Французский взгляд на петербургский ландшафт
С 30 марта по 3 апреля СПбГУ принимал долгожданных гостей из Франции. Ландшафтный архитектор, руководитель ландшафтного агентства «Дамэ и партнеры», государственный эксперт Франции по вопросам ландшафтной архитектуры и экологии Оливье Дамэ и директор Высшей национальной архитектурной школы Нормандии (г. Руан) Фабьен Фандри приехали в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с преподавателями и студентами образовательной программы «Дизайн среды».
Для Оливье Дамэ, который специализируется на проектировании как парковых так и городских территорий, а также на реконструкции, исторических ландшафтов, это был уже не первый визит в Петербург и вообще в Россию. За последние несколько лет специалист по ландшафтной архитектуре стал известен в нашей стране благодаря своей работе над различными проектами в Иркутске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Москве и в Московской области. Кроме того, господин Дамэ регулярно выступает в качестве члена жюри и оргкомитета выставок и конференций по ландшафтной архитектуре и дизайну, которые проходят в Москве и в нашем городе.
Некоторое время назад, во время очередного визита в город на Неве, Оливье Дамэ заинтересовался деятельностью преподавателей СПбГУ и студентов — будущих дизайнеров среды. Особый интерес вызвали проекты, связаные с территориями Университета, расположенными в Петергофе — Дачей Бенуа и Луговым парком (подробнее об этом читайте в номере №13 (3855) журнала «Санкт-Петербургский университет» от 26 октября 2012 года). Как рассказала руководитель образовательной программы «Дизайн среды» факультета искусств СПбГУ Евгения Павловна Петрашень, сотрудничество с зарубежными коллегами для развития этой образовательной программы в Петербургском университете является приоритетным направлением. Уже есть опыт сотрудничества с американскими преподавателями, ведется совместная работа с немецкими коллегами в рамках международного проекта в Калининградской области, а интерес французской стороны к Петергофским проектам охватывает как варианты совместной научной работы, так и образовательные проекты, что делает их реализацию еще более реальной.
«Мы начали обсуждать с Оливье Дамэ концепцию будущего сотрудничества, результатом которого могут стать фестивали, конференции, мастер-классы французских специалистов в нашем университете, а также международные студенческие обмены или стажировки, — рассказала Евгения Павловна. — Ученый совет факультета искусств эти замыслы поддержал, уже одобрен план мероприятий на следующее лето, сделана заявка на получение гранта. Сейчас мы с французскими коллегами детализируем схему проведения мероприятий, уточняем темы, количество участников и всё, что необходимо учесть и предусмотреть. Возможно, уже этим летом мы сможем, например, организовать мастер-класс Оливье Дамэ для наших студентов на территории Дачи Бенуа и некоторые другие мероприятия».
В подтверждение того, что его интерес к развитию школы ландшафтного дизайна на базе Петербургского университета не является умозрительным, французский архитектор не только приехал сам для проведения переговоров, но и пригласил сюда свою коллегу — французского ландшафтного архитектора и преподавателя Фабьен Фандри. На родине она известна своей работой в Версале и Париже, проектом озеленения острова Сен-Морис в рамках государственной программы по анализу ландшафтного наследия сельских и пригородных районов и малых городов Франции, экспертизой пейзажей холмов Артуа, где проходили сражения в годы Первой мировой войны, созданием ландшафтной школы в городе Лилль и другими проектами. В центре профессионального внимания Фабьен Фандри — проблемы преемственности архитектурных стилей, городского ландшафта, влияние человеческой деятельности на природную среду и ответственность за нее, вне зависимости от масштаба объекта. Как отметил Оливье Дамэ, с Фабьен Фандри его связывают общие позиции и взгляды на развитие ландшафтной архитектуры, схожий подход к работе, суть которого можно выразить в том, что самые интересные проекты рождаются в сотрудничестве с единомышленниками.
Последние несколько лет этот подход госпожа Фандри осуществляет, руководя образовательным процессом будущих архитекторов — она является директором Высшей национальной архитектурной школы (ENSA de Normandie), которая находится в окрестностях Руана — центрального города северной французской провинции Нормандии, всего в двух часах езды от Парижа. Подробнее об истории и современной работе учебного заведения Фабьен Фандри рассказала студентам и преподавателям СПбГУ во время специальной презентации, которая прошла 2 апреля на факультете искусств. Высшая национальная архитектурная школа в Нормандии предоставляет возможность образования по всему спектру профессий, так или иначе связанных с архитектурой, и ориентируется на самые актуальные тенденции развития этих направлений. Образовательный процесс в школе учитывает преимущества ее территориального расположения — близости к столице, и в то же время специфику местного природного ландшафта и богатого исторического наследия, которыми славится древняя Нормандия. Кроме того, школа участвует в экспертной и исследовательской деятельности по оценке состояния и реконструкции объектов в Руане и его окрестностях. При этом даже при разработке учебных студенческих проектов здесь берут за основу реально существующие городские и окрестные территории, нуждающиеся в преобразовании, — точно так же, как работают дизайнеры среды на кафедре дизайна СПбГУ. Но если полноценное оборудование и ресурсы для обучения российских дизайнеров еще остаются проблемой, находящейся в стадии решения, то Французская архитектурная школа оборудована и оснащена всем необходимым для профессиональной творческой работы. Здесь есть база со строительными материалами, ресурсная медиатека, технический и выставочный центры, мастерские и многое другое.
Международное сотрудничество как стимул для новых идей
Одна из важнейших задач, стоящих перед французской Высшей архитектурной школой — развитие связей с другими университетами Европы и Азии, установление международных контактов и партнерских отношений. Поэтому школа организует различные варианты студенческого обмена с учебными заведениями, расположенными как по соседству (например, в Бельгии), так и довольно далеко — во Вьетнаме или Китае. Как считает Фабьен Фандри, это очень важно, ведь современный мир уже немыслим без мобильности и открытости, а развитие творческих идей, прогресс, движение в будущее невозможны без постоянного поиска, знакомства с принципиально другими традициями и национальными культурами. «Вспомните, ведь еще в XVIII и XIX веке проходил этот культурный, творческий, профессиональный обмен. Русские художники и архитекторы учились у французских мастеров и возвращались работать на родину с приобретенным там опытом, а французы учились, например, у русских балетмейстеров и танцовщиков, которые приезжали во Францию. Без этого нет будущего. Когда приезжают специалисты из-за рубежа, происходит обмен национальными традициями, культурными тенденциями, личным видением и опытом тех или иных специалистов, происходит взаимное обогащение. И это также очень интересно и студентам», — отметила госпожа Фандри.
Реакция студентов СПбГУ оказалась вполне предсказуемой — воспользоваться возможностью поучиться у французских специалистов захотели многие: от первокурсников до студентов магистратуры. А так как в сотрудничестве заинтересованы обе стороны, то вопрос остается только в организации, в выборе официальных программ взаимодействия, которые может предложить Петербургский университет и которые будут приемлемы для французской Высшей архитектурной школы.
«Например, мы уже думаем о проведении совместных Летних школ. Кроме того, Фабьен предложила мне приехать с ответным визитом в её школу в январе 2014 года, принять участие в работе аттестационной комиссии и сделать презентацию нашего проекта для студентов, чтобы определить степень их заинтересованности, а следующим летом можно будет организовать визит первой французской студенческой группы к нам, — рассказала Евгения Петрашень. — Пока это первоначальные замыслы, но мы разрабатываем различные возможности и варианты. Для нас это сотрудничество является очень перспективным, позволяет выйти на новый уровень подготовки дизайнеров среды. Кроме того, контакт непосредственно с самим руководителем учебного заведения, известным профессионалом-практиком, поможет нам понять суть образовательных методик французской школы, а это довольно редкая, просто уникальная возможность».
Конечно, различий российской и французской образовательной системы в области ландшафтной архитектуры и дизайна среды немало. Из них весьма существенным является, в частности, лицензирование. Это третья обязательная ступень образования архитектора после трехлетнего бакалавриата и двухлетней магистратуры во Франции. Лицензирование длится год, и только после него архитектор может приступать к работе над самостоятельными проектами — подобно врачу, он несет ответственность за жизнь и здоровье людей, окружающую среду и историко-культурное наследие. Во Франции уже около 20 лет действует закон, при котором любое новое строительство, возведение зданий, сооружение дорог, благоустройство, должны согласовываться с экспертами — специалистами по ландшафтному дизайну, которые избираются профессиональным союзом. Вопросы ландшафта и экологии решаются в комплексе, объединены на уровне государственных комиссий и экспертиз. В результате многочисленных согласований и обсуждений, до стадии практической реализации допускается только тот проект, который полностью устраивает все заинтересованные стороны – и проектировщика, и инвестора, и администрацию, и жителей населенного пункта, где реализуется проект. Ландшафтные архитекторы становятся частью единой команды специалистов градостроителей, архитекторов, художников, дизайнеров, инженеров, которые работают вместе над комплексными объектами. Безусловно, как отметил Оливье Дамэ, это значительно удлиняет срок работы над проектом, которая может длиться до 10 лет, но если благодаря такой системе в проекте городской среды предусмотрено практически всё — возможность для отдыха людей, экологическая безопасность, забота об историческом наследии, доступность объектов экономической инфраструктуры, — то возможные риски сводятся к минимуму.
Это понимание особой социальной функции ландшафтного дизайна — как раз один из аспектов, который французские коллеги и стремятся, и могут перенести, привить на российскую почву. Прежде всего, конечно, на самом начальном этапе — при подготовке будущих специалистов. Как отметила Евгения Петрашень, дискуссии о дополнительном лицензировании архитекторов уже идут и в Петербургском Союзе архитекторов. А пока этот этап образования может быть подготовлен именно благодаря партнерским отношениям двух вузов — российского и французского. Студенты из Петербурга, проходя обучение у французских специалистов, отправляясь во Францию по программе обмена или стажировки, могут обучаться современным технологиям и методикам строительства, позволяющим контролировать и улучшать состояние окружающей среды. С другой стороны, в России есть чему поучиться и французским студентам — например, воспользоваться уникальной возможностью изучить традиционную деревянную архитектуру, замечательным образцом которой является дача М.Н.Бенуа. Её архитектор, знаменитый русский зодчий Леонтий Николаевич Бенуа, кстати, был внуком выходца из Франции. «Получается, что, с одной стороны, у нас с французскими коллегами много общего в истории и культуре, архитектурных традициях и наследии. А с другой стороны, — мы словно выходим на новый виток сотрудничества, профессионального обмена, который связан с тем, что в России еще сохранились традиционные методики конца XIX века и новаторские образовательные идеи конструктивизма начала ХХ века, которые вызывают живейший интерес у французских коллег. А также мы обладаем уникальными объектами, которые можно задействовать в образовательном процессе, а французы обладают новыми технологиями, которые нам так необходимы для выхода на международный уровень. И каждая сторона может быть полезна для другой, — подчеркнула Евгения Павловна.
Очевидность исторических параллелей на новом этапе российско-французского сотрудничества в сфере создания городской среды и благоустройства отметил и Оливье Дамэ. Повидав немало российских городов, ландшафтный архитектор признает за Петербургом особую роль и особую значимость в деле воспитания нового поколения специалистов. Ведь на протяжении нескольких веков в город на Неве приезжали работать те, кого можно назвать своего рода предшественниками нынешних французских гостей в СПбГУ — как их соотечественники, так и итальянские, немецкие, голландские, английские художники и мастера, сообща создавшие уникальный город. «Поэтому Петербург трудно назвать типичным русским городом, он скорее пример сотрудничества специалистов самых разных направлений. Пример, который как раз и показывает нам, чем может быть ценно международное сотрудничество и сегодня», — заметил Оливье Дамэ.
Дача Бенуа — будущая лаборатория талантов
Фабьен Фандри, несмотря на то что этот визит в Петербург для нее оказался первым, также успела составить впечатление об особенностях нашего города. Например, в отличие от французских городов, в Петербурге среда редко обустроена так, чтобы максимально взаимодействовать с человеком, создавать контакт с ним на уровне глаз. Чрезмерно большие пространства вымощены или покрыты асфальтом или другими искусственными материалами, не чередуются, не «облегчаются» фрагментами живой природы. Для европейца это выглядит очень странно. В то же время, французскую гостью просто поразил резкий контраст между обширными застроенными и освоенными городскими территориями и первозданно нетронутыми просторами Финского залива, которые открылись ей при поездке на территорию Дачи Бенуа.
«Это огромное заснеженное пространство просто восхитительно, это словно “Рука мира”!» — не скрыла свой восторг госпожа Фандри и отметила, что хотела бы привезти сюда своих студентов именно зимой. Как подчеркнул Оливье Дамэ, этот контраст вообще характерен для петербургских пейзажей и является основной точкой притяжения внимания современных европейских архитекторов. «Где бы вы ни находились в Петербурге, вы рано или поздно оказываетесь между освоенной городской средой и дикой нетронутой природой, полной жизни. Во Франции вы видите вокруг себя прекрасные сады, живописные деревни, отличные дороги, вокруг вас нет ничего опасного. В России вы практически везде можете увидеть дикое, опасное, загадочное пространство, будь то море, горы, тундра, лес. Для нас это очень интересно».
По мнению Фабьен Фандри, на Даче Бенуа как раз проходит граница между природным диким пейзажем и территорией, которую человек уже освоил, где есть здания, следы его работы. «Две зоны находятся по разные стороны от пограничной линии, и взгляд может мгновенно перемещаться из одной зоны в другую. Это открывает невероятные возможности для проектирования, для творчества. В наши дни перед архитектором часто встает вопрос — строить ли что-либо на этом месте или нет? А если не строить, то что делать с тем или иным пространством? Современный ритм жизни подразумевает постоянное строительство, постоянное освоение территории. Но иногда — как, например, на Даче Бенуа — от этого строительства нужно отказаться, и найти другие способы очистить, улучшить пространство, сделать его привлекательным и комфортным, но не за счет вторжения в природу, в ее замысел. Нужно найти такое решение, которое помогло бы нам поделиться нашими эмоциями, которые возникают при взгляде на этот пейзаж, залив, небо, и передать их следующим поколениям. Собственно, в этом и состоит ответственность ландшафтного архитектора – сохранить связь между прошлым и настоящим, между прошлым и будущим, мы должны быть «переходным мостиком» между «вчера» и «завтра», преодолевая ограничения, которые накладывают на нас потребности данного, настоящего момента».
«Порой в процессе выполнения проекта, стараясь учитывать все, что необходимо на данный момент, мы теряем первоначальные эмоции, то впечатление, которое хотелось бы передать. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждой детали, каждой составляющей проекта, — добавил Оливье Дамэ. — Для такого города, как Петербург, это весьма актуально — достаточно вспомнить обсуждения проекта башни Газпрома. Там речь шла как раз о том, чтобы защитить, сохранить для будущих поколений классический вид Петербурга. Современные проекты иногда очень серьезно меняют существующую ситуацию, и поэтому их нужно постоянно обсуждать».
Студенческие проекты по Даче Бенуа, уже выполненные в рамках дипломных магистерских работ, убедили французских специалистов, что эта университетская территория обладает не только творческим, но и огромным образовательным, воспитательным потенциалом. Это место может стать научно-экспериментальным центром, где буквально на глазах преподавателей рождаются, развиваются и реализуются идеи и разработки студентов. А преподаватель, наблюдая и направляя этот процесс, может понять, куда двигаться дальше. Вообще, как подчеркнула Фабьен Фандри, в работах студентов процесс их выполнения гораздо важнее результата, только в процессе можно понять, насколько вырос студент, создавая тот или иной проект. Поэтому трудно судить о таланте и способностях петербургских студентов по готовым работам. Тем не менее некоторыми оценками ландшафтный архитектор смогла поделиться, познакомившись, например, со ставшим уже традиционным для первокурсников первым заданием второго семестра — проектом входных ворот на территорию Дачи Бенуа. Как рассказала Евгения Петрашень, так как здесь предусмотрено целых три места для входа и въезда, студенты имели возможность выбора одного из вариантов ситуации. В итоге появилось множество разнообразных идей, совершенно отличающихся о того, что делали первокурсники в прошлом году. Интересно, что отмечая лучшие из проектов, гости из Франции выбрали те же, что уже были одобрены преподавателями СПбГУ.
«Например, очень интересными показались те варианты ворот, которые позволяют быть на виду всем составляющим пейзажа, открывают его как витрина, представляют его словно некое сценическое действо, завораживающее зрителя, показывают, посылают сигнал, что здесь находится нечто особенное. Это даже не совсем ворота, а скорее обозначение ворот, которые готовы исчезнуть, чтобы открыть нам вид на пейзаж, — сказала Фабьен Фандри.
Впрочем, и другие студенческие работы по Даче Бенуа заинтересовали ландшафтного архитектора — в первую очередь как раз потому, что это позволило познакомиться с иным видением, иным подходом, обусловленным различием культур и традиций. Легко представить, что в недалеком будущем эта часть университетских территорий станет местом притяжения и концентрации самых разных взглядов, способов, методов, технологий дизайна среды. Своего рода экспериментальной лабораторией, где можно, например, изучать экологические системы, конструировать их в природной среде, оборудовать пункт наблюдения за ними, изучать архитектурные традиции благодаря сохранившимся объектам, в своего рода музее — только не законсервированном, застывшем, а живом, взаимодействующим с современными исследователями, связывающим историю и завтрашний день.
«Это место можно сравнить с землей, которая живет, дышит, что-то принимает в себя и что-то производит. Или с сердцем, которое бьется и обеспечивает кровью весь организм. Это непрерывный процесс, который необходимо поддерживать, не давать ему остановиться», — отметила Фабьен Фандри. С этим мнением Евгения Петрашень совершенно согласна: «На мой взгляд, Дача Бенуа может стать своеобразной питательной средой для будущих профессионалов и новых идей. Финский залив, памятники архитектуры, Петергофские дворцы, люди, которые здесь живут — всё, что окружает нас здесь, проникает внутрь, и невозможно оставаться к этому безразличным. И появляются новые мысли, новая архитектура».
Российские ландшафты ждут профессионалов
Франция — признанная родина ландшафтного искусства с уже многовековыми традициями, и стремление обращать внимание на то, что находится вокруг, и изменять его к лучшему уже давно стало особенностью национального характера. В России, несмотря на богатое историческое наследие, эта привычка еще не прижилась и носит пока эпизодический характер. Понимание того, что ландшафтный дизайн — это не прерогатива частных владений, не предмет роскоши, а важная часть социальной жизни, которая должна быть общественной и доступной, в нашей стране приживается медленно. Поэтому для тех, кто уже совсем скоро приступит к профессиональной работе как самостоятельный дизайнер среды, то есть магистров второго года обучения, весьма полезным и познавательным оказался импровизированный семинар, который провел Оливье Дамэ.
Например, одна из дискуссий была посвящена актуальному сегодня для европейских дизайнеров вопросу об освещении зеленых территорий. Сегодня существует два направления ландшафтного дизайна с прямо противоположными взглядами на этот вопрос. Архитекторы, специализирующиеся в основном на городском ландшафте, как правило, оснащают объекты искусственной подсветкой. Для России, особенно северных областей, где световой день большую часть года довольно короткий, это особенно актуально, и обойтись без фонарей трудно. А сторонники естественного, экологического дизайна, к которым относятся и Оливье Дамэ, и Фабьен Фандри, считают оборудование освещения в саду или парке излишним. Как и в любой природной среде, в созданном ландшафте растения подчиняются естественным световым циклам, по которым живут и насекомые, и птицы, и животные. Искусственный свет негативно влияет на их биологические ритмы, например, нарушается даже механизм миграции птиц, появляются другие экологические проблемы.
Сейчас такой подход в Европе становится все более распространенным. Как рассказал Оливье Дамэ, если лет 10 назад «зеленая» архитектура стала настоящей революцией, и молодые дизайнеры, предлагавшие такие проекты, пользовались огромным успехом, то сегодня это уже воспринимается как норма. «Зеленые» города — уже не далекая мечта о будущем, а реальность, которая постепенно занимает все новые и новые пространства.
Но в России в этом направлении делаются еще только самые первые шаги. И поэтому именно здесь, как считает Оливье Дамэ, перед молодыми проектировщиками открывается огромное поле деятельности. Прежде всего в области именно общественного ландшафтного дизайна, которому несколько десятилетий практически совсем не уделялось внимания. Став автором такого проекта, как, например, реконструкция городского парка «Алые паруса» в Воронеже, Оливье Дамэ на собственном опыте смог убедиться, как интересная, привлекательная, продуманная специально для удобства и удовольствия людей концепция еще на стадии замысла меняет отношение, мировоззрение жителей. Например, этот парк был задуман не просто красивым, с цветниками и газонами, но и функциональным: с пешеходными, велосипедными и роликовыми дорожками, игровыми зонами для детей, футбольным полем, площадками для собак, кафе, восстановленными спустя много лет «Зеленым театром» и танцплощадкой, и даже Аллеей птиц, где можно познакомиться с жизнью обитателей парка.
«Действительно, мы находимся в самом начале возрождения ландшафтной архитектуры в России, — отметил господин Дамэ. — Я побывал во многих российских городах и, конечно, знаю, что ландшафт — не самая острая проблема, когда нужно приводить в порядок больницы, школы… Тем не менее я считаю, что лет через пять-десять ландшафтная архитектура начнет завоевывать свои позиции, станет неотъемлемой составляющей, признаком качества жизни. И процесс уже начался. Достаточно вспомнить реконструкцию Летнего сада — это первый пример восстановления исторического городского сада. Приходят новые поколения, люди все больше ездят, путешествуют по миру, по Европе, видят, как меняются там города, перенимают эти идеи, этот опыт. Сознание, отношение людей меняется, и нужно этому способствовать. Так, сегодня для многих критерием жизненного успеха является обладание мощной красивой машиной. Машины заполняют города, хотя все знают, как плохо это влияет на экологию, качество жизни, здоровье. И вот, мы уже не хотим видеть повсюду автомобили и организуем подземные парковки, людям приходится платить за парковки, за въезд в центр города и постепенно они начинают перемещаться в городе без машин. Например, появление платных парковок в Москве можно считать таким первым шагом. С этого начинается переустройство жизни в городе. В Европе этот процесс занял 15–20 лет. Думаю, что пройдет 10 лет, и ситуация начнет меняться и в России».
Татьяна Семме