Поездка в Пусан
В Пусане я был впервые, хотя в Корее бывал неоднократно. Пусан — бурно и динамично развивающийся город, как и многие другие города Кореи. Современные путепроводы пересекают его во всех направлениях, а линии метрополитена за последние несколько лет образовали густую сеть, дающую возможность скорейшего перемещения практически между двумя любыми точками города.
Международная конференция по «Нелинейному и выпуклому анализу» должна была происходить в этом году в японском городе Ниигата. Однако разрушительное цунами изменило планы проведения конференции, и она в последний момент была перенесена в корейский город Пусан. Надо сказать, что корейцы за короткое время смогли хорошо подготовиться, и конференция прошла вполне успешно. В Пусане я был впервые, хотя в Корее бывал неоднократно.
Пусан — бурно и динамично развивающийся город, как и многие другие города Кореи. Современные путепроводы пересекают его во всех направлениях, а линии
метрополитена за последние несколько лет образовали густую сеть, дающую возможность скорейшего перемещения практически между двумя любыми точками города. Вагоны метро построены по новейшим технологиям, то же можно сказать и о станциях метро, оборудованных самыми современными и дружелюбными информационными системами.
Пусан был одним из немногих городов Южной Кореи, которые не удалось взять северокорейским войскам в начале Корейской войны в середине прошлого века. Именно здесь осуществлялась высадка войск ООН, пришедших на выручку Южной Корее по решению Совета безопасности. Здесь же находится мемориальное кладбище, на котором захоронено около 40000 солдат из контингента ООН, участвовавших в корейской войне. Кладбище представляет собой огромный парк, в котором различным странам-участницам выделены площади пропорционально понесенным потерям. Самые большие потери понесли подразделения из США, Великобритании, Канады и Австралии. За ними следуют подразделения Франции, Италии и других стран. Мне удалось обнаружить даже могилу турецкого солдата. Мемориал устроен таким образом, что фамилия каждого погибшего выгравирована на могильной плите. Кладбище тщательно охраняется солдатами корейской армии, и при входе охрана интересуется национальной принадлежностью посетителей. Вторжение сил ООН в Южную Корею оказалось возможным благодаря тому, что СССР и КНР не воспользовались своим правом вето в Совете безопасности ООН, а при голосовании демонстративно покинули зал заседаний. Как это становится ясным сегодня, такое поведение в долгосрочной перспективе оказалось оптимальным.
Другим важным местом, которое хотелось посетить, был дворец APEC (АТЭС, Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества). Его постройка была завершена в 2005 году и была приурочена к проведению этого форума в Пусане. Поскольку форум APEC будет проходить в 2012 году у нас во Владивостоке, хотелось посмотреть, как выглядит соответствующая инфраструктура в Пусане.
Дворец, в котором проходили заседания, находится в парке и выходит своими застекленными стенами в открытое море. Посетители могут пройти в зал заседаний, где отмечены кресла руководителей делегаций. Хотя фотографировать не разрешалось, мне удалось сфотографировать место, на котором сидел наш президент, руководивший российской делегацией. Во дворец можно попасть прямо из аэропорта по диаметральной городской автостраде, на последнем участке пересекающей пролив Гванган (Бриллиантовый) через многокилометровый двухъ-ярусный вантовый мост, строительство которого и было приурочено к открытию саммита в 2005 году. С моим коллегой, профессором Паком, мы также попали во дворец именно по этому мосту.
Поскольку работа конференции была довольно напряженной, необходимо было тщательно выбирать места для посещения и время. В один из вечеров я решил поехать в возвышающиеся над городом горы, в старинную крепость Геуменсансонг, расположенную на северной окраине города и, как это было сказано в путеводителе, обладающей многокилометровыми крепостными стенами. Я доехал на метро до ближайшей станции в надежде далее воспользоваться автобусом. Но, по-видимому, я неправильно понял расписание и по-этому, уже выйдя из метро, обнаружил, что в вечернее время автобусы в крепость не ходят. Пришлось брать такси, поскольку возвращаться без результата не хотелось.
Дорога шла крутым узким серпантином в гору, перед нами ползла «Дэу — Матиз», которой явно не хватало мощности на преодоление подъема, и мы двигались очень медленно. Подъехав к восточным воротам, я не теряя времени отпустил машину и пошел в крепость. Хотя сами ворота были в хорошем состоянии, крепостная стена во многих местах была повреждена, и почти на всем протяжении заросла кустарником. Было видно, что это место особо не посещается туристами. Об этом свидетельствовало и отсутствие указателей на английском языке. Были указатели на корейском, но вполне возможно они никак не касались крепостной стены и других исторических мест. Крепость возвышалась над городом, вдалеке был виден Цусимский пролив, так печально известный в нашей истории, и я был совершенно один, что выглядело особенно странно, если учесть перенаселенность корейских городов и в особенности такого важного портового города, как Пусан.
Крепостная стена имела в высоту примерно 2-3 метра и периодически включала в себя квадратные крепостные башни такой же высоты. Она шла по заросшему джунглями гребню горы и по-этому следовать вдоль нее было нелегко без соответствующего снаряжения. Идти по самой стене не всегда удавалось из-за повреждений за долгую историю ее существования. Но я все-таки прошел вдоль нее несколько километров, пытаясь достичь Западных ворот. Однако стало темнеть, никакого освещения вокруг не было, и мне показалось, что надо идти обратно. Я еле успел возвратиться на дорогу к Восточным воротам до наступления полной темноты, пройдя последние километры практически наощупь.
Теперь было непонятно, как дойти до ближайшей станции метро, до которой было километров 7. Конечно, можно было идти пешком, но из-за отсутствия тротуара и обочины на крутой горной дороге это было небезопасно. Никаких такси мимо не проезжало. Пришлось останавливать проходящие машины. Наверное вид человека, идущего в темноте по безлюдной дороге, не вызывал доверия, и никто не останавливался. Я уже совсем потерял надежду и пошел пешком, когда одна старенькая машина остановилась, и хозяин предложил поехать с ним. Очень скоро мы доехали до ближайшей станции, и уже поздно вечером я возвратился в гостиницу.
У меня оказался один свободный день, и мы с профессором Паком решили поехать в Кенджу — древнюю столицу могущественной династии местных королей Силла. Я и раньше был в Кенджу, но тогда не удалось сделать хороших фотографий, да и посмотреть все не удалось. За последние годы Корея, как и другие страны Восточной Азии, покрылась сетью первоклассных автострад, которым могут позавидовать даже некоторые европейские страны. Правда, скорость на азиатских автострадах ограничена и здесь нельзя наслаждаться комфортной ездой, как, например, в Германии. Тем не менее, мы примерно за полтора часа преодолели нужное расстояние и прибыли в храм Булгукса, построенный в VII веке в 15 километрах от города Кенджу. Он входит во Всемирное наследие Юнеско. Неповторимый облик, богатые росписи и расположение делают его одной из важнейших достопримечательностей Азии. С трудом отыскав место на парковке, идем осматривать это выдающееся сооружение. Всюду полно туристов. Это в основном корейцы из других городов страны, японцы и китайцы. Европейских и американских туристов практически не видно. Попалась туристическая группа из России. Я был здесь 12 лет назад, но тогда туристов практически не было.
Первые этажи храма выполнены из тщательно отделанных прямоугольных базальтовых блоков и, как мне показалось, не скрепленных никаким раствором. На территории несколько пагод, также выполненных из базальтовых блоков и имеющих довольно сложную геометрическую конструкцию.
Едем в центр города, в парк Тумули, где находятся 20 королевских могил в форме покрытых зеленью аккуратных курганов. Район чем-то напоминает район императорских могил недалеко от Осаки в Японии, но здесь размеры курганов значительно меньше и выглядят они более ухоженными.
Заходим в один из курганов. Это Чхонмачхон (Могила неизвестного коня), относящаяся к V-VI векам нашей эры. Здесь находилось захоронение одного из неизвестных королей династии Сила. В окружности могила имеет 160 метров, а в высоту — 12 метров. Она, конечно, значительно меньше крупнейшей в мире могилы японского императора Нинтоку, относящейся к тому же времени, о которой мы ранее писали в нашем журнале. Могила императора Нинтоку является собственностью императорской семьи, и поэтому она до сих пор осталась нетронутой. Однако в Чхонмахчоне в конце прошлого века были произведены раскопки и среди более чем 10000 предметов была обнаружена массивная золотая корона (сегодня это национальное достояние Кореи за номером 188) и золотой пояс короля. Все эти предметы хранятся в находящемся неподалеку Национальном музее, который мы тоже посетили и сумели сфотографировать наиболее интересные экспонаты.
Выйдя из основного корпуса музея, мы подошли к находящемуся на его территории крупнейшему в мире колоколу Сонгдок. По преданию, мастерам никак не удавалось добиться хорошего звучания колокола, и тогда было принято решение произвести человеческое жертвоприношение. Одна из бедных женщин, жившая неподалеку, передала королю свою малолетнюю дочь. Когда ее опустили в раствор кипящей меди, она закричала, и именно этот голос придал звучание колоколу. Профессор Пак попросил меня остаться на несколько минут и услышать звон колокола, однако сославшись на вымышленные обстоятельства, я поспешно покинул территорию музея. Поздно вечером мы возвратились в Пусан.
Другой достопримечательностью города является рыбный рынок. Поскольку корейцы способны практически из любых даров моря приготовлять отменную пищу, здесь можно найти самых экзотических обитателей морских глубин. Рынок огромен и занимает целый квартал. Надо было обязательно что-то попробовать. Я подошел к прилавку и показал очаровательной кореянке на самые отвратительные с точки зрения европейского вкуса морские существа. Вскоре блюдо было приготовлено, и, к удивлению окружающего обслуживающего персонала, я проглотил его с большим удовольствием.
На следующий день я возвратился домой.
Профессор Л.А.Петросян
Фото автора