Главная » ПАМЯТНАЯ ДАТА

«Музыка, которая рвет сердце, переворачивает душу и помогает жить!»

Так отозвались слушатели о кантате «Блокадный дневник» на стихи Ольги Берггольц, премьера которой состоялась 16 мая в Смольном соборе. Кантата написана композитором, руководителем Академического хора имени Г.М.Сандлера Ассоциации выпускников СПбГУ Ильей Кузнецовым.

Кантату «Блокадный дневник» в Смольном соборе исполнил большой  сводный хор — около 300 человек

Кантату «Блокадный дневник» в Смольном соборе исполнил большой сводный хор — около 300 человек

Концерт открылся короткими выступлениями хоров — участников «Первого открытого хорового турнира Санкт-Петербурга», который проходил с апреля 2012 по апрель 2013 года по инициативе Ильи Кузнецова. Каждый из восьми хоров исполнил по два произведения. Затем на сцену вышли четыре коллектива: хор ветеранов «Гармония», Хор жителей блокадного Ленинграда и два хора ветеранов «Вдохновение» (Сестрорецк и Дом культуры «Выборгская сторона»). В их исполнении прозвучали всеми любимые «Катюша» и «Вечерняя песня».

Ветераны остались на сцене, а к ним присоединился большой сводный состав (около 300 человек) коллективов «Первого открытого хорового турнира Санкт-Петербурга», среди которых и участники Академического хора имени Г.М.Сандлера Ассоциации выпускников СПбГУ.

Вместе с ансамблем духовых инструментов «Кронверк-брасс» и чтецом, заслуженным артистом России Виталием Гордиенко, хористы под руководством Ильи Кузнецова впервые исполнили кантату «Блокадный дневник» на стихи Ольги Берггольц. Выступление, в котором приняли участие хоры ветеранов, произвело огромное впечатление на публику. Зал долго аплодировал стоя. Некоторые слушатели плакали. Причем под впечатлением оказались не только пожилые петербуржцы, в которых музыка пробудила воспоминания. Одна из молодых слушательниц Юлия Яровая оставила на страничке Хора ассоциации выпускников СПбГУ такой отзыв: «Музыка, которая рвет сердце, переворачивает душу и помогает жить! По коже бегут мурашки, а на глазах наворачиваются слезы! Это было что-то невероятно сильное! Такие люди двигают мир к лучшему! И до тебя начинает доходить, что вообще в этой жизни главное и что действительно стоит делать. СПАСИБО!!!»

Организаторы надеются, что кантата на стихи Ольги Берггольц еще не раз прозвучит в Петербурге — возможно, к годовщине снятия блокады или к годовщине великой Победы.

Отзыв из зала

Слушатель концерта Ирина Александровна Русакова: «Хочу поделиться яркими впечатлениями. Их три, и они идут по восходящей. Первое впечатление — Смольный собор. За 65 лет моей жизни в Ленинграде я не раз любовалась его великолепием, но внутри ни разу побывать не пришлось. Стройный классический стиль внутренней архитектуры поразил меня — никакой назойливой пышности, всё призывает к духовной сосредоточенности и самоуглуб­ленному размышлению. Второе впечатление — первое отделение концерта. В зале звучала музыка великих композиторов прошлого — Бортнянского, Чеснокова и других, народные песни, песни военных лет. Все участники к исполняемому материалу подошли чутко и бережно. И слушатели, а их был полный зал, оценили выступления хористов разных возрастов бурными аплодисментами и даже криками «браво». Самое сильное мое впечатление пришлось на второе отделение концерта. Сводный хор всех участников вместе с духовым оркестром исполнил кантату, посвященную Ленинградской блокаде в годы Великой Отечественной вой­ны. Сочинил ее на стихи Ольги Берггольц специально для завершения хорового турнира руководитель Хора им.Г.М.Сандлера Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского университета  композитор Илья Кузнецов. Выбор не случаен: Ольга Берггольц всю блокаду провела в осажденном Ленинграде, жила в доме Радио на Итальянской улице, и оттуда же звучали ее стихи, обращенные к ее страдающим согражданам. Но и сейчас, через 68 лет после окончания войны, ее стихи в кантате звучали так же страшно и призывно — не отчаивайтесь, верьте в победу… Мне казалось, что актерское пафосное чтение заслуженного артиста Гордиенко может пойти вразрез с музыкой, но этого не было. Была гармония чувств, выраженная и в музыке, и в тексте. И в колыбельной, когда мать укачивает дитя и боится, что девочка уже не проснется… В звучании молодых нежных голосов было столько любви и скорби! Моя свекровь прожила всю блокаду в доме на Кирочной улице. Мой муж перед уходом на флот два года провел в несчастном городе. Я плакала, и не только я. Вокруг меня люди вытирали слезы, и плакали исполнители на сцене. Музыка умолкла, и молчал зал, а потом долгие, благодарные аплодисменты — все встали… Спасибо участникам хоров и музыкантам, и чтецу, и художественным руководителям этого святого действа, и автору кантаты, и Смольному Собору!»

Отзыв из хора

Валерий Степанович Звонов: «Ольга Берггольц в своем “Блокадном дневнике” обращалась к нам, потомкам: “…Черт тебя знает, потомство, какое ты будешь… И не для тебя, не для тебя я напрягаю душу… а для себя, для нас, сегодняшних, изолгавшихся и безмерно честных, жаждущих жизни, обожающих ее, служивших ей — и всё еще надеющихся на то, что ее можно будет благоустроить…” И прекрасно, что есть еще такие подвижники, как Илья Кузнецов, который услышал ее голос и попытался передать с помощью музыки нам ее мысли. И ему это удалось. Браво, маэстро! Многая Вам лета и новых творческих удач!

Я больше года пою в Хоре им. Г.М.Сандлера Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского государственного университета. Хор был создан около 16 лет назад, когда группа любителей хорового пения, бывших участников Академического хора студентов Ленинградского государственного университета, решила продолжить свою концертную деятельность в память о своем прежнем художественном руководителе, Григории Сандлере. После года упорных репетиций заново созданный хор подготовил свою первую концертную программу и успешно выступил в Актовом зале университета. С тех пор коллектив хора регулярно выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, таких как Большой и Малый залы Петербургской филармонии и зал Академической капеллы. В разное время хором руководили настоящие мастера русской петербургской хоровой школы. Среди них — ученик Григория Сандлера, профессор Георгий Терацуянц, выпускники Ленинградской консерватории Юрий Евстратов и Ирина Семенкова. На протяжении нескольких последних лет коллективом руководят известный петербургский музыкант, член Союза композиторов России, лауреат международных конкурсов Илья Владимирович Кузнецов и аспирант СПб Консерватории Олег Слугин. Они преданы музыке без остатка. И у них может быть большое будущее».

«Звук должен быть полноводным, как Нева…»

Любительскому хору нужно объяснять, как петь, на доходчивых примерах. Илья Кузнецов — мастер образного выражения, и наверняка не только музыкантам будут любопытны его комментарии на репетициях, записанные хористами:

— Я понимаю, что это такое волнующее место, что некоторые сопрано СТАЛИ ПЕТЬ РАНЬШЕ НА ЦЕЛЫЙ ТАКТ…

— Басы, переходите от скрытого белёсого пения к твёрдой мужской позиции!..

— Вы должны доказывать свою правду исповеднически, с подвижническим трепетом!..

— Сопрано, здесь вы соревнуетесь с басами, кто из вас больше преуспеет в добродетели!..

— Сопрано, не обольщайтесь: вам удалось взять верхнюю ноту только потому, что мы съехали на полтона ниже!..

— Альты, и не надо изображать из себя сушёную воблу!..

— Сейчас поём широко, не кусочничаем!..

— Великий баснописец был неправ: очень важно, кому и как сидеть!.. (после перестановки альтов).

— Сопрано, ВАША ЗАДАЧА ЗДЕСЬ НЕ ВОЗОПИТЬ, а сохранить темп!..

— Сопрано, ваши чаянья и надежды, что кто-то за вас возьмет эту «фа», БЕСПОЧВЕННЫ!..

— БАСЫ, ЕСЛИ У ВАС В ЭТОМ МЕСТЕ ПОЯВИЛИСЬ КАКИЕ-ТО СИЛЫ — ЗНАЧИТ, ВЫ НЕ ТАК ПОЁТЕ!..

— В Петродворце были? Большой каскад видели? Скульптуру «Самсон, раздирающий пасть льва» представили? Так вот: вы должны быть и львом, и Самсоном одновременно!!!

— Сопрано, в forte вы смалодушничали!..

— Сопрано, вы расточительно относитесь к звуку!..

— Альты, сопрано сейчас несут смысловую нагрузку, а вы их бросили!..

— Сопрано, ШТУРМОМ ВЗЯЛИ «фа», а потом спикировали!..

— Вторые сопрано, у вас здесь вообще курорт: нота «си»…

— Сопрано, уберите, наконец, этот свинг!..

— Сопрано, ВЫ НА ДЛИННОЙ НОТЕ СИДИТЕ И СКУЧАЕТЕ, А НАДО ЕЕ РАЗВИВАТЬ!..

— ЖИВИТЕ С НОТАМИ ХОТЯ БЫ ЭТУ НЕДЕЛЮ!..

— Дыхание не взяли, милицейская сирена получилась…

— Сопрано, не в громкости счастье!..

— Вы поёте так, будто поймали какое-то насекомое — и вот теперь вам нужно его додавить…

— Длинная нота — не телефонный гудок: она должна пульсировать!..

— Откройте шлюзы и дышите!..

— Бензинчиком-то вы полили, а огонька-то у вас и нет!..

— Хор великих инквизиторов!..

— Поёте так, будто говорите: снимите меня, я отдам колбасу!..

— Ваше пение отдает БОРЩОМ! Уже даже в аудитории стойкий запах борща чувствуется…

— Звук должен быть здесь полноводным, как Нева. А у вас не больше, чем канал Грибоедова!..

Елизавета Благодатова
Фото: Михаил Волков

 

Новости СПбГУ