Главная » Образование

Аспирантура: новый подход

В России сейчас предпринимаются активные попытки модернизировать структуру и методику образования исходя из лучших отечественных и зарубежных наработок.

Одним из удачных примеров является проект «БиоН» (Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках), в котором принимает активное участие СПбГУ. Журнал «Санкт-Петербургский университет» уже писал о нем (№3 (3828) от 7 марта 2011 года). В этом номере координаторы проекта делятся опытом по организации интенсивных научных школ — важной составляющей проекта «БиоН». Надеемся, их статья окажется полезной и интересной нашим читателям.

 Первая сетевая аспирантура

Вначале несколько слов о том, что такое «БиоН». Подробная информация есть на нашем сайте — www.neurobiotech.ru. Если вкратце, то это первая в России сетевая аспирантура, программа последипломного обучения в области нейробиологии, созданная на базе аспирантур ведущих университетов России — МГУ, СПбГУ, ЮФУ, Университета Нижнего Новгорода, Московского городского психолого-педагогического университета совместно с Институтами РАН (Физико-технический институт (ЛФТИ), Санкт-Петербургский академический университет, Физико-технический центр исследований и образования, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии) и другими. «БиоН» осуществляет национальное и международное сотрудничество, мобильность студентов и преподавателей. «БиоН» поддержан программой EU Tempus и осуществляется в сотрудничестве с ведущими европейскими нейробиотехнологическими центрами Финляндии (Финской национальной аспирантурой по нейронаукам, FGSN), Италии (IIT), Англии (МRC-CBU, UCL), Франции (Ecole Normale) и многими другими. «БиоН» ставит целью разработать систему сетевой программы последипломного обучения по нейробиотехнологиям, в которой объем и качество образовательной составляющей будут приведены в соответствие с мировыми стандартами. Проект «БиоН» направлен на повышение квалификации и обмена опытом между научными и образовательными центрами в различных областях нейробиологии. Таким образом, основой проекта являются следующие составляющие: повышение мобильности преподавателей и студентов; создание единых образовательных программ ведущих вузов РФ; интеграция российских и мировых образовательных программ.

 Научные школы в структуре проекта

Одним из необходимых элементов аспирантуры нового типа является регулярное проведение научных школ. В рамках данного проекта такие школы проводятся как минимум раз в год.

С организационной точки зрения школа представляет собой следующее: преподаватели и студенты съезжаются в одно место, где в течение недели происходит интенсивное обучение, включающее лекции, практикумы и демонстрации технологий. Научная школа отличается от проводимых в рамках проекта модульных курсов. Во-первых, продолжительность школы значительно больше. Модульный курс в среднем занимает 2-3 дня, тогда как школа длится неделю. Соответственно, количество преподавателей тоже сильно отличается — обычно их 2-3 в рамках модульных курсов и 10–15 на школе.

Как проходят молодежные научные школы «БиоНа», проще всего показать на конкретном примере. Последняя школа проекта «БиоН» состоялась недалеко от Нижнего Новгорода в пансионате «Ильдорф» с 3 по 8 октября. Называлась она «На пути к нейроморфному интеллекту: эксперименты, модели и технологии». На школе присутствовало 40 аспирантов и 18 преподавателей. Слушатели представляли все российские учебные заведения, входящие в консорциум проекта «БиоН»: МГУ, СПбГУ, Университет Нижнего Новгорода, Южный федеральный университет, Санкт-Петербургский академический университет и Физико-технический институт им. Иоффе. Преподавательский состав был интернациональным (лекции читали преподаватели из России, Великобритании, Франции и Италии), поэтому основным языком школы был английский. Стоит особо подчеркнуть, что большая часть мероприятий проекта «БиоН» проводится на английском языке, мы считаем это принципиальной составляющей проекта. Аспирант, обучающийся по программе «БиоН», должен знать английский язык уже при поступлении к нам, в отличие от аспиранта консервативной аспирантуры, которая не начинается, как это разумно было бы предположить, но заканчивается экзаменом по иностранному языку на кандидатский минимум.

Тематика школы специально была выбрана очень широкая. Это дало возможность привлечь специалистов из разных областей нейронаук: от молекулярных биологов до психологов и математиков. Мультидисциплинарный подход также является отличительной особенностью всей программы «БиоН». Аспирант получает знание различных аспектов нейронаук, что существенно повышает его квалификацию по окончании программы.

Отбор слушателей школы проходил на конкурсной основе. Для участия в школе необходимо было подать заявку через сайт школы. К заявке прилагались: резюме (CV),

Идет эксперимент

мотивационное письмо и тезисы доклада (каждый участник должен был выступить со стендовым докладом на постерной сессии). Всего было получено 78 заявок, из которых было отобрано 40. Аспирантам программы «БиоН» (их было 37) оплачивались проезд, проживание и питание. Аспиранты, не входящие в «БиоН», имеют право подавать заявки на участие в отдельных мероприятиях: школах, модульных курсах, семинарах.

Обучение было разбито на блоки. Блок начинался с 2-3 лекций по схожей тематике и завершался круглым столом, где все лекторы блока одновременно участвовали в дискуссии со слушателями. По сути каждый блок представлял небольшой модульный курс.

 От науки к практике

Программа «БиоН» направлена на повышение квалификации своих аспирантов не только в научной сфере, но и на обучение их практическим навыкам, необходимым каждому научному работнику. Так, в рамках блока «Практические навыки» слушатели ознакомились с курсами «Как писать резюме», «Как делать презентацию» и «Поиск финансирования научных проектов». На предыдущей школе «БиоНа» («Нейротехнологии-2010») целый день занимал блок «Открывая свою биотехнологическую компанию», а курс «Scientific Writing in English» входит в учебный план «БиоНа». Такие навыки существенно повышают конкурентоспособность выпускников программы «БиоН».

Одним из существенных отличий от модульного курса программы является то, что школа требует от слушателей активного участия: презентации своего собственного проекта и своих навыков. Для этого предназначены постерные сессии и журнальный клуб. Каждый участник школы приехал с готовым стендовым докладом, который он активно представлял и защищал. В рамках журнального клуба аспиранты разбивались на группы, каждой группе выдавалась статья из научного англоязычного журнала, которую в конце школы группа должна была защищать как собственный научный проект. Данные мероприятия имели несколько целей. Во-первых, это дает навыки презентации своей работы (кстати, преподаватель, который читал курс «Как делать презентацию», лично консультировал каждого студента, оценивая его презентацию и стендовый доклад). Во-вторых, это позволяет аспирантам ведущих вузов лучше узнать друг друга, а также и преподавателей. В-третьих, делает научную школу интерактивным мероприятием: аспиранты и преподаватели в значительной степени вынуждены активно общаться друг с другом.

Итак, мы можем с уверенностью говорить о том, что такие школы в контексте цельной образовательной программы «БиоН» представляют новый подход к постдипломной образовательной системе (аспирантуре). Мы стремимся к тому, чтобы наши аспиранты привыкали к европейским стандартам постдипломного образования, общались с коллегами на английском языке, проявляли активность, получали доступ к смежным областям знаний, получали из первых рук информацию о последних достижениях нейронаук. Авторы проекта считают, что проект «БиоН» является хорошим примером, который позволит задавать новые стандарты в образовательной системе России.

 

Евгений Благовещенский,
к. б. н., член совета «БиоН», директор компании BS Soft Ольга Мартынова, PhD,
координатор «БиоН», н. с. Института ВНД и нейрофизиологии РАН Анна Шестакова, PhD,
старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности СПбГУ

Новости СПбГУ