Устами младенца…
На страницах журнала мы уже не раз рассказывали о литературном объединении «МЫС» Дворца детского (юношеского) творчества Московского района, которым руководит выпускница филологического факультета ЛГУ 1954 года Светлана Петровна Кудрявцева. Международный День защиты детей — повод рассказать о нравственных ориентирах сегодняшних младших школьников.
Обдуманы вопросы к детям. Наверное, им легче было бы отвечать, а нам проще анализировать, если предложить им несколько вариантов ответов. Однако не хотелось к чему-то склонять нашу чуткую к интонациям взрослых аудиторию.
Не претендуя на то, чтобы представить конкретно-социологическое исследование, мы решили попытаться обнаружить тенденции развития нравственных ориентиров наших воспитанников — учащихся 2-х—4-х классов. В письменном опросе-интервью приняли участие около 110 человек.
Учитывая сложность материального обеспечения обычных семей, имеющих двух и более детей, проблемы, возникающие в связи с социальным расслоением в современном обществе, а также отнюдь не всегда высоконравственные позиции некоторых СМИ, мы были настроены на весьма скромные результаты исследования. Изучение детских ответов обрадовало: превалировало эмоционально выраженное желание одаривать тех, кто нуждается в материальной заботе, человеческом тепле, благодарности.
Дети проявляли душевную щедрость, миролюбие («Я бы подарила мир людям на всей планете».). Определенно желали конструктивно преобразовывать окружающий мир: строить дома, сажать сады, огороды, лечить людей и животных.
Подавляющее большинство хотело бы истратить заработанные огромные деньги на благо малообеспеченных, пожилых, больных, на сирот, на бездомных животных. Свое счастье детские сердца связывали с приобретением знаний, умений, возможностью помочь близким и далеким людям. Но не забывали и о себе, о своих материальных и духовных потребностях сегодня и в будущем (здоровье, питание, образование, спорт, игрушки).
Стараясь выявить, как относятся наши воспитанники к работе — своей и других людей, мы обнаружили, что дети высоко оценивают старание, терпение, трудолюбие. Однако результаты их учебных занятий, к сожалению, далеко не всегда говорят о том, что все действуют в связи с этими предпочтениями. В то же время некоторые осознают, чего им не хватает для успеха. Например, — силы воли.
По отношению к делу, людям, успехам и неудачам, которое выражают дети, можно сделать вывод, что мы имеем дело с детьми с уравновешенной нервной системой, позитивно настроенными.
Порадовали и негативные оценки зависти — чувства, разрушающе действующего на завистника и травмирующем того, кому завидуют. Большинство не обнаруживают в себе этого свойства. Призналась в зависти к одноклассникам очень незначительная часть опрошенных. Проявление зависти в себе дети связывают либо с желанием большей материальной обеспеченности или большей душевной заботы со стороны родителей, либо с отличными оценками одноклассников. Небольшая часть детей призналась, что они иногда завидуют, но не хотят рассказывать об этом.
Как видим, можно говорить о проявлении некоторых позитивных тенденций развития нравственной ориентации младших школьников. Заметили мы и выражение индивидуальности у отвечавших на одни и те же вопросы.
Собранный материал дал возможность составить «коллективные портреты» вторых, третьих и четвертых классов и благодаря этому заметить, как с возрастом постепенно ответы становятся более конкретными. Обнаружили мы и некоторое своеобразие ответов девочек и мальчиков. Девочки чаще акцентировали внимание на личностных и межличностных отношениях, мальчики же выступали как будущие организаторы и защитники. Проявлялось и индивидуальное своеобразие и тех, и других.
Детям было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Если бы заработал(а) очень много денег, на что бы я их истратил(а)?
Ответы поражали разнообразием. Второклассники отвечали так: «Построила бы новые дома для бедных людей; оплатила бы свою учебу и подарила бы подарок своей лучшей подруге; купила бы игрушки и отдала бы в детский дом; истратила бы на интересные книги; потратил бы на улучшение экологии в окружающей среде; по максимуму потратил бы на улучшение экологии и науки; открыл бы спортивную школу; истратил бы на заповедник для животных; купила бы много еды для семьи, а остальное отдала бы бедным детям; купила бы большую куклу; потратила бы на свое образование и школу».
А вот ответы учеников 4-го класса: «Я бы потратил на дом маме с папой или квартиру; я бы отдал половину родителям, а остальное взял бы себе; потратил бы сначала на дом, а потом на машину; я бы купил питомник для животных и еще построил питомник для бездомных животных; я отдала бы все детям, болеющим раком; я сходила бы в музеи, в кино, в парк; я бы половину отдал родителям, а остальное потратил на домашний зоопарк — завел бы много животных; я бы все отдал бедным людям; отдал бы деньги в приют для животных; половину я бы отдал на помощь людям, а другую половину оставил бы себе».
2. Что бы я хотел(а) сделать для себя; для людей?
Ответы второклассников: «Построила бы новые дома для бедных людей; подарила бы Детскому фонду подарки на Рождество; хотела бы накормить бедных людей; для людей делать добро, для себя — воспитать силу воли; накормил бы бедных людей, для себя — уметь распоряжаться деньгами, но хотелось бы новый мобильных телефон; сделать для людей дом, парковки, чтобы транспорт на мешал прохожим, приюты и больницы для бездомных животных; помочь накормить людей Африки».
Ответы учеников 4-го класса: «Для людей я хотел бы сделать огромный парк, для себя купил бы квартиру; посадить дерево во дворе, чтобы все видели, а для себя я бы хотел посадить картошку; для людей я бы хотел сделать так, чтобы все страны были мирными; людям — добро, а себе — добра и ума; я бы хотела сделать каждого человека хоть чуточку счастливей; я бы подарила мир людям на всей планете, а для себя с удовольствие написала книгу».
3. Что нужно, чтобы быть счастливым?
Второклассники считают, что «знать всё-всё на свете; иметь много друзей; знать химию и геометрию; знать всё, что проходят в школе, уметь рукодельничать и иметь друзей; знать таблицу умножения; уметь кататься на коньках».
Старшие дети не отстают: «Знать все предметы наизусть; уметь делать хорошие дела и иметь друзей; иметь семью, когда вырасту; уметь находить выход из разных ситуаций; уметь как можно больше, иметь хорошие душевные качества; уметь справиться с трудной ситуацией, иметь своего ребенка и семью».
4. Как нужно относиться к людям; к делу; к своим успехам; к своим неудачам?
2-й класс: «Отношусь ко всему бережно и аккуратно, к людям — ласково, к успехам — радостно, и у меня сразу поднимается настроение, к неудачам — спокойно; ко всему надо относиться с удовольствием; нужно относиться вежливо, спокойно; к делу — спокойно, к людям — с любовью, к своим успехам — равнодушно, к неудачам — принимать свободно; к делу — с умом, к людям — с добром, к успехам — скромно, к неудачам — с забыванием».
4-й класс: « К людям — с уважением, к своим успехам — с гордостью, к своим неудачам — никак; к делу — серьезно, к людям — с уважением, к своим успехам — с радостью, но сильно не хвастаться, а к своим неудачам — сильно не огорчаться; к делу — с добротой, к людям — с пониманием, к своим успехам — с радостью, к своим неудачам — стараться исправить».
5. Завидуешь ли ты кому-нибудь? Если ты завидуешь, надо ли от этого чувства избавиться?
Ответы второклассников: «Никому не завидую; учительнице и всем другим; я завидую одной девочке, у нее все красивое, но думаю, что завидовать не надо; я завидую маме и папе, но это я никому не рассказываю; надо набраться сил и никому не завидовать».
Четвероклассники отвечали так: «Нужно избавиться от зависти и попробовать сделать лучше, чем то, чему завидуешь; я завидую белой завистью трудолюбивым людям; нужно просто не думать об этой зависти».
Просто удивительно, насколько мудры дети! Один из разговоров запомнился надолго.
— Что, по-твоему, самое главное в жизни?
— Думать.
— О чем? О ком?
— О народе.
Авторы публикации благодарят за помощь в сборе материала М.А.Лубенцову, С.П.Самойлову, С.Н.Соколову, учителей школы № 489, а также мам учащихся Ю.В.Красовскую и А.А.Саначину.
Публикацию подготовили С.П.КУДРЯВЦЕВА, педагог дополнительного образования ДД(Ю)Т Московского района, выпускница ЛГУ 1954 года; В.А.КОШЕЧКО, председатель ШМО учителей начальных классов, классный руководитель 3 «В» класса школы № 489