Главная » Образование

Непреодолимых препятствий нет

Как показывает опыт СПбГУ, студенты с ограниченными возможностями могут успешно обучаться в вузе. Однако требуется индивидуальный подход к решению проблем, возникающих у таких обучающихся.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения в 2011 году, почти 15% населения во всем мире имели инвалидность. Однако стоит признать, что огромный интеллектуальный потенциал людей с особыми потребностями до сих пор не раскрыт. То, что он может быть значительным, доказал пример Стивена Хокинга. Тяжелая болезнь моторных нейронов не помешала ему стать одним из наиболее влиятельных и известных широкой общественности физиков-теоретиков нашего времени. Пожалуй, доступ к образованию сегодня становится важнейшим элементом для самореализации людей с ограниченными возможностями. Тем более что на помощь им спешит целая армия мобильных и беспроводных коммуникативных устройств, способных значительно облегчить процесс получения специальности, научной степени и т.п.

«Ежегодно количество инвалидов увеличивается на 1 млн человек, сейчас пенсию по инвалидности получает почти каждый десятый россиянин. А к 2015 году количество инвалидов превысит 15 млн человек».

Источник: http://marker.ru/news/1770

По словам Светланы Николаевны Костроминой, заместителя начальника Учебного управления, советника проректора по направлениям история, философия и психология СПбГУ, Университет никогда не ограничивал образовательные программы для людей с особыми потребностями и озабочен проблемой создания условий для обучения таких студентов. Большая часть из них имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, проблемы со зрением и слухом.

Светлана Николаевна Костромина

В стратегии создания условий для обучения людей с особыми потребностями в СПбГУ можно выделить два направления. Первое — возможность оборудования самих помещений специальными приспособлениями для обеспечения доступа в аудитории. Например, пандусы, поручни и лифты. Необходимость закупки и установки такого оборудования в Университете осознается. «Однако на данный момент мы не имеем возможности установки такого оборудования в значительном количестве зданий СПбГУ, поскольку многие из них являются памятниками архитектуры. Какие-либо изменения во внешнем и внутреннем облике таких зданий попросту невозможны без разрешения и согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Например, здание на ул. Макарова, д.6, где обучаются психологи, как раз находится под охраной КГИОПа. Мы не можем установить здесь ни лифт, ни пандус, — объяснила Светлана Костромина. — Но мы стараемся делать всё от нас зависящее. Если в группе обучается студент, имеющий трудности в перемещении, стараемся ставить занятия для такой группы на первом этаже, предоставляем возможность родственникам сопровождать такого студента». Иногда, по мнению Светланы Костроминой, гораздо проще организовать для таких ребят дистанционное обучение. Благо возможности компьютерных технологий в этом смысле сегодня ничем не ограниченны. Тем более что объем аудиторной нагрузки постоянно снижается, а самостоятельной работы — растет.

Индивидуальный подход

Как признает Светлана Костромина, вопрос установки специальных приспособлений для перемещения студентов с ограниченными возможностями сегодня единственный, который требует системного решения. Все остальные трудности, как показывает опыт СПбГУ, довольно легко решаются в индивидуальном порядке. В планах Университета — закупить оборудование, усиливающее звук. Ребята с проблемами слуха могли бы пользоваться им на лекциях. Однако, по словам Светланы Костроминой, таких студентов в Университете немного и просьб выдать подобное оборудование пока не поступало. «Если студенту нужна поддержка и он обращается за помощью, мы с преподавателями садимся и думаем, как мы можем наиболее эффективно помочь данному конкретному студенту. Примеров таких много, — рассказывает Светлана Костромина. — Так, для ребят с проблемами зрения мы разрабатываем дополнительные методические материалы, которые могли бы использоваться ими при подготовке. Однажды преподаватель английского языка подбирал аудиозаписи текстов, чтобы слабовидящий студент мог делать переводы на слух». Шло даже обсуждение возможности перевода текстовых форматов методических пособий шрифтом Брайля. Но таких запросов со стороны обучающихся не поступало. Поэтому закупка специальных устройств или адаптация методических пособий пока остается вопросом спроса. Если появится потребность в них, она будет быстро удовлетворена. В целом же студенты с ограниченными возможностями обучаются в Университете на более мягких условиях. Так, например, все они имеют возможность сдавать экзамены в индивидуальном порядке в течение более длительного периода.

Помощь нужна не всем

Стоит отметить, что с поступлением в СПбГУ людей, имеющих инвалидность, в последние годы сложилась определенная тенденция. Далеко не всем из них, поступившим на первый курс вне конкурса, затем требуется специфическая помощь. Большинство способны справиться с учебной нагрузкой наравне со своими однокурсниками. Например, в 2011 году на специальность «Клиническая психология» были зачислены 35 человек, половина из которых имела инвалидность. Но лишь одна слабовидящая студентка обратилась с просьбой оказать ей помощь и поддержку в учебном процессе. «Поэтому в действительности формируется очень небольшая группа тех, кому нужна дополнительная помощь. Чтобы оказать ее, как правило, требуется индивидуальный подход», — объяснила Светлана Костромина.

Найти замену

По ее словам, студентам с ограниченными возможностями и их родителям сотрудники приемной комиссии обязательно рассказывают об особенностях программ, на которые они подают документы. Чтобы ребята смогли оценить свои силы и возможности в освоении учебного курса. Однако, как показывает практика, ребята так хотят учиться, что просто не слышат никаких доводов. Им кажется, что они справятся. Они руководствуются самыми разными мотивами, и большая часть таких абитуриентов не отказывается от первоначальных планов. Это понятно: человек имеет право попробовать свои возможности и реализовать право на образование, которое предоставляет ему государство. Тем более что в СПбГУ не так много дисциплин, которые невозможно заменить. Да и те, что, казалось бы, замене на аналоги не подлежат, тоже могут быть адаптированы или трансформированы. Светлана Николаевна привела в пример тренинг. Некоторые обучающиеся, например, с ДЦП, не могут его пройти. Хотя для студентов-психологов прохождение тренинга является очень важным элементом обучения и получения профессиональных навыков. Казалось бы, без них стать психологом нельзя. Но это только на первый взгляд. Если посмотреть с другой стороны, то выпускник-психолог не обязательно будет вести прием. Он может переводить книги по психологии или заниматься научными исследованиями. Безусловно, для всего этого ему необходимы профессиональные знания, но навыки тренинга вряд ли понадобятся. Что касается полевых практик, то Светлана Костромина уверена — подобрать замену для них также можно всегда. Вместо того чтобы участвовать в археологических раскопках, студент может заниматься описанием и каталогизацией найденных предметов. Или, например, студент может не работать с документами непосредственно в архиве (если он болен астмой или у него аллергия на пыль), а заниматься электронной каталогизацией, работая в специальной программе за компьютером. «Я не помню в своей преподавательской практике ни одной ситуации, которую нельзя было бы решить, если присутствует желание с обеих сторон», — заключила Светлана Николаевна.

Инклюзивное образование (лат. Include — заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого человека, что обеспечивает доступ к образованию для людей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на человека и признающую, что все люди — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Вера СВИРИДОВА

 Фото: Андрей ДУБРОВСКИЙ

Новости СПбГУ