«Нужно, чтобы обязательно было что поесть»
«А вы не знаете, где мой крёстный?» — спрашивает пятилетняя Валечка у проходящих мимо солдат. Люди в форме молча идут мимо. Иван Степанович Ютанов, крёстный отец и дядя маленькой Вали, пропал без вести, как и миллионы других солдат, защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны.
Это одно из немногих воспоминаний, которые сохранились в памяти маленькой Вали. Сегодня Валентине Николаевной Мелиховой 74 года, она живет в Санкт-Петербурге и часто рассказывает мне, своей внучке, что пришлось пережить пятилетней девочке в осажденном Ленинграде и за его пределами во время войны.
«Мне было 4 года, когда началась война. Но я всё помню. Я помню самые острые моменты. Они хорошо закрепились в памяти, — рассказывает Валентина Николаевна. — Мама, папа, брат и я жили в последнем доме на Садовой улице, № 128, около Мало-Калинкина моста. Рядом находился Судостроительный завод имени Андре Марти (сейчас он называется «Адмиралтейские верфи»). Расстояние от дома до завода небольшое, поэтому, когда немцы сбрасывали бомбы на завод, в наш дом они тоже попадали».
Мама Валечки — Наталья Григорьевна Ютанова — работала на заводе «Красный треугольник». Отец — Николай Степанович Ютанов — работал главным инженером завода имени Андре Марти. Ему удалось устроить мамину подругу в столовую. Во многом благодаря этому семья пережила тяжелое время. С голодом справлялись, как могли. Валентина Николаевна вспоминает: «Окна нашего дома выходили на Фонтанку. У реки была мостовая из булыжников, мы ее всю разобрали и сделали грядки. Выращивали зелень. Охраняли, чтобы никто не воровал. Потом стали картошку сажать. У каждого из соседей была своя небольшая грядка».
В семье Ютановых было двое детей: Валя и Юра. «С братом мы постоянно дрались и ругались. Однажды во время обеда, когда вся семья сидела за столом, мы с Юрой снова стали спорить. Уже были готовы наброситься друг на друга, как в окно влетел осколок от снаряда. Он пролетел между нами и попал в печку. Были бы мы чуть поближе, то и убило бы обоих. Выглянули в окно, а там — снаряд разворотил всю набережную», — рассказывает Валентина Николаевна.
Через несколько дней в дом снова попала бомба, он стал качаться. «Папа забеспокоился, и зимой 1942 года отправил нас в эвакуацию, — вспоминает Валентина Николаевна. — Мы ехали на грузовике через Ладожское озеро. На крыше машины было натянуто полотнище с красным крестом, но нас все равно бомбили. Один за другим, вереницей, по льду ехали грузовики. Бомбы падали совсем рядом: то справа, то слева. Хорошо, что зима была крутая, лед крепкий. Вот едешь и думаешь: сейчас лед провалится, и мы все провалимся».
Семью вывезли в поселок Санское Рязанской области, к родственникам по линии отца. «Здесь с едой было лучше. Бомбежек не было. Мы на ноги встали. Завели козу. Брат все время проводил в конюшне с лошадьми. Мама устроилась работать на ферму. Однажды она принесла нам в четвертушке немного молока. Дети все-таки, хоть кашу сварить… Маму из-за этого чуть не посадили. Благодаря бабушке обошлось», — вспоминает Валентина Николаевна.
Летом 1943 года Ютановы вернулись в Ленинград. Блокада уже частично была снята. По дороге их обокрали, еда, привезенная из Санского, вся пропала.
Глава семейства все время блокады провел в осажденном городе. Он помогал очищать город от тел погибших. Выносил трупы на улицу, а на грузовиках их увозили в Парк Победы или на Серафимовское кладбище. «Во время очередного обхода папа заметил на полу чулок. Обыкновенный чулок, набитый чем-то. Один раз прошел мимо. Во второй раз что-то его потянуло. Открывает — а там сахарный песок. Это была такая для него радость! Помогла ему эта находка. Он выжил. Все-таки сахарный песок поддерживает организм», — с трепетом рассказывает дочка Николая Степановича.
Для пятилетней девочки одним из самых ярких воспоминаний стал именно День Победы. Валентина Николаевна рассказывает: «Я помню, как 9 мая вышла на улицу с подружками. Над головой летали самолеты и разбрасывали листовки. Летали низко-низко, над самыми крышами. Вся мостовая была завалена бумажками с вестью о Победе. Шли солдаты. Мама опустила меня с подружками на Дворцовую площадь гулять. Радостно отметили Победу. Но еще хотелось кушать. Голодно было, но мы радовались. У меня навсегда осталось ощущение, что нужно поесть. Сегодня особенно беспокоюсь о том, что нужно купить еду. Нужно, чтобы обязательно было что поесть. Это ощущение оттуда, с войны».
Полина ОГОРОДНИКОВА,
студентка факультета журналистики
Фото из семейного архива