Главная » Из дальних странствий

Через Палéнке к Тихому океану

Профессор Л.А.Петросян продолжает делиться впечатлениями о поездке в страну Майя.

На приборной доске взятого напрокат автомобиля «Шевроле-Авео» вот уже неделя как постоянно горит знак: эксплуатация автомобиля запрещена. Мы несколько раз обращались к мастерам, но они отвечали, что можно спокойно ехать, по-видимому, не понимая, что нам предстоит долгий обратный путь. Перед возвращением решили обратиться на фирменную станцию обслуживания «Шевроле», но и там нам подтвердили, что ехать можно. Правда, через несколько дней все-таки пришлось заменить бензонасос.

Паленке, храм Надписей

Наш отдых в Плайя Дель Кармен (Юкатан) подходил к концу, и надо было возвращаться в Мехико. На обратном пути решили обязательно пересечь Кордильеры и выехать на побережье Тихого океана, в результате путь обратно должен был занять около 3000 километров. Учитывая сложность движения по незнакомым дорогам, мы предположили, что на возвращение должно уйти 6 дней. Конечно, мы планировали останавливаться и внимательно осматривать достопримечательности. Выехали только в полдень по довольно хорошей дороге вдоль Карибского моря в южном направлении, и примерно через три часа свернули на Чакчобен, один из недавно раскрытых городов майя. Кроме одного охранника, взявшего плату за вход, здесь никого не было, поэтому посещение древнего затерянного в джунглях города оказалось особенно интересным.

Развалины не подвергались никакой реставрации, только в ряде случаев наиболее примечательные сооружения были освобождены от выросшего на них кустарника и могучих тропических деревьев. Здесь были ступенчатые пирамиды, трапециевидные платформы с расположенными на верхних площадках храмами, площадки для игры в мяч, развалины домов, остатки мощеных дорог. Все это было окружено непроходимыми джунглями, вплотную примыкавшими к развалинам и частично их поглотившими. По деревьям прыгали обезьяны, но нас они не трогали, а лишь с интересом наблюдали за нашим перемещением.

Паленке, в коридорах дворца (обратите внимание на трапециевидные перекрытия потолка)

Примерно к трем часам дня мы выехали из Чакчобена и поехали дальше на юг, к границе с Белизом (бывший Британский Гондурас), и здесь свернули на дорогу 186, идущую сперва параллельно с границей Белиза, а далее Гватемалы. По дороге проезжали часто мимо развалин майя, но наиболее важным был древний город Бекан, которого нам надо было достичь до пяти часов вечера, поскольку посещение историко-археологических памятников прекращается именно в это время. Мы успели без пяти минут пять. Здесь надо сказать, что, как нам часто приходилось убеждаться, мексиканцы всегда идут навстречу, если возникают какие-то непредвиденные проблемы. Так произошло и сейчас. Охранник пустил нас в археологическую зону без всяких проблем, не ограничив даже времени, которое мы можем там находиться.

Так же, как и Чакчобен, город был совершенно пуст, многочисленные развалины почти не реставрировались, но многие постройки сохранились в прекрасном состоянии. Можно было без всяких ограничений подниматься по крутым ступеням на пирамиды, проходить по подземным переходам и заходить во внутренние помещения стоящих на вершинах пирамид храмов. Город по размеру меньше Чичен–Итцы (см. предыдущую статью «В стране Майя» в журнале «СПбУ», № 4, 2012), но по насыщенности и сохранности построек вполне с ним сравним. Другой редкой достопримечательностью был ров вокруг крепостных стен, обычно отсутствующий в других городах майя, и три каменных моста, перекинутых через него. Пролеты мостов имеют форму трапеций с коротким верхним основанием: именно так решали проблему мостов строители майя, не знавшие принципа арки. Эта конструкция часто встречается при постройке ворот, высоких оконных проемов и туннелей. Вечерело, солнце спускалось к горизонту, освещая верхушки пирамид со стоящими на них храмами, оставляя в полумраке их основания и окружающие джунгли. Пейзаж казался совсем нереальным, и нам не очень хотелось уходить от таких притягивающих мест. Но надо было двигаться дальше. Дело в том, что в этом районе Мексики поселения редки, а до ближайшего городка Эскаркега оставалось еще 150 километров.

Сан-Кристобал-Де-Лас-Касас

Вскоре дорога ухудшилась, но из-за почти полного отсутствия проходящих автомобилей условия езды были вполне сносными. В Эскаркегу приехали уже около десяти вечера. В маленьких городках в это время жизнь почти полностью замирает. Поэтому приняли решение остановиться в первой попавшейся гостинице. Она оказалась для такого городка вполне приличной и совсем недорогой. Удалось также с помощью хозяина найти ресторан, где мы стали единственными посетителями, и плотно поужинать. На следующее утро продолжили путь дальше. Надо сказать что районы, по которым мы проезжали, находились над повышенным вниманием сил безопасности. Постоянно встречались контрольно-пропускные пункты, подразделения морской пехоты на джипах патрулировали дорогу, и хотя мы скорее с интересом, чем с беспокойством наблюдали за подобной активностью, приходилось часто снижать скорость, что в целом задерживало наше движение. Мы приближались к населенному преимущественно индейцами штату Чьяпас, который нам надо было пересечь по сложной горной дороге, чтобы выйти к Тихому океану. Перед поездкой в Мексику я позвонил нашему профессору Владимиру Леонидовичу Харитонову и рассказал о своих планах, и в частности о посещении штата Чьяпас. Владимир Леонидович, известный математик, долго работал в Мексике и хорошо знает страну. Он дал несколько весьма полезных советов, но заканчивая беседу по телефону, напоследок неожиданно сказал: «Желаю вам возвратиться». Ведя машину, я часто вспоминал этот разговор.

К середине дня мы сошли с основной дороги и свернули на менее значимую дорогу 199 (рута Майа), вскоре показались предгорья Кордильер и еще через час мы уже подъезжали к Паленке. Оставив машину на импровизированной стоянке, мы вошли на территорию древнего города. Справа были видны несколько утопающих в зелени джунглей храмов; как обычно, они стоят на верхних платформах трапециевидных пирамид и к ним можно подняться по крутым лестницам.

Самый главный и интересный храм последний — это Храм Надписей, где в середине прошлого века была обнаружена первая в Мексике гробница с саркофагом вождя Пакаля и сокровищами. На крышке гробницы (которая очень напоминает крышки гробниц египетских фараонов) странное изображение, которое также не обойдено вниманием в кинофильме «Воспоминание о будущем». На ней изображен человек, сидящий на вполне функциональном кресле, он смотрит одним глазом в окуляр (возможно, подзорной трубы) , нажимает пятками на нечто очень напоминающее педали автомобиля и держащит руками нечто очень похожее на штурвал самолета. При этом из-за сиденья сзади вырывается пламя, а передняя часть всего сооружения напоминает по формам космический корабль. Из всего этого в кинофильме «Воспоминание о будущем» делался вывод, что на крышке саркофага изображен астронавт, управляющий космическим кораблем. Мне известно, что это предположение уже давно опровергнуто историками, но, увидев крышку саркофага, сейчас уже с трудом могу согласиться с научными опровержениями.

Напротив Храма Надписей на большой и высокой платформе стоит огромный дворец с высокой башней, в котором, скорее всего, жила местная знать. Проходим мимо Храма Надписей, переходим небольшой, но бурный горный ручей, берега которого аккуратно одеты в базальт еще строителями Паленке, и, свернув направо, оказываемся на еще одной площадке, окруженной храмами, стоящими на высоких пирамидальных платформах. Поднимаемся по крутым ступеням к одному из них. Отсюда открывается впечатляющий вид на весь город. Густая тропическая растительность в самом городе и на окружающих холмах оставляет сильнейшее впечатление. Возникает чувство неуловимой таинственной гармонии между экзотической природой и древними постройками, созданными индейцами. Это выделяет Паленке среди других городов Майя и, по свидетельствам многих путешественников, делает исторические развалины самыми впечатляющими в Северной Америке.

Спускаемся обратно к речке и опять поднимаемся по крутым лестницам на огромную платформу к дворцовому комплексу. Здесь проходим по целому лабиринту комнат, на стенах и потолке кое-где еще видны цветные фрески, во внутренних двориках собраны барельефы из жизни правителей этого загадочного города. В одном из внутренних двориков стоит четырехъярусная башня (довольно необычное для майя сооружение), назначение которой не вполне ясно. В некоторых путеводителях утверждается, что это древняя обсерватория, в других — что это дозорная башня. Истину сегодня не может с достоверностью определить никто.

Еще один из наиболее сложных участков пути. Около пяти часов дня, и казалось, что мы с легкостью преодолеем до вечера еще 210 километров по дороге Майя и переночуем в столице штата Чьяпас, городе Сан-Кристобаль-Де-Лас-Касас, входящем в мировое наследие ЮНЕСКО. Однако дорога оказалась совсем не простой. Пересекая Кордильеры с востока на запад, она хотя и имела удовлетворительное покрытие, и ширина позволяла разъехаться двум автомобилям, но полное отсутствие обочины и мест для аварийных стоянок, а также бесконечный зигзаг принуждали двигаться со скоростью не более 40–60 километров в час. И хотя постоянно присутствующая на дороге сплошная линия в Мексике никого из водителей не обязывает не совершать обгона, обгонять медленно идущие на подъем девятиосные тягачи с прицепом было очень трудно из-за постоянных крутых поворотов. Нам повезло, что тучи не опускались до уровня дороги, но все-таки висели очень низко и постоянно моросил дождь.

Вокруг возвышались покрытые джунглями горные вершины, селения встречались редко, пейзаж был очень необычным, и хотелось все время останавливаться, но делать это часто не было никакой возможности из-за полного отсутствия мест для стоянки. Всё кончилось тем, что к девяти вечера мы с трудом добрались до города Окосинго, преодолев лишь 130 километров.

Крышка саркофага вождя Пакаля

Сам город расположился на склоне горы, и движение в нем казалось нам довольно запутанным, Нина, которая все это время вела машину, увидела справа по ходу гостиницу, и резко свернув в сторону, удивив при этом своим маневром даже искушенных мексиканских автомобилистов, остановились у ее входа. Гостиница оказалась вполне приличной и даже имела отдельную парковку. Оставив машину, пошли в город. Здесь на главной площади играл оркестр, местные индейцы, несмотря на моросивший дождь, танцевали прямо на площади. Собор оказался открытым и достаточно интересным (постройка начала XVI века), на площади также нашелся ресторанчик, что оказалось весьма кстати, поскольку за день нам не удалось нигде пообедать.

На следующее утро мы поехали дальше и уже к полудню были в Сан-Кристобал-Де-Лас-Казас. Город расположен в горах среди густого леса. Постройки колониального стиля находятся в отличном состоянии. Разноцветная окраска зданий, черепичные крыши и многочисленные хорошо сохранившиеся церкви переносят посетителя в XVIII век. Проезжаем по мощенным камнем узким, но прямым улицам. Мест для парковки найти непросто. Но оказавшийся рядом полицейский помогает, и мы довольно быстро ставим машину совсем недалеко от главной площади, на которой находится кафедральный собор. Собор построен в стиле испанского барокко. Он недавно отреставрирован и поэтому находится в прекрасном состоянии. Его строительство было начато в середине XVI века. Потом он неоднократно перестраивался и сегодня поразил нас позолотой алтарей, замечательными картинами и оригинальной росписью потолка.

Девочка майя

Мы посетили несколько церквей, включая церковь Санто-Доминго, и в каждом случае сталкивались с оригинальной и совершенно особой росписью потолков. Одна из улиц городка пешеходная и здесь расположено много таверн и ресторанчиков, сохранивших колониальный стиль. На улицах постоянно встречаются индейцы-чамула в пестрых и на наш взгляд нерациональных национальных одеждах, что довольно редкое явление даже для Мексики. Наши друзья предупреждали нас о различных происшествиях, которые могут иметь место в штате Чьяпас и в частности в его столице, однако кроме как с дружелюбием и готовностью помочь мы в этом штате, да и во всей Мексике, не сталкивались. Правда, как мы уже отмечали, именно здесь бросается в глаза большая концентрация полиции и других специальных военизированных подразделений. Возможно, это связано с наркотиками или какой-то сепаратистской деятельностью. Но на себе никаких негативных последствий такого присутствия мы не почувствовали.

Проведя три часа в городе, поехали дальше на запад. Немного поплутали в районе большого промышленного города Тукстла Гутьерес, но потом все-таки вышли на правильную дорогу, и уже спускаясь с основного хребта Кордильер, направились на запад к океану. В районе города Ариага пообедали в ресторанчике с говорящими по-испански зелеными попугаями и поехали дальше к портовому городу Салина-Круз, где и переночевали в первой попавшейся гостинице. На другой день с утра выехали на берег океана. На практически бескрайнем пляже кроме нас, огромных чаек, останков нескольких слоновых черепах с сидящими рядом грифами никого не было. Теперь надо было ехать дальше в Мехико, по пути посетив Митлу, Оахаку, Монте-Албан и Чолулу. На это потребовалось еще три дня, и об этом мы расскажем в следующей заметке.

Профессор Л.А.Петросян
Фото автора

Новости СПбГУ