Главная » Книжная полка

Ставка на молодых

Постарайтесь получить опыт как можно раньше и быстрее. Начинайте работать, будучи студентами. Ищите работу, которая вам будет в радость.

Джон Пеппер, автор книги «Procter & Gamble. Путь к успеху в России»:  Я лично занимался разработкой стратегии и реализацией выхода Procter & Gamble на российский рынок в должности президента компании. Это невероятно интересный и ценный опыт, которым я сегодня хотел бы поделиться на страницах своей книги. Я очень надеюсь, что мои советы и бизнес-кейсы, приведенные в книге, будут полезны не только предпринимателям, активно развивающим бизнес в России, но и тем, кто только планирует заниматься маркетингом и менеджментом на динамичном российском рынке.
Джон Пеппер, автор книги «Procter & Gamble. Путь к успеху в России»: Я лично занимался разработкой стратегии и реализацией выхода Procter & Gamble на российский рынок в должности президента компании. Это невероятно интересный и ценный опыт, которым я сегодня хотел бы поделиться на страницах своей книги. Я очень надеюсь, что мои советы и бизнес-кейсы, приведенные в книге, будут полезны не только предпринимателям, активно развивающим бизнес в России, но и тем, кто только планирует заниматься маркетингом и менеджментом на динамичном российском рынке.

Именно такой совет Джон Пеппер дал студентам во время презентации своей книги «Procter & Gamble. Путь к успеху в России» («Russian Tide»), состоявшейся 21 мая 2012 года в Высшей школе менеджмента СПбГУ. Джон Пеппер, экс-глава Procter & Gamble, лично представил свою новую работу и ответил на многочисленные вопросы студентов, выпускников и преподавателей СПбГУ. Джона Пеппера и СПбГУ связывают многолетние деловые и дружеские отношения. Когда в 1993 году был создан факультет менеджмента СПбГУ, именно он стал первым председателем его Международного попечительского совета.

«Нужно найти тот вид бизнеса, в котором вы бы получали удовольствие. Идите в компании, руководство которых хочет, чтобы вы росли и развивались», — подчеркнул Джон Пеппер. Он уверен, очень важно давать молодым людям возможность расти. Это второй по важности урок, который Джон Пеппер извлек из опыта руководства P&G. А опыт этот внушителен. Джон Пеппер проработал в P&G 40 лет, пройдя путь от рядового сотрудника рекламной службы до главного управляющего и председателя Совета директоров. До недавнего времени он занимал должность председателя Совета директоров Walt Disney Company.

Во главу угла ставить людей

Урок номер один: видеть перспективу. «Когда я приехал в Россию в феврале 1990 года, я записал в своем дневнике: “Я уверен, что тем или иным способом Россия станет крупнейшим рынком”. Мою уверенность и идеи разделяли другие топ-менеджеры компании», — признался Джон Пеппер. Он оказался прав. Хотя и не все оказалось гладко на пути выхода  P&G на российский рынок, в итоге сегодня оборот компании здесь составляет 3 млрд. руб­лей долларов в год.

Еще один урок: поддерживать крепкие партнерские отношения. Джон Пеппер не без гордости поведал, что у P&G налажена прекрасная дистрибьюторская сеть в России. «В 1998 году, когда разразился кризис, перед компанией встали серьезные задачи: минимизировать убытки, сократить штат сотрудников на 20-25%, разработать новую систему ценообразования и т.п. Но мы не принимали никаких решений, которые бы негативно повлияли на долгосрочные перспективы. Мы сохранили нашу дистрибьюторскую сеть», — рассказал Джон Пеппер.

Четвертый урок, но совсем не по значимости: всегда во главу угла ставить людей. Причем независимо от того, клиенты это или сотрудники. По мнению Джона Пеппера, самое страшное — это бюрократия внутри компании. P&G сделала ставку на семейные и товарищеские отношения внутри коллектива и не проиграла.

Именно благодаря этому принципу сотрудники компании отзываются о ней так: «Пришел в P&G — и нашел уверенность в эпоху неопределенности» или «Мне очень приятно, что ценности компании соответствуют моим собственным ценностям. И не думайте, что я не могу отличить свою шкалу ценностей. В компанию приходят разные люди. Иногда их поведение не соответствует ценностям P&G. Но они все рано или поздно уходят, так как сама атмосфера  в  P&G делает невозможным их дальнейшую работу в компании».

Семейные ценности в крупной компании

Кстати, за многолетнюю историю существования компании ценности остались теми же, что  и в 1837, когда P&G была еще небольшим семейным бизнесом по производству мыла и свечей в городе Цинциннати штата Огайо. «Мы не можем менять ценности в зависимости от рынка — это было бы непоследовательно, — пояснил Джон Пеппер. —  Когда мы выходим на новый рынок, нам не мешают культурные различия. Например, когда мы начали работать в Санкт-Петербурге, мы очень просто влились в культурную среду, а наши молодые сотрудники, большинство из которых были молодыми — в возрасте 20–22 лет, очень искреннее восприняли те ценности, которые мы ставим во главу угла. Если нам когда-то придется работать в стране, где можно вести бизнес только неправильными методами, то мы просто тут же уйдем с этого рынка. Мы уважаем наших сотрудников, делаем акцент на молодых, стремящихся к самореализации и развитию. Посмотрите хоть на мой пример: я пришел в P&G с мыслью: “поработаю годик”, а в итоге проработал 40 лет».

А работал он, как признался Джон Пеппер, всегда  с неизменным оптимизмом. По его словам, он был даже сверхоптимистичен относительно перспектив выхода P&G на российский рынок. «Но это даже хорошо. Иначе бы  я не принял тех решений, которые выводили компанию на лидерские позиции», — заключил менеджер с улыбкой.

Вызовы будущего

Чтобы сохранять лидерские позиции и в будущем, компании придется учитывать и отвечать на многие вызовы времени. Среди них Джон Пеппер  особенно выделяет растущую конкуренцию. Российские компании набирают силу, и в ближайшие годы этот процесс продолжится, уверен топ-менеджер. Еще одним непременным условием, гарантирующим место в списке лидеров, является возможность приглашать на работу лучших и самых перспективных сотрудников. «Это условие очень важное именно для российских реалий, так как здесь очень активно развивается рынок», — подчеркнул Джон Пеппер. Развитие сервисов для осуществления электронных покупок — давно осознанная бизнесом необходимость. Но к этому еще добавляется персонализация и кастомизация продукции. «Ну и самое очевидное: стоимость продукции. Во всем мире есть огромное количество людей, которые буквально выживают, еле-еле сводя концы с концами каждый день. И мы тоже должны предлагать им качественную продукцию по наилучшей цене», — отметил Джон Пеппер.

Уже в самом конце презентации, отвечая на вопрос, Джон Пеппер сказал, что за последние двадцать лет Россия прошла огромный путь, который сопровождался большим количеством изменений в стране. «Мы гордимся тем, что могли наблюдать и участвовать в этих изменениях. Для нас Россия — не просто крупный рынок.  Я горжусь тем, что мы смогли удержаться на нем и горжусь тем, что Россия стала частью истории компании Procter & Gamble», —  сказал в заключение Джон Пеппер.

И если участники презентации расспрашивали Джона Пеппера в основном о самой компании P&G, то Валерий Сергеевич Катькало, проректор СПбГУ по направлениям геология и менеджмент, руководитель ВШМ СПбГУ, акцентировал внимание собравшихся на самой книге: «В своей выдающейся книге, посвященной выходу компании P&G на российский рынок и его завоеванию, Джон Пеппер рассказывает уникальную историю успеха ведущей транснациональной компании в одной из стран БРИК. Он описывает развитие P&G в России в период перехода страны от социализма к рыночной экономике, приводит многочисленные примеры инновационных подходов к выстраиванию сильной компании в России. Мы в СПбГУ гордимся своей причастностью к этой истории успеха. Книга обязательна к прочтению всеми студентами, которые изучают глобальный бизнес-менеджмент». В конце встречи Валерий Сергеевич выразил надежду, что в следующем году к 20-летию Высшей школы менеджмента СПбГУ новая книга Джона Пеппера выйдет уже на русском языке.

Вера Свиридова

 

Новости СПбГУ