5+50 лет. Встреча выпускников геологического факультета 1963 года
Все началось с того, что год назад на кафедру минералогии зашел геофизик Борис (Абдулхай) Азымович Жамалетдинов (которого мы, сокурсники, называли попросту Боб) и произнес свой монолог: «А ты помнишь, что в следующем, 2013 году, будет ровно 50 лет, как мы закончили факультет? Нам ни в коем случае нельзя не отметить это событие. Я предлагаю собрать и затем издать воспоминания наших однокурсников о своих студенческих годах, о своей дальнейшей работе, о друзьях и подругах, о наших замечательных преподавателях в период учебы в здании 12-ти коллегий на Университетской набережной сказочно красивого Санкт-Петербурга».
Мы разработали примерный план действий, обменялись электронными адресами наших однокурсников, разослали этот план всем, с кем поддерживали связь, и работа закипела. В первую очередь надо было сагитировать наших сокурсников что-то написать о себе, а также о каких-то близких друзьях, ушедших из жизни. Эта задача оказалась очень даже непростой — всем нам уже более 70 лет, кто-то имеет серьезные проблемы со здоровьем, некоторые совсем не владеют компьютером, или просто не любят писать. Нам очень помогли те наши однокурсники, кто первыми откликнулись на наш призыв и написали свои очерки, которые, после их рассылки по электронным адресам, стали примером и для других наших друзей. Этими первыми авторами были Тамара Говердовская, Юрий Пунин и Станислав Филатов. А уже потом нам оставалось только успевать прочитывать тексты, редактировать их и собирать вместе, стараясь не отклоняться от разработанного ранее общего плана книги. Сначала мы предполагали подготовить ее в виде небольшой брошюры, своего рода литературного «капустника» — как с серьезными, так и с озорными эпизодами нашей студенческой жизни. Но по мере написания брошюра разрослась до объема полноценной книги. Оказалось, что первые пять лет студенчества были так насыщены событиями и так сильно повлияли на всю нашу жизнь, что их можно сравнить по значимости с последующими 50 годами. А самым замечательным результатом этой работы стало то, что мы узнали и нашли друг друга спустя 50 лет!
По мере возможности мы постарались отойти от академического стиля изложения материала. И поэтому основное внимание мы обращали не столько на достижения своих друзей-однокурсников в их хронологической последовательности, сколько на особенности и превратности молодой студенческой жизни, в ходе которой формировалось наше отношение ко всей последующей жизни. Ведь, если разобраться, то вся наша взрослая жизнь есть не более чем исполнение заветов и задумок юности. В этот раздел мы сочли неуместным включать написанные кем-либо очерки о тех наших сокурсниках, которые по тем или иным причинам отказались их писать сами, уважая это их право. Что же касается ушедших из жизни, то мы постарались не забыть никого, вдохновляя написать о них либо кого-то из сокурсников либо их родственников. Есть в книге и особый раздел, «Приложения», посвященный творчеству, которому мы иногда отдавались в свободное от работы время. Как показал жизненный опыт, выбрав одну профессию, каждый из нас отказался от десятка других, не менее желанных направлений приложения своих творческих наклонностей. На досуге мы писали стихи, рисовали картины, сочиняли афоризмы и изречения, писали пьесы и рассказы, писали политические статьи и чего только еще не делали! К сожалению, все они в книгу войти не могли. Поэтому в дополнение к печатному изданию мы подготовили так называемый электронный вариант воспоминаний. Сюда вошла и сама книга, и презентации, посвященные разным лицам и событиям, и полный набор творческих опытов — песни, картины, стихи и прочие ностальгические атрибуты, щемящие сердце каждого питомца альма-матер.
Поняв любые закономерности формирования и развития материи, как приятно и как важно передавать свои знания коллегам, ученикам или потомкам! Вот почему мы и старались поделиться с теми, кто возьмет в руки книгу, нашими воспоминаниями о прежних страницах жизни факультета, о жизни наших товарищей, нашими наблюдениями, а также надеждами и реализованными попытками сделать окружающий мир лучше. Каждый из нас, таких разных по своим талантам и возможностям их приложения к объектам и сферам нашей деятельности, достигал определенных успехов — больших и значимых, или скромных, но не менее важных. Вот это-то и дает нам право гордиться каждым из наших друзей-сокурсников. Тех из нас, кто продолжает любую деятельность, связанную с передачей последующим поколениям своих знаний или каких-либо навыков, будь то обучение каким-то специальным предметам из области геологии, или иностранным языкам, а также любому виду какого-либо искусства, мы призываем передавать свою информацию через Интернет.
В какой-то мере предлагаемая книга и ее приложения — это прощание с прекраснейшим из миров. Мы встретились, когда каждому из нас было в среднем по 17-18 лет, а теперь каждый из нас перевалил за 70! Уже более четверти наших друзей и подруг однокурсников отошли в мир иной. И наша очередь не за горами. Ведь зажженным в одно время свечам отведен приблизительно одинаковый срок. Но человек прекрасен уверенностью в вечной жизни, и потому до последнего момента он полон дерзаний и надежд. Эти надежды во многом способствовали тому, что наша встреча спустя 50 лет после окончания Университета все-таки произошла.
Мы подготовили и заранее разослали по электронным адресам пригласительные билеты на встречу. Поскольку мы знали, что из наших сокурсников по разным причинам сможет прийти не более четверти, то включили в приглашение и такой пункт: «Всемерно приветствуется Ваше участие в товарищеском ужине с родными и близкими друзьями». В итоге нас собралось всего 27 человек, но какими радостными были встречи некоторых из друзей, которые не виделись фактически с момента окончания университета! Через Интернет нам удалось найти контакты с семьями двух ушедших из жизни сокурсников — Алика Варламова и Виталия Липницкого. Их родные, помогавшие нам включить в книгу очерки об Алике и Вите, к счастью, тоже смогли посетить наше мероприятие.
В организации встречи большую помощь оказала сотрудник кафедры минералогии Галина Валентиновна Бархударова, которая открыла для гостей двери нашего замечательного музея. Со времени нашего обучения музей стал еще красивее — современный стиль экспозиции минералов сочетается здесь с традиционным оформлением одного из старейших минералогических собраний нашей страны. Встреча началась с рассказа нашего главного организатора и вдохновителя Бориса Жамалетдинова о том, как задумывалось создание книги и собирались материалы. После вручения гостям книг и электронных носителей мы смогли посмотреть краткие презентации, посвященные нескольким недавно ушедшим от нас сокурсникам: Тамаре Говердовской, которая умерла буквально накануне нашей встречи, Людмиле Крыловой, Михаилу Евдокимову, а также нашим преподавателям А.А.Кухаренко и А.Д.Миклухо-Маклаю.
Затем была показана небольшая презентация о нашем фактически единственном здравствующем преподавателе, воспитавшем многих специалистов по выращиванию кристаллов — Томасе Григорьевиче Петрове. На наше счастье, он сам смог рассказать об одном из своих замечательных дел, а именно, разработке совместно с коллегами методики синтеза малахита (Статья «Первый выращенный малахит» была опубликована в журнале «Санкт-Петербургский Университет», № 22, 2006). Томас Георгиевич также подарил желающим небольшие кусочки малахита — как выращенного на фирме «Эталон-Женави», так и природного минерала из Заира.
Во время встречи мы успели обсудить многие волнующие нас темы, и среди них был вопрос и о возможном переезде геологического факультета в другое здание. Слухи о переезде в последнее время волнуют многих, но в петербургских СМИ, да и в самом Университете, этот острый вопрос почти не поднимается на публичных дискуссиях. При этом несколько лет назад здание Кадетского корпуса было освобождено Военной академией тыла и транспорта (ВАТТ). Кто-то из наших сокурсников высказал такое предложение: почему бы не объединить там под одной крышей все кафедры геологического факультета, до сих пор разбросанные по разных зданиям Василеостровского университетского комплекса? В этом случае наш факультет, который готовит специалистов для важнейших в стране сырьевых отраслей народного хозяйства, смог бы получить огромный импульс для дальнейшего развития. Ведь общение ученых и студентов друг с другом, создание межкафедральных научных проектов, совместное использование общефакультетских лабораторий могло бы за короткий срок вывести наш факультет на лидирующие позиции среди учебных заведений такого рода.
К сожалению, мы, преподаватели геологического факультета, ничего не смогли ответить нашим однокурсникам. Очевидно, настало время для открытой дискуссии с привлечением всех заинтересованных в этом вопросе факультетов или других подразделений Университета. Это даст возможность обсудить все решения о наиболее рациональном использовании новых зданий на Кадетской линии. Если бы нашему геологическому факультету удалось убедить университетское сообщество в разумности предоставления этих зданий для объединения факультетов, занимающихся исследованием самого ценного для всего человечества — нашей Земли, то наверняка такое решение было бы поддержано большинством коллективов разных кафедр.
Н.И. Краснова, А.А.Жамалетдинов