Сага о «Форсайте»
В России пока ещё профессия психолога остаётся не до конца понятой и принятой: зачастую люди стесняются ходить на консультации или говорить об этом (и даже в фильмах психолог — чаще всего либо смешной и глупый, либо неприятный персонаж). Мы постарались познакомиться с одним интересным проектом постдипломной помощи психологам, который создан выпускниками СПбГУ и призван помогать их начинающим коллегам найти своё место в профессии.
Почти любому молодому специалисту, только что закончившему институт или университет, приходится столкнуться с вопросом: а что делать дальше? Он бросается искать работу, но обычно для трудоустройства требуется какой-то опыт, стаж, а чтобы его получить, необходимо где-то поработать. Получается порочный замкнутый круг, разорвать который каждый пытается разными способами. Психологу-консультанту в этом случае вдвойне тяжело, поскольку в начале профессионального пути на него дополнительно давит страх ответственности за ошибку: есть же такое правило, как «не навреди клиенту».
Трамплин в профессию
Рената Владимировна Трубачёва, успешный автор и руководитель проекта для психологов под названием «Форсайт», вспоминает, как лично столкнулась с этой проблемой. Возможно, отчасти поэтому она, закончив вуз и пройдя массу курсов на Дальнем Востоке, приехала в Санкт-Петербург за новыми знаниями и умениями. В СПбГУ Рената Владимировна трижды повышала квалификацию: сперва по психологии (полугодичная программа), затем по педагогике, и, наконец, прошла длительный курс «Преподаватель высшей школы».
Вскоре, уже работая в молодёжном психологическом волонтёрском клубе, она услышала о схожих затруднениях от коллег. «К нам в клуб часто приходили студенты-психологи, чтобы получать практику: начиная от работы с детьми до проведения тренингов. Эти волонтёры часто жаловались на то, что им страшновато или что-то не получается», — рассказывает она. Постепенно ей стало ясно, что есть острая потребность в некой практике. Так сначала в её голове, а затем и в реальности появились два «Трамплина»: курс для тренеров и курс для психологов-консультантов.
Рената Трубачёва подчёркивает, что у её проекта нет задачи давать образование — это работа высших учебных заведений. Её «Форсайт» занимается тем, что организует для выпускников факультетов психологии своеобразную стажировку. Она сравнивает это с обучением медиков: «Врачей обучают, организуя для них практику: у них есть интернатура и ординатура. Мы тоже помогаем молодым психологам встать на ноги и применять знания, полученные ими в вузах». Также она делится мыслями и планами о возможном сотрудничестве с институтами и университетами, говоря, что это было бы интересно и полезно обеим сторонам: в «Форсайт» могло бы приходить больше заинтересованных людей, а вузы, возможно, повысили бы свою конкурентоспособность на рынке, сообщая абитуриентам, что у них есть место для прохождения реальной практики.
От игр к реальности
Занятия выстроены таким образом, что участники движутся постепенно от разыгрывания ситуаций и обычной отработки навыков к консультированию людей, которые от чего-то страдают и обращаются за реальной помощью. Основа — это встречи раз в неделю (семинары и тренинги), где обсуждаются сложности, с которыми столкнулись участники во время моделирования и ролевых игр. Эти занятия организованы так, чтобы молодые специалисты сами могли почувствовать, какие приёмы работают, а какие нет, что можно применять в собственной практике, а что бесполезно или даже вредит. Участники сами делают выводы, как надо правильно работать, а потом, отдельно собираясь в количестве четырёх-пяти человек (т.н. “встречи в четвёрках”), либо ищут технические решения реализации этих выводов, либо отрабатывают полученные навыки, либо уже разыгрывают ситуацию консультирования и стараются применять все умения, которые тренировали ранее. Где-то в середине курса к таким четвёркам присоединяются кураторы — те, кто ранее выпустился в рамках проекта, — и наблюдают за процессом, помогая или делясь своим мнением. Под конец “Трамплина для психологов-консультантов” участники проекта консультируют друг друга, что ещё ближе к реальности, но достаточно безопасно, поскольку они знакомы, испытывают друг к другу доверие и дружат.
Стоит отметить, что «Трамплин для тренеров» построен точно по таким же принципам и заканчивается проведением самого настоящего тренинга.
Проект был назван «Форсайт» по аналогии с форсайт-технологиями. Форсайт (англ. foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества.
Подсматривать? Да пожалуйста!
Известно, что многие психологи в начале своей профессиональной карьеры идут фактически наощупь, вырабатывая верную стратегию на ходу. «Они изобретают велосипед, — грустно шутит Рената Владимировна, — совершают однотипные ошибки, поскольку нет преемственности, и каждый психолог начинает с нуля». Чтобы решить эту проблему, в «Форсайте» реализовали идею открытых консультаций, то есть предоставили участникам проекта возможность воочию наблюдать за работой опытных специалистов с реальными клиентами. Когда такая встреча завершается и клиент уходит, они могут задать психологу интересующие их вопросы.
А когда руководитель проекта поняла, что надо помогать психологам в привлечении собственных клиентов, то тут же появились и открытые супервизии. На них выпускники «Форсайта» при поддержке более опытных товарищей работают с людьми, которые пришли за психологической помощью. Это не сковывает, а наоборот, помогает молодым специалистам постоянно совершенствоваться.
По её словам, участники также говорят, что им важно почувствовать себя частью психологического сообщества. Здесь психолог не чувствует себя брошенным, поскольку общается с коллегами и всегда может обратиться к ним за помощью, советом или поддержкой. Нахождение в такой среде — мощный инструмент развития, и для создания этой атмосферы ведущие тоже прикладывают немало усилий. А так как в проекте есть разные специалисты (консультанты, тренеры, коучи и т.д.), то молодой специалист знает, к кому можно перенаправить своего клиента, если он пришёл не совсем по адресу.
«Если говорить коротко, — подытоживает Рената Трубачёва, — в рамках проекта есть семинары для психологов, семинары для всего населения (с целью просвещения) и психологическая помощь для всех желающих. Все услуги предоставляются как платно, так и бесплатно, и полная информация регулярно появляется в нашей группе ВКонтакте»
(http://vk.com/fpsyh— основная группа проекта «Форсайт»; https://vk.com/f_psy — паблик проекта «Форсайт»).
Сплошные эксперименты
Вторая ведущая групп для психологов в этом проекте, Марина Евгеньевна Оленникова, училась сначала на бакалавриате, а затем в магистратуре факультета психологии в СПбГУ. Она озаботилась проблемой получения практических навыков ещё во время обучения и писала диплом на кафедре кризисных и экстремальных ситуаций, которая имеет большие связи с разными учреждениями, в том числе и с Научно-исследовательским институтом онкологии имени Н.Н.Петрова. В рамках исследования эмоционального выгорания Марина Евгеньевна беседовала с медсёстрами всех отделений этого института. А магистратуру она проходила уже на кафедре специальной психологии, занимаясь особенностями восприятия зрительных иллюзий у детей с умственной отсталостью.
Наша собеседница тепло отзывается о СПбГУ, говоря, что этот вуз, помимо прочего, дал ей ещё возможность научиться ориентироваться в мире психологии, проникнуться языком этой науки, познакомиться с образованными и интересными людьми (как соучениками, так и преподавателями), которые стремились создавать что-то новое. Она со смехом вспоминает, как с сокурсником на одном из спецкурсов разрабатывала компьютерные программы, чтобы проводить эксперименты, — просто потому, что им это нравилось.
Однако, даже имея такой опыт за плечами, Марина Оленникова, не раздумывая, решила участвовать в тогда ещё только зародившемся «Форсайте» и оказалась среди участников самого первого набора. По её воспоминаниям, он был экспериментальным: Рената Трубачёва пробовала разные варианты, смотрела, что работает, а что нет, часто советовалась с ребятами. «Мы собирались после мероприятий и всё обсуждали. Было ощущение, что мы принимаем участие в создании какой-то совершенно новой структуры», — делится Марина Евгеньевна. А вскоре стала полноправной второй ведущей, хорошо помня, с какими сложностями сталкиваются те, кто приходит в проект, и имея возможность помочь им пройти путь от отсутствия навыка до умения.
Лучшие из восьмидесяти
Марина Оленникова считает, что подобная система помощи в начале практики для психологов сейчас необходима, и поэтому активно занимается продвижением проекта. Так, в 2012 году она поехала на правительственный форум «Молодёжная волна», где представляла «Форсайт» в результате чего он занял первое место среди восьмидесяти других проектов.
Ведущая групп думает, что признание «Форсайта» Комитетом по молодёжной политике — хороший сигнал. Значит, его важность и значимость высоко оценили не только психологи, но и чиновники и руководители государственных структур. Ей бы очень хотелось наладить сотрудничество с теми кафедрами факультета психологии, которые касаются консультирования, поскольку это было бы логично: «Судя по количеству людей из СПбГУ, которые к нам идут, молодые специалисты нуждаются в подобной структуре». При этом она подчёркивает, что это может быть не сам «Форсайт» — ведущие готовы делиться опытом и посильно участвовать в создании иной программы.
Форсайт объединяет
Проект сродни большой и дружной семье. Очевидно, что в проект приходят люди с разной подготовкой, немалую долю из них составляют выпускники факультета психологии СПбГУ или студенты его последних курсов. Однако мы обнаружили среди участников и сотрудника Университета. Марина Олеговна Аванесян, ассистент кафедры общей психологии, закончившая там магистратуру и аспирантуру и уже защитившая кандидатскую диссертацию, делится своим мнением, почему подобные проекты необходимы молодым психологам.
«Сначала я увидела визитки, а потом от услышала от одного из преподавателей, что студенты с вечернего отделения ходят в “какой-то “Форсайт”, — рассказывает Марина Олеговна. — Пошла на презентационный тренинг, и мне понравилось». Преподавателя заинтересовало то, что это относительно краткосрочный курс (около полугода), ориентированный на практику, которую ей хотелось получить. Имея большой багаж теоретических знаний о том, что такое контакт, контракт, зная разные теории личности и работая в рамках академической психологии, она нуждалась в том, чтобы попробовать это в жизни и понять для себя самой, насколько сможет быть консультантом.
Марина Аванесян считает ценным то, что в процессе занятий получает много обратной связи, информации о себе от участников проекта и кураторов, причём в весьма доброжелательной обстановке. «Сейчас я нахожусь как раз на ступени, когда мы консультируем друг друга, получаю реальный опыт. Объективная- обратная связь, представленная в доброжелательной форме, — это то, что крайне важно для развития начинающего психолога», — говорит она. Определить круг того, что имеет право делать психолог-консультант, а что остаётся за рамками его компетенции, ей, в частности, помогла возможность побывать на “кухне” реальной терапии, то есть на уже упомянутых открытых консультациях и их последующем разборе, которые проводят и психотерапевты.
“Форсайт” — это начало пути, на котором молодой психолог не должен останавливаться. Он должен в дальнейшем постоянно узнавать что-то новое, вырабатывать свою мировоззренческую и профессиональную позицию. И здесь мне помогают теоретические знания, полученные в СПбГУ», — делится сотрудница факультета психологии. Таким образом, проект является следующим шагом, связанным с воплощением теоретических знаний в жизнь, он вполне логично встраивается в систему дополнительного профессионального образования студента-старшекурсника или выпускника факультета психологии.
Обратная связь (англ. feedback — обратное питание) — отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие. В психологии это механизм взаимопонимания, под которым понимается предоставление консультанту информации о том, как его воспринимают клиент и наблюдатели, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, а также как его поведение
воздействует на других.
Юлия Слободянюк