Региональное сотрудничество в Северной Европе выходит на новый уровень
Одним из первых прикладных научных исследований, выполненных экспертами, привлеченными Институтом Северного измерения, стало исследование работы региональных организаций сотрудничества в Северной Европе: Совета министров Северных стран, Совета государств Балтийского моря, Совета Баренцева Евроарктического региона, а также Арктического совета.
Исследование было выполнено по заказу министерства иностранных дел Финляндии и министерства иностранных дел Норвегии. В качестве экспертов были приглашены П.Аалто и С.Наундорф (Университет Тампере, Финляндия), А.Эсприту (Университет Тромсё, Норвегия), а также доцент факультета международных отношений Д.А.Ланко (Санкт-Петербургский государственный университет).
У заказчиков исследования возникло предположение, что перечисленные региональные организации сотрудничества дублируют в своей работе деятельность друг друга. Соответственно, главной задачей исследования стало подтвердить или опровергнуть это предположение, а также дать рекомендации относительно того, что надо делать, чтобы избежать такого дублирования — как сейчас, так и в будущем, и какую роль в этом процессе может сыграть политика Северного измерения. В результате исследования появился доклад, озаглавленный «Coherent Northern Dimension», в котором аргументировались следующие выводы и рекомендации.
Ни институты Европейского Союза, ни Совет министров Северных стран, ни кто другой не могут сыграть более важную роль в обеспечении единства всей практической деятельности, которая осуществляется в Северной Европе, чем они играют сегодня, являясь наиболее значимыми спонсорами этой деятельности. Северное измерение, будучи неполитическим форумом, с легкостью принимающим новых участников и выдвигающим на обсуждение новые вопросы, становится более действенным инструментом достижения стратегических целей развития Северной Европы по сравнению с региональными международными организациями, которые с трудом допускают к своей работе новых членов и неохотно идут на расширение повестки дня своей работы.
Совет государств Балтийского моря за двадцать лет своего существования сумел самостоятельно реализовать лишь один проект в области образования — Еврофакультет, следовательно, перспектива его дальнейшей работы в таких сферах, как экономика и энергетика, где его возможности значительно уступают возможностям других региональных форматов сотрудничества, должна быть еще раз переосмыслена. Совет министров Северных стран должен задуматься над стратегическими перспективами своей деятельности с тем, чтобы избегать в будущем попыток реализовать те же функции, которые реализуют институты Европейского Союза, обладающие более значительными ресурсами.
Главным недостатком работы Совета Баренцева Евроарктического региона на данном этапе является отсутствие четкого разделения между деятельностью, осуществляемой в рамках работы Совета на межгосударственном уровне и на уровне сотрудничества между регионами. Хотя Европейский Союз и не имеет прямого выхода в Арктику, Арктическому совету следует обдумать перспективу наделения Европейского Союза статусом наблюдателя в этой организации. В тех региональных организациях, где основополагающие документы предполагают, что председательство в организации каждой из стран-участниц, в первую очередь, в Совете государств Балтийского моря, должна быть формализована уже сегодня существующая практика, в соответствии с которой координацией деятельности в рамках организации одновременно занимаются три страны-председателя: нынешняя, предыдущая и следующая.
Уже сегодня объем информации, которой обмениваются участники регионального сотрудничества в Северной Европе, настолько велик, что они не успевают усваивать входящую информацию; соответственно, создавать специальные структуры для интенсификации обмена информацией между ними не представляется перспективным. Тем более что в ряде случаев ведется настолько технически сложная работа, что распространение информации о ней среди всех участников регионального сотрудничества в Северной Европе в обязательном порядке потребует от них приема на работу новых высококвалифицированных специалистов, единственной задачей которых будет чтение и осмысление этой информации, никак не влияющей на характер сотрудничества в регионе в целом.
Видимо, следует задуматься над созданием организационных механизмов, которые позволили бы наладить информационный обмен внутри институтов государственной власти, в первую очередь министерств иностранных дел североевропейских стран, в том числе России. Ведь отдельные подразделения этих ведомств участвуют в программах сотрудничества в регионе, не имея при этом достаточной информации об участии в других аналогичных программах других подразделений того же ведомства. Следует задуматься о том, чтобы в координационных совещаниях различных региональных организаций участвовали не представители тех государств, которые сейчас председательствуют в этих организациях, но которые будут председательствовать в них в ближайшее время.
Это позволит сблизить программы их председательств и тем самым объединить усилия различных организаций для реализации важных для всего региона задач. Сегодня, когда различные региональные организация реализуют разные программы в одних и тех же секторах политики, целесообразным представляется проведение не только координационных совещаний представителей этих организаций, но и проведение координационных совещаний по секторам. Министерские встречи доказали свою эффективность только в ситуации, когда требования момента обуславливают изменение политики высокоцентрализованных государств, в первую очередь, России.
Во всех остальных случаях их эффективность незначительна. Вместо планирования все большего числа координационных совещаний с участием политиков и чиновников, следует задуматься о проведении большего числа совещаний с участием экспертов, которые занимаются выработкой программ внешнеполитических решений, утверждаемых в последующем политиками и чиновниками. В данном контексте определенный интерес представляет опыт обмена сотрудниками между секретариатами региональных организаций сотрудничества, действующих в Северной Европе.
Институт Северного измерения (NorthernDimensionInstitute) является открытым сетевым сообществом университетов и научно-исследовательских институтов. Экспертные знания этого сообщества относятся, прежде всего, к приоритетным секторам политики Северного измерения. Деятельность Института призвана способствовать развитию высококачественных научных исследований, а также высшего образования в сферах энергетики и окружающей среды, здравоохранения и социального благополучия, транспорта и логистики, культуры и общества.
Подробнее см. http://www.ndinstitute.org/
К.К. Худолей, проректор СПбГУ, член правления Института Северного измерения:
В ноябре 2006 года президент России В.В.Путин, руководители Европейского Союза, Норвегии и Исландии подписали ряд документов, положивших начало обновленному Северному измерению. Если до этого Северное измерение функционировало только как политика Европейского Союза, то теперь оно стало проектом, где на равной основе (этому российская сторона во время переговоров уделяла особое внимание) сотрудничали Европейский Союз, Россия и другие заинтересованные стороны. В этих условиях Санкт-Петербургский университет выступил с инициативой активизации сотрудничества между академическими учреждениями, занимающимися данной проблематикой, и создания для этой цели Института Северного измерения. Нашу инициативу поддержало Министерство иностранных дел России, она была одобрена совещанием министров иностранных дел стран — участников Северного измерения в Осло (ноябрь 2010 года). Затем пункт о поддержке Института Северного измерения был включен в Балтийскую стратегию Европейского Союза. Насколько мне известно, это единственный случай, когда инициатива организации из страны, не являющейся членом Европейского Союза, была включена в документы Европейского Союза.
В течении 2011 года были решены в основном организационные вопросы — на данном этапе Институт строит свою работу как сетевое объединение примерно 50 университетов и научных центров. В нем также участвуют и отдельные ученые, занимающиеся данной проблематикой.
Началось и выполнение научно-исследовательских и экспертных работ, которые, как правило, проводятся интернациональными коллективами исследователей. Один из первых подготовленных документов — доклад «Coherent Northern Dimension», презентация которого состоялась в Осло
и в Санкт-Петербургском университете.
Д.А.ЛАНКО,
доцент факультета международных отношений