Главная » Образовательные программы

Университет & Опера

В 2012 году в Университете стартовала новая образовательная программа — «Вокальное искусство». Педагоги СПбГУ и  Академии молодых певцов Мариинского театра обучают девятерых студентов — будущих артистов оперной сцены. Пока юные таланты только постигают азы мастерства.

Марина Лукашок

Марина Лукашок

Студентка образовательной программы «Вокальное искусство» Марина Лукашок поделилась впечатлениями от первого учебного года.

— Марина, почему вы решили обучаться оперному пению именно в СПбГУ?

— Так как для меня это не первый опыт получения музыкального образования, то не буду скрывать, что решающим фактором было то, что программа осуществляется совместно с Академией молодых певцов Мариинского театра. В городе этой специальности обучают в нескольких вузах, но именно в программе СПбГУ возможности и традиции Университета и театра сочетаются с доверием к руководителям и педагогам.

— Я знаю, что у всех студентов программы «Вокальное искусство» есть постоянный пропуск в Мариинский театр.  Часто ли вы ходите на спектакли, насколько это важно для вас?

— Чтобы учиться у великих, нужно дышать с ними одним воздухом. Имея доступ к закулисной жизни театра, можно постигать неписаные, негласные законы этой сложной профессии. Когда ты видишь, как ежедневно трудятся солисты театра, то тебе хочется брать с них пример. Ты понимаешь, что значит «конкуренция». Ты понимаешь, что значит дисциплина. Также ты перенимаешь их черты характера, навыки в общении и самопрезентации, которые помогают реализовывать себя в среде.

Кроме того, педагоги и руководители, непосредственно отбирающие певцов для спектак­ля, имеющие за плечами грандиозную карьеру, лучше понимают, что именно требуется от современного певца и чему его нужно учить, от этого возникает большее доверие и случается меньше разногласий.

Возможность посещать спектакли и репетиции также помогает в обучении. После спектакля вместе с педагогом можно обсудить вокальную технику запомнившегося солиста, сложности конкретной партии или сценического рисунка постановки.

— Многие занятия проходят в формате мастер-классов. Как вы относитесь к такому методу обучения?

— Система мастер-классов, которой придерживаются в Академии, поначалу мне не нравилась, так как я была приучена к индивидуальным занятиям. Кроме того, в процессе обучения студенты естественно допускают разные технические ошибки, и если учесть, что артисты в принципе склонны к обезьянничанию, а неопытные певцы при прослушивании подстраиваются под вокальную позицию поющего, то можно очень легко заучить чужие оплошности и проблемы. Скажу за себя — я опасалась  к своим недостаткам добавить чужие. Но недавно я заметила, что разбирая произведение, которое в прошлом семестре прослушала более сотни раз, не только не повторяю ошибки своей однокурсницы, но и предвосхищаю их, вспоминая советы педагога в разных конкретных ситуациях. Таким образом, я могу научиться и на чужом отрицательном опыте.

— И не только на отрицательном. Ведь преподаватели, отвечающие за профессиональные дисциплины, — знаменитые оперные певцы, с опытом работы в лучших театрах мира…

На экзамене по вокалу

На экзамене по вокалу

— Да, я, например, благодарна судьбе за знакомство с Ларисой Абисаловной Гергиевой. В ее лице я встретила мудрейшего наставника и руководителя. До того как я очутилась в Академии, я слышала разные мнения о здешней учебе, взаимоотношениях и иерархии. Но погрузившись в среду, заметила, что с задачей руководить огромным коллективом молодых творческих людей, полных амбиций и стремлений, когда кому-то уготован успех грандиозный, а кому-то очень скромный, Лариса Абисаловна справляется блестяще. Во всем театре в целом, и в Академии в частности, культивируется атмосфера, направленная на работу. Ничто не должно отвлекать от главного — искусства. Этого, к сожалению, нельзя сказать о других музыкальных вузах…

Также мне посчастливилось заниматься у великолепной певицы и отзывчивого человека — Галины Владимировны Горчаковой. Артисты ее уровня, когда идут преподавать, как правило, из-за плотного графика не имеют возможности вести занятия часто. Но Галина Владимировна проводит все уроки, отдаваясь процессу полностью: тебя учит не табличка с именем заезжего гастролера на двери, а живая легенда.

Для себя я отметила, что чем выше взятые карьерные высоты, тем педагог лучше понимает, что главное, а что второстепенное. Также замечу, что представления о качестве звука и приемы взяты не из учебников, а опробованы на себе и высоко оценены лучшими дирижерами на лучших сценах мира. Наши наставники имеют свои собственные карьеры и живут интересной творческой жизнью, что дополнительно подстегивает брать с них пример.

— Другие обязательные предметы на таком же высоком уровне?

— И в Академии, и в Университете собраны лучшие педагогические силы. Замечу, что статус Университета позволяет иметь собственный учебный план, который сильно отличается от аналогичных в Консерватории и в других местах. У нас большая нагрузка по иностранным языкам. Сейчас идут обязательные для всех универсантов английский и итальянский, позже будут испанский, французский и чешский языки. Актерское мастерство нам преподают не два, а четыре года. Среди общих предметов нет ничего лишнего, а программы по теоретическим дисциплинам заточены именно под нужды современных певцов. Например, на сольфеджио нас учат одновременно петь с листа и самим себе аккомпанировать.

— Трудно справляться с такой насыщенной программой занятий?

— Естественно, такой учебный план подразумевает насыщенное расписание. Мы учимся без выходных, так как в театре есть занятия по воскресеньям. Занимаемся в разных зданиях, в том числе в самом театре. Певцам, как и всем музыкантам, нужно заниматься ежедневно, разучивая партии и программы. Кроме того, по многим предметам дают домашнее задание или самостоятельный проект, поэтому свободного времени практически нет. В первом семестре было очень сложно привыкнуть к такой нагрузке, иногда организм сам устраивал себе «выходные дни». Но я также понимаю, что работа оперного певца — это насыщенный график, большие нагрузки, переезды, репетиции и тренировки. Поэтому я отношусь к этому как к еще одному элементу погружения в будущую карьеру, и серьезно подхожу к режиму, спорту, восстановлению эмоциональных и физических сил, планированию времени и жизни: кто не успел — тот опоздал. Зато у нас уже на первом курсе есть шанс почувствовать на своей шкуре, что значит быть певцом, и соотнести свои возможности с требованиями профессии.

— Какой вы видите свою дальнейшую карьеру?

— Говорить о дальнейшей карьере пока рано, ведь я на первом курсе. Я очень хочу дойти до диплома, максимально отдаваясь учебе. Конечно, хотелось бы петь в театре. Но загадывать не буду — на что наработаешь, то и получишь.

Беседовала Мария БЛАЖНОВА

 

Новости СПбГУ