Наука и бизнес — вещи совместные
В 2009 году был издан закон, позволяющий вузам и научно-исследовательским институтам создавать малые предприятия. В декабре 2011 года появились три «первенца» в СПбГУ: ООО «Геологический центр СПбГУ», ООО «Научно-исследовательский центр информационных технологий СПбГУ и ООО «Инновационный центр транспортных исследований».
Согласно закону 2009 года, малые предприятия, создаваемые вузами, представляют собой юридическое лицо в форме хозяйственного общества (ООО или АО), целью которого является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Что имеется в виду под такими результатами? Закон дает закрытый перечень, в который входят: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, базы данных и программы для ЭВМ. Таким образом, для университетов открылось новое направление деятельности и возможность заниматься коммерциализацией своих научных разработок.
На что ушли два года?
Закон издали в 2009 году, а первые МИПы (малые инновационные предприятия) появились в Университете только в конце 2011 года. Почему процесс был такой длительный? «Одного закона было мало, — объясняет начальник отдела коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий Управления — Центра интеллектуальной собственности и трансфера технологий СПбГУ Виктор Пастернак. — Во-первых, сам закон был несовершенен и явно требовал поправок. Во-вторых, не готовы были и российские вузы — для начала работы по созданию предприятий требовалось существенная переоценка взглядов, которая, безусловно, должна была отразиться на внутренних структурах любого вуза. Очевидно, понимая это, Минобрнауки объявило конкурс на получение государственных средств, которые должны быть направлены на развитие инновационной инфраструктуры вуза (создание специальных подразделений, подготовка помещений, разработка правовой базы). СПбГУ участвовал в этом конкурсе и тоже получил средства. Мы включились в работу: подготовили все необходимые документы для ремонта специально выделенных помещений, разрабатывали локальные акты, которые позволили бы университету работать в новом для себя направлении, организовывали повышение квалификации для сотрудников, в том числе за рубежом. В правовом плане, пожалуй, самым важным стало принятие Временного положения о порядке участия СПбГУ в хозяйственных обществах, тех самых, которые для простоты называют МИПами. Почему временное? Потому что деятельность для нас новая, установить правила сразу раз и навсегда вряд ли возможно. Но первые три предприятия, которые уже зарегистрированы, созданы именно по этому Положению. Сейчас мы будем смотреть, как будет работать эта система, и с учетом выявленных недочетов сможем принять Положение в окончательном виде».
Зачем вузам МИПы
При создании малых предприятий Университет, как объясняет Виктор Пастернак, решает сразу три задачи: «Во-первых, практическое применение созданных в СПбГУ результатов интеллектуальной деятельности; во-вторых, помощь сотрудникам СПбГУ, которые видят в себе силы и желание зарабатывать своими собственными знаниями, заниматься наукоёмким бизнесом; в-третьих, разумеется, получение дохода, который Университет планирует получать от такой деятельности, — перечисляет Виктор Пастернак. — Причем законом специально предусмотрено, что доход, получаемый вузом, должен направляться на ведение уставной деятельности, охрану интеллектуальной собственности и дальнейшее развитие системы коммерциализации».
Для российских вузов самостоятельное осуществление коммерциализации научных разработок — дело новое. До недавнего времени законодательство и вовсе запрещало подобную активность. А во многих странах мира процесс идет давно. «Например, в Израиле система коммерциализации инноваций в вузах (не без помощи государства) находится на высочайшем уровне, — убеждает Виктор Пастернак. — Такие центры трансфера технологий существуют при вузах в США, Финляндии, Швеции, Канады, Израиля и могут приносить доход только самому вузу до 50 млн долларов в год, что уж говорить о доходах тех, кто выступил соучредителями созданных компаний».
Какова же связь Университета и его детища — МИПа? С точки зрения закона МИП — это самостоятельное юридическое лицо. Университет имеет в нем долю, причем законом пока что установлена минимальная доля участия вуза: для ООО — не меньше одной трети, в АО — не меньше 25%. Соответственно своей доле вуз может участвовать в собрании акционеров и распределении прибыли, если иной порядок не установлен уставными документами. Обязательных указаний вуз давать не может, если, конечно, его доля не больше 50%, но сохраняет за собой блокирующий пакет, важный для принятия стратегических решений реорганизации, изменений устава и прочего. «За рубежом минимальная доля вуза установлена обычно ниже, чем в России, — говорит Виктор Пастернак. — На данный момент такая доля призвана гарантировать интересы государства: по меньшей мере, возможность принимать участие в решении важнейших вопросов деятельности компании в соответствии с законодательством и не остаться за бортом как миноритарий, при этом сделавший серьёзный вклад в уставный капитал».
В перспективе при успешном развитии малых предприятий Университет, сотрудники Университета, партнёры МИПов могут получать от них и другую, разнообразную и немалую пользу: компании могут стать базой для практики студентов и трудоустройства выпускников, могут сотрудничать с университетом, а по общему правилу могут закупать на заработанные деньги оборудование без конкурсных процедур, поскольку не являются государственными организациями.
Зачем МИПам вузы
Вопрос — зачем мне, если я вдруг что-то изобрету, создавать МИП при помощи Университета. Поскольку Университет — работодатель, по закону именно ему принадлежат права на то, что сделал работник. Далее — если Университет не вкладывает эти результаты в создаваемые компании, то полученные права просто висят на балансе мертвым грузом, иногда принося небольшие доходы, но чаще расходы. Благодаря возможности создания МИПов есть шанс сделать результаты интеллектуальной деятельности по крайней мере самоокупаемыми, а в лучшем случае — приносящими доход.
«Бессмысленно заставлять кого-то что-то делать. Люди должны понять, что это нужно им самим, — считает Виктор Пастернак. — МИПы для авторов результатов интеллектуальной деятельности удобны хотя бы потому, что Университет берет на себя заботы по оформлению документов и прочим формальностям. А ведь для таких организаций законом предусмотрены льготы, о которых представители неуниверситетского бизнеса могут только мечтать: мало того, что МИПы могут применять упрощённую систему налогообложения, так ещё и взносы в различные фонды (социального и пенсионного страхования) на каждого сотрудника гораздо меньше. Также МИПы могут получать помещения в аренду по сниженным ставкам и без конкурсных процедур. Немаловажно, что прямо или косвенно используется бренд Университета: СПбГУ как соучредитель — это серьезный статус, а для многих клиентов сам факт опосредованной работы с Университетом важен».
Если говорить о распределении прибыли, то она зависит от распределения долей. А в соответствии с локальными университетскими положениями, 50% дохода Университета от коммерциализации интеллектуальной собственности идет на вознаграждение авторов. Предположим, автор является соучредителем ООО и имеет долю 60%, а Университет — 40%. Тогда доход автора (если он сотрудник Университета) будет составлять без учёта налоговых аспектов 60% + 40% / 2, то есть 80%.
Предположим, у меня есть блестящие идеи, подкрепленные патентами. Но вот коммерческой жилки и представления о том, как создавать предприятия, у меня нет. Как же быть?
Центр интеллектуальной собственности в действии
В задачи Управления-центра интеллектуальной собственности и трансфера технологий входит оказание помощи при создании МИПов. «Допустим, вы работник СПбГУ и обращаетесь к нам, — рассказывает Виктор Пастернак. Сотрудники Управления-центра проводят экспертизу: выясняют, есть ли результат интеллектуальной деятельности, который уже стоит на учете или который можно поставить на учет в Университете, ведь важнейшим условием создания МИПа является наличие у Университета исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Если результат ещё в процессе создания, то мы поможем его оформить. Когда он уже есть, то можно обсуждать вопрос о создании предприятия. В процессе работники Университета будут общаться с высочайшего класса специалистами Отдела правовой охраны и лицензирования результатов интеллектуальной деятельности, которые проведут их через все сложности этой кропотливой работы».
Центр берет на себя функции по созданию предприятия. Его сотрудники помогут подготовить пакет учредительных документов, проконсультируют по выбору системы налогообложения. На первых порах сориентируют в вопросах бухгалтерской отчетности. Кроме того, в состав Центра интеллектуальной собственности и трансфера технологий входит создаваемый сейчас бизнес-инкубатор — место, в котором МИПы смогут получить юридический адрес, рабочие места с доступом к интернету; место, в котором регулярно будут организовываться тренинги в области бизнес-тематики. Предполагается, что отдел коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий будет помогать в создании предприятий, а далее они смогут базироваться в университетском бизнес-инкубаторе.
При поступлении заявок на создание МИПов собирается комиссия, которая рассматривает технические вопросы и оценивает целесообразность и возможность создания хозяйственного общества. В комиссию могут привлекаться сторонние эксперты: внешняя экспертиза является наиболее объективной, и она все шире используется в СПбГУ. Например, внешние эксперты обязательно входят в комиссии на университетских конкурсах научных грантов.
Что мы имеем
На данный момент в СПбГУ зарегистрированы три малых предприятия, все три — одновременно, 29 декабря 2011 года. «Пока они находятся на самой ранней стадии развития, — говорит Виктор Пастернак. — Есть определенные планы, набор потенциальных клиентов, уже открыты банковские в том числе валютные счета для ведения деятельности — среди потенциальных клиентов много иностранных компаний». Все три являются ООО, все созданы сотрудниками и выпускниками СПбГУ. Основой работы Научно-исследовательского центра информационных технологий СПбГУ стала зарегистрированная программа для ЭВМ «Программный комплекс инструментальных средств для разработки синхронного аппаратного обеспечения на языке высокого уровня (HaSCoL)», а в основе двух других компаний — секреты производства (у Геологического центра СПбГУ таким ноу-хау является технология генетической интерпретации и корреляции приповерхностных осадочных образований на основе анализа седиментационных текстур, а у Инновационного центра транспортных исследований — технология разработки динамической маршрутизации транспорта в условиях кооперации перевозчиков. «У всех них есть прогнозы на потенциальный доход, и если они сбудутся, мы будем считать старт успешным», — говорит Виктор Пастернак. — Но самое главное, пожалуй, что те учёные, которые решили создать малое инновационное предприятие и заняться наукоёмким бизнесом в сфере своей профессиональной компетенции, наконец-то получили реальную возможность назвать Университет своим бизнес-партнёром».
В этом году по договору с Минобрнауки в СПбГУ должно появиться еще пять МИПов. «У нас уже есть заявки, но они пока не оформлены, — объясняет Виктор Пастернак. — Сейчас все находятся в стадии консультирования, и я полагаю, что в итоге мы создадим даже больше, чем пять предприятий — кроме пользы, эта форма работы ничего принести не может». Весной Управление — Центр интеллектуальной собственности и трансфера технологий планирует провести для заинтересованных универсантов семинар по созданию МИПов на примере уже стартовавших трех предприятий.
Елизавета Благодатова