На первый-второй рассчитайся
Как наиболее эффективно работать с одаренными и высокоинтеллектуальными детьми? Вопрос по-прежнему остается открытым. Своим опытом и идеями поделились преподаватели и учителя школ на круглом столе «Содержание, структура и технологии работы с одаренными детьми и в профильных классах» в Академической гимназии СПбГУ.
Круглый стол прошел в рамках XXI Российской научно-методической конференции «Университетская гимназия — 2012». Она традиционно была посвящена вопросам организации работы с одаренными детьми, формирования образовательной и информационно-образовательной среды для одаренных школьников, проблемам регионального образования, организации школьной научной деятельности. В рамках конференции также прошла научно-практическая конференция школьников, на которой учащиеся представили доклады о результатах своей исследовательской деятельности.
В работе круглого стола приняли участие учителя из Мурманска, Киева, Казани, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Алматы и других городов России. Своим опытом организации исследовательской работы школьников в рамках круглого стола поделились также преподаватели АГ СПбГУ Ирина Назарова и НИУ-ВШЭ Наталья ГалеткинА. Они рассказали о проведении летней школы-экспедиции по культурной антропологии для старшеклассников в Нарве. О проблемах и сложностях одаренных школьников и о работе психологов в гимназии рассказала Лилия Карловна Юраловичюте, заведующая лабораторией школьной психофизиологии АГ СПбГУ. Собравшие за круглым столом преподаватели и учителя говорили о том, что классно-урочная система обучения не подходит детям с повышенными интеллектуальными способностями, а более гибкая коллективная система обучения ещё недостаточно проработана.
Разбиться по парам
Борис Миронов, преподаватель Академической гимназии СПбГУ, предложил альтернативный вариант обучения. Он считает, что компьютерные технологии способны решить проблему классно-урочной системы обучения. Однако сначала потребуется кропотливая работа психологов и педагогов. «Сложно спорить с тем, что для одаренных детей нужны альтернативные методы и формы обучения. Хотя бы потому, что практика показывает: классическая система обучения в классах таких детей не устраивает. Им нужен более индивидуальный подход», — уверен Борис Миронов. Постановка вопроса или какой-то задачи целой группе иногда приводит к тому, что хотя бы один ученик из группы выпадает и просто ждет окончания решения. При этом он может создавать видимость работы, но самого обучения не происходит. Безусловно, это сильно осложняет работу преподавателей, потому как быстро выявить таких «выпадающих» учеников сложно.
«Альтернативным методом может стать работа в парах, — считает Борис Миронов. — При этом поставленная перед учениками задача сначала частично решается индивидуально, а затем разбирается в парах. Возможно разделение по ролям, когда один выступает в роли докладчика, второй — в роли слушателя. Такой способ обеспечивает максимальное количество докладчиков. При этом у каждого докладчика есть активный слушатель, который находится в таком положении, что просто обязан участвовать. Ведь кроме него никто докладчика больше не слушает. Такое взаимодействие между учениками максимально эффективно, если учащиеся мотивированы». Как это можно организовать? Самый простой способ — произвольно разбить по парам. Но просто не значит эффективно. Работа учеников в парах может оказаться нерезультативной по многим причинам: психологическая несовместимость, несоответствие интересов, разный уровень подготовленности и т.п. Помочь грамотно разбить учеников на пары способна специальная компьютерная программа. «Система простая: каждый учащийся индивидуально составляет информацию о том, в какой степени он изучил определенный набор тем. Программа рассчитывает наибольшую эффективность каждого возможного диалога, исходя из внесенных данных, и на основе этих вычислений составляет пары, позволяющие достичь максимальной эффективности группы в целом, — объясняет Борис Миронов. — Никакое случайное назначение пар не может оказаться эффективнее, потому что компьютер проигрывает все возможные варианты и предлагает наилучший». При этом Борис Миронов подчеркивает, что для максимальной эффективности в программу следует вносить и информацию о психологических особенностях учеников, выявленных в ходе психологического тестирования и обновлять ее хотя бы раз в полгода. Тогда программа сможет предложить наилучшие варианты составления пар и грамотно корректировать их. То есть потребуется постоянное сотрудничество педагога и психолога. «Чтобы ввести в действие какой-либо новый прием обучения, нужна нетривиальная педагогическая работа и работа психологов», — оговаривается Борис Миронов. Но затраченные усилия с большой вероятностью окупятся сполна.
Сама программа довольно простая. Ее написание у Бориса Миронова заняло около месяца, и то лишь потому, что он переписывал ее с нуля ради использования более совершенного алгоритма.
Вера Свиридова
Фото: Артур ГАМЗАТОВ