«…Поставлен им краеугольный камень…» А.П. Куницын в истории Санкт-Петербургского университета
Почему-то, обращаясь к Александровской эпохе и вспоминая ее героические события и знаменитых людей, мы очень редко произносим это имя. А зря!
19 октября 1811 года началась жизнь Лицея как уникальнейшего явления в истории не только русской культуры, литературы, но и педагогики. На акте открытия с блистательной вступительной речью обратился к присутствующим профессор Александр Петрович Куницын и император похвалил оратора. Именно о нем позже напишет Александр Сергеевич Пушкин строки:
«Вы помните: когда возник
Лицей,
Как царь для нас открыл
чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас
Куницын
Приветствием меж
царственных гостей».
А.С.Пушкин. «Была пора…»
1836
Уроженец Тверской губернии села Кой (1783 г.), он был выходцем из семьи священника, учился в духовном училище в Кашине, затем в тверской семинарии и в Санкт-Петербургском Педагогическом институте Это учебное заведение было образовано в первые годы царствования Александра I на основе Учительского института, созданного еще в 1783 году Екатериной II. Фактически оно являлось университетом, но не имело его статуса. Среди наставников Куницына необходимо вспомнить замечательного правоведа, философа, экономиста, обществоведа, «карпато-роса» (как тогда говорили) М.А.Балугъянского, читавшего курсы политической экономии, финансов и дипломатики. Блестящий ученый, получивший образование в Европе, он пользовался особой любовью и уважением студентов. Куницына, которого современники называли «первым студентом» института, М.Балугьянский очень любил и выделял.
Из первого выпуска Педагогического института отобрали 12 лучших студентов для стажировки и расширения знаний за границей. Среди них был и Александр Куницын. Его соучеником был в то время и Николай Иванович Тургенев. Каждый студент получил рекомендательные письма к профессорам европейских университетов и специально разработанное «Наставление», которое гласило: «Геттинген отличался уже давно перед прочими университетами тем, что исторические науки и для дипломатических занятий сведения в нем процветают… Училище во Франции и Академия законодательства суть единственные заведения, где можно слышать нечто о законоположении и политике, но там есть и другие заведения, есть люди, новые постановления и множество других вещей, достойных внимания».
Стажеры слушали виднейших ученых Геттингена: Герена, Шлецера, Сарториуса. Вольная атмосфера университетского города была непривычной для русских студентов и повлияла на их взгляды и отношение к свободе. Самостоятельно Александр Куницын также прослушал курс юриспруденции и дипломатии в Парижском университете, Гейдельбергском университете в Германии и возвратился домой в начале 1811 года с огромным запасом сведений, собственных мыслей, молодым жаром и энтузиазмом.
В 1811 году Александр Петрович после успешно выдержанного экзамена был определен адъюнкт-профессором в только что учрежденный Царскосельский Лицей по кафедре нравственной философии и правоведения. Когда Куницыну поручили произнести вступительную речь-лекцию на открытии, то он приготовил ее по всем правилам ораторского искусства и вложил в нее весь пыл своей веры в просвещение и торжество свободной мысли.
В речи Куницына говорилось: «Государственный человек должен знать всё, что только прикасается к кругу его действия; его прозорливость простирается далее пределов, останавливающих взоры частных людей. Стоя при подножии престола, он обозревает состояние граждан, измеряет их нужды и недостатки, предваряет несчастия, им угрожающие, или прекращает постигнувшие их действия. Он старается проникнуть в сердце человеческое, дабы исторгнуть корень пороков, ослабляющих общество; никогда не отвергает он народного вопля, ибо глас народа есть глас Божий. Соединяя частные пользы с государственными, он заставляет каждого стремиться к общественной цели. Граждане охотно следуют его мановениям, не замечая его власти».
Курс лекций Куницына охватывал двенадцать циклов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое и так далее. Все это составляло некое единство, так как Александр Петрович считал, что «наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь и одно объясняется достаточно другим». Здесь были и азы политической экономии, и обзор различных общественных систем, и даже анализ пороков крепостного строя! «Крепостной человек, — отмечал в одной из лекций Куницын, — не имеет никакой собственности, ибо сам он себе не принадлежит. Не ему принадлежит дом, в котором он живет, скот, который он содержит, одежда которую он носит, хлеб, которым он питается».
Центральной идеей всех лекций и занятий Куницына была одна: человек рождается свободным и должен подчиняться только воле гражданских законов, а не воле тирана.
«Граждане независимые делаются подданными и состоят над законами верховной власти: но сие подданство не есть состояние кабалы. Люди вступая в общество, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты:; они подвергаются верховной власти, но только на том условии, чтобы она избирала и употребляла средства для их безопасности и благосостояния». (А.Куницын. Начало курса лекций «Изображение политических наук»).
Постепенно, каждодневными трудами, внешне неулыбчивый, строго педантичный, суховатый Александр Петрович формировал внутренний мир своих воспитанников. П.А.Плетнев говорил о Куницыне, что он «при уме быстром и проницательном, обогащенном разнообразными познаниями, отличался характером твердым и благородным».
Александр Петрович Куницын, помимо преподавания и составления курса лекций, занимался также и изданием учебных пособий по нравственным и гражданским наукам, так как книг не хватало. Часто ученики переписывали его же собственные тетрадки-конспекты. В 1817 году, стараниями Куницына и педагогической конференции было издано справочное пособие «Краткое изображение взаимной связи государственных сведений», а в 1818 и 1819 годах вышли два тома: «Право, естественное и публичное», по которым занимались все лицеисты, пока тома эти не обветшали до неузнаваемости!
Эти последние свидетельствуют о большом таланте автора, сильной логике и замечательной для того времени научной самостоятельности, хотя он придерживался такой теории и таких положений, которые уже и в то время признавались устаревшими. Строгая и сильная логическая мысль, самостоятельность суждений, выработанная под влиянием Канта и Руссо, глубокая убежденность — таковы отличительные особенности его «Права естественного». По его учению «властитель общества, как ограниченный, так и неограниченный, обязывается наблюдать: а) права членов, b) права самого общества и c) условия и коренные законы, содержащиеся в договоре соединения и в договоре подданства. Употребление власти общественной безо всякого ограничения есть тиранство и кто оное производит, есть тиран…
…Всякая власть родителей над детьми противозаконна, если не принадлежит к воспитанию. Посему родители не имеют права поступать с их детьми как с собственностью. Хотя родители имеют право наказывать детей, но только для цели воспитания. Всякое наказание, не для сей цели производимое, есть несправедливость» — вот основные мысли книги.
А.П.Куницын считал правомерным как демократическое, так и аристократическое и монархическое устройство общества, но осуждал деспотизм. Вместе с тем он требовал отличия «естественного равенства» и «политического», а потому и различения «первоначальных» и «производных» прав «бедных и богатых, умных и несмышленых, сильных и слабых».
Общественно-политические и философские взгляды профессора в основном базировались на теории Ж.-Ж.Руссо об общественном договоре и идеях французских просветителей. Уже после смерти А.П.Куницына в некрологе газеты «Русский инвалид» говорилось: «Любовь к юношеству, к наукам и святому долгу преподавания одушевляли… слово его, всегда важное, благородное, всегда ясное, непринужденное , простое и потому вразумительное… Его целью было — не поражать блеском, а озарять, обогащать верными познаниями умы юношей, развивая их до самостоятельности, и он всегда успешно достигал этой цели» (Русский инвалид. 1840. № 277). Именно об этом писал его ученик А.С.Пушкин в год лицейской годовщины:
«Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал
наш пламень,
Поставлен им краеугольный
камень,
Им чистая лампада возжена…»
Годовщина 19 октября 1825 г.
С 1817 года он занял в качестве ординарного профессора в Главном педагогическом институте кафедру «прав общих»; с открытием Университета читал те же предметы и в нем. Он был одним из лучших преподавателей своего времени.
8(20) февраля 1819 года Александр I утвердил всеподданнейший доклад министра духовных дел народного просвещения Голицына об учреждении Санкт-Петербургского университета. Тогда же было принято временное положение — «Первоначальные правила» С.С.Уварова в качестве прообраза устава. 14 февраля «в 7-м часу пополудни» в здании Двенадцати коллегий состоялся торжественный акт открытия возрожденного Санкт-Петербургского университета. Ему предоставлялись четыре корпуса здания Двенадцати коллегий, ранее занимаемые Главным педагогическим институтом.
В структуре Университета создавались три отделения: I. Наук юридических и философских; II. исторических и словесных; III. естественных и математических наук; Благородный пансион и Учительский институт (бывший Главный педагогический институт). Историк В.Григорьев, характеризую педагогический состав нового Университета, отмечал, что «по достоинству преподавательских в нем сил университет наш, если и не превосходил другие русские университеты того времени, то ни в коем случае не уступал им». В эти годы в Петербургском университете сформировалась довольно значительная группа преподавателей, которые были подлинным украшением русской науки. Их всех объединяли явно выраженные просветительские идеи и взгляды, независимо от возраста и происхождения. Особенно это проявилось в лекциях по политической экономии и праву (М.А.Балугьянский, А.П.Куницын, М.Г.Плисов и др.), статистике и географии (К.Ф.Герман и К.И.Арсеньев), всеобщей истории (Э.Раупах).
1 ноября 1819 года в Петербургском университете начался новый учебный год. Сто казеннокоштных студентов, переведенных из Главного педагогического института, обучались по старой программе. Своекоштных было 24 человека. Несмотря на многие трудности, Петербургский университет в это время являлся одним из лучших в России. Здесь не только развивалась передовая научная мысль, но были разработаны принципы университетского образования, впервые в русских университетах была введена специализация. Но уже в начале 20-х годов разразилась первая гроза.
Ее предвестьем стала попытка руководства университета добиться утверждения стабильного устава. Столкнулись взгляды князя Голицына и графа Уварова. Являясь убежденным сторонником классического образования, С.С.Уваров считал необходимым проведение вступительного экзамена по латинскому языку, чтение части лекционных курсов на латинском языке и введение многочасовой программы по изучению латыни. Это нашло отражение и в уваровском проекте нового университетского устава, который вызвал резкую критику со стороны Главного правления училищ. Возвращенный Уварову устав по требованию министра (Голицына) был передан специальному профессорскому совещанию, созданному в Университете. Новый поток критики теперь исходил от профессоров. В дальнейшем этот документ вновь обсуждался в Главном правлении и вновь возвращался в Университет до тех пор, пока в 1821 году не избавились от Уварова.
Так называемые «беспорядки» в Благородном пансионе в начале 1821 года были вызваны заменой преподавателя литературы, друга А.С.Пушкина В.Кюхельбекера (он также был учеником А.П.Куницина в Царскосельском Лицее) учителем И.Пенинским. На Кюхельбекера был подан донос в связи с прочитанным им в Вольном обществе любителей российской словесности стихотворением «Поэты», как политическим вызовом правительству в связи с высылкой А.С.Пушкина на юг. Формально Кюхельбекера даже не успели уволить: он сам ушел в отставку. Попытка Уварова объяснить реакцию учеников на это «детской шалостью» (в классе дважды были погашены свечи и «производился шум») успеха не имела. Инцидент был представлен как политическая демонстрация, и директору пансиона было предоставлено право заменить «ненадежных» преподавателей.
В 1820 году Куницын покинул Лицей, получив кафедру при Петербургском университете и должность начальника учебного отделения Пажеского и Кадетского корпусов, но прослужил профессор в Университете недолго. Дело Куницына возникло в начале 1821 года одновременно с делом «о беспорядках» в пансионе. Кампания сопровождалась невероятным шумом, чудовищными обвинениями и абсурдными выдумками. Куницынские взгляды представлялись как сочетание одинаково опасных и вредных для общества идей Руссо и Марата, «разрушающих основы веры» и являющихся «лжеумствованиями». Профессор Петербургского университета А.П.Куницын был в действительности далек от революционных выводов, но являлся убежденным противником крепостного права и тирании. Будучи приверженцем идеи общественного договора, он осуждал феодальную государственную систему. Тот «краеугольный камень», который был «поставлен» Куницыным, и та «чистая лампада», которая была им «возжена» должны были повлечь его увольнение. В марте 1821 года профессор А.П.Куницын покинул Университет. Он вернулся сюда лишь через 27 лет в качестве его почетного члена.
Со сменой начальства в министерстве и после отставки графа Уварова с поста попечителя учебного округа на его место был назначен член Главного правления училищ Д.П.Рунич. Осенью 1821 года он организовал так называемое «дело профессоров Петербургского университета», которые обвинялись в политической неблагонадежности и преподавании наук в духе, противном «началам христианским и монархическим». От выборочной расправы с отдельными профессорами был сделан шаг к массовому изгнанию передовых деятелей науки из Университета. Над четырьмя профессорами: Германом, Раупахом, Галичем и Арсеньевым было устроено позорное судилище, в результате которого им запрещалось читать лекции в Университете. Опальные профессора обвинялись не только в пропаганде ошибочных теорий, но и в принадлежности к сообществу, сознательно подрывающему господствующий порядок. Не желая участвовать в этих действиях, М.А.Балугьянский подал прошение об увольнении от должности ректора.
Когда разыгралась эта история, книга Куницына о естественном праве была, по представлению Рунича, признана Главным правлением училища «противоречащей явно истинам христианства и клонящейся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных». В официальном постановлении говорилось:«…книгу сию, как вредную, запретить повсюду к преподаванию по ней и притом принять меры к прекращению… преподавания естественного права по началам столь разрушительным, каковы оказались в книге Куницына!» Весь тираж учебного пособия — 1000 экземпляров — был изъят у книгопродавцев и даже частных лиц и сожжен, а сам Александр Петрович — незамедлительно уволен со всех постов в министерстве просвещения!
Александр Петрович тяжело пережил свою ненужность, отстраненность от преподавания, но нашел в себе силы работать дальше, служить на благо Отечества. Для него это все не было только высоким слогом. За ним сохранилось место преподавателя Пажеского корпуса.
В 1826 году М.А.Балугъянский взял его на службу во II отделение Собственной Его Величества Канцелярии и дал поручение подготовить к поездке за границу, для завершения научного образования, тех молодых людей, которые были выбраны к этому по Высочайшему повелению. В 1838 году Куницына назначили председателем комитета для надзора за печатанием Полного Собрания Законов и избрали почетным членом С.-Петербургского университета. 27 апреля 1840 года он был назначен директором департамента иностранных исповеданий.
Напряженная деятельность, без отдыха и сна, подорвала силы «пламенного профессора», как называли его и бывшие ученики и сослуживцы по департаменту. 1 июля 1840 года Александра Петровича Куницына скончался от инсульта. Хоронили и оплакивали профессора его ученики и друзья. Егор Антонович Энгельгардт — второй директор Лицея — написал в письме к воспитаннику, адмиралу Федору Матюшкину: «Куницын умел учить и добру учил». Эти слова — одна из лучших эпитафий тому, кто считал себя просто — Учителем.
Только в 1843 году, уже после смерти Куницына, было напечатано его сочинение: «Историческое изображение судопроизводства в древней России».
Н.Н.Жервэ,
зав.сектором Музея истории СПбГУ — отдела Музейного комплекса СПбГУ