Подготовка к ЕГЭ в виртуальном пространстве
Современное поколение школьников все чаще за знаниями идет в интернет. Ловить их там решили аспиранты и преподаватели СПбГУ, и запустили интерактивные интернет-курсы по подготовке к ЕГЭ.
Дистанционных образовательных курсов в интернете сегодня пруд пруди. Однако все они строятся по одной схеме: человеку предоставляют информацию, а что он с ней будет делать, если чего-то не понимает, — никого особенно не интересует. Поэтому когда аспирант СПбГУ Алексей Литвинов задумывал проект дистанционных интернет-курсов по подготовке к ЕГЭ, он точно знал: в его проекте всё будет по-другому.
Спрос рождает предложение
«Сегодня существует дисбаланс между потребностью людей получать знания в интернете и тем, что может предложить всемирная паутина. Спрос пока гораздо выше предложения. В качестве ответа на запрос времени и возникла идея предложить тем, кто хочет учиться и активно использует для этого интернет, качественно новый ресурс», — рассказывает Алексей Литвинов. Ранее он совместно с тремя коллегами уже запустил проект живого online-преподавания Askup.ru (подробнее можно прочитать в журнале «СПбУ» №14 от 16.11.2011), поэтому хорошо знаком с потребностями современных школьников. К разработке проекта Алексей привлек трех участников: преподавателей Академической гимназии СПбГУ Елену Васякину и Бориса Миронова, а также выпускника гимназии Алексея Севостьянова.
«Опыт нашей работы со школьниками показывает, что их ошибки часто повторяются. У каждого свой индивидуальный набор ошибок, но все они попадают в некоторое конечное множество ошибок общих, которые можно собрать и проанализировать. Существенная часть работы преподавателя, готовящего к сдаче ЕГЭ, состоит в определении того, какие именно проблемы есть у конкретного ученика, и в решении этих проблем. Возможность упростить эту деятельность привела к мысли о создании дистанционного курса. Конечно, можно было бы просто написать очередную книгу, но кому же захочется читать обо всех существующих на свете ошибках в ЕГЭ? Гораздо полезнее работать над своими собственными ошибками. Примерно так мы поняли, что эта работа действительно нужна школьникам», — объясняет Борис Миронов.
В один из ноябрьских дней прошлого года Алексей Литвинов позвонил Борису Миронову и предложил встретиться. После небольшого обсуждения сути проекта они перешли к последовательной разработке курса и созданию интернет-ресурса, на котором он базируется. Елена Васякина составляет учебные тексты, Алексей Севостьянов занимается техническими вопросами устройства сайта, а Борис Миронов — непосредственно разработкой курса и организацией деятельности остальных разработчиков. Сам Алексей Литвинов взялся, пожалуй, за самую сложную часть: продвижение и развитие проекта.
Халявить не получится
По словам Алексея Литвинова, прохождение курса занимает у учащегося от 20 до 40 часов. Он включает в себя темы 8-11 классов по алгебре и геометрии и набор задач, аналогичных заданиям ЕГЭ. В целях защиты интеллектуальной собственности введено ограничение на доступ к курсу — 45 дней. Этого срока, как уверяют авторы проекта, достаточно для прохождения курса в умеренном темпе. То есть засиживаться подолгу за компьютером школьнику не придется — достаточно уделять курсам менее часа в день. «Родители могут быть уверены в том, что ребенок занимается. Мы предоставляем родителям подробную статистику действий их чада», — уверяет Борис Миронов.
Схалявить или обойти сложные задания тоже не получится. Как объяснил Борис Миронов, курс построен так, что нельзя обойти ни одно задание. В итоге весь материал обязательно будет освоен, и по окончании курса ученик сможет решить каждую задачу части «В» ЕГЭ. «Если собрать вместе все задачи нашего курса, то получится, что каждый школьник прорешает набор задач, эквивалентный более чем 20 вариантам ЕГЭ. Но это, конечно, сравнение лишь количественное, а не качественное. Далеко не каждый школьник вообще сможет самостоятельно организовать свою подготовку так, чтобы прорешать столько вариантов. И уж тем более он не сможет позаботиться о правильном порядке решения задач», — отмечает Борис Миронов. Именно поэтому авторы выстроили свой курс так, чтобы подготовка оказалась максимально эффективной.
Курс на эффективность
«Во-первых, материал открывается по мере прохождения курса и выполнения тестов. Причем порядок открытия зависит от выбора учащегося. Он может отступить от предлагаемого маршрута прохождения курса, но далеко уйти от обязательного система не позволит, — объясняет Алексей Литвинов. — Во-вторых, мы постоянно ведем статистику и отслеживаем типичные ошибки. Например, если 40–60% школьников попадаются на одной и той же ошибке, то мы скорректируем курс и предусмотрим возможность превентивного разбора задания — еще до того, как школьник к нему приступит. Регулярный мониторинг эффективности освоения материала и внедряемые улучшения на основе такого мониторинга позволят нам постоянно повышать эффективность обучения».
Мотивационный эффект
При этом авторы проекта предусмотрели и систему мотивации. По мнению Бориса Миронова, в первую очередь школьника будут поддерживать полученные им результаты. Ведь работа построена таким образом, чтобы школьник быстро проходил легкие именно для него задачи, но подробно прорабатывал более сложные. «В определенные моменты ему будут предлагаться различные учебные материалы, которые не просто требуют прочтения, а ещё и обладают интерактивностью. Система подводит пользователя только к тем страницам, которые ему нужны. Например, дается простой вопрос в конце страницы, ответ на который приведёт ученика либо к продолжению объяснения, либо переведёт его на уровень более подробного и развернутого объяснения. Такой подход помогает ученику ненавязчиво фиксировать свои достижения, что само по себе обладает мотивирующим эффектом, — комментирует Борис Миронов. — Текст в учебных элементах и в отзывах на действия ученика направлен на достижение двух основных целей: дать необходимую информацию и мотивировать школьника на дальнейшее получение этой информации. Основное отличие наших текстов от текстов в книгах или похожих на книги ресурсах в том, что наш текст зависит от действий ученика, а не просто частями выдается на экран».
Присутствует и соревновательный элемент — баллы. Борис Миронов уверен, что некоторое ощущение нахождения в online-игре должно поддерживать ребят, как оно поддерживает их нахождение в самих online-играх.
Эффективность доказана
А для тех, кто все же сомневается в эффективности подготовки к ЕГЭ в интернете, авторы проекта заготовили решающий аргумент. Они уже провели апробацию курса на учащихся, которые оканчивают школу в этом году. Результаты внушают оптимизм: школьники проявили интерес к данному курсу и к методике изложения материала. В тестировании принимали участие 30 учащихся из разных школ. «Сравнительный анализ результатов прохождения части «В» из ЕГЭ до прохождения нашего дистанционного курса и после показал улучшение результата в среднем на 60%», — не без гордости говорит Алексей Литвинов. Доступ к курсу можно получить на сайте Askup.ru.
Вера СВИРИДОВА
Фото: Андрей ДУБРОВСКИЙ