университет в 1965 заказал фирме Chermayeff & Geismar свой современный знак (рис. 8).
Или вовсе отказались от связи со старым знаком, воспользовавшись стилизованной аббревиатурой или другим лаконичным изображением — скажем, как Университет Орхуса в 2008 году, силами агентства 1508 (рис. 9).
В итоге нередко получается комплекс из нескольких знаков, применяемых в разных случаях и обладающих разными свойствами, как в случае Университета Райс, использующего печать для официальных документов, логотип со щитом для общих целей и отдельное изображение совы, в качестве дополнительного элемента (рис. 10)
В случае СПбГУ наиболее простым знаком (если судить по предложенному критерию) на настоящий момент является изображение медальона с Минервой, тогда как все существующие изображения орла содержат мелкие значимые детали, не выдерживающие сильного уменьшения (самой мелкой значимой деталью, как и во многих других случаях, является девиз) (рис. 11).
Направление, в котором двигались предшественники СПбГУ в плане ребрендинга, очевидно, понимают и участники дискуссии на сайте УНИ. «Может быть, стоит также подумать о нескольких вариантах герба (условно — большого, среднего и малого), и для целого ряда применений, например, для бланков официальных писем, для визиток, для гербовой печати и т.п., разработать версии, подходящие конкретному случаю?» — это одно из предложений. Высказано также мнение, что привычный вариант герба еще можно воспринимать как дань истории, а вот обновленный, упрощенный вариант, «завернутый в дизайн», смотрится «непонятно», резюме следующее: «А может, оставить герб (старый или новый) как элемент истории, а Университету сделать нормальный, настоящий логотип? Красивый?»
Эти вопросы пока открыты, но очевидно, что СПбГУ находится в самом начале пути к собственному выразительному и технологичному комплексу фирменных знаков. Разумеется, герб — это только одна из многочисленных спорных тем в обсуждении, другие мы постараемся осветить в дальнейшем.
Елизавета Благодатова, Сергей Слюсарев