«Дизайн Большого университета» в центре городского арт-пространства
С 29 апреля по 17 мая в ведущем дизайн-центре Петербурга «Галерея Дизайна /bulthaup» прошла выставка студенческих работ кафедры дизайна СПбГУ под названием «Дизайн Большого университета».
Такие выставки — когда работы будущих дизайнеров-графиков выходят за границы Университета и оказываются в центре профессионального арт-пространства — уже становятся традицией. Первая комплексная выставка образовательного направления «Графический дизайн» прошла в Галерее дизайна/bulthaup в 2010 году в честь 10-летнего юбилея программы. С тех пор здесь регулярно проходят небольшие тематические выставки (например, новогодний арт-проект «Елки»). А сейчас преподаватели кафедры дизайна отобрали лучшие, на их взгляд, работы студентов, начиная с третьекурсников и заканчивая недавними выпускниками магистратуры, за последние два года. Сюда вошли около 300 произведений, созданных за последние два года во время занятий по всем основным творческим дисциплинам программы «Графический дизайн»: дизайн-графике, мультимедиа-дизайну, печатной графике, а также графические и живописные работы, выполненные в авторских творческих мастерских факультета искусств.
Как подчеркнула заведующая кафедрой дизайна СПбГУ Ксения Григорьевна Позднякова, главная задача выставки —
показать особенности развития школы графического дизайна в среде классического университета и в контексте современного искусства. «Это демонстрация характерных особенностей университетской школы дизайна. И в названии, и в концепции выставки мы хотели показать именно особенности нашего стиля, направления, наших образовательных традиций. В первую очередь, основную идею наших методик преподавания, которая заключается в синтезе изобразительных искусств и дизайна. Мы показываем дизайн в контексте современного изобразительного искусства и взаимного влияния различных творческих направлений, различных творческих мастерских на общий художественный процесс. Это своеобразная творческая художественная кухня, из которой вырастают дизайнеры-универсанты».
Продемонстрировать процесс и результаты работы этой «творческой кухни» важно, по мнению организаторов выставки, сразу нескольким заинтересованным группам зрителей. Это, во-первых, уже сложившиеся опытные художники-дизайнеры и все, кто интересуется современным искусством. «Таких масштабных комплексных выставок профессиональных художественных учебных заведений в городе проходит не так много, что мешает складываться полноценному представлению о стиле, о направлении творческих школ. А выставки, презентации своих достижений — очень важный элемент общения между коллегами. Эта выставка, которая проводится спустя два года после предыдущей, позволяет увидеть, какие новые студенты и выпускники у нас появились, какие темы и художественные формы оказались в центре их внимания, —отметила Ксения Позднякова. — А кроме того, это очень ценная для нас возможность не только рассказать, но и показать нашим абитуриентам — будущим студентам то, как построена образовательная программа, какие преподаватели здесь работают и чему, собственно, здесь можно научиться».
С этой целью в рамках выставки «Дизайн Большого Университета» прошли специальные мастер-классы и презентации авторских методик ведущих преподавателей творческих дисциплин кафедры дизайна СПбГУ, в которых приняли участие и студенты, и учащиеся подготовительных курсов факультета искусств, и гости из других вузов города.
Многоликость графического дизайна
При всем единстве художественного стилистического направления в рамках университетской школы, графический дизайн сегодня весьма разнообразен и многопланов. И на творческом пути к вершинам мастерства студентам необходимо освоить множество жанров, техник, приемов, попробовать проявить свой художественный дар в самых разных сюжетах и темах. На выставке можно было увидеть результаты этого труда на всех этапах и во всем его многообразии, и при этом проследить творческий путь автора, начиная от первых опытов в живописи, рисунке, смешанной технике и заканчивая уже профессиональными дизайн-проектами в дипломных работах. Например, сравнить строгий натюрморт «Свеча на столе» Элины Дымдиня и ее же экстравагантный дипломный проект по графическому сопровождению выставки эксклюзивного туризма. Или отдать должное разностороннему таланту Антона Рулева, оценив композицию и цвета в картине «Селедки Брака и античная голова» или его линогравюру в стиле итальянской комедии дель арте «Пейзаж с народом». Или же восхититься нежными натюрмортами Яны Вавиловой, выполненными и красками, и в технике коллографии (сочетание высокой и глубокой печати). Каждая работа, представленная на выставке, хоть и является учебной, но уже обладает собственным, индивидуальным характером, своим художественным лицом, отражая самостоятельные творческие искания своего автора.
А можно отдать должное руководителям творческих мастерских, о которых, как обо всех преподавателях, лучше всего говорят работы их учеников. Так, на выставке были представлены произведения студентов, занимающихся в мастерской живописи известного петербургского художника Владимира Загорова. Многие его воспитанники — выпускники факультета искусств СПбГУ уже стали профессиональными художниками и, обладая дипломом дизайнеров-графиков, сочетают эту профессию с самостоятельной художественной деятельностью. В рамках авторской программы Владимира Загорова старшекурсники изучают различные направления современной живописи, осваивают различные техники. При этом, работая над картинами, студенты не просто пишут с натуры, но стремятся интерпретировать то или иное задание в определенном стиле современной живописи. Все эти знания и навыки помогают студентам полностью раскрепоститься в своем творчестве. Увидеть, как именно это получилось, можно на примере работ «Фрагменты» Ксюши Богатыревой, «Роза» Насти Фомичевой, «Интерьер» Яна Яузе, «Женщина в желтом» Ивана Никитина и других.
Примеры работ студентов мастерской графики Ольги Анатольевны Гуриной показывают разнообразие экспериментов с фактурой и смешения различных графических материалов. «Автопортрет» Марии Родигиной, «Интерпретация» Кристины Казанской и Алены Жерделевой — попытка взглянуть на себя с помощью фотографий, ставших частью графической композиции. Серия «Дамский портной» Виолетты Торовой, где рядом с привычными для художника материалами на равных правах соседствуют кружева, ткани и портновский метр. Простой и в то же время изысканный рождественский «Валенок» Юлии Кузнецовой, отраженные в смешанной технике впечатления Марии Золотовой от таинственного мира театрального искусства в работе «Мариинка. Концертный зал». Здесь задача преподавателя — раскрыть потенциал и творческую индивидуальность каждого студента, чтобы они могли вести поиск новых изобразительных решений, используя различную комбинаторику материала, и при этом не боялись интерпретаций и экспериментов с материалами и формой.
Еще один раздел выставки был посвящен результатам работы студентов под руководством Владимира Юрьевича Филипенко, автора курса по технике печатной графики. Эти занятия дают возможность студентам 1, 2 и 3 курсовпознакомиться с таким техниками изобразительного мастерства, как высокая печать (гравюра на дереве или линолеуме), коллография (сочетание высокой и глубокой печати), с элементами глубокой печати в изготовлении офортов, литографий, работ в технике «сухой иглы». Как рассказал Владимир Юрьевич, программа курса построена по принципу «от простого к сложному»: начиная от черно-белых натюрмортов и заканчивая цветными, сложными, наполненными множеством деталей пейзажей, копий старинных гравюр, русских лубков, средневековых западноевропейских оттисков с дерева. На выставке были представлены все эти виды и этапы изготовления работ в техниках печатной графики, включая как готовые гравюры, линогравюры и коллографии, так и приготовленные к работе деревянные печатные формы — фантастические, замысловатые и словно исполненные старинной магией рукотворного искусства. Именно поэтому подобный курс в образовании дизайнера-графика является обязательным — так закрепляются в памяти не только знания истории искусства, но и практические навыки изготовления художественного произведения вручную.
«Студенты, которые приходят к нам учиться, конечно, знают, что печатная графика существует, но как именно это создается? Ведь в отличие от многих других современных видов творчества, когда работа идет на компьютере, здесь нужно поработать руками. Я думаю, что это помогает формировать художника, изменить его взгляд на графику, дать понимание, что это такое графика», — считает Владимир Филипенко. Не считая тех ребят, которые настолько увлекаются этим видом творчества, что решают сделать его в своей профессии основным, или используют его в своих дипломных работах, для всех остальных начинающих дизайнеров-графиков владение этими приемами оказывается очень полезным в работе по специальности. Элементы печатной графики могут использоваться практически во всех областях графического дизайна, делая проект по-настоящему уникальным. Но особенно такой ручной труд ценится при изготовлении печатной продукции премиум-качества — изысканных визиток, меню дорогих ресторанов, редких авторских книг, художественных альбомов и тому подобного.
Во время специального мастер-класса по печатной графике, который провел Владимир Филипенко, студенты и учащиеся подготовительных курсов смогли подробнее узнать о процессе изготовления гравюры на дереве или линолеуме, и даже собственными руками «накатать» краску и сделать оттиски с готовых печатных форм.
Вместе с тем на выставке «Дизайн Большого университета» нашлось место и современным компьютерным технологиям, без которых графический дизайн уже немыслим. На установленном в выставочном зале мониторе гости выставки смогли увидеть дипломные проекты выпускников программы «Графический дизайн», выполненные в жанре «мультимедиа» — интерактивные информационно-образовательные программы, содержащие и художественную графику, и фото, и тексты, и видео, и элементы анимации. А на мастер-классе по компьютерным технологиям в дизайне преподаватели кафедры дизайна СПбГУ Иляна Александровна Маховикова и Анна Александровна Дрига рассказали о возможностях, которые открывает перед дизайнером владение этими средствами. Несомненное преимущество проектов, основанных на мультмедиа-дизайне, заключается в их вариативности и возможности в любой момент устранить недостатки или что-то изменить по желанию заказчика. Не считая, конечно, поистине безграничного простора для приложения своих творческих сил, которым отличается мультимедиа.
Дизайн-графика — как особый язык
По словам преподавателей, графический дизайн всегда отражает современный художественный социальный контекст, в том числе и контекст академический, университетский. Поэтому сам Университет так или иначе присутствует во многих работах студентов — его можно найти и в живописных пейзажах, и в коллографиях, и в актуальных дизайн-проектах. Многие дизайнерские проекты связаны с деятельностью различных направлений филологического факультета, немало курсовых и дипломных работ посвящено Мариинскому театру. Современное искусство и культура, актуальные события и проблемы в социальной сфере, фестивали, концерты, презентации, дефиле — всё это является материалом для новых свежих идей студентов, поиска и разработки новых форм в области дизайна. На своем мастер-классе, посвященном секретам создания современного дизайн-проекта, старший преподаватель кафедры дизайна СПбГУ, автор курса по дизайн-проектированию Константин Григорьевич Старцев продемонстрировал гостям, в частности, как рождается графическое сопровождение проекта, изначально созданного в другом дизайнерском жанре. Например, в моделировании авторской одежды — как в работе студентки 3 курса Сони Гринициной, посвященной коллекции британского модельера Хуссейна Чалаяна «Живые платья». Результатом работы стали плакаты-постеры, приглашение на дефиле, буклет, визитная карточка, майка дизайнера, а также проекты оформления подиума и входа в зал показа.
«Дизайн-графика — это определенный язык, для освоения которого вы и приходите в Университет, — заметил Константин Старцев. — Освоив его, научившись трактовать на этом языке смыслы, вы уже можете что-то высказывать, сообщать определенные идеи, стремясь передать в дизайне конкретный замысел. Этот пример показывает нам, как можно переложить язык высокой моды на язык буклета. Получилось это очень хорошо — нельзя перепутать, что этот буклет относится к данной коллекции». Интересно, что начинается эта работа совсем не с рисунков и фото, как можно было бы подумать, а с поиска той основной формулы, знака события, который будет отражен в логотипе. И вообще в работе дизайнера-графика 40-60% времени уделяется разработке шрифтов — как своеобразной «отмычке» сразу ко
всей заданной теме. «Когда опорные слова найдены и нужно приступать к разработке, конструированию темы, я часто предлагаю эту тему «станцевать». Представить, что нам нужно передать кому-то наш замысел без слов — как будто при разговоре через «Скайп» пропал звук и нам нужно объяснить, что происходит», — поделился с ребятами приемом дизайнер.
В качестве примера удачной находки того самого «точного» дизайна преподаватель привел не только эту работу Сони Гринициной, но и другие работы, особенно те, что посвящены Мариинскому театру. Эта тема в различных ее составляющих неизменно пользуется популярностью у студентов: кто-то разрабатывает афиши спектаклей и концертов, кто-то создает мультмедиа-архив театра, кто-то экспериментирует с современной графической формой традиционного привычного содержания классической музыки. Кстати, таких работ, выполненных студентами и выпускниками в области живописи и графики, за последние несколько лет накопилось так много, что в этом году преподаватели кафедры дизайна решили устроить еще одну выставку. Эта выставка, организованная в холле Концертного зала Мариинского театра, прошла с 6 по 18 мая. Как сказал Константин Старцев, под руководством которого были созданы многие из этих произведений, обращение студентов к таким темам необходимо, это элемент не только образовательного, но и воспитательного процесса. «Наша задача — сохранять определенную культуру в профессиональном образовании, постоянно поддерживать этот огонь, чтобы он ни в коем случае не погас».
Еще несколько секретов из курса по дизайн-проектированию можно было узнать, познакомившись с самыми последними — буквально со стола — курсовыми работами студентов. Это своеобразная «заточка», тренировка мастерства, закрепление на практике теоретических знаний о тех методах и приемах, которыми сегодня владеют дизайнеры-графики. Бесчисленные и ничем не ограниченные вариации на темы «Карандаши» и «Велосипеды» представляют результаты изысканий ребят в сфере трех основных направлений искусства XX века — оптического искусства (или оп-арта), дадаизма и сюрреализма.
«Это важнейшая часть нашей учебной программы — ведь именно эти направления создали тот базовый язык графического дизайна, которым сегодня пользуется весь мир. А в нашей стране, где до недавних пор господствовал социалистический реализм, они изучались очень мало. Но именно дадаистами с 1916 по 1921 годы было открыто очень много изобразительных средств, которые не существовали ранее. И я считаю, что все искусство XX–XXI века относится к дадаизму — театр абсурда, сюрреализм, аппликация, тени, фотография, перформанс — всё это начинается оттуда. И все этим пользуются до сих пор, — подчеркнул Константин Старцев. Но познакомить с теорией, просто рассказать об этом бессмысленно, убежден преподаватель — настоящее изучение происходит только в процессе практических занятий. «Ведь наша задача — дать широкое художественное образование, такую базу, которая позволит подойти к любой проблеме, любой задаче и рассказать о ней, переложить ее на язык графического дизайна. Для этого необходимо владеть максимальным инструментарием, всеми составляющими этого языка. И к тому же это просто очень интересно — и студентам, и нам самим: мы вместе думаем, вместе учимся, процесс не останавливается».
Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков