Главная » Юбилейная дата

Музею-архиву Д.И.Менделеева СПбГУ — 100 лет

Двадцать третьего ноября 1909 года Совет Санкт-Петербургского университета единогласно постановил «возбудить ходатайство об ассигновании особого кредита на приобретение библиотеки и кабинета Дмитрия Ивановича и на устройство музея его имени в том помещении Университета, где много лет (с 1866 по 1890 год.И.Д.) жил и

Дмитрий Иванович Менделеев в своем кабинете (1904)

работал Дмитрий Иванович» и где им был открыт Периодический закон химических элементов, написаны «Основы химии», выполнены работы по физике газов, сопротивлению жидкостей, по экономике, промышленности и т.д. Пока этот вопрос решался в министерстве, Менделеевский комитет 6 февраля 1910 года предложил воспользоваться для приобретения кабинета и библиотеки Менделеева частью денежного фонда, завещанного отделению химии РФХО Г.Г.Густавсоном (1843–1908), известным химиком-органиком, членом-корреспондентом Петербургской АН, учеником Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова. Густавсон завещал эти деньги на развитие химических исследований, но члены РФХО решили, что Гавриил Гавриилович, будь он жив, вряд ли стал бы противиться использованию части его сбережений для создания музея своего учителя. Необходимость же срочного приобретения обстановки кабинета, рукописей и личной библиотеки Менделеева была связана с тем, что все названное были готовы купить многие, в том числе и англичане, с которыми у Менделеева всегда были особо теплые отношения. «Ни в какой другой стране, — признался Дмитрий Иванович на исходе жизни, — я лично не встретил столько симпатий и не нашел столько друзей, как в Англии» (подробнее см. журнал «СПбУ», №3 (3770), 2008 год).

Фактически формирование фондов музея Д.И.Менделеева началось еще при его жизни. Библиотека, коллекция писем, собранных в большие альбомы, огромное собрание репродукций с картин и подлинные произведения искусства, ряд личных вещей — всё это тщательно систематизировалось им самим, особенно в последние годы жизни. Видимо, не случайно также, что один из ближайших сотрудников Менделеева — Федор Иванович Блюмбах изготовил серию фотографий кабинета, который в конце жизни Дмитрия Ивановича помещался на верхнем этаже здания для служащих в Главной палате мер и весов в Петербурге (ныне Московский проспект, 19). Фотографии Блюмбаха, несомненно, сделанные с целью увековечить обстановку, в которой работал ученый, позволили с большой точностью установить не только расположение отдельных деталей кабинета, но и размещение на книжных полках некоторых крупных изданий (комплекты журналов, энциклопедий, справочников), а также точно определить места, на которых помещались картины, репродукции и портреты на стенах кабинета. Всё это создало реальные условия для организации музея сразу же после смерти Менделеева, хотя и не в «палатских», а в университетских стенах.

Открытие музея состоялось 21 декабря 1911 года в трех комнатах первого этажа Главного здания Университета (здания петровских Двенадцати коллегий) в первый день Второго Менделеевского съезда. Музей был создан благодаря усилиям многих отечественных ученых (А.Е.Фаворского, В.Е.Тищенко, Л.А.Чугаева, В.Н.Ипатьева и др.) и родственников Д.И.Менделеева. Сразу же после организации мемориального кабинета началась каталогизация уникальной библиотеки ученого, насчитывающей около 20 000 названий, и части архива, приобретенного вместе с библиотекой. Большое внимание уделялось выявлению и приобретению новых материалов, связанных с жизнью и творчеством Дмитрия Ивановича, в том числе его научных приборов. Особо следует отметить большую работу, проделанную в этом направлении учеником Менделеева В.Е.Тищенко (1861–1941), который стал первым директором мемориала. И все же в первые годы своего существования Кабинет Д.И.Менделеева (так поначалу назывался наш музей) скорее был хранилищем разнообразных менделеевских документов и предметов, чем музеем в полном смысле слова.

В 1929 году в РФХО была создана Комиссия по истории химии, в состав которой вошли М.А.Блох, Б.В.Бызов, Т.В.Волкова, А.И.Горбов, Ю.С.Залькинд, В.Я.Курбатов, Б.Н.Меншуткин, М.Н.Младенцев, В.Е.Тищенко и др. В связи с подготовкой к 100-летнему юбилею ученого Кабинет Д.И.Менделеева пополнился новыми экспонатами и был открыт как музей. В подготовительной работе активное участие принял сын Дмитрия Ивановича — Иван Дмитриевич Менделеев.

В результате работа по изучению менделеевского наследия приобретала все больший размах, особенно в 1930-е годы, когда Т.В.Волковой и Э.X.Фрицманом были

Конторка, за которой работал Д.И.Менделеев

опубликованы многие архивные материалы из фондов музея. В частности, в 1938 году был опубликован уникальный аннотированный список сочинений Менделеева, составленный им самим, а также вышел первый том его биографии, подготовленный М.Н.Младенцевым и В.Е.Тищенко на основе детального изучения архивных материалов.

Великая Отечественная война лишь ненадолго прервала работу музея. Сразу же по возвращении из эвакуации младшая дочь ученого — Мария Дмитриевна Менделеева-Кузьмина (1886–1952), ставшая в последние предвоенные годы хранителем музея, приступила к систематизации и описанию архива и библиотеки. Эта работа проводилась ею совместно с историком-архивистом Т.С.Кудрявцевой.

Планомерный разбор материалов архива позволил обнаружить ряд неизвестных ранее важных документов, среди которых особое место занимают рукописи, относящиеся к первому этапу разработки Менделеевым Периодического закона. Рукописи эти привлекли внимание научной общественности; их расшифровкой и комментированием занимался Б.М.Кедров (1903–1985), опубликовавший множество работ, посвященных истории открытия Периодического закона. И хотя сегодня исторические реконструкции Кедрова представляются во многом наивными и чрезмерно идеологизированными, они все еще представляют известную ценность для историков науки.

С 1934 по 1952 год вышло в свет двадцатипятитомное собрание сочинений ученого. К сожалению, это издание подверглось сильной цензурной правке, вырезались фрагменты даже из «Основ химии», не говоря уже об обширных купюрах, сделанных советскими цензорами в социально-экономических трудах Менделеева. Поэтому в настоящее время серьезный исследователь не может пользоваться этими томами в научной работе. Но для своего времени появление собрания сочинений ученого было важным шагом в процессе изучения его наследия. В частности, это издание дало возможность широкому кругу читателей познакомиться с разносторонней творческой деятельностью Д.И.Менделеева.

Новый этап в изучении его наследия начался с принятием 22 июля 1952 года Постановления Совета Министров СССР о сосредоточении всех материалов, связанных с жизнью и деятельностью ученого, в Музее-архиве Д.И.Менделеева и о необходимости разработки и издания его научного наследия. На основании этого постановления в августе того же года при Президиуме АН СССР была создана Комиссия по разработке и изданию трудов Д.И.Менделеева. На основе научных разработок под руководством профессора А.В.Сторонкина в 1950–1960-х годах создается экспозиция музея, охватывающая все основные направления творчества Дмитрия Ивановича. В эти годы была проведена также большая работа по концентрации в музее-архиве архивных материалов, касающихся его жизни и деятельности, хранившихся в разных архивах страны.

Кроме того, в начале 1950-х годов музей-архив был расширен. Ему были дополнительно предоставлены ряд помещений, относившихся ранее к квартире Менделеева и его лаборатории. Музею была также возвращена комната, в которой помещался рабочий кабинет ученого в бытность его профессором Петербургского университета.

Весы конструкции Д.И.Менделеева

Уже в 1956 году музей-архив был открыт для широкой публики. Экспозиция размещалась в семи залах. Кроме материалов по истории открытия Периодического закона, большое внимание было уделено трудам Менделеева в других отраслях химии, промышленности, сельского хозяйства. Обстановка кабинета была воспроизведена по упомянутым фотографиям Блюмбаха. На стеллажах и в шкафах были расставлены книги из библиотеки ученого. В центре мемориального кабинета — письменный стол с вещами, которыми пользовался ученый во время работы: перо, очки, пресс-папье, линейки. На раме, укрепленной перед столом, — фотографии детей: Владимира, Ольги, Любови (с мужем, поэтом А.Блоком), Ивана, Василия и Марии.

Особую ценность представляет личная библиотека Менделеева. От других книжных собраний, принадлежавших крупным деятелям науки и культуры, библиотеку Менделеева отличает ряд особенностей, прежде всего, строго продуманная система расстановки и хранения книг, оттисков, статей, газетных вырезок, изобразительных материалов. Особый интерес представляют каталоги библиотеки. Ученым было составлено несколько видов каталогов. Одним из первых был предметный карточный каталог, отражавший основные разделы библиотеки. Кроме тематического, Менделеев составил и авторский каталог. Совершенствуя каталог, Менделеев стремился не только найти ключ, облегчающий пользование библиотекой, но и обобщить весь материал и в компактной форме зафиксировать основные направления, по которым шло накопление книг. Именно в каталогах в наиболее полной и совершенной форме выражается целостное единство, которое представляет собой библиотека ученого. Отличительной чертой библиотеки Д.И.Менделеева является также присутствие в ее томах рукописных материалов. Несколько томов содержат исключительно рукописи, которые представляют собой как выписки из литературы по определенной теме, так и собственные заметки ученого. Например, тома библиотеки, относящиеся к его работам, связанным с пересмотром таможенного тарифа России, а также к разработкам нового типа бездымного пороха.

Таким образом, библиотека и архив ученого тесно связаны друг с другом и образуют единое целое. Можно даже сказать, что библиотека в какой-то мере является центром научного наследия Д.И.Менделеева и представляет собой эталон, по которому осуществлялась систематизация других материалов и своего рода летопись его увлечений, интересов, культурных связей.

Существенное место в библиотеке Менделеева занимают социально-экономические и философские труды. Здесь не только литература общего характера, но и статистические таблицы переписей населения.

Художественная литература, по существу, отражает все основные направления русской и зарубежной беллетристики прошлого столетия: Пушкин, Лермонтов, Гоголь,

Первый рукописный вариант таблицы (1869)

Толстой, Салтыков-Щедрин, Шиллер, Данте. Список можно было бы продолжить. И это не считая научно-фантастической или приключенческой литературы, представленной сочинениями Дюма, Майн-Рида, Жюль-Верна, Купера, Эмара. Научная фантастика иногда оказывается вплетенной в тома-конволюты вместе с научной литературой и оттисками статей, свидетельствуя, что Менделеев придавал этому жанру большое и серьезное значение.

В кабинете Менделеева и в архиве хранятся большие альбомы с репродукциями, пейзажами, портретами. Коллекционирование репродукций и картин было любимым занятием ученого. Он мечтал собрать такой материал, в котором была бы отражена история изобразительных искусств всех времен и народов. В коллекции Менделеева было 25 альбомов, не считая тех, которые он составлял во время путешествий. Всё было тщательно систематизировано, к каждой репродукции сделана аннотация.

В 1950–60-е годы появляются многочисленные публикации архивных материалов, в том числе тома «Научного архива», включающие материалы по Периодическому закону, растворам, а также по проблеме освоения Северного Ледовитого океана и Крайнего Севера России и др. Выходит несколько биографий ученого. Именно в эти годы складывается группа исследователей творчества Д.И.Менделеева — Б.М.Кедров, А.В.Сторонкин, Р.Б.Добротин, К.П.Мищенко, С.А.Щукарев, А.И.Дубравин, В.А.Кротиков, И.Н.Филимонова, позднее А.А.Макареня, Д.Н.Трифонов и другие. Музей-архив Д.И.Менделеева становится мировым центром по изучению научного наследия ученого.

Во второй половине 1980-х годов музей-архив был реконструирован и расширен. В новом виде он начал функционировать с весны 1993 года, при этом формирование новой экспозиции продолжалось, а ее обновление происходит постоянно, отражая результаты современных исследований научного наследия Д.И.Менделеева. Фактически материалы музея-архива позволяют воссоздать через личность Д.И.Менделеева весьма полную и многокрасочную картину интереснейшей эпохи в истории России и мира, с 1840-х до 1900-х годов. Ежегодно музей-архив посещают около 15 тысяч человек. Среди посетителей были известные политики — президент Франции Жак Ширак, Г.А.Явлинский, Г.Н.Селезнев и другие, ученые — лауреаты Нобелевских премий И.Пригожин, Л.Полинг, Г.Сиборг, академики П.Л.Капица, В.А.Фок, П.Д.Саркисов, В.И.Гольданский и многие другие.

Большую помощь в сохранении научного архива ученого оказывает нам ООО «Русский Стандарт» — наш генеральный и пока единственный спонсор. Благодаря его финансовой поддержке были реставрированы и реставрируются ценнейшие исторические материалы музея-архива, относящиеся и жизни и творчеству Д.И.Менделеева и его эпохе. Кроме того, ООО «Русский Стандарт» выделило средства для модернизации помещений архива, что позволит постоянно поддерживать в них наиболее благоприятные микроклиматические условия хранения документов.

Наконец, следует сказать о том, что в настоящее время Музей-архив Д.И.Менделеева и Музей истории СПбГУ приказом ректора Университета объединены в единый Музейный комплекс СПбГУ, которым руководит профссор А.Ю.Дворниченко. Создание такого комплекса открывает для университетских музеев новые перспективы развития.

 И.С.Дмитриев, заведующий отделом «Музей-архив Д.И.Менделеева» Музейного комплекса СПбГУ

 При написании статьи автор использовал материалы из работ Р.Б.Добротина, Н.Г.Карпило и Л.С.Керовой

 

Новости СПбГУ