Главная » ПАМЯТНАЯ ДАТА

От Троицкой горы до горы Колокольни

Велопробег, посвященный Дню Победы, прошел по восточному краю Ораниенбаумского плацдарма

У водопропускных сооружений Шингарского пруда

У водопропускных сооружений Шингарского пруда

Каждый год в один из выходных дней студенты и аспиранты Санкт-Петербургского университета, неравнодушные к велоспорту, приезжают в Петер­гоф на чемпионат по маунтинбайку, чтобы испытать свои силы на Троицкой горе. В этом году первенство было отменено, но в назначенный день — 12 мая — велосипедисты всё же собрались для небольшой велосипедной прогулки.

Решено было проехать от Троицкой горы до горы Колокольни вдоль уникального гидротехнического сооружения петровских времён — водовода, питающего фонтаны Петергофа и берущего начало на высотах близ Гостилиц. Именно по линии Петергоф–Гостилицы проходил восточный край Ораниенбаумского плацдарма, и в этих местах есть много памятников подвигу Красной армии и советского народа в Великой Отечественной войне. В связи с только что прошедшим Днём Победы старт был дан от памятника студентам и сотрудникам Университета; целью маршрута был выбран мемориал «Высо­та 105.3» на горе Колокольне.

Проехав знакомым маршрутом от украшенного к празднику здания физического факультета и взглянув на покрывающуюся первой зеленью Троицкую гору, мы плавно повернули на юг и начали набирать высоту, оставив слева дворец Бельведер. В деревне Низино сделали короткую остановку на рубеже, где держал оборону 264 ОПАБ, сформированный из ленинградских ополченцев-судостроителей. После короткого и быстрого спуска под

Поворот от водовода в поля

Поворот от водовода в поля

гору мы оказались у водопропускных сооружений Шингарского пруда. Отсюда начался наш путь по асфальтовой велодорожке, проложенной вдоль водовода.

Полноводный поток, петляющая в лесу асфальтовая дорожка, пение птиц и облачное небо — мечта любого велотуриста. Пейзаж всё время меняется: то светлый сосновый лес, круто обрывающийся песчаным берегом, то густой лиственный, полный сырости от неторопливо текущей в бетонном русле воды, то покрытые прошлогодней травой жаркие поля. Не считая пересечения водовода с КАД и нескольких рыбаков, сидящих с удочками у канала, маршрут проходит по совершенно безлюдным местам, и остаётся только порадоваться возможности промчаться здесь на велосипедах. Ближе к концу водовода дорога становится хуже: лес заболочен, а на асфальте лужи, впрочем, затем исчезает и асфальт. Последние полкилометра до пересечения с грунтовой дорогой, уводящей в колхозные поля, не покорились велосипедам на гладкой шоссейной резине, и участникам пришлось катить их рядом, аккуратно обходя глубокие лужи. Горный же велосипед на зубастых покрышках легко покорял огромные ямы, пока не увяз посреди самой глубокой лужи. Добравшись до грунтовки, ведущей через поля, и вымыв велосипеды в ручье, мы вздохнули с облегчением.

Мемориал «Непокоренная высота» на горе Колокольня

Мемориал «Непокоренная высота» на горе Колокольня

Грунтовая дорога сельскохозяйственной техникой не используется, но вот дальше, где скоро будет коттеджный посёлок, её раскатали строительной техникой в настоящий многоколейный автобан. Снова техническая остановка — у одного из участников колёса перестали крутиться от налипшей грязи. Добравшись наконец до Малого Забородья, мы немало удивили жителей местного садоводства, отвыкших от выезжающих из полей велосипедистов. Сделав привал у ручья и перекусив, мы подсчитали потери — к счастью, только времени — на километровом «спецучастке».

Дорога по шоссе до Гостилиц промелькнула как одно мгновение — разве что едущая навстречу машина, из-под днища которой вырывались языки пламени, нас слегка озадачила (но всё закончилось хорошо). С дороги, лежащей на возвышенности, как на ладони видны те места, по которым мы совсем недавно проезжали — недаром за эти высоты шли ожесточённые бои.

У мемориала «Гостилицкий» мы снова передохнули и оценили деревенскую жизнь в каких-то пятидесяти километрах от Санкт-Петербурга, заглянули в гостилицкую усадьбу, среди бывших владельцев которой немало известных людей, и въехали на гору Колокольню. Именно отсюда началась операция по полному снятию блокады Ленинграда: 14 января 1944 года на высоте 105.3 были командные и наблюдательные пункты командующего Ленинградским фронтом генерала армии Л.А.Говорова и командующего Краснознаменным Балтийским флотом адмирала В.Ф.Трибуца. Сейчас здесь густой лес, а в войну, после трёхлетней обороны доминирующей высоты, деревьев не оставалось. Пока мы вспоминали родных, чьи жизни неразрывно связаны с Великой Отечественной войной, на гору приезжали и уезжали машины: в последний день праздников люди приезжали отдать дань памяти героям Ораниенбаумского плацдарма.

Обратно ехали быстро: под гору, по Гостилицкому шоссе, бывшему в войну линией фронта, мимо мемориалов «Якорь» и «Атака». Подъехав к ПУНКу, мы решили не возвращаться в Университет, а закончить маршрут в Новом Петергофе, у Приморского мемориального комплекса. В прохладе мемориала, освещённого выглянувшим к вечеру солнцем, разглядываем военные мозаики и высеченный на мраморе список воинских частей и соединений, больше двух лет оборонявших отрезанный от блокадного города плацдарм, откуда начнётся — не может не начаться — победоносное наступление.

Участники поездки убеждены, что традиции велоспорта и велотуризма в Университете сохраняются и что подобные велопробеги могут стать хорошей университетской традицией.

Ю.А.Григорьев

 

Новости СПбГУ