Главная » Исследования университетских ученых

Учиться вместе с мамой

Мария Юрьевна Солодунова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адапта- ции и психологической коррекции личности СПбГУ.

Мария Юрьевна Солодунова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адапта- ции и психологической коррекции личности СПбГУ.

Посещение групп раннего развития вместе со своими детьми позволяет матерям более объективно оценивать своих чад. К такому выводу пришли психологи СПбГУ в ходе исследовательского проекта «Развитие детей раннего возраста в различных системах психолого-педагогического сопровождения».

Проект поддержан грантом Российского гуманитарного научного фонда и проводится совместно с Центром семейной поддержки и развития. В пилотном исследовании приняли участие 12 детей в возрасте от одного года до 2,5 лет. Цель исследования — изучить влияние развивающих групп различного типа на области детского развития. В частности, сравниваются изменения показателей развития детей после посещения занятий в рамках трех групп: интеллектуальной — направлена на формирование познавательных умений (счет, чтение, цвета, развитие мышления, памяти, внимания); творческой — направлена на формирование когнитивных навыков и развитие эмоциональной сферы (лепка, рисование, творчество с использованием разных материалов); тодлеровской, или группы социализации — направлена на формирование и развитие навыков взаимодействия между мамой и ребенком и на гармонизацию развития личности ребенка в целом. При этом присутствие мамы на занятиях в интеллектуальной группе не предполагается, в творческой — только на период адаптации ребенка, а вот на занятиях в тодлеровской группе присутствие мамы является обязательным условием.

Взглянуть объективно

Перед началом занятий (дети посещали их в течение двух месяцев два раза в неделю) исследователи выдавали матерям специальный опросник, в котором они оценивали различные области развития своих малышей. Параллельно такую же оценку проводили и эксперты. Оказалось, что оценки развития ребенка матерями и экспертами сильно расходились. Однако этот показатель почти выровнялся после посещения мамами занятий своего ребенка в группах раннего развития. Психологи предположили, что посещение ребенком занятий и включение матери в процесс оценки развития экспертом позволяет матерям уточнить свои представления об уровне развития ребенка и способствует более объективной его оценке. Что, безусловно, благотворно скажется на качестве общения между родителем и ребенком и сделает их отношения более гармоничными.

«Мы хотели бы вернуться к истокам, к тем временам, когда мамы больше времени проводили с детьми в первые годы их жизни. Необходимо, чтобы мамы понимали ценность своего пребывания с ребенком. Ведь это, по сути, вклад в его дальнейшее развитие, и в его будущую жизнь в целом», — так обозначила задачу проекта его руководитель, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности СПбГУ Мария Юрьевна Солодунова.

Сегодня программы раннего развития детей крайне востребованы со стороны родителей. Как следствие, рынок услуг для детей вырос — к услугам заботливых родителей частные детские сады, репетиторы, няни, курсы иностранных языков, образовательные центры для малышей и многие другие учреждения, предназначенные для развития детей раннего возраста (речь идет о малышах от одного года до 3 лет). Однако, по мнению психологов СПбГУ, зачастую предлагаемые на рынке программы раннего развития лишают ребенка эмоционального контакта с мамой и направлены на развитие навыков, для которых ребенок еще слишком мал, или направлены на развитие одной группы компетенций, в результате чего страдают другие. Поэтому психологи СПбГУ решили предложить родителям альтернативную форму — тодлеровскую, или группу социализации.

Вместе с мамой

Что собой представляют тодлеровские группы? В переводе с английского тодлер — это ребенок, начинающий ходить. Тодлеровская группа фактически похожа на клуб, куда приходят мамы с малышами. Детки играют, а мамы за ними наблюдают. Наблюдают, как ребенок общается с другими детьми, получает опыт первых контактов со сверстниками. Также мамы с помощью специалистов помогают ребенку выстраивать отношения с другими детьми. Например, психологи вместе с мамами учат малышей меняться игрушками с другими детьми, предлагать игры и т.п. Таким образом, мамы не только моделируют поведение ребенка, но и имеют возможность смотреть, как другие родители решают те же трудности, с которыми они сталкиваются сами. Если же специалисты видят, что у ребенка существует проблема, которую нужно обсуждать в частном порядке, они приглашают маму с ребенком на индивидуальное общение и разговаривают с детьми. Подобная система помогает ребенку развиваться гармонично практически во всех сферах, ведь личностное развитие, как рассказала Мария Солодунова, формируется в общении с близким взрослым.

Изучив детей в разных группах, психологи пришли к выводу, что дети в тодлеровской группе не уступают в своем развитии сверстникам, которые посещают специальные занятия, нацеленные на тренировку конкретных областей развития. С точки зрения психологов СПбГУ, это связано с тем, что детей сопровождают мамы. «Если мамы нет рядом, никто другой не расскажет ребенку так подробно о нем самом и не научит чувствовать свои порывы и потребности, как это сделает самый близкий человек — мама», — глубоко убеждена Мария Юрьевна. К тому же, психологи установили, что мамы прибегают к услугам няни не только потому, что они вынуждены работать, а большей частью потому, что они устают от детей и хотят отвлечься. А в тодлеровских группах такая возможность предоставляется. «В группах социализации создается пространство, где мамы получают удовольствие, наблюдая за детьми, общаются с другими мамами, обмениваются опытом. Таким образом, тодлеровская группа — это в первую очередь поддержка для мамы», — считает Мария Юрьевна. А самое главное, поддержка мам психологами осуществляется легко, непринужденно и ненавязчиво.

Исследование продолжается. Его окончательные итоги будут подведены в декабре 2013 года.

Дзера Газданова

 

Новости СПбГУ