Главная » От теории к практике

Сколько правды в наших воспоминаниях?

Не всем нашим воспоминаниям можно доверять. Люди склонны достраивать картину увиденного и в некоторых ситуациях создавать ложные воспоминания. Этот феномен активно изучается в мире с 70-х годов прошлого века, а недавно психологи СПбГУ продемонстрировали данный феномен в оригинальных экспериментах.

Полина Ямщинина

Полина Ямщинина

Испытуемым показывали портретные фотографии известных людей — писателей, актеров, политиков, музыкантов, — например, Мэрилин Монро, Жерара Депардье и Влади­мира Маяковского. Только вниманию испытуемых в одном случае предоставлялись целые фотографии, а в других — те, на которых изображена лишь половина лица знаме­нитости.  Через неделю испытуемым сложно было сказать: ви­дели они целую фотографию или лишь половину от нее. Лишь немно­гим более 21% всех испытуемых смогли правильно вспомнить, что неделю назад им показывали половину, а  не целую фото­графию. «Участники исследования испытывали трудности при необ­ходимости воспоминания той части информации, которая на этапе ее предъявления была сге­не­рирована до целостного образа, — объяснила эффект, получен­ный Н.В.Морошкиной, участник проекта Полина Ямщинина. — Это связано с эффектом генерации (эффект, при котором люди лучше вспоминают ту информацию, которую сами придумали). Человек попросту достраивает части образа до целого уже на этапе обработки информации. Поэтому испытуемые зачастую не могли идентифицировать, какие именно части объекта были им ранее предъявлены». В результате, когда испытуемым показывали целую фотографию,  у них создавалось ложное воспоминание о том, что именно этот объект они уже видели. Хотя неделю назад видели они лишь половину от фотографии.

В ходе другого эксперимента испытуемые работали с парами фотографий скаковых лошадей. Психологи просили выбрать из лошадей, изображенных на снимках, ту, которая, по мнению испытуемых, выиграет скачки. Далее, в ряде случаев участникам показывали фотографию отвергнутой изначально лошади, создавая у них впечатление о том, что именно ее они и выбрали вначале как фаворита, и просили обосновать свой «выбор». На третьем этапе исследования испытуемым предлагали вспомнить выбранные ранее варианты. Каково же было удивление исследователей, когда испытуемые не только «вспомнили» выбор  лошади, которую изначально отвергли, так еще и подбирали аргументы, обосновывая предъявленную дезинформацию. «Например, изначально испытуемые отказались делать ставку на лошадь в связи с тем, что она слишком толстая для того, чтобы выиграть скачки. При этом в ходе анализа интерпретаций выяснилось, что испытуемые приписывали ложным выборам аргументы в пользу собственных выборов. Были, например, такие случаи, когда испытуемый объяснял выбор снимка (при этом ему предъявлялась менее поджарая лошадь), теми же аргументами, что и собственный выбор, описывая лошадь на снимке как поджарую и сильную. Впоследствии испытуемый был уверен, что изначально выбрал снимок более крупной лошади, считая при этом, что она «более поджарая».

Выяснилось, что участники исследования, использовавшие в ходе интерпретации сравнительные конструкции «не такой…, как», «…., в отличие от…», приписывали характеристики выбранной лошади той, которую изначально отвергли как не обладающую этими качествами. Вероятно, посредством сравнений испытуемые убеждали самих себя в том, что они сделали ставку именно на не выбранную лошадь, считают исследователи. «Важным результатом исследования стало то, что  мы наблюдали, как испытуемые «вспоминали» выбор, которого не делали. Вероятно, интерпретация дезинформации оказала влияние на формирование ложных воспоминаний у участников исследования об их выборе», — уверена один из авторов исследования Полина Ямщинина.

Маркетологи и специалисты в области рекламы давно используют факторы формирования ложных воспоминаний для корректировки имиджа компаний и продвижения товара. Так, например, в 70-е годы прошлого века посетитель кафетерия «Wendy’s» нашел в своем блюде человеческий палец. Это вызвало скандал, и столики кафетерия опустели. Чтобы вернуть посетителей, знаменитой американской исследовательницей и первооткрывателем феномена ложных воспоминаний Элизабет Лофтус и ее коллегами была запущена реклама кафетерия, построенная так, чтобы сформировать у аудитории «автобиографические воспоминания» о том, что с ними не происходило. А именно, реклама рассказывала о том, как в кафетерий «Wendy’s» жители города всегда ходили всей семьей, и как при этом всем было весело и хорошо. Через некоторое время люди поверили, что «вспомнили» эти «старые добрые времена», и посетители вернулись в кафе.

Судя по всему, нам стоит чаще задавать себе вопрос: «Это было на самом деле?»

Вера Свиридова

 

Новости СПбГУ