Главная » 9 мая - День Победы

Не забывать свою историю…

Патриотические настроения сейчас не в моде у большинства молодых людей. Выпускник СПбГУ, историк Владислав Потявин, уже десять лет работает в поисковом отряде «Ингрия» и за это время сделал многое для того, чтобы никто не был забыт.

Дружная команда поисковиков

За десять лет Владислав изучил почти каждый километр Синявинских высот, Рощи Круглой, Гайтолово, — тех опорных пунктов, где когда-то проходила линия Волховского фронта и состоялся прорыв блокадного кольца. Именно там проводит Вахты Памяти поисковый отряд «Ингрия». «Я работаю в отряде, чтобы сохранить память о тех людях, которые отстояли наш город и страну, — говорит Владислав. — Ведь у меня самого дедушка воевал под Ленинградом, бабушка пережила блокаду. Сейчас чувство патриотизма стало не модным, я сам преподаю в колледже, и на личном опыте понял, что ребята не знают историю боев за свой родной город. Мы с друзьями из отряда выступаем в разных школах, в детских домах, рассказываем о своей работе, привозим с собой и показываем экспонаты, чтобы школьники не забывали о военных подвигах».

Владислав Потявин на Вахте Памяти

Научный подход

«Профессия историка часто помогает мне в отряде, — рассказывает Владислав, — в моей первой курсовой работе: «От Рощи Круглой до Гайталово. 1941–43 годы» я изучал те самые места, где мы проводим поисковые работы, поэтому могу представить себе, с какой стороны наступали фашисты, откуда шли бойцы нашей армии». Любая вахта «Ингрии» начинается с работы в архивах, исследования сотен исторических документов. Потом уже проводят разведку территории и выбор места для поисков. В дальнейшем приходят на помощь навыки, полученные на археологических практиках. Среди редких и долгожданных находок — медальон бойца (капсула с бумагой, на которой записаны данные солдата). «Если эту надпись можно прочесть, то мы сразу начинаем поиск родных, — рассказывает Владислав. — Но часто бывает, что ее не разобрать без научной экспертизы. Еще поиски осложняются тем, что многие солдаты не хотели заполнять медальоны, верили, что это плохая примета и мастерили из капсул что-нибудь полезное, например, мундштуки для сигарет».

Базовый лагерь отряда

Лучше сохранились немецкие солдатские медальоны. Они были железные, круглые, и были разделены на две части: на каждой из частей выбиты одинаковые данные. «Когда шла немецкая похоронная бригада, они отламывали одну часть жетона умершего солдата и отсылали родным», — объясняет Владислав.

Весть с фронта дошла спустя 60 лет

Распорядок дня в поисковом отряде жесткий, без поблажек. В восемь утра подъем. Умывание водой из речки Чёрной (если вахта проходит на Роще Круглой), завтрак.

После завтрака дается минут десять на сборы, а потом построение. На построении командир отряда Евгений Васильевич Ильин дает всем задания.

На утреннем построении отряда каждый боец получает конкретное задание

В девять часов поисковики отправляются на работу, которая после небольшого обеденного перерыва продолжается до восьми вечера. Назначается и дневальный, который ходит за водой, поддерживает костер, готовит и убирает территорию.

Обычно отряд разделяется на несколько групп, по 5-6 человек. Группы расходятся по разным направлениям, главные инструменты — это щупы и металлоискатели. Когда слышно, что щуп стучит особенным глухим стуком, значит в земле — останки умершего десятилетия назад солдата. «Землю надо раскапывать аккуратно, чтобы ничего не повредить, — рассказывает Владислав. — Если находишь снаряд, то первое правило — ничего не трогать. Мы зовем командира, извлекаем снаряд и вызываем МЧС для разминирования».

Владислав помнит первое впечатление от находки останков солдата: «Это радость от того, что человек найден спустя такое количество лет, даже если он безымянный. Но особенно радостно, если при нем есть медальон или личные вещи с подписью, тогда можно попробовать найти его родных!»

Такой случай, например, произошел в 2005 году. Тогда поисковики Ингрии нашли в Роще Круглой останки вместе с медальоном и разыскали близких бойца. Солдат числился пропавшим без вести в боях под Москвой. Родственники в Барнауле искали его годами: обращались в архивы, военкоматы, и только спустя 60 лет узнали о месте захоронения. «Спустя два года приехали его сын, внучка и правнук из Барнаула, — вспоминает Владислав. — Я их отвез на место, где он погиб, там был установлен столбик с именной табличкой. На такие сцены невозможно смотреть без слез…»

Обычно родственники, если есть такая возможность, приезжают на место захоронения, им вручают медальон и личные вещи.

Некоторые из найденных поисковиками личных вещей, образцов вооружения, предметов обихода сейчас выставлены в Центре изучения военной истории при историческом факультете (руководитель Е.В.Ильин).

Всего за двенадцать лет работы участники поискового отряда «Ингрия» СПбГУ нашли останки более двух тысяч человек.

Живой образ

В болотистой местности тяжело работать, особенно весной. «У нас была вахта, когда мы с утра проснулись все в снегу, — вспоминает Владислав, — мы тогда даже снежную бабу слепили». Весной клещи, летом — комары, на одной из вахт целых десять дней шел проливной дождь… Сложностей хватает, но ребята не падают духом. У самых старательных поисковиков есть медали за активный поиск и наградные именные лопаты.

Находка

«Когда кто-то находит медальон, все сразу его окружают, затаив дыхание, и у всех в мыслях только одно: есть ли бумага с данными, — рассказывает Владислав, — потому что бывает так, что капсулу плохо завинтили, да и редко что могло сохраниться в болоте за столько лет». Иногда, правда, поисковики находят не только военные, но и бытовые предметы: сковородки, посуду, — в местах, где до войны люди жили на торфоразработках.

Многих ребят интересует походная жизнь, по приезду все хотят поехать на разведку, осмотреть новый район. Как-то к поисковикам обратились дачники, которые в огороде обнаружили боеприпасы и останки, пришлось проводить раскопки прямо в грядках.

«Мне еще запомнилась такая картина, — вспоминает Владислав, — в первый год моей работы мы нашли останки бойца и недалеко от него пулемет Дегтярева. У меня сложилось такое впечатление, что солдат поставил пулемет, побежал за дисками, и в это время его убило, накрыло взрывной волной. Этот живой образ как будто возник у меня перед глазами… Однажды мы нашли останки бойца с одним полным и двумя пустыми медальонами, наверное, командира. А еще как-то нашли только одну косточку от ноги и рядом медаль «За оборону Ленинграда». Это все не поймешь, пока сам не увидишь, не прочувствуешь…»

Дружный отряд

После поисков ребятам надо готовить дрова, варить ужин. В десять вечера отбой, но кто-то обязательно еще останется посидеть у костра. «Отряд у нас дружный, наши кто на гитаре играет, кто на скрипке, кто поет, прямо музыкальный ансамбль», — смеется Владислав. Иногда вечером командир может устроить и зачет. В отряде есть специальная книжка про опасные и особо опасные боеприпасы — все это поисковики должны знать наизусть. «Помню, когда я шел на первую вахту, то нес с собой огромный рюкзак, — вспоминает Владислав. — Сейчас проще: есть генератор, мотопомпа, бензопила. Работать стало удобнее».

22 апреля отряд «Ингрия» выехал на очередную Вахту Памяти в Гайтолово. Торжественное захоронение собранных за предыдущие вахты останков, приуроченное ко Дню Победы, пройдет 6 мая. Также в мае состоится традиционная экскурсия: автобус от исторического факультета отправится до Диарамы, там командир отряда Евгений Васильевич Ильин проведет экскурсию, потом все доедут до лагеря «Ингрии», где смогут посмотреть на работу отряда и пообедать «по-военному» на полевой кухне.

Мария Блажнова

Новости СПбГУ