Кирилл Манжула: «Обязательно должно быть желание хоть чуть-чуть что-то изменить»
Что ты хочешь от своей профессии? Как с ее помощью ты сможешь изменить мир? Ответив на эти вопросы, Кирилл Манжула спрятал диплом культуролога и фотографа и отправился постигать азы журналистики в СПбГУ. Спустя четыре года он выпускался уже опытным журналистом и автором спецрепортажей на радиостанции «Эхо Москвы в Петербурге».
Художник или дизайнер. Такой продуманно-творческий подход к выбору одежды обычно характерен именно для представителей этих профессий. Но стоит Кириллу заговорить, и кажется, что перед тобой писатель — человек, которому есть что сказать на тысячи страниц вперед. И хотя делится он своими мыслями без экивоков, говорить с уверенностью готов только о том, с чем сталкивался лично. Потому как знает цену слова. А иначе, наверное, не стать ведущим радиопрограмм на станции «Эхо Москвы» и не руководить проектом внешних коммуникаций европейской инвестиционно-девелоперской компанией «Рюрик Менеджмент». Вот только в журналистику Кирилла, похоже, привели как раз вполне мирно уживающиеся в нем художник, писатель и…желание что-то изменить в рамках своей профессии. А вели они его непростыми путями — через два вуза и заморские страны.
— Однако непростые пути, похоже, сегодня лишь пугают студентов и к трудностям за стенами вуза молодые люди совсем не готовы…
— Просто молодых людей нужно готовить к моменту, когда они придут в коллектив и начнут делать то, чему их собственно учили в вузе. Но к этому сегодня никто не готовит и высшая школа тоже. Разве в этом виноват студент? В том, что он не знает из чего складывается его профессия? Другое дело, что молодые люди выбирают профессию совершенно неосмысленно и не понимают, куда они идут.
— А что нужно, чтобы это осмыслить?
— Понять, что ты хочешь от своей профессии, что ты хочешь в нее привнести. Если честно, я смутно представляю молодого человека или молодую девушку, которая после школы выбирает специальность. Сам я профессию выбирал не после школы, а по прошествии ряда лет. Мой выбор был, безусловно, основан на опыте, я попробовал себя в нескольких других профессиях, учился в других вузах. И я считаю, что это нормально. Человек должен пройти определенный путь от школы до осознанного выбора профессии. У каждого этот путь разной длины — кому-то нужны полгода, кому-то год, кому-то два.
Наверное, те, кто поступают на технические специальности, в большинстве своем могут сразу сделать верный выбор. Просто потому, что их выбор определяется наличием очень конкретных знаний. А вот что касается так называемых гуманитарных профессий, то они во многом, кажется, пересекаются. Но это только кажется. Именно поэтому люди делают ошибку, думая, что если я гуманитарий, то я могу быть и журналистом, и юристом, и еще кем-нибудь. А на поверку оказывается, что каждая профессия требует обладания определенным набором навыков, серьезных знаний, которые нужно взять. Многие эти знания не берут, когда представляется возможность. А потом говорят: «В университете меня плохо учили». Ничего подобного! Учат нормально, просто учиться хотят не многие. Взять знания — это труд! А преподаватели в университете в большинстве своём хорошие. Если ты хочешь от них что-то получить, то обязательно получишь. А еще важна мотивация. Обучить человека можно многому, но если в нем нет горения, нет желания изменить себя в профессии, изменить саму профессию, изменить — в конце концов речь идет о журналистике — мир в лучшую сторону, то этот человек не может называться журналистом. Наличие такого желания — это важное качество. Не обязательно быть гением в своей области, но в тебе обязательно должно быть желание хоть чуть-чуть что-то изменить.
— Так ведь чтобы что-то изменить, нужно зайти на «кухню» своей профессии. Собственно, трудности там и начинаются, перед которыми зачастую и отступают?
— Я не могу согласиться. И не потому, что уверен в обратном. Я просто не сталкивался с такими студентами. Те люди, которые приходили к нам в редакцию работать, они, как правило, были трудолюбивы. Не могу сказать, что кто-то из них тушевался или боялся трудностей. Мне кажется проблема в другом — ребята не знают чего хотят. Но они и не могут этого знать в свои 17-18 лет.
— Но сейчас есть возможность поучиться четыре года, получить диплом бакалавра, поработать, поискать себя и прийти в магистратуру на совсем иную специальность.
— Я все же считаю, что тайм-аут надо брать после школы, до того, как придешь учиться в вуз.
— Судя по тому, насколько популярны сейчас профориентационные тесты и консультации, выпускникам школ, действительно, не хватает времени на то, чтобы осознать свои желания…
— И эти тесты помогают?
— Трудно сказать. Сейчас очень быстро меняется социальная среда. Родители, учителя просто не успевают за этими изменениями и не могут помочь с самоопределением. А сами дети не умеют слышать самих себя, прислушиваться к своей интуиции, внутреннему голосу при выборе профессии.
— Я не знаю, как правильно должно происходить самоопределение. Но я могу сказать, что в нашей стране нет какой-то внятной системы в этой области, а она должна быть. Я долго жил в Израиле, и там как раз такая система есть. В этой стране молодые люди после школы не идут тут же учиться в университет или колледж. Такое там случается очень редко. По одной простой причине. Молодой человек, независимо от того юноша это или девушка, в Израиле не может «откосить» от армии, как это делают в нашей стране. Учеба не дает возможности избежать или отсрочить прохождение службы. Соответственно, в свои 17-18 лет молодой человек даже не думает о продолжении учебы. Он идет служить. А после того, как отслужил, ему хочется немного отдохнуть. Причем сложившаяся традиция говорит: ты имеешь на это право. Государство дает тебе приличное выходное пособие из армии, и ты примерно год валяешь дурака. И ничего в этом плохого нет. Тебе 20-21 год — как раз самое время повалять дурака, и ты едешь за границу, смотришь на мир, общаешься со сверстниками. И все это время ты познаешь себя, ты готовишься выбрать профессию, ты делаешь ошибки, несерьезные глупости, где-то подрабатываешь, пробуешь себя в одном, втором, третьем. И к 22-23 годам, а иной раз и к 25 годам человек поступает в университет. Да, он закончит его в районе 30 лет. Но, когда он идет перед поступлением сдавать тест (вариант ЕГЭ), он уже точно знает, кем он хочет быть. Он уже четко мотивирован.
Я не утверждаю, что именно такая система идеальна. Она должна быть своя для каждой отдельной страны. Такая система, которая бы помогала молодому человеку к определенному возрасту понять кто он по своему внутреннему содержанию, и, главное, что он хочет, должна сложиться и в нашей стране. И тогда не важно, кем ты будешь. Ты можешь быть миллионным по счету социологом или юристом. Но если ты будешь гореть этой профессией, то ты будешь лучшим юристом или социологом. И тогда ты точно не пойдешь работать в Макдональдс, потому что знаешь, что хочешь быть именно и только социологом. Если с дипломом социолога ты пришел в Макдональдс, значит ты просто не хочешь быть социологом. А не хочешь им быть, потому что делал не осмысленный выбор. Давайте смотреть правде в глаза: часто в вуз поступают по принципу «куда легче» и «лишь бы поступить», потому что юноши, например, боятся армии, или должны соответствовать какому-нибудь мифическому статусу или еще что-то. Но не они же придумали все эти стереотипы, не они виноваты в том, что в нашей армии условия как в тюрьме?! Проблема не в молодёжи, а во всем нашем сегодняшнем обществе, и то, что делают ребята — лишь копируют поведение взрослых, как своих родных, так и тех, которых показывают по телевизору.
Беседовала: Вера Свиридова