Когда есть цель…
15 июня отметит свой юбилей доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой истории журналистики, декан факультета журналистики Людмила Петровна Громова.
Наш корреспондент встретился с ней и попросил ответить на несколько вопросов.
— Как у вас, выпускницы средней школы далёкого сибирского города Братска, родилось желание поступать именно в Ленинградский государственный университет и именно на факультет журналистики?
— Вы знаете, мне кажется, что в жизни ничего случайного не бывает. В 9-ом классе я победила в городском литературном конкурсе, и меня пригласили к сотрудничеству в городской газете. Я много публиковалась, освоила азы профессии и полюбила ее. Во-вторых, Ленинград стал городом моей мечты, после того как во Всероссийском лагере «Орлёнок», куда меня послали за отличную учебу, я подружилась с ленинградскими ребятами. Потом мы писали друг другу романтические письма, и я буквально «заболела» этим магическим городом. Так потихоньку определилось решение. И, к счастью для меня, оно было понято и поддержано моей учительницей истории Светланой Григорьевной Кубрак, благодаря которой я и оказалась здесь. Дело в том, что я училась в интернате (у меня в раннем детстве погибли родители), поэтому вряд ли моей мечте суждено было сбыться, если бы Светлана Григорьевна не привезла меня в Ленинград.
— Что вам запомнилось из студенческой жизни?
— Все студенческие годы сейчас мне кажутся яркими и светлыми. Мы жили удивительно наполненной и радостной жизнью: ездили в стройотряды, колесили по стране во время производственных практик в газетах. Мне удалось поработать в Калининграде, в Кызыле, в Новгороде, а после 4 курса — побывать на ознакомительной практике в ГДР. Мы присоединялись к экспедициям историков и филологов, выпускали отчаянно смелые студенческие газеты, умудрялись попадать на премьерные показы фильмов и спектаклей. А на выходные, со стипендии, часто ездили в Прибалтику. Наша 5-я группа была одной из самых дружных. Она однажды даже была признана лучшей в Университете, и профсоюзная организация наградила нас поездкой в Москву. Кстати, мы до сих пор встречаемся и по мере сил участвуем в жизни друг друга. Впечатлений и светлых воспоминаний очень много. Но самое главное (и с годами это понимаешь особенно отчетливо), у нас были потрясающие педагоги, которые не только давали знания, но и воспитывали нас. Мы учились у людей, прошедших войну, переживших блокаду. Нам посчастливилось слушать лучших профессоров Университета. А поскольку факультет журналистики в ту пору занимал всего один, четвёртый этаж административного корпуса, и аудиторий всегда не хватало, то лекции по литературе нам читали на филфаке, по истории — на историческом факультете. Мы общались с нашими преподавателями не только в аудиториях. Они с нами бывали на практике, навещали нас в общежитии. А наш декан профессор Александр Феодосеевич Бережной, который вел спецсеминар по творческой лаборатории журналиста, непременно одно из занятий проводил у себя дома, где за чашкой чая рассказывал нам о культуре научной работы, знакомил со своей библиотекой. Наши педагоги были удивительно демократичны, а потому на факультете царила особая творческая атмосфера. Может быть, поэтому так велика сила притяжения к факультету, ведь до сих пор выпускники разных лет регулярно организуют свои встречи именно здесь…
— Какое влияние на ваше профессиональное и личностное становление оказала известный историк русской журналистики профессор Валентина Григорьевна Березина, лекции которой вам довелось слушать?
— Валентина Григорьевна была ученым, определившим и мои научные интересы. Она была представителем классической университетской научной школы, талантливым лектором, преданным Университету человеком, проработавшим в нем более 60-ти лет. Она прожила трудную жизнь, но при этом отличалась удивительным оптимизмом и жизнелюбием. Валентина Григорьевна всегда занимала большое место в моей жизни как советчик, наставник и просто как близкий человек. После защиты кандидатской диссертации мне посчастливилось работать с ней на одной кафедре, где я служу и поныне. А когда Валентине Григорьевне стало трудно читать лекции, то свой курс по истории русской журналистики она передала мне. Наша дружба продолжалась до самой кончины Валентины Григорьевны в 2003 году. На факультете о ней помнят: решением Ученого совета факультета аудитория, в которой Валентина Григорьевна читала лекции, названа ее именем.
— Чем привлекли ваше исследовательское внимание проблемы истории русской журналистики XVIII–XIX веков, творчество выдающихся публицистов и редакторов (Герцена, Краевского, Некрасова), русская эмигрантская пресса и цензура XIX–XX веков? Как происходило формирование ваших научных интересов?
— Мои интересы во многом определялись научными направлениями деятельности кафедры, а также лекционными курсами, которые мне довелось читать и разрабатывать. Публицистическое творчество А.И.Герцена неисчерпаемо и актуально по сию пору, и это показал его 200-летний юбилей, который отмечался в нынешнем году. А.А.Краевский — один из крупнейших издателей и редакторов XIX столетия — в силу его умеренно-либеральных взглядов был отторгнут историками журналистики советского времени, как и другие представители либеральной и консервативной журналистики. А Н.А.Некрасов — не только замечательный поэт, но и талантливый издатель и редактор ведущих журналов XIX века, так что пройти мимо его наследия просто невозможно. Поэтому когда в начале 2000-х годов я занялась подготовкой нового учебника по истории русской журналистики XVIII–XIX веков, который бы давал студентам полное и объективное знание о формировании отечественной журналистики — без идеологической предвзятости и политических клише, необходимо было восполнить историко-журналистские пробелы и восстановить некоторые незаслуженно забытые имена и явления. Учебник получил гриф Министерства, вышел двумя изданиями (готовится 3-е) и получил хорошие отклики в научных и профессиональных изданиях.
— Какие задачи вы ставите перед собой при исполнении обязанностей декана факультета журналистики?
— Во-первых, необходимо укрепить творческую атмосферу на факультете, сохранить взаимное уважение педагогов и студентов. У нас прекрасная технологическая база, квалифицированные преподаватели, совершенствуются учебные планы, открываются новые программы, проведена структурная реорганизация факультета, обновляются методики преподавания, то есть существуют все условия для повышения качества профессиональной подготовки студентов. Нужна, как мне кажется, более тесная связь с практикой, активное вовлечение работодателей в процесс формирования будущего журналиста. Жизнь не стоит на месте, изменяются ожидания рынка труда, и наш выпускник должен соответствовать им.
— Каким, по вашему мнению, должно быть журналистское образование и какими профессиональными и личными качествами должен обладать выпускник факультета журналистики?
— Известный публицист XIX века Виссарион Белинский однажды очень верно заметил: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное». На нашем факультете мы об этом помним. Сейчас много пишут о новых технологиях, о конвергентной журналистике, о перемещении нового поколения потребителей информации в Интернет. Действительно, сетевые возможности неисчерпаемы по своим технологическим ресурсам. Однако «потребители» ждут качественного «контента». Поэтому профессиональная журналистика, обновляя форматы своего существования, не изменяет своей природы и своего назначения — служить обществу (а не обслуживать клиентов), нести людям правдивую информацию. И к этой миссии мы стараемся готовить студентов, прививая им уважение к профессии. Разговоры же о девальвации журналистики во многом несправедливы. В СМИ работает очень много честных, преданных профессии людей, которые добросовестно исполняют свой долг. Изменились, скорее, ценностные приоритеты в обществе: рынок агрессивно вторгается и в духовную сферу нашей жизни, что таит в себе порой большие опасности. Поэтому необходима взвешенная, ответственная государственная информационная политика.
— Людмила Петровна, вы — лауреат университетской премии «За педагогическое мастерство». Более тридцати лет вы преподаете на факультете журналистики. В чем, на ваш взгляд, секрет педагогического мастерства?
— В умении чувствовать аудиторию. И, как мне кажется, если тебе самому интересно то, о чем ты рассказываешь, это будет интересно и другим. Но каждый раз, когда я иду к студентам, волнуюсь, ведь работа с аудиторией — это необъяснимое священнодейство, и порой трудно предсказать результат. Главное же, наверно, как и во всяком деле, любить свою профессию и любить людей.
— Что является областью вашего исследовательского поиска в настоящее время?
— Кафедра истории журналистики, которую я возглавляю, работает над несколькими научными темами. Одна из них — воссоздание истории русской публицистики. В этом году мы подготовили новую магистерскую программу «Историческая журналистика», её необходимо обеспечить учебной литературой. Совместно с МГУ и Южным федеральным университетом мы готовим учебник по истории русской журналистики XVIII-XX веков, с Воронежским и другими региональными университетами будем работать над созданием энциклопедии региональной журналистики, у нас многолетний совместный проект с филологическим факультетом по подготовке энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга». Хочется успеть многое: в архивах ждут отложенные интересные документы, в планах — монография о Краевском… К сожалению, в сутках только 24 часа.
— Что бы вы могли пожелать нынешнему поколению универсантов?
— Любить свою alma mater так же, как любим ее мы, выпускники разных лет, давно и прочно связавшие свою судьбу с Университетом. И честно работать на него, на его доброе имя — каждому на своем месте, в своей профессии — приумножая тем самым его успехи и продолжая лучшие традиции. И снова хочу процитировать Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности — жизни…». У нас все это есть. А значит, мы на верном пути…
Беседовал Тенгиз АДАМИЯ
Фото: Мария Слепкова
Редакция журнала «Санкт-Петербургский университет» поздравляет Людмилу Петровну с избранием на должность декана факультета журналистики и юбилеем. Желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия и творческих успехов!