«За качество дорог несу персональную ответственность»
30 сентября министр транспорта РФ Максим Соколов прочитал в стенахальма-матер публичную лекцию на тему: «Стратегия развития транспортной инфраструктуры и использование механизмов государственного частного партнерства».
Предваряя лекцию, с вступительным словом к пришедшим слушателям обратился декан экономического факультета СПбГУ О.Л.Маргания. Он сказал, что более 20-ти лет назад и наш высокий гость, и он сам закончили экономический факультет и в течение двух лет преподавали здесь. «И вот, я теперь — декан, а Максим Юрьевич — министр. Сегодня перед вами открывается большое будущее. Каждый из вас имеет огромные возможности для достижения своих целей, если их вовремя и правильно поставить. А мы готовы передать вам свою эстафетную палочку. Вполне возможно, что сейчас среди вас сидят будущие министры, которые также в недалеком будущем смогут выступать на этой трибуне», — продолжил декан.
Перед началом своей лекции Максим Соколов отметил, что он впервые в этом новом здании экономического факультета на улице Таврической, и с первого взгляда видно, что этот корпус отвечает всем современным требованиям. А он помнит те времена, когда все студенты-экономисты учились в единственном здании на улице Чайковского: не хватало аудиторий, было тесно, часто отключалось электричество. О занятиях с современным техническим оснащением приходилось только мечтать, и министр, гордый за родной факультет, по-доброму завидует возможностям сегодняшних студентов.
«Но! Чтобы стать хорошим специалистом, профессионалом своего дела, сегодня мало высшего образования. Необходимо каждый день уделять максимум времени для своего профессионального самообразования», — сказал министр.
Рассказывая о Минтрансе РФ, Максим Соколов подчеркнул, что сегодня — это уникальное министерство, осуществляющее функции шести различных министерств. Транспортная политика нашего государства направлена на создание устойчивой, единой транспортной системы, формирование единого транспортного пространства с интеграцией в мировое транспортное пространство, на повышение уровня безопасности, а также на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Программа развития дорожной инфраструктуры рассчитана до 2030 года, и не исключено, что и выполнять и завершать ее придется сегодняшним студентам.
На сегодняшний день в планах министерства стоят развитие морских портов (только на Балтийском море построено 4 порта), развитие Северного Морского пути со строительством 5 ледоколов, один из которых — атомный, строительство Кузнецовского тоннеля на БАМе, Транссибирского Северного Морского пути, развитие и строительство новых аэропортов. Только за прошлый год по Северному Морскому пути было перевезено 1млн 200 тысяч тонн грузов. За осуществление транспортных услуг в 2012 году Россия получила 17 миллиардов долларов. Это 1/3 от продажи газа и леса вместе взятых.
Несмотря на все старания министерства, качество дорог в России остается довольно низким. Если федеральные автодороги в более-менее хорошем состоянии, то на региональном уровне дела совсем плохи. К 2018 году министерством планируется отремонтировать дороги на 80%. Потенциальные источники для расширения базы финансирования инфраструктурных проектов видятся и во введении целевых налогов и сборов, и в привлечении средств под гарантии правительства, и в создании инфраструктурных фондов, а также в привлечении внебюджетных инвестиций с использованием механизмов государственного частного партнёрства. Для улучшения ситуации с дорогами нам необходимо фундаментально увеличить инвестиции и привлекать частный капитал. А для этого необходимо грамотно составить программу развития инфраструктуры, максимально понятную для инвестора. В свою очередь Минтранс предлагает инвесторам ряд проектов, где они могли бы «применить свои капиталы» с пользой для себя и государства. Это и проект скоростной трассы Москва — Казань (стоимость порядка 1 миллиарда рублей), и проект строительства кольцевых автодорог в Санкт-Петербурге и Москве, и проект Сабетта. Максим Соколов заверил, что к 2030 году общая протяженность автомагистралей и скоростных автодорог составит около 12 000 километров.
Завершая свою лекцию, министр пожелал студентам успехов в учебе и ответил на вопросы слушателей. Больше всего студентов интересовали высокие цена на авиа и железнодорожные билеты, а также отмена льгот на проезд. Одной из студенток, проживающей в Краснодарском крае, повезло решить «личную» проблему, связанную с установкой светофора в поселке Джубга, через который нескончаемым потоком едут к морю туристы. Министр обещал лично посмотреть и проанализировать модель потока машин и решить проблему. А преподаватели волновались за качество дорог, которые сейчас строятся в Сочи, и которые совсем недавно подверглись погодным испытаниям. Но министр ответил, что несет персональную ответственность за транспортную инфраструктуру комплекса Сочи, поэтому в качестве работ не сомневается.
Декан поблагодарил Максима Соколова за интересную лекцию и добавил, что сегодняшний гость — один из основателей, а ныне — активный член региональной общественной организации выпускников экономического факультета СПбГУ «Содружество». В этой организации, при поддержке которой проводятся многие мероприятия на экономическом факультете, в том числе и публичные лекции, состоят многие выпускники, известные сегодня политики и бизнесмены. Члены «Содружества» принимают активное участие в жизни родного факультета, поддерживают связь между собой и помогают друг другу. «И поэтому я рекомендую вам также активно участвовать в жизни факультета и после окончания обучения и не прерывать с ним связь», — добавил декан.
Отар Леонтьевич пригласил всех слушателей на новые мероприятия, которые вскоре будут проходить на экономическом факультете также при поддержке РОО «Содружество». Это и публичная лекция заместителя министра финансов РФ Дмитрия Панкина, и торжественное открытие Лаборатории экономического роста под руководством нобелевского лауреата Кристофера Писсаридеса, и встреча с Михаилом Прохоровым — лидером партии Гражданская платформа.
Ирина Павлова, ведущий специалист отдела связей с общественностью по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика