Главная » Юбилейная дата

Ученик Аристотеля

Так называют на кафедре логики почетного профессора СПбГУ, доктора философских наук Ярослава Слинина. В этом году ему исполнилось 80 лет, и более 50 из них Ярослав Анатольевич работает на философском факультете СПбГУ. Чтобы сделать трехмерный портрет, мы обратились к трем источникам — фактам, изложенным в статье профессора Владимира Кобзаря, разговорам с самим Ярославом Слининым и его ученицей Еленой Лисанюк. Образ современного философа оказался чрезвычайно обаятельным, самодостаточным и в то же время устремленным к людям.

Из инженеров в философы

Ярослав Анатольевич Слинин окончил радиотехнический факультет Политехнического института и поступил на работу в один из оборонных НИИ. В 1959 году поступил на вечернее отделение философского факультета, в 1960-м поступил в очную аспирантуру на кафедру логики, а в 1966 году вошел в штат этой кафедры и приступил к полноценной педагогической и научной деятельности.

Ярослав Анатольевич Слинин

Ярослав Слинин: «Душа повлекла меня к философии. Еще будучи студентом, я стал самостоятельно читать философские работы, заинтересовался и решил, что буду заниматься философией. После окончания аспирантуры я три года работал в Технологическом институте, читал лекции и вел семинары по философии, а затем на кафедре логики ЛГУ возникла вакансия, и с тех пор я работаю здесь.

Лучше сознательно выбирать себе дело. Мне не нравилось быть инженером, и я бы не добился ничего в этой профессии. Философия — это влечение души».

Логика и феноменология

На кафедре Ярослав Слинин прошел все ступени педагогической лестницы — ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой. Его кандидатская диссертация «Развитие новых идей современной модальной логики» (1965), а потом и докторская «Алетическая логика и ее философское значение» (1981), монография «Современная модальная логика» (1976) и сейчас не потеряли своей актуальности и являются одними из самых авторитетных источников по истории модальной логики ХХ века. С августа 1984 по 1999 год Ярослав Слинин — заведующий кафедрой логики, профессор с 1986 года.

За более чем 45-летнюю научно-педагогическую деятельность на философском факультете Ярослав Слинин разработал, подготовил, читал и читает ряд общих и специальных курсов по логике и философии как на философском, так и на других гуманитарных факультетах СПбГУ. Ярослав Анатольевич является бесспорным родоначальником современной школы феноменологической философии в Санкт-Петербургском университете, бессменным председателем феноменологического общества Петербурга и одним из самых авторитетных логиков России.

Более четверти века (с 1986 года) он бессменный председатель диссертационного совета при СПбГУ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук.

Ярослав Слинин: «Изначальный вопрос, который меня интересовал, — что есть истина? Я и сейчас пишу на эту тему. Логика же интересует меня потому, что она фундамент нашего разума. В первую очередь я интересуюсь феноменологией; в семидесятые, когда на Западе она уже процвела, а у нас была не очень известна, я начал читать курс «Логика и феноменология»; постепенно интерес к этой теме рос, и многие молодые ученые сейчас пишут об этом.

Не могу сказать, чтобы мои научные интересы сильно изменились со временем. Мои основные работы посвящены Аристотелю и Гуссерлю. Немало я занимался и Декартом».

Елена Лисанюк, доцент кафедры логики: «Вначале Ярослав Анатольевич интересовался модальной логикой, которая в то время бурно развивалась, и в своей первой монографии, «Современная модальная логика», изложил свое видение достижений этой науки. В то время для советской философской мысли это была прорывная книга. Она не описывала формализмы, а рассказывала об их философских основаниях и возможных направлениях развития, которые Ярослав Анатольевич во многом увидел очень точно — в дальнейшем во многом модальная логика развивалась по его прогнозам.

Под началом Ярослава Анатольевича сложилась не одна школа. Во-первых, он стал родоначальником историко-логических исследований, выявляющих суть развития логического знания как процесса и особенности становления логических понятий и категорий. Во-вторых, он вдохнул жизнь в отечественную феноменологию. Многие проблемные темы, которые сейчас изучаются на философском факультете и вообще в российской философии, были начаты именно им. Он один из первых российских феноменологов. Коллеги с кафедры русской философии теперь читают про него лекции — потому что он действительно родоначальник российской феноменологии».

Книги профессора Слинина

Книги, написанные Ярославом Слининым, отражают широкий спектр его научных интересов. Профессором опубликовано 6 монографий, затрагивающих важнейшие вопросы философии и логики, их историческую проблематику. Кроме того, он автор более 100 научных работ, опубликованных в различных отечественных и зарубежных изданиях. Высокую оценку философской общественности получили его научные исследования, представленные в монографиях «Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование» (2001), за которую он получил премию Санкт-Петербургского философского общества, и «Феноменология интерсубъективности» (2004). Он один из редакторов учебника «Символическая логика» (2005). При непосредственном участии Ярослава Слинина был подготовлен и издан в 2001 году справочник по логике «Логика: Биобиблиографический справочник (Россия — СССР — Россия)». Он один из соавторов значимых работ по философии и ее истории под названием «Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука Нового времени) (Л., 1987), «Природа и разум: античная парадигма» (Л., 1991), «Очерки истории классического немецкого идеализма» (СПб., 2000).

Ярослав Слинин: «К сожалению, издание книг зависит не только от меня, я-то всегда с удовольствием их пишу. Но нужны деньги, нужны издатели. У меня вышло пять книг. Две в соавторстве с моим учеником, Константином Андреевичем Сергеевым. Сейчас готовы две новые, вроде бы деньги на их издание отпущены, так что можно надеяться. Одна книга составлена из моих статей о Декарте, Мальбранше, Николае Гартмане, Сартре. Вторая книга — об Аристотеле, тоже сборник статей, для которого я написал три новых. Буду очень рад, если эти книги удастся выпустить».

Елена Лисанюк: «Ярослав Слинин — человек, который обязательно раз в три-пять лет пишет книгу, толстую и интересную. При этом он не просто цитирует других философов — он с ними разговаривает. Вот как можно спросить Аристотеля? А он спрашивает и находит ответ. Это умение настоящего философа. Намного проще интерпретировать: Аристотель пишет то-то; наверное, он думает так-то и предполагает то-то. А если почитать Ярослава Анатольевича, кажется, что он с ним беседует. Поэтому про него и говорят — ученик Аристотеля. Это необычно, но так оно и есть.

У него много книг по истории философии, посвященных отдельным мыслителям. Есть и предисловия к переводам, отдельные книги, которые пользуются большим спросом среди коллег. Так что солидную полку книг можно собрать из того, что он написал сам, и целый шкаф из того, что написали его ученики и последователи».

В поисках истины

Елена Лисанюк: «В свое время Ярослав Анатольевич активно интересовался отечественной богословской мыслью. Прочитал, наверное, большинство Житий святых и является большим специалистом в этом вопросе. Разбирается в традициях и течениях, что редко для светского мыслителя. Рассматривает их не с религиозной, а с теоретической точки зрения. Посвятил этому две статьи. Его отношение к предмету вдумчивое и рациональное — он исследует, “расспрашивает”, учится у них, но вместе с тем и изрядно критикует. Сам профессор Слинин не религиозен, скорее он агностик и полагается на разум, а еще, пожалуй, на друзей и учеников».

Ярослав Слинин: «Да, я действительно прочел все Жития. Ключевой вопрос был тот же — что есть истина? Ведь теологи претендуют на знание истины, поэтому их надо знать. Наша русская оригинальная философия (Соловьев, Бердяев, Шестов, Булгаков) — это же в первую очередь религиозная философия. Я читал этих авторов очень внимательно, и наших богословов тоже. Жития прочел еще и потому, что люблю читать толстые опусы! Ведь они интересные, в такое чтение втягиваешься.

Что есть истина — это общее заглавие темы, моего интереса. А истина бывает разная — абсолютная, относительная. Относительная — она есть везде. А абсолютная — у Декарта, Cogito ergo sum. Если помните, рядом у него — доказательство бытия Божьего. Поэтому как же не изучать отцов церкви? Я их читал. Кроме того, Лютер, Кальвин, сейчас издали Фому Аквинского, читаю его. Я не верующий человек. И по воспитанию, и не крещен. Во всем моя движущая сила — некое самовоспитание, личный поиск».

Ученики ученика Аристотеля

Профессором Ярославом Слининым подготовлена целая плеяда кандидатов и докторов наук, успешно работающих как в учебных и научных учреждениях России, так и далеко за ее пределами.

Елена Лисанюк: «У Ярослава Анатольевича много учеников, сегодня многие из них — профессора и заведующие кафедрами на факультете и в стране. Отношения между учителем и учеником в науке — дело взаимности, почти что семейное, а значит, тонкое, деликатное. Подобно тому, как в средневековой университетской корпорации учителя и ученики составляли одну группу ученых и часто менялись ролями, так и Ярослав Анатольевич не только руководит своими учениками, но старается не ограничивать их творческий поиск, подчас и сам учится у своих учеников. Поэтому среди тех, кого я назову его учениками, не все, быть может, и согласятся с этим, а других, пожалуй, и профессор Слинин назовет своими учителями. Например, прежний декан факультета — Юрий Никифорович Солонин — не уверена, что можно назвать его учеником, скорее, младшим единомышленником Ярослава Анатольевича, а в области истории логики — учителем. Аналогичным образом и ныне покойный профессор кафедры истории философии Константин Андреевич Сергеев. Многочисленные ученики профессора Сергеева — теперь, можно сказать, научные «внуки» Ярослава Анатольевича. Заведующий кафедрой этики, Вадим Перов, тоже ученик профессора Слинина. Недавно успешно защитивший докторскую диссертацию по философии консерватизма Владимир Камнев — тоже, можно сказать, ученик, а также и соратник профессора Слинина, несмотря на то, что они не всегда выступают как единомышленники.

Я тоже ученица Ярослава Анатольевича. 25 лет назад, когда нужно было выбирать тему курсовой работы, выбрала логику, пришла на кафедру, которой он тогда заведовал. Мне показалось, что он похож на оксфордского профессора: лысоватый, с седыми длинными волосами. Под его руководством я защищала диплом, была у него в аспирантуре, и позже мы в разных проектах сотрудничали, и это сотрудничество продолжается до сих пор, чему я очень рада. Мне трудно даже оценить его влияние, потому что на протяжении четверти века мы общаемся постоянно. Когда я уезжала учиться за границу, мы поддерживали контакт по почте, и это всегда было для меня важно. Теперь у меня уже есть свои ученики, в каком-то смысле — продолжатели «дела профессора Слинина». Недавно защитила кандидатскую диссертацию по логике аспирантка из Ирана, исследованиями которой мы с Ярославом Анатольевичем фактически руководили совместно. Очень надеемся, что ее дальнейшая научная работа на родине, в Иране, будет успешной».

Ярослав Слинин: «Учеников у меня много, вот, например, Константин Сергеев — мы много обменивались мыслями, росли. Вот Валерий Савчук — он даже в книге своей написал, что я его учитель. Он мне очень нравится, и если он склонен признавать меня учителем, я им, конечно, горжусь. Назвал бы еще Веру Лобастову — мы с ней работали по феноменологии, сейчас она меня уже в каком-то смысле превзошла. Есть и другие, но я не знаю, согласятся ли они сами, что они мои ученики.

А школы я не создал — у меня и цели такой нет. Я не очень-то считаю себя преподавателем. Не против, конечно, чтобы у меня учились, если есть чему. Я пишу, и если меня читают и что-то для себя находят — мне этого достаточно».

Характер настоящего философа

Своей непосредственностью, незаурядным умом и юмором, широкой эрудицией Ярослав Анатольевич Слинин снискал почтенное к себе отношение не только студентов, аспирантов, но и коллег и друзей.

Елена Лисанюк: «Он настоящий философ: человек, который, размышляя о положении вещей, о действительности, приходит к каким-то выводам и согласно им живет. Он очень щепетилен и деликатен в отношениях с людьми, требователен по отношению к себе. Скромен в бытовых вопросах, зато щедр на мысли. Он любит и поддерживает молодежь, кстати, прекрасно владеет молодежным сленгом. Заядлый спортивный болельщик. Очень интересуется артхаусным кино, у него помимо библиотеки большая фильмотека. Любитель шахмат. В свое время активно посещал турниры, болел, читал литературу».

Ярослав Слинин: «Меня по-прежнему интересует вопрос, что есть истина. В центре, конечно, истина абсолютная — Cogito ergo sum, от нее и надо танцевать. За пятьдесят с лишним лет философской работы я, пожалуй, выяснил это для себя, не знаю, насколько для других. В принципе, я следую Гуссерлю, но в последней работе уточняю некоторые моменты. В книге, которая должна скоро выйти из печати, в самом конце будет ясно, к чему я пришел на данный момент. В двух словах трудно объяснить. Когда подведешь к этому, вроде бы так и должно быть, и с самого начала так было. Кажется, что этого мало, но на самом деле всё так и есть».

Елизавета Благодатова

Фото: Иван МИКИРТУМОВ

Новости СПбГУ