Елена Доброхотова: «Мы внушали надежды на успех»
2011 год для университетских юристов заканчивается важным событием — принят закон «О бесплатной юридической помощи в РФ». В его разработке принимала участие и директор Правовой клиники СПбГУ Елена Доброхотова, а успешная работа самой клиники на протяжении 14 лет стала позитивным примером качественного предоставления бесплатных юридических консультаций и стойкого спроса на них со стороны горожан.
Пятнадцатого января 2012 года вступит в силу закон «О бесплатной юридической помощи в РФ». Закон завершает формирование недостающего компонента гарантий реализации ст.48 Конституции РФ, а именно право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, которая «в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно». О том, почему законотворцам понадобилось 18 лет на разработку и принятие данного закона, и какую роль в этом сыграла Правовая клиника СПбГУ, рассказала её директор Елена Николаевна Доброхотова.
— С момента принятия Конституции РФ до подписания закона, закрепляющего статью 48, прошло без малого 18 лет. Почему потребовалось так много времени?
— Оно было необходимо и обществу, и юристам. Когда в 1993 году законодатели принимали Конституцию, они понимали: страна вступает в рыночные отношения. Спрос на юридическую помощь резко возрос. Гражданину сказали: «Ты теперь можешь все», — но только в отличие от предприятий, где есть юридические службы, индивидуальным предпринимателям, да и владельцам мелкого, а иной раз и среднего бизнеса недоставало средств нанимать юриста. Одновременно в условиях социально-экономических преобразований произошло расслоение общества по достатку, а юридические услуги обрели не просто профессиональную ценность, но и высокую рыночную стоимость. Как следствие возникла проблема доступности и недоступности правовой помощи при осознании необходимости оказания таковой кому-то бесплатно. Ведь юрист в условиях рыночной экономики и демократических свобод нужен всем и каждому, независимо от их достатка. Можно ли уже тогда было разработать закон, регулирующий доступную всем и каждому юридическую помощь? Ведь проблема уже осознана. Одного осознания проблем, требующих регламентации, недостаточно. Обычно закон регулирует уже сложившиеся в обществе отношения. Вам, наверное, знакомо выражение, что законодатель не придумывает, а лишь формулирует в законе устоявшиеся правила. Когда законодательная модель опережает фактические отношения, то, как правило, она бьет мимо цели. Именно поэтому необходимо было время, чтобы сложились реальные отношения по предоставлению запрашиваемых видов правовой помощи, появились бы и разные акторы, среди которых произошла внутренняя профессиональная селекция. Да и сама разработка проекта закона — дело непростое. Он готовился более двух лет. Мне довелось в составе рабочей группы Министерства юстиции РФ в 2009-2010 годах создавать первоначальный текст закона. Мы тогда с профессиональным подъемом взялись за дело и постарались включить в текст и детально прописать условия и процедуры для решения буквально всех существующих в этой области проблем. Потом закон стал дебатироваться нотариусами, адвокатами, работниками прокуратуры, представителями государственных юрбюро, НКО, вузов, имеющих юридические клиники. Обнаружилось, что нас много, мы все работаем по-разному, и каждый на своем месте пытается решить идентичные проблемы (желательно сразу для всей страны). Стало ясно, что необходимо оптимизировать сферу предоставления бесплатной юридической помощи, перераспределив ресурсы и компетенцию участников (акторов).
— То есть ресурс для оказания бесплатной юридической помощи есть?
— Да. Нас много, значит, есть ресурс, чтобы юридическая помощь стала доступной достаточно большому количеству людей. Однако мы нерационально использовали имеющийся ресурс: параллельно выполняли одни и те же задачи. Например, все ведут одну и ту же статистику, обобщают одни и те же проблемы, издают брошюры с одними и теми же рекомендациями. А ведь всё это можно делать централизованно. Плюс мы поняли, что издательское дело — медленное, не поспевает за меняющимся законодательством и системой правоприменения и правозащиты, значит, нужно использовать интернет-ресурсы. Сначала такая мысль казалась абсурдной: оказывать юридическую помощь малоимущим через интернет вроде бы нет смысла, так как ПК и Интернета у них нет. Но сегодня выйти в интернет можно в кафе, в отделениях Почты России, в школах. В приемных муниципальных образований компьютеры тоже есть — так почему их не сделать точками для дистанционного общения с юристом?! Это возможно. Только в этих точках должен был человек, который поможет перевести просьбу гражданина в электронный формат. Это осуществимо. Понятно, что мы не дойдем до всех уголков России, но охватить значительную часть населения можем. Важно, что в ходе разработки текста закона стало ясно: нам не хватает координационного начала, идей эффективного менеджмента в области, в которой работает огромное множество несвязанных и не имеющих единого ресурса людей, желающих оказывать бесплатную юридическую помощь.
— Закон поможет эффективно перераспределить имеющиеся ресурсы?
— С принятием закона появляется некая стройность, так как он позволяет начать всем работать в поле зрения друг друга. В законе четко прописаны те, кто будет оказывать бесплатную юридическую помощь, и те, кто имеет право ее получать (широкий круг лиц, ст.21 Закона). Мы начинаем слышать, видеть друг друга и понимать пределы возможностей участников. Студенты в юридических клиниках не будут работать летом во время каникул. Но летом, как показывает сходная статистика, и клиентская активность существенно снижается. Значит, временное привлечение студентов к кругу акторов обосновано и сможет разгрузить профессионалов в периоды высокой клиентской активности. Студенты вообще не будут ходить в суды и вести уголовные дела. На этом должно сосредоточиться профессиональное сообщество, это абсолютно корректно с позиций высокой значимости процессуальной правовой помощи и помощи в уголовных делах, а всё остальное может на себя взять студент-клиницист. Благодаря этому уже в период обучения он обретает профессиональный опыт, без которого работодатели неохотно берут новичков. Таким образом, произойдет грамотное перераспределение ресурсов в масштабах всей страны. Но нужно понимать: принятие закона — лишь начало пути. Впереди большая работа. Минюсту РФ придется еще составить четкий реестр всех акторов системы бесплатной юридической помощи с адресами, с правилами приема и профилем деятельности и, главное, министерство скоро должно выработать требования к качеству оказываемой юридической помощи. Эти требования создадут ориентиры для улучшения работы всех участников системы и позволят отсеять тех, кто не отвечает критериям. Ведь человек должен не только знать куда идти, но и что он гарантированно получит качественную юридическую помощь.
— В обществе уже сформирован довольно стойкий стереотип: бесплатно или дешево — значит некачественно…
— В данном случае юридическая помощь бесплатна только для клиентов. Юрист, безусловно, будет получать вознаграждение. Если он работает в государственном юридическом бюро, то его услуги будут оплачивать из госбюджета; если он работает в НКО или, например, юридической клинике при вузе (закон относит их к негосударственному сектору), то его работа оплачивается за счет средств организации. Теперь об оценке качества. Если клиент считает, что юрист некачественно работал по его делу, то вопрос об ответственности юриста сейчас решается по-разному, в зависимости от того, к какой части профессионального сообщества этот юрист относится. Если, например, помощь оказывалась адвокатом, следует обращаться в адвокатскую палату. Там есть комиссия по этике. Она принимает и рассматривает все жалобы и обращения. Не стоит думать, что жаловаться на юриста юристам бесполезно, полагая, что юристы будут спасать честь мундира. Просто до тех пор, пока правила работы различаются по профессиональным подгруппам (адвокаты, нотариусы юристы государственных бюро, негосударственного сектора), досконально разобраться, все ли предписанные усилия юрист совершил, могут только его коллеги. Не все люди понимают, что такое состязательный судебный процесс и насколько зависит его результат от одного из юристов, участвующих в этом процессе. Клиент полагает, если его дело в суде проиграно, то виноват юрист — он плохо работал в суде. Но на самом деле для судьи более аргументированной оказалась позиция другой стороны. Именно поэтому жалобы должны рассматривать те, кто хорошо понимает весь юридический процесс. Чтобы доказать вину юриста, надо распознать в его действиях, условно скажем, умысел или халатность. Лучше, чем его же коллеги, это не сделает никто.
— А готовы люди идти за бесплатной юридической помощью? Есть ли стойкий спрос со стороны самого общества?
— Я могу с уверенностью сказать «да». Если в прошлом году отмечался постепенный и значительный спад клиентской активности, то в этом году она невероятно возросла. Причем люди уже, можно сказать, вошли во вкус правового общения. Приходят клиенты, которые понимают свои права и возможности их защиты. Они ориентируются в правовом пространстве, они уже говорят со студентами-юристами на одном языке: опираются на статьи закона, употребляют термины «апелляционное решение», «апелляционная инстанция», «кассационная жалоба», «надзорное производство» и т.п. Я с удовольствием констатирую овладение правовой культурой и формирование позитивной правовой культуры в обществе. Люди уже приучены к правовому диалогу. Это именно та цель, с которой создавалась наша клиника. Благодаря тому, что есть такие места, куда можно прийти и не за деньги поговорить о юридических проблемах или юридических перспективах в своей жизни, понять свои права и возможности, люди стали доверять юристам и обращаться к ним за помощью не только для решения проблемы, но и для упреждения ее появления.
— Выходит, что Правовая клиника СПбГУ сыграла немаловажную роль в принятии закона «О бесплатной юридической помощи в РФ»?
— Создание и успешное функционирование в течение 14 лет Клиники внушали законотворцам свою часть надежды на успех. Во-первых, мы на своем примере показали эффективность привлечения к консультированию студентов-юристов (у нас длинный список постоянных клиентов и наполненный благодарностями Журнал отзывов). Во-вторых, мы доказали востребованность бесплатной юридической помощи (пришлось ввести в оборот Журнал ожидающих клиентов). В-третьих, мы продемонстрировали, что акторы оказания юридической помощи могут выходить за пределы своего региона ( к нам приезжают люди из соседних областей, и мы проводим правовое информирование граждан по вопросам, не требующим непосредственной встречи и изучения документов, заочно). Открыв Виртуальную приемную Правой клиники, мы начали через интернет обрабатывать запросы из Москвы, Нижнего Новгорода и т.п. Благодаря нашему опыту, мы вправе смело утверждать: можно привлекать клиентуру, людей можно приучить доверять юристу и можно сформировать в обществе позитивную правовую культуру. За 14 лет у нас появилось более 100 постоянных клиентов. Каждый из них обращался в Клинику в разное время от 10 до 20 раз. Более половины всего числа обратившихся граждан получили от нас помощь не по одной проблеме. Все они приходили с вопросами, которые в жизни каждого человека воспроизводятся постоянно: дарение, завещание, раздел имущества, права потребителей, заключение договоров, льготы, субсидии и т.п. То есть Клиника занимается тем, что составляет, так сказать, юридический быт. А это и есть — признаки позитивной правовой культуры. Произошло то, о чем в 1998 году, когда Клиника создавалась, можно было только мечтать: люди приходят с запросами на упреждение негативного развития событий. А значит, подчеркиваю, можно констатировать, что в российском обществе начала формироваться позитивная правовая культура. Поэтому у закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» есть хорошая основа для старта.
— Приятно осознавать, что весомый вклад в это сделали специалисты СПбГУ…
— Успех нашей Клиники заключается в том, что, во-первых, она имеет свое собственное лицо. Когда мне было поручено создать ее, пришлось сконструировать собственную модель, ни с кого не срисованную, а предопределенную необходимостью всё сделать самим при минимуме вложений. Таким образом, в основу модели я закладывала именно самодостаточность. Но вскоре, в силу востребованности клиники как со стороны клиентов, так и со стороны студентов, да и самого руководства вуза, желавшего осуществлять полноценную и всестороннюю подготовку юристов-практиков, Клиника выросла в общеобязательную часть программы обучения. Сначала Клиника была включена в образовательный стандарт в качестве регионального компонента, потом, когда опыт клиники был положительно оценен на федеральном уровне, она вошла в федеральный образовательный стандарт. Без общего ресурса Университета, усилиями одиночек-энтузиастов этого добиться не удалось бы. Поэтому во вторых отмечу, что наша Клиника — результат успешного системного менеджмента, в том числе — в части привлечения всех лучших ресурсов, которыми располагает Университет. В Клинику приглашались наиболее способные специалисты. Те, в ком гармонично развиты и талант исследователя, и талант педагога, и талант практика. В Клинике в разные годы работали люди, которые теперь широко известны своими профессиональными достижениями: Елена Юрьевна Валявина, зампредседателя Высшего Арбитражного суда России, Александр Владимирович Коновалов; министр юстиции; славная плеяда сотрудников Конституционного Суда России: Ольга Вячеславовна Семыкина, Виктория Валерьевна Коробченко, Валерий Анатольевич Сафонов; те, кто ныне осуществляют руководство учебным процессом Университета: Екатерина Геннадьевна Бабелюк и Марина Юрьевна Лаврикова. Часть из названных и чрезвычайно занятых людей и сегодня продолжают сотрудничать с практикантами клиники в качестве их наставников. Успех в организации бесплатной юридической помощи не мог бы состояться без участия всех и каждого члена общей команды организаторов — плановиков, бухгалтеров, работников СИТ, библиотекарей, охранников. Без тех, кто помогает разрабатывать учебные программы, утверждает учебные планы, осуществляет тактическое и стратегическое планирования развития образования. Мне, как директору Клиники, комфортно работать в коллективе ответственных и компетентных людей, умеющих оперативно и разумно реагировать на вызовы современности. В этом главный залог успеха нашей Клиники. Огромное спасибо начальнику планово-финансового отдела Елене Владимировне Уваровой, главному бухгалтеру факультета Галине Анатольевне Чирковой, нынешнему декану Наталье Александровне Шевелевой, без чьего опыта в управлении учебным процессом не удалось бы столь гармонично вписать Клинику в образовательные программы; бывшему декану, а ныне ректору Николаю Михайловичу Кропачеву, а также ученому совету юридического факультета. Благодаря последнему практика в Правовой клинике является выверенной составляющей образовательного процесса, а это в академическом вузе дело непростое. Отдельная благодарность заведующей кафедрой теории и истории государства и права, доктору юридических наук, профессору Дженевре Игоревне Луковской, оказавшей мне честь руководством процессом научного осмысления клинической подготовки в академическом вузе. Клиника стала общеобязательной компонентой в профессиональном образовании. Сегодня мы можем поделиться наработанными методиками и помочь тем, кто в связи с изданием закона о бесплатной юридической помощи только намеревается создать свою клинику. У нас есть для этого программа повышения квалификации «Юридическая клиника» (реализуется с 2002 года). Ближайший набор будет производиться 27 января 2012 года. В рамках данной программы, кстати, мы готовим и преподавателей, и организаторов/менеджеров юридических клиник. Университетские специалисты имеют опыт мониторинга процессов оказания юридических услуг. В целом следует сказать, что нам есть с чем входить в систему бесплатной юридической помощи, и надо полагать, Министерство юстиции РФ и иные участники нормотворческого процесса на это рассчитывали, когда разрабатывали и согласовывали законопроект.
На мой взгляд, стоит отметить личный вклад министра юстиции РФ Александра Владимировича Коновалова в разработку и принятие данного закона с уникальной (с точки зрения мирового опыта) структурой системы бесплатной юридической помощи. В этой структуре нашлось место студентам, привлекаемым к оказанию юридической помощи в составе клиник, созданных при вузах. С тех лет, когда А.В.Коновалов работал на кафедре гражданского права, где практически каждый преподаватель курировал дела клиницистов, наш уважаемый коллега пронес через все свои посты убежденность в том, что бесплатное оказание нуждающимся юридической помощи — дело благородное. Смею утверждать, что в значительной мере профессиональными усилиями министра юстиции — в череде организованных им обсуждений и в рабочей группе, и в профессиональном сообществе, и в широких кругах общественности — этот закон был доведен до надлежащего уровня восприятия парламентом. И теперь Министерство юстиции взяло на себя ответственность быть координатором и оптимизатором системы оказания бесплатной юридической помощи. Нужно пожелать им успехов!
Словом, спасибо тем, кто в нас поверил, и впереди — большая работа над тем, чтобы у граждан было меньше проблем и больше успехов на правовом пространстве общения.
— Значит, для профессионального сообщества принятие закона — еще не точка в запуске механизма оказания бесплатной юридической помощи?
— Это только начало. Законом для нас лишь пунктирно обозначено общее правовое поле. Каким оно будет, каковы будет его границы — покажет будущее. В закон необходимо будет вносить дополнения и изменения.
Беседовала Вера Свиридова