Главная » Из дальних странствий

Соловки

Часть 2 Соловецкий архипелаг в пространстве Беломорья

Отправиться в путешествие на Соловки отважится далеко не каждый. Переменчивая погода, необходимость преодолевать большие расстояния и очень непростая история этих мест потребуют не только значительных физических усилий, но и душевной стойкости.

Большая Муксалма

Скит Сергия Радонежского на полуострове Муксалма

Скит Сергия Радонежского на полуострове Муксалма

Дорога на Большую Муксалму начинается от монастыря. Она тянется почти на десять километров с запада на восток, прорезая Большой Соловецкий остров. Сразу за аэродромом слева от дороги, на возвышении за озером видно небольшое прямоугольное белое зданий келий — остаток бывшей здесь когда-то Филипповской (или Иисусовой ) пустыни. Рядом с ней проходила лесом старая, построенная еще при игумене Филиппе дорога к Долгой губе, через которую производилась переправа на Большую Муксалму.

Иисусова пустынь — место, связанное с пребыванием во временном уединении Филиппа Колычева. Согласно легенде, она и получила свое название от видения Филиппу Иисуса Христа в терновом венце (это произошло за год до вызова Соловецкого игумена в Москву и утверждения его митрополитом, вскоре низвергнутым и принявшим мученическую кончину). Здесь же, по преданию, находился и камень, который святитель клал себе под голову во время отдыха. Долгое время в пустыни стояла часовня, посвященная Филиппу. Уже в XIX веке это место становится особо почитаемым и в 1839 году была отстроена новая, крестообразная в плане, с тремя крыльцами часовня. Спустя 15 лет симметрично ей с северной и южной сторон были поставлены колокольня и беседка, а сама часовня превратилась в церковь Живоносного источника.

В 20-е годы XX столетия в районе бывшей пустыни был устроен пушной заповедник, где разводили ондатр, лис, соболей. Постепенно территория заповедника включила в себя ряд близлежащих озер и часть островов Долгой губы.

Дороги Большого Соловецкого острова прорубались в чащобе самыми примитивными средствами. Приходилось преодолевать множество препятствий — возвышенностей, озер, болот. Часто делались искусственные подсыпки с применением булыжника и бревен. Почти везде по краям дороги прорыты дренажные канавы, а кое-где в стороне от дороги сложены кучи валунов, приготовленных для аварийного ремонта. Но невозможно не заметить, что современное состояние почти всех дорог на Соловках крайне плохое. Проехать по ним на обычной машине или автобусе практически невозможно. Используются только машины на высоком мосту (типа УАЗ или Джип), автобусы ПАЗы и так называемые «буханки» — микроавтобусы на 10–12 человек, способные преодолевать ухабы, грязь и прочее. Запущенность муксалминской дороги особенно видна в конце пути, где ее поглощают болота и с трудом можно найти сухие участки пути.

«Танцующие» березы на полуострове Муксалма

«Танцующие» березы на полуострове Муксалма

Мы плыли на Муксалму из Долгой губы на маленьком катере, куда предполагается помещать 7-8 человек (максимум — 10!), а нас погрузили более 20. Сидеть пришлось прямо на поверхности палубы со стороны кормы и носа, прижавшись спинами друг к другу, а кто-то умудрился даже оседлать верх капитанской рубки. Было холодно, но весело и легко! Через полчаса наш катерок подошел к дамбе, и после эквилибристической высадки мы оказались совсем в другом природном поясе. Валунная дорога естественно превратилась в мощную каменную насыпь, которая протянулась почти на километр через морской пролив.

В прошлом эта часть морского пролива называлась «Железные ворота». Она отличалась мелководьем и быстрым течением. Вырвавшись из Долгой губы, вода буквально кипела на валунах (это удивительное явление мы наблюдали с борта нашего катера). Монахи хорошо знали, что пройти эти места на плотах, груженых скотом, было все равно что открыть тяжелые железные ворота.

Постройка этого сооружения относится к первой половине 60-х годов XIX века и не является первым сооружением такого рода. Первый трехкилометровый каменный мост соединил острова Большая и Малая Муксалма уже в 1828 году. Большая Соловецкая дамба выложена из крупного валуна без скрепляющего раствора. Она проходит по наиболее мелким местам морского пролива. На первом этапе строительства она имела деревянный переходной мост, под которым могли проплывать мелкие суда. В конце XIX века большая дамба была усовершенствована — вместо деревянного моста были устроены три арки для прохода морских карбасов. В начале XX столетия всё сооружение было надстроено, ограждено деревянным барьером и по бокам скреплено металлическими скобами. Высота дамбы в среднем 4 метра, ширина около 6 метров. При сильных штормах отдельные волны и брызги перекатываются через дамбу, размывая земляную присыпку и оставляя на поверхности множество морских водорослей.

Соловецкая дамба

Соловецкая дамба

Это сооружение выделяется среди других подобных особой выразительностью валунной кладки, редким примером приложения чисто ручного труда, связью с окружающей природой. Сам строительный материал — разнообразный по величине, цвету, конфигурации булыжник — исключал правильность и регулярность кладки, хотя строители тщательно подбирали камни, стараясь сделать стену монолитной и стройной. Своими очертаниями дамба повторяет берега, усыпанные валунами. Создается впечатление, что она изгибается не по желанию строителей, а под действием воды, приливов и отливов, прибоя. Из сохранившихся письменных источников мы узнаем, что работами по возведению дамбы руководил крестьянин Холмогорского уезда Федор Иванович Соснин, первоначально — послушник, а с 1867 года — монах Феоктист. На послушании он выполнял разные строительные работы в монастыре при укладке диких камней под фундаменты строящихся зданий, дорожных мостов, в гавани дока для морских судов.

Дамба дает возможность ощутить вблизи дыхание волн, силу и запах ветра, безбрежный голубой простор моря и неба, которые так ощутимы на Белом море, здесь, на Соловецком архипелаге. За дамбой начинается территория острова Большая Муксалма. Проходим через небольшой березовый перелесок (низкорослые березки здесь называют «танцующими» — они имеют изогнутые стволы) и попадаем в расположение бывшего монастырского скотного двора.

Природный мир каждого из Соловецких островов чрезвычайно интересен. Климат, геологическое строение, почвы — близки, но рельеф, сочетание типов растительности и соответственно этому — хозяйственное использование островов — различны. Острову Большая Муксалма благодаря наличию значительного ровного участка местности была уготована роль монастырского пастбища. Уже из первой описи монастыря 1514 года мы узнаем о существовании на острове рогатого скота и лошадей, переправлявшихся сюда на летний период. Сохранившиеся до нашего времени постройки относятся в основном к концу XIX — началу XX века, но свидетельство о первых островных строениях датируется 1558 годом, когда игуменом Филиппом был поставлен «коровий двор». Из описи 1765 года мы узнаем о существовании здесь сенных покосов. Возобновление скотоводческого хозяйства на Большой Муксалме связано с уничтожением монастырского двора в Сумском остроге, откуда коровы в 1793 году были перевезены на Муксалму, и здесь снова построили скотный двор и кельи для пастухов.

Церковь Св. Андрея Первозванного на Заяцком острове

Церковь Св. Андрея Первозванного на Заяцком острове

Наибольшего размаха строительные мероприятия на острове достигают в XIX столетии. За счет осушения болот и вырубки леса увеличивается территория пастбища. В 1829 году сюда переносится деревянная Онуфриевская церковь, получившая новое название Власиевской, а в середине столетия переименованная в Рождественскую. В 1876 году после строительства каменной церкви Сергия Радонежского деревянный храм был перенесен на остров Малая Муксалма. Каменная же церковь, построенная по проекту архангельского архитектора Кармина, до наших дней не сохранилась. С ее строительством организовался Сергиево-Радонежский скит, ставший местом паломничества и показа образцового монастырского скотоводческого хозяйства.

Сохранившееся ныне сооружение, расположенное в северной части комплекса, было построено в 1839 году и имело два помещения: в одном располагалась скотопойня с теплой кладовой, в другом — баня для рабочих. Вода в это помещение поступала по каналу из расположенных в глубине острова трех озер. Проточной водой через каналы снабжались и многие другие хозяйственные постройки скита. В 80-е годы XIX века здесь были ферма, конюшня, птичий двор, комната для сквашивания молока. Существовало в скиту и несколько жилых корпусов. Сейчас здесь в очень разрушенном виде находится деревянное здание Сергиевского корпуса, сооруженное в 1898–1900 годах. В 1901–1905 годах на месте старого деревянного жилого корпуса был построен новый каменный, специально для молочного хозяйства. Помимо погребов и кладовых, в нем размещались и жилые помещения. Здание строилось по проекту архангельского архитектора Г.К.Иванова. Внутри его — коридорная система расположения помещений. Теперь здесь живут трудники, которые работают по возрождению этого монастырского скита.

Остров Малая Муксалма прилегает к Большому. На нем расположены три сооружения, дополняющие наши представления о соловецкой архитектуре. Первые постройки на этом небольшом и безлесом острове появились после строительства каменной дамбы, соединившей острова Большая и Малая Муксалма.Позднее здесь были заведены рыбные и звериные промыслы, также потребовавшие необходимых жилых и хозяйственных зданий. От ранее существовавших строений до наших дней сохранились два жилых сооружения, причал и часовня. Деревянная часовня была установлена здесь в 1876 году. Она является переделанным остатком Онуфриевской церкви и занимает важное место в истории деревянного культового зодчества на Соловках. Две промысловые избы, стоящие недалеко от берега в южной стороне острова, срублены из солидных бревен более ста лет назад. Вытянутые прямоугольные клети разделяются стеной на жилые помещения и сени. В отдельных мес­тах построек сохранились первоначальные конструкции, характерные для народного зодчества. Раньше к домам вплотную примыкали небольшие хозяйственные амбары и чуланы, рядом располагались вешала для просушивания сетей, вóроты, поминальные и обетные кресты.

Зайчики

Лабиринты Заяцкого острова

Лабиринты Заяцкого острова

Именно так ласково называют соловчане, а за ними и приезжающие на Соловки люди, Большой и Малый Заяцкие острова, расположенные в 5 км к юго-западу от гавани Благополучия, откуда и отплыл наш пароход. Отойдя от Соловецкого причала, морской катер, избегая мели, минует небольшие островки — луды. На одном из них (Бабья луда) располагалась раньше женская гостиница: в старые времена женщинам запрещалось жить у стен монастыря. Их переправляли на службу в обитель специальными лодками. Сейчас на этом островке стоит навигационная вышка и небольшая ветхая изба. Удаляясь в море, мы наблюдаем полуразвалившиеся валунные насыпи — остатки навигационных знаков, указывавших кратчайший и безопасный путь в бухту. При митрополите Филиппе эти валунные кучи венчались высокими крестами.

Белое море было привычной стихией для жителей Поморья. На специальных лодках добирались от материка к Соловкам даже в зимнее время и в распутицу (хотя подобные рейды были редкими). Глубина Белого моря в районе Соловецких островов невелика. Рельеф дна сложен: он состоит из впадин, мелей, подводных камней, небольших, выступающих над водой каменных гряд — луд. Большие колебания уровня воды связаны с приливами и отливами. При этом — уникальный растительный и животный мир Белого моря. Промысловое значение здесь имеют морские водоросли, особенно три их вида: анфельция, напоминающая темно-малинового цвета мох (из нее изготовляют агар-агар, применяющийся в кондитерской промышленности); фукус — желтого цвета куст с поплавочками-ягодками на концах ветвей (из него изготовляют кормовую муку) и ламинария — морская капуста темно-зеленого цвета, длиной иногда по несколько метров (используется в пищевой промышленности и фармакологии). В Белом море насчитывается 60 видов рыб, основные из которых — сельдь, навага, трес­ка, камбала, морской окунь, зубатка. Обитают в холодных водах белуха, тюлени.

Плавание было недолгим, хотя на море дул сильный ветер и сгущались над нами черные тучи. Уже потом, на Большом Заяцком острове, разверзлись хляби небесные и бешеный ливень внезапно обрушился на нас прямо у знаменитого лабиринта, так и не изученного нами до конца по причине стихийного бедствия. Все промокли сразу, так как даже наличие защитного плаща не помогало. Под ногами бурлил водяной поток, вокруг вообще ничего не было видно. Спасаясь от дождя, мы вернулись в деревянный храм и там уже дослушали рассказ нашего провожатого, тоже вымокшего до нитки. Только самые любознательные решились после прекращения ливня пройти по тропинке в другую часть острова.

Валунная гавань Заяцкого острова

Валунная гавань Заяцкого острова

Зайчики оправдывают свое название — зайцев на них, как свидетельствуют местные жители, очень много (правда, мы не видели ни одного, очевидно из-за непогоды). Некоторые считают, что острова получили свое название из-за морских зайцев-лахтаков, полюбивших это место. Большой Заяцкий — это маленький островок площадью не более 2 кв.км. При этом он числится в списке главных достопримечательностей Соловецкого архипелага. Здесь расположен самый крупный на Европейском Севере России комп­лекс культовых и погребальных сооружений II-I тысячелетий до н.э. В него входят полтора десятка лабиринтов и около 1000 других каменных выкладок. Крупнейший лабиринт достигает 25 м в диаметре. Назначение этих памятников до конца не разгадано. Много позднее, рядом с древними «вавилонами», как называли лабиринты монахи, появились выложенные из валунов кресты. Так возник свое­образный диалог между языческой и христианской культурами, благодаря которому, возможно, и сохранились на Соловках эти таинственные сооружения, уничтоженные в других местах. Недалеко от этих памятников обнаружена стоянка первобытных людей раннего железного века.

Неолитические сооружения на берегах архипелага — одна из загадок археологии. Так называемые «лабиринты» — невысокие (до 40 см) закругленные наземные сооружения, выложенные из небольших по размерам булыжников и по форме напоминающие спираль. Лабиринты имеют один вход и выход. Следуя по дорожке между камнями, человек, не пересекая барьера, через некоторое время выходит на то место, откуда начал движение. Подобные памятники встречаются в Карелии, Мурманской области, в странах Северной Европы. Разгадать тайну этих сооружений ученые пытались уже в XIX веке. В XX столетии была сделана попытка связать эти «вавилоны» с каменными сооружениями, расположенными рядом — курганами и дольменами. Есть предположение, что «лабиринты» в комплексе с грудами камней были священным местом, связанным с заупокойным культом предков древних финских племен. Также существует и мнение о культово-промысловом назначении «лабиринтов», которые располагаются в прибрежной зоне вблизи морских тоней и их структура напоминает ловушки для рыбы. Современные исследователи Соловецких лабиринтов пришли к выводу о пространственной и функциональной связи «лабиринтов» с каменными курганами.

После большого, укрытого лесами Соловецкого острова, Заяцкий выглядит беззащитным перед ветром. Преобладают низкие, корявые «танцующие» березы. Значительные участки покрыты камнями и низкой стелющейся растительностью.

Другую группу достопримечательностей Большого Заяцкого острова составляют монастырские постройки XVI–XVIII веков. Они сосредоточены на небольшом участке в северо-западной части острова, на месте, прикрытом от морского прибоя соседним Малым Заяцким островом. Во времена святителя Филиппа в середине XVI века была построена каменная гавань, приспособленная для ремонта судов. По легенде, ее строил один монастырский отшельник, «обладавший натуральною механикою». Летописец сообщает, что пристанище и палаты строили «люди монастырские да игуменовы наймиты». Из-за сложного входа в гавань Благополучия крупные суда редко подходили прямо к стенам монастыря, но путешествующие заходили помолиться на Заяцкий остров и ставили поклонные кресты. Их раньше насчитывалось на Зайчиках около 2,5 тысяч. Неоднократно здесь бывали и иностранные корабли — английские, нидерландские, датские.

Самое уникальное сооружение острова филипповского времени — валунная гавань. Она расположена на мысу. Трапециевидной формы водоем с трех сторон ограничен валунными дамбами, широкими внизу и постепенно сужающимися кверху. С северной береговой части гавани между грядами камней устроено пять различной величины углублений для стоянки судов. С противоположной стороны для них устроен четырехметровый проход. Размеры гавани позволяли укрываться в ней как крупным грузовым судам, так и мелким промысловым. Несмотря на разрушительную силу морских волн и прошедшее время, основные архитектурно-строительные особенности гавани сохранились. Она и сейчас выглядит уютной и желанной среди суровой природы.

Вместе с гаванью на острове была построена «палата каменная с предсением, да поварня поставлена каменная же, источники ископа и проведе вод живых рекеше ключевых на прожитие… Да туте же в Заяцких игумен Филипп строил становище близ палаты». От старой палаты в настоящее время сохранилась лишь нижняя часть. Небольшое здание крепко покоится на земле, составляя единое целое с окружающим ландшафтом. По существу, это одна из самых ранних валунных построек на островах архипелага, ставшая образцом для многих других. Расположенная к югу от нее поварня также выложена из валуна.

Деревянная церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного возведена, по преданию, при личном участии Петра I в 1702 году при посещении им Соловков (во второй раз). По своему внешнему виду храм не похож на традиционные деревянные церкви Севера: он напоминает посадские церкви средней России. Приземистая клеть покрыта четырехскатной кровлей, увенчанной небольшой главкой с крестом. С востока — пятигранный алтарь, с запада — небольшая трапезная. С севера и юга раньше во всю длину храма шла крытая галерея. Известно имя строителя — дворцового уставщика Ивана Стефановича Торжнева. Утварь и иконостас были доставлены вместе с деревом, заготовленным загодя. Простой, четкий силуэт храма прекрасно гармонирует с пустынным пейзажем острова.

Официально на Большом Заяцком острове скита не числилось. Здесь находились покои архимандрита — «домик для приезда начальников», гостиница, погреб, поварня, конюшня. В XVIII веке здесь размещалась «карантинная застава» для борьбы с контрабандной торговлей вином.

В обычае направляющихся из монастыря на Заяцкие острова было поднимать по прибытии флаг на Сигнальной горе. Это означало, что дошли благополучно, а с моря видели, что в ските кто-то есть.

В лагерное время на Зайчиках был организован женский штрафной изолятор с суровым режимом, в который попадали главным образом беременные. Попав сюда раз, старались больше не попадать.

На Малом Заяцком острове располагается крупная колония морских ласточек — полярных крачек — смелых и симпатичных обитательниц холодных морей.

Кузова

Голгофский скит на острове Анзер. Гравюра 1830 г

Голгофский скит на острове Анзер. Гравюра 1830 г

К сожалению, никто не рассказал нам о возможности посмотреть эту интереснейшую часть Беломорья — архипелаг Кузова. В основной литературе и путеводителях не удалось тоже ничего найти. И только случайно в специальном археологическом издании я нашла следующее: «Скальные купола Кузовов не оставляют равнодушным никого: такой мощью и древностью веет от этих седых вершин, так заманчиво блестит на солнце песок узких пляжей, так причудливо извивается береговая линия этих каменных «кусочков» суши… На скальном куполе со времен средневековья находилось одно из двух знаменитых саамских святилищ Кузовов…Непередаваемо прекрасные виды открываются с высоты 100 метров над уровнем моря.»

Прекрасным дополнением к этим словам стали отрывки из писем отца Павла Флоренского сыну с Соловков о поездке на Кузова: «Пейзаж величественный и незабываемый. Из моря выходят грибообразные шапки, или словно караваи хлеба, голые, оглаженные, с крутыми, а местами совсем отвесными берегами, уходящими под большим наклоном в море…Изумительные краски закатного и еле заходящего солнца придают морю розовые, пурпурные, нежно голубые тона, и кажется, словно находишься не на земле, а в сказочной стране или видишь всё во сне, так оно непохоже на привычное и общеизвестное. Порою все заволакивается туманом. Гремят грозы…Порою, почти внезапно, начинают дуть ветры. Море покрывается барашками, плыть на моторной лодке становится невозможным, ее качает во все стороны, как ореховую скорлупку на воде. Но столь же внезапно ветер затихает, волна прекращается, начинает светить солнце своим жемчужным, призрачным светом. В море плещутся морские зайцы, которых ловят почти без труда. Довольно много птицы…Один из островов с отвесными берегами, совсем голый, совсем безлесый, покрытый лишь сверху оленьим мхом да разноцветными лишаями — зеленоватыми, серыми, коричнево-черными, оранжевыми, оказался густо населенным птицей. Когда мы подъехали к нему, то уступы береговых отвесных скал были унизаны птичьим гуано… Острова, как видно по морским террасам на склонах, подымаются, как подымается и дно моря. Постепенно близкие острова соединяются низменными перешейками, которые можно наблюдать во всех стадиях образования». Если вам случится поехать на Соловецкие острова, постарайтесь попасть и в это удивительное место!

Остров Анзер

Путешествие на этот загадочный остров было едва ли не самым большим желанием всех участников нашей поездки. Попасть на него удается не всегда из-за трудностей природного свойства: как только задует северо-восточный ветер, приблизиться к острову практически невозможно. Мы слышали много рассказов очевидцев, как люди, отчалив от Большого Соловецкого острова, болтались в море, попадали в туман и с трудом возвращались обратно, так и не преодолев вообще то небольшое расстояние от Соловецкого острова до Анзера. Нам повезло, хотя в ночь перед намеченным путешествием была настоящая буря, выл ветер, лил дождь и казалось, что стихия против нас. Но утром выглянуло солнце, тучи разбежались, хотя ветер был еще сильным. Он-то и не позволил нам причалить в Троицкой губе, поэтому мы не увидели Троицкого скита. Когда вдали, в дымке, проступил берег Анзера и появился силуэт горы Голгофы, увенчанной церковью, захватило дух от радости. Чтобы высадиться на берег, пришлось пересаживаться с нашего катера на обычную шлюпку. Весь берег был устлан ламинариями. Анзер встретил нас теплом и солнцем.

Голгофо-Распятский скит на острове Анзер

Голгофо-Распятский скит на острове Анзер

Это, безусловно, самый замечательный и таинственный из Соловецких островов. С ним связано множество легенд и сказаний, зачастую основанных на реальных исторических событиях. Говорят, что именно здесь похоронен разбойник Колга, которого на Руси именовали Кудеяром. Об Анзерской горе Голгофе рассказывают не меньше ужасов, чем о знаменитой Секирке в период СЛОНа. С XVI века остров был облюбован Соловецкими отшельниками, которые почувствовали его особость и прелесть. Остров Анзер отделен от Большого Соловецкого острова нешироким проливом, но переправа через него нередко не просто трудна, но и опасна. Длина острова около 17 км, ширина не превышает 7,5 км. Ландшафты удивительно разнообразные: луга соседствуют с тайгой, крутые холмы, покрытые лесом, — с болотами и тундрой. Живописная местность органически включает в себя скиты в глубине острова и хозяйственные постройки на побережье. В тундровые ландшафты вписываются святилища и лабиринты у Капорской губы и на Колгуевом наволоке.

В монастырских документах остров Анзер упоминается с XV века. Житие преподобных повествует о некоем разбойнике Василии, который обрел раскаяние на острове Анзер. В то время Троицкая губа использовалась для стоянки судов и морских промыслов, а позднее, в XVI веке, на острове появились соляные варницы. В 1583 году сюда была перенесена из монастырского кремля деревянная церковь св.Николая и игумен Иаков хотел устроить на острове отдельный монастырь. Этот план был осуществлен только в XVII веке преподобным Елеазаром Анзерским, который основал на пустынном острове Троицкий скит. В нем принял монашеский подвиг будущий патриарх Никон. Преподобный Елеазар прославился многими чудесами и духовными подвигами. Старообрядцы считают, что именно он первым постиг «сатанинскую» сущность будущего церковного реформатора (Никон бежал с острова из-за серьезной размолвки со скитоначальником). Елеазар был незаурядной личностью: резчик, переплетчик, собиратель книг, иконописец. Его «Грамота о видениях и откровениях» — своеобразная автобиография, в которой отчетливо прослеживаются и реальные события.

По литературным и архивным источникам можно проследить историю формирования архитектурного ансамбля Анзерского Троицкого скита, представить его внешний вид на ранних стадиях существования. В 1620 году, очевидно, уже немалое число иноков обращается к государю с просьбой о создании церкви. В ответ царь Михаил Федорович посылает на остров всевозможную утварь, иконы и велит монастырским плотникам воздвигнуть церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина. Церковь была освящена уже в 1621 году. По царскому же указу было предписано иметь на острове 12 человек братии и быть «в послушании» Соловецкого монастыря. Однако в 1633 году Анзерский Троицкий скит был отписан от Соловков и стал самостоятельным. В 1638 году царь дает 900 руб. денег на строительство в пустыни новой каменной с трапезой церкви и посылает московского зодчего Трефила Шарутина. Дороговизна строительного материала и масштабы проекта помешали его осуществлению. В 1647 году возобновляется подготовка, но размеры церкви уменьшаются и строят ее соловецкие каменщики. В 1650 году каменная Троицкая церковь с приделами Знамения и Михаила Малеина была освящена. Недалеко от нее построили деревянную колокольню (из бревен старой церкви). Вокруг центрального здания стояли кельи, сооруженные не без помощи вкладчиков. В стороне находился хлебный амбар с сушилом наверху и амбар для ржаной муки. На берегу Троицкой губы были устроены валунная пристань и якорный амбар.

Береза в форме креста на горе Голгофе

Береза в форме креста на горе Голгофе

После Соловецкого восстания скит был вновь приписан к монастырю. В 1740–43 годах обветшавший каменный храм был разобран и на его месте возвели новый, в барочных формах. Деревянные кельи уже в начале XIX века были заменены каменным двухэтажным корпусом. Последняя крупная перестройка сооружений скита осуществлялась уже в конце XIX века: по плану архангельского архитектора Введенского была вновь построена Троицкая церковь. С незначительными изменениями сохранилась колокольня XVIII века и наиболее интересное сооружение — трапезная XVII века. Позже, в XIX веке, Троицкий скит становится местом массового паломничества. В 1829 году для приезжих строится гостиница, перестраиваются деревянные постройки хозяйственного назначения. Строится и специальная баня с портомойней, откуда шел канал в пресное Святое озеро. Тогда же были сооружены и специальные постройки на берегу моря для просушивания сетей и проживания рыбаков. В современных условиях постройки находятся в аварийном состоянии и требуют больших ремонтных и реставрационных работ.

Еще один знаменитый анзерский пустынножитель — блаженный Иов (в схиме Иисус) был духовником царской семьи и попал на остров, будучи замешанным в деле объявления Петра I антихристом. Он основывает Распятский скит на горе Голгофе и сразу предпринимает меры к строительству двух каменных храмов. Средств не хватило и на горе была поставлена скромная деревянная церковь в честь Распятия. В сильно перестроенном виде она получила позднее название Воскресенской и сейчас находится при подходе к горе по дороге от Троицкого скита. Это было удобное место уединения, «безмолвия».

В 1718 году разбогатевший и насчитывающий 30 человек братии скит был неожиданно разграблен, а спустя два года, после смерти Иисуса, в нем оставалось только два монаха. По описи середины XVIII века все же здесь рядом с ветхими кельями стояли новые. В 1768 году по инициативе Академии наук велась переписка с монастырским начальством о возможности устройства на горе астрономической обсерватории. Окончательного решения дело не имело.

Восстановление Распятского скита соотносят с деятельностью архимандрита Досифея в 1820-х годах. Вот как он описал эту удивительную местность: «Среди почти самого Анзерского острова, от Троицкого скита на восток, находится круглая гора, отменной высоты, вулканического вида и чрезвычайно круглая, так что взойти на оную прямо весьма трудно… С вершины ее при ясной летней погоде представляются взорам прекрасные виды: неотъемлемое для глаза пространство морских вод, на коих часто при благополучном ветре носятся с распущенными парусами суда, и на самом острове возвышенные холмы, покрытые зеленеющим лесом, многие озера, различные по величине с разных мест и даже при подошве самой горы находящиеся, представляют величественную картину».

На стосемиметровую высоту горы прокладывается и мостится пологая дорога. На вершине горы с помощью подсыпки грунта и обкладки его крупным валуном выравнивается значительная площадка, ставшая основанием для монументальной каменной церкви. Корпус высотой и длиной свыше 30 метров включал двухъярусную пятиглавую церковь Распятия, паперть, сени и кельи. Над сенями была поставлена массивная колокольня. Сейчас, после почти законченной реставрации, белый объем храма виден далеко с моря. Голгофо-Распятский скит отличался исключительно строгим уставом: здесь служили только панихиды, было установлено чтение Неусыпаемой Псалтири. Вслед за церковью в 1831 году возводится первая гостиница, а два года спустя на южном склоне строится двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной наверху. Аналогичный по размерам и форме корпус стоял и с восточной стороны церкви. Стилистическая близость сооружений скита способствует целостности художественного восприятия всего ансамбля.

В XIX веке на острове были благоустроены дороги. Они не только связывали между собой скиты, но и расходились к промысловым урочищам острова — Кирилловскому на восточном берегу, Капорскому — на западном, к Спасательной станции в устье Троицкой губы.

В советское время остров Анзер стал особым отделением Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). Первоначально здесь содержали «политиков» — меньшевиков, анархистов и эсеров, противников большевиков. Затем остров был превращен в штрафной изолятор, куда помещали уголовников-рецидивистов, которых боялась даже охрана. Нередко сюда попадали просто неугодные начальству узники. Одно время здесь содержали заключенных женщин с грудными детьми. В 1929 году на остров вывезли бóльшую часть содержавшегося на Соловках православного и католического духовенства. Вообще Голгофа оправдала чудесное предсказание Иова: «Сия гора убелилась страданиями неисчислимыми». Для множества мучеников чудесный вид с горы был последним, что они видели в этом мире. И чудом выросшая у подножия горы береза в виде креста — дивный знак памяти и милости Господней. Недавнее возоб­новление монашеского жительства на Соловках стало значительным событием наших дней.

Страшная память СЛÓНа

Идея создания концентрационного лагеря на Соловках возникла весной 1920 года, одновременно с установлением на архипелаге cоветской власти. Монастырь закрыли, его руководство было сослано, монахи и трудники стали работниками совхоза (именно тогда и появился на Большом Соловецком острове Поселок с жилыми домами). Первые заключенные прибыли на остров в том же году и работали в совхозе. Официально «Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения» (СЛОН) был сформирован 13 октября 1923 года, но тысячи заключенных начали прибывать на архипелаг уже летом. О cоловецких событиях 1920–30-х годов мы знаем подчас меньше, чем о всей прежней истории Соловков. Невозможно без содрогания знакомиться с экспозицией, представленной в одном из помещений монастыря. Вы попадаете под темные, закопченные своды, и отовсюду на вас смотрят лица людей, для которых Соловки стали последним пристанищем на этой земле.

Первым начальником Управ­ления лагерями был Александр Ногтев, которого сменил Федор Эйхманс. В состав Соловецких лагерей в разное время входили Вишерские и Свирские лагеря, в 1931 году на базе материковых отделений СЛОНа был создан Беломоро-Балтийский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), а в 1933 году Соловки оказались его штрафным отделением. Воротами «лагерных Соловков» был знаменитый Кемский пересыльный пункт в Рабочеостровске, откуда теперь отправляются все путешествующие на Соловки. Этот страшный лагерный дух витает сегодня и над самой Кемью, по улицам которой мы ходили в последний день, пытаясь отыскать главную культурную ценность города — деревянную Успенскую церковь XVII века (как она еще не рухнула — непонятно!).

Численность заключенных на островах не была постоянной и колебалась от 3 до 16 тысяч (в литературе можно встретить и более страшные цифры — до 60 тысяч!). Первоначально заключенные работали для самообеспечения лагеря, но с середины 1920-х годов делается попытка создания рентабельных производств: лесозаготовок, торфоразработок, кирпичного производства, добычи и переработки продуктов морских промыслов, дорожного строительства. В лагерном поселке работали механический, кожевенный, гончарный и смолокуренный заводы. По острову проложили узкоколейную железную дорогу. Соловецкие заключенные строили дороги на материке, основывали новые лагерные системы: Вайгач, УхтПечЛаг, БелБалтЛаг и другие.

До конца 20-х годов Соловецкие лагеря имели особый статус: они не платили государственных и местных налогов и сборов, имели собственные денежные знаки, собственную прессу. На этом строился лагерный произвол, система издевательств над людьми и использование принудительного труда. Удачных побегов с Соловков почти не было, но информация о беломорских лагерях все же попала за границу. Пришлось привезти А.М.Горького, чтобы он написал «правду о Соловках»…Она осталась на его совести! Тогда же были сняты постановочные кадры фильма о жизни Соловецких лагерей, которые изумляют чудовищной фальсификацией действительности.

Соловки быстро приобрели славу одного из самых жестоких лагерей, хотя последующие времена дали примеры гораздо более страшные. Подлинную картину произвола и жестокости, возведенных в систему, разум иногда просто отказывается воспринимать. Соловецкие лагеря сделались устрашающим символом мученических путей России в XX веке. В 1937 году на базе лагерей была организована Соло­вецкая тюрьма ГУГБ, просуществовавшая до 1939 года, когда с началом советско-финской войны все заключенные с Соловков были разосланы по другим изоляторам, а острова переданы Северному флоту.

Современное понятие туризма, в особенности массового, совершенно неприложимо к Соловкам — это оскорбление святыни и памяти жертв большевистских репрессий. Сегодняшнее возрождение Соловков как духовной твердыни Беломорья, наверное, требует длительного времени. Успех этого дела будет зависеть от нашей духовности, от нашей веры, от нашего отношения к прошлому, от нашей памяти и еще от того, насколько глубоко мы можем осмыслить идею Соловков.

Нина Наумовна Жервэ,

зав. сектором Музея истории СПбГУ — отдела Музейного комплекса СПбГУ

Фото автора

Новости СПбГУ