Семейный альбом
Корреспондент журнала «СПбУ» Мария Блажнова перелистала семейный альбом и поделилась воспоминаниями о военной истории своих предков.
Поколение моих родителей не застало военного времени. Бабушки и дедушки могут поделиться только отрывочными детскими воспоминаниями о годах Великой Отечественной. Вся тяжесть войны пришлась в моей семье на поколение прадедов и прапрадедов. Почти никто из мужчин не вернулся с фронта, но большинство женщин выжили и передали то немногое, что было им известно о судьбе родных.
Трагична судьба двух моих прадедов по линии отца.
Про жизнь Блажнова Ивана Алексеевича вполне можно написать повесть. В молодости он был директором стекольного завода в поселке Торковичи в Лужском районе Ленинградской области. После женитьбы стал заведующим мясокомбинатом в Луге, но был осужден на десять лет за растрату (тогда подобное дело могли сфабриковать всего лишь по одному доносу «доброжелателя»). Войну прадед встретил в штрафбате. Узнав, что муж объявлен врагом народа, его жена Елена Матвеевна Блажнова (имея к тому времени двоих детей) вторично вышла замуж, уехала в Ленинград и поступила работать на железную дорогу проводницей.
В то время как прадед воевал, его мать, мою прапрабабушку, фашисты угнали в оккупированную Латвию. Она год не дожила до победы и скончалась там в 1944 году.
Прадед выжил в штрафбате, но был серьезно ранен во время военных действий. Ивана Алексеевича отправили в ташкентский госпиталь и реабилитировали, так как он искупил вину кровью. В госпитале он скончался.
Моя прабабушка работала во время блокады на Дороге жизни. Когда через Ладогу протянули железную дорогу, Елена Матвеевна стала начальником бригады проводников на поезде.
Как вспоминала прабабушка, ездить было очень страшно, дорогу постоянно бомбили, и она часто слышала, как трещит и ломается под составом лед. Елена Матвеевна пережила войну и скончалась в 90-х годах XX века.
Другой мой прадед, Игнатьев Николай Яковлевич, родился и жил в Киеве, работал водопроводчиком. Он пропал без вести в самый первый военный 1941 год. Военный архив, где о нем хранились данные, сгорел и нам неизвестно, где и при каких обстоятельствах он погиб и похоронен.
Его жена и дочь эвакуировались в Магнитогорск и пережили там военное время, но в 1948 году жена Евгения Марковна скончалась от порока сердца и маленькая Лида (моя бабушка) осталась сиротой. Ее удочерил брат Евгении, Ефим Маркович (хотя у него были свои трое детей), и всю жизнь воспитывал как родную. Ефим Маркович Павлоцкий прошел всю войну рядовым, минометчиком. Он ветеран Корсунь-Шевченковской битвы, воевал в районе ст.Бологое, был ранен, после ранения снова встал в строй. Награжден медалями и орденами. В конце войны как специалиста его направили в Германию для репатриации бумажного завода. На этом заводе в Ленинграде он потом стал главным инженером.
Драматичные события происходили и с моими предками по маминой линии. У моих пра-прадеда и прапрабабушки была большая семья, семеро детей. Они жили на хуторе в Крестецком районе Новгородской области. Семья была очень работящей и жила собственным хозяйством. Во времена советской власти их раскулачили, и они, оставшись ни с чем, были вынуждены уехать в Ленинград. Там прапрадед Зубанов Андрей Васильевич устроился на работу кучером, а позже дворником. Жили в квартире на Васильевском острове. Когда началась война, сыновей забрали на фронт, женщины отправились в эвакуацию, а прапрадед сказал, что останется в Ленинграде, чтобы сохранить их единственное имущество, квартиру. Он пережил все блокадные годы, но сразу после прорыва блокады, когда в город завезли продукты, не удержался, съел буханку хлеба и умер.
Два его сына погибли на войне. Остальные пятеро детей, в том числе и моя прабабушка Антонина, выжили, и долгое время жили в сохраненной квартире. Моя бабушка Люба хорошо запомнила, как в детские годы они с братом и двоюродной сестрой ходили гулять неподалеку, в Румянцевский сквер.
Мария Блажнова